Технологическая карта урока русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Предмет русский язык

Класс 5А, 5Б

Автор УМК Е.А.Быстрова

Тема урока 6. Речевой этикет

Тип Открытие нового знания

Цель: создать условия для осознания обучающимися важности умения употреблять разнообразные формулы речевого этикета, выраженные как словами, так и словосочетаниями, в зависимости от ситуации общения.

Задачи:

Образовательная: способствовать закреплению нахождения и объяснения орфограмм в корне слова; познакомить с терминами Этикет, этикетные слова, речевая ситуация.

Развивающая: продолжать формировать коммуникативно-речевые умения, а также умение подбирать необходимые для конкретных речевых ситуаций слова.

Воспитательная: способствовать формированию навыков нравственного поведения, культуры общения и культуры личности.

Планируемые результаты:

Предметные: способствовать закреплению нахождения и объяснения орфограмм в корне слова; познакомить с терминами Этикет, этикетные слова, речевая ситуация.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: мультимедийная аппаратура, компьютер, учебник.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности

1) Приветствие учителя с учащимися.

- Я очень рада видеть вас! Ребята повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите: «Здравствуй или привет!» Пусть улыбка и хорошее настроение будут вашими помощниками сегодня.

Теперь я вижу, что настроение у вас хорошее. Можно начинать урок. Благодарю вас, спасибо, садитесь.

Спинки держим прямо! Следим за правильной осанкой!

2) - Наш урок мне хочется начать со слов из письма Дмитрия Сергеевича Лихачева (фото), советского и российского филолога, академика Российский Академии наук, автора трудов, посвященных истории русской литературы и культуры. Подумайте, о каком важном и так нужном в наше время качестве человека говорит Дмитрий Сергеевич?

«Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и … у самого себя…

Надо только знать, что такое настоящая воспитанность…

В основе всех хороших манер лежит забота - забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.

Надо уметь не мешать друг другу… Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным и… красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна». И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл. Не думайте, что хорошие манеры - это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть…»

(О воспитанности).

- Есть ли в вашем классе воспитанные ученики?

- Почему вы считаете их воспитанными?

- Итак, подведём итог всему сказанному: воспитанным человека можно назвать, если он не мешает людям, заботится о чувствах окружающих и уважает их.

3) Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.

Актуализация знаний:

- Над какой темой мы сегодня будем работать, вы мне скажете, отгадав ключевое слово темы нашего урока.

Отгадайте загадки, а для ответа по теме урока нам понадобится только первая буква.

  1. Эта буква роет ямы,
    Вторит окрику упрямо
    И на палочке потом
    Шоколадным тает льдом.
    Ответ: буква Э
    (экскаватор, эхо, эскимо) !!! (Все буквы записываем на доске)

  2. Живет в нем вся Вселенная,
    А вещь обыкновенная.
    (Телевизор)

  3. Тебе дано,
    А люди им пользуются.
    (Имя)

  4. Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)

  5. Енот жуёт, жуёт енот,
    Ежевику он жуёт,
    И на розовой стене
    Он рисует букву ... Е

  6. Она на антенну похожа
    И на зонт как будто тоже. (буква Т).

Слово - этикет.

4) Целеполагание: Очень важным аспектом речи является ежедневное поведение человека в общении с другими людьми, его способность разговаривать учтиво, вежливо, то есть, соблюдая правила речевого этикета. Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях.

Сообщение темы и цели урока. Итак, сегодня мы будем говорить о речевом этикете.

Тема нашего урока: «Речевой этикет».

Запишите в тетради тему и попробуйте сформулировать цель урока.

Цель нашего урока:

  1. познакомиться с понятием речевой этикет;

  2. учиться употреблять этикетные слова в различных речевых ситуациях.

Словарная работа:

- Прочитайте слово ЭТИКЕТ про себя, а теперь вслух по слогам, хором. Запишите слово «этикет» в тетрадь.

- Какая орфограмма нам встретилась?

(Непроверяемая гласная в корне слова).

- Разобьём слово для переноса и запишем рядом: Этикет - эти-кет. Давайте попробуем определить лексическое значение данного слова.

- Проверим, правильно ли мы определили значение этого слова по слайду №

Учащиеся приветствуют друг друга.


Чтение про себя, затем выразительно вслух читает один из учеников.


Дети дают развернутый ответ на поставленный вопрос.

Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.











Непроверяемая безударная гласная в корне.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

1) - С чего чаще всего начинается любое общение? С этого и я начала урок с вами.

- Какое самое распространенное приветствие?

- Какие вы ещё знаете слова приветствия?

- А что значит слово «здравствуйте»? Зачем нужно здороваться? Поработайте с соседом по парте.

-Обратимся к учебнику на стр. 31. Прочитаем текст «Зачем нужно здороваться» и проверим, правильно ли мы ответили на заданные вопросы. (Учитель выразительно читает текст)

- Выпишите однокоренные слова к слову ЗДОРОВАТЬСЯ.

Проверьте себя и оцените.

- С приветствия.

- Здравствуйте.

- Добрый день, добрый вечер, доброе утро, привет.

Работа в парах.


Здравствуйте, выздороветь, здоровье, здоровым

3. Первичное усвоение новых знаний

- От каких условий зависит то, что мы говорим? Прочитайте пункт 2 нашего П. 6 (стр. 29) и выпишите в столбик главные слова, выделенные жирным шрифтом.

- Это будет формула речевого этикета.

- Используя теоретический материал 3 и 4 П.6 (стр. 29), сформулируйте правила речевого этикета.

Речевой этикет, кто, где, почему, с какой целью

Учащиеся проговаривают свои варианты.

4. Первичная проверка понимания

1. Найдите вежливые слова в зашифрованной таблице.

ИЗВИНИТЕРРОААПЦГТЗДРАВСТВУЙТЕРО

ЕАПКДОБРЫЙДЕНЬПКМУРЦОПРИВЕТШО

ДО СВИДАНИЯАКЕУРВАМРМПОКАИППА

ПРОЩАЙПКИВАРУВИАРУИДОБРОЕУТРОП

Вежливые слова нужно не только знать, но и уметь правильно писать. Проверь себя по эталону. Не забываем себя оценивать.

  1. Задание по учебнику: 1 вариант - упр. 36, 2 вариант - упр. 37.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4. Игра «Это я, это я, это все мои друзья». Я читаю предложения, если вы согласны с утверждением, то говорите «Это я, это я, это все мои друзья». Если это не про вас, то молчите.

Кто, заходя в школу, со всеми вежливо здоровается?

Кто на уроках кричит как можно громче, чтобы учитель услышал?

Кто в столовую бежит первым, чтобы не опоздать?

Кто уступает дорогу старшим и маленьким детям?

Кто внимательно слушает учителя и делает домашнее задание?

5. Работа в тетрадях. Перед вами пословицы о вежливых словах. Но, к сожалению, они перепутались. В первом столбике начало пословиц, во втором - продолжение. Составьте правильные по смыслу пословицы и запишите их.

  1. Доброе слово

язык не усохнет.

  1. Ветры горы разрушают,

и кошке приятно.

  1. От доброго слова

железные ворота откроет.

  1. Доброе слово

слово народы подымает.

Проверьте по эталону. Оцените работу.

6. Ну, а теперь, ребята, потренируемся в правильном, уместном употреблении отдельных этикетных формул в зависимости от речевой ситуации.

Прочитайте текст по ролям. Какое чувство вызывает у вас речь девочки Маши?

Диалог «Почему обиделась мама?»

Маша: Алло, Катя, это ты?

Мама: Нет, это не Катя. А кто её спрашивает?

Маша: Да так, знакомая. А где Катя?

Мама: Её нет дома. Что ей передать?

Маша: Вот коза, обещала меня подождать, а сама куда-то слиняла.

Мама: Простите, я с вами в таком духе не могу дальше разговаривать.

Попробуйте исправить этот диалог. Что получилось? Прочитайте в парах.



Извините, здравствуйте, добрый день, привет, до свидания, прощай, доброе утро, пока

Ученики отвечают


Ученики проговаривают хором


Доброе слово и кошке приятно.

Ветры горы разрушают, слово народы подымает.

От доброго слова язык не усохнет.

Доброе слово железные ворота откроет.


Ребята дают развёрнутые ответы. Чтение сценки по ролям.

5. Дом задание

Подготовиться к написанию словарного диктанта на с. 31. По выбору: 1. Составить в парах диалог телефонного разговора, учитывая правила речевого этикета. Записать диалог в тетрадь.

2. Написать небольшое сочинение на тему «Правила речевого этикета».

Запись задания в дневники.

6. Рефлексия учебной деятельности

- Представьте, вам надо написать SMS своему другу о том, как прошёл урок, что узнали, что было интересно, какие были затруднения.

- В качестве вывода по сегодняшнему разговору выберите себе любое предложение, запишите его.

  1. Во внутреннем мире человека доброта - это солнце.

  2. Сердечность - такой же дар, как красота и ум.

  3. Любовь к людям - это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего.

- Ребята, вы меня сегодня очень порадовали своей работой. Большое вам спасибо за урок! Желаю вам успеха! Давайте говорить друг другу комплименты! Выставление оценок.

Итоговый комментарий. Пожелание успехов.

Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека).


© 2010-2022