Урок О чем плачут лошади

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок О чем плачут лошадиУрок О чем плачут лошадиУрок О чем плачут лошадиУрок О чем плачут лошадиУрок О чем плачут лошадиУрок О чем плачут лошадиУрок О чем плачут лошадиУрок О чем плачут лошадиУрок О чем плачут лошадиУрок О чем плачут лошадиУрок О чем плачут лошадиУрок О чем плачут лошадиУрок О чем плачут лошадиУрок О чем плачут лошадиУрок О чем плачут лошадиУрок О чем плачут лошадиУрок О чем плачут лошадиУрок О чем плачут лошадиТема урока: Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади». (7 класс)

Цели урока: Образовательная:

1.Познакомить с писателем и его творчеством; 2.проанализировать произведение «О чем плачут лошади»; 3.раскрыть смысл использования фантастики в произведении.

Развивающая:

1.Развивать речь учащихся, пополнить словарный запас.

Воспитывающая:

1.Воспитывать бережное отношение к животным, их охрану и любовь к ним.

Тип урока: урок-размышление.

Оборудование: учебник, портрет писателя

Ход урока

«Ты всегда в ответе за тех, кого приручил».

Антуан де Сент - Экзюпери

Орг.момент

-Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением и его автором.

Б А Ж О В М А Р Ш А К ОБРАМОВ

«ВОТЕКЧЁРИМ ДПНЛАВЧУФТ ЮЛОСЦГШАПДУИ»

«О чем плачут лошади»-Молодцы , ребята, теперь тема урока всем известна. Послушайте об авторе произведения. Ф. Абрамов родился и вырос на Севере, в селе Веркола (Архангельской области.) Семья была большая и бедная: отец Александр Степанович, мать Степанида Павловна, пятеро детей. Федя - младший. Из-за плохой обуви отец простудил ноги и был отправлен в больницу в Карпогоры, за 50 км от Верколы. Оттуда он уже не вернулся:

Достаток нелегко дался "ребячьей коммуне", как назвал ее сам Абрамов: подростку Михаилу пришлось занять место отца, работать за взрослого, заботиться о младших.

В 7 классе Федор, в числе других учеников, получил премию за хорошую учебу. В 9 и 10 классе он, отличник, получал стипендию имени Пушкина, которая присуждалась лучшему ученику школы за успехи в учебе и за знание творчества поэта.

В 1938 году Федор Абрамов окончил с отличием школу и осенью того же года был зачислен без экзаменов на филологический факультет ленинградского университета.

В 1941 году студент-третьекурсник Федор Абрамов, как и многие другие студенты, вступает в ряды народного ополчения: уходит на фронт, досрочно сдав экзамены, "чтобы "хвостов" не было".

В сентябре 1941 года рядовой-пулеметчик 377-го артиллерийско-пулеметного батальона Абрамов был ранен в руку, после недолгого лечения он вновь отправился на фронт.

В ноябре того же года взвод получил приказ: проделать проход в проволочных заграждениях под огнем фашистов. Единственное укрытие - тела погибших товарищей. Заранее распределили, кто за кем поползет. Абрамов попал во второй десяток...

Он не дополз до заграждения нескольких метров - пулями перебило обе ноги. В тот день от взвода в живых осталось несколько человек.

С июля 1942 года Федор возвращается в армию на службу в нестроевых частях: вернуться на фронт не позволяют ранения.

27 ноября 1944 года Федор Абрамов подает рапорт с просьбой разрешить ему поступить на заочное обучение в Архангельский педагогический институт и просит руководство отдела запросить документы об окончании им трех курсов филологического факультета ЛГУ.

Заслушивается домашний пересказ материала учебника о дальнейшей судьбе писателя.

3) Какова главная тема творчества Абрамова? О чём были его произведения? (О деревне; таких писателей называют "деревенщиками").

4) Много испытаний пришлось преодолеть Ф. Абрамову. Вот как он сам говорил о своей жизни… «Известно, что человек строит себя сам. Но, Боже мой, сколько строило людей меня.
Все они влияли на меня, меня делали. Я всегда учусь, всю жизнь у всех…»

III. Переход к произведению.

За свою жизнь Абрамов написал много произведений, но сегодня мы поговорим о его небольшом рассказе "О чём плачут лошади", который вы прочитали заранее.

1.Беседа

2.Словарная работа(дернина-участок, густо заросший травой; угор-пригорок; )

-Как можно назвать жанр произведения?(сказка, легенда, притча-жанр четко не выражен)

-За что испытывал герой чувство вины перед лошадьми?

-Почему не ответил на вопрос, ответ на который ждала лошадь?

-Как рассказ характеризует самого писателя?

-В чем смысл использования фантастики(разговор с лошадью)

9очеловечивая страдания лошади, герой глубже понимает смысл происходящих событий и способен дать им самостоятельную оценку)

-В чем рассказчик обманул Рыжуху и почему на него навалилась «лошадиная тоска»?(вспомнить эпизод, когда автор увидел слезы Рыжухи большие, с добрую горошину. Огромные печальные глаза, в глубине которых он увидел себя - маленького, крохотного человека. Чувство большой вины пробуждают в авторе эти печальные глаза)

-Прочитаем последний абзац, как вы понимаете слова?

-«И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом, существом из той же лошадиной породы»(герой рассказа сам ощущает страдания лошадей. Он может ощутить единство всего живого в мире, а значит, не способен на жестокость).

-Давайте поговорим о том, как нужны были лошади давние времена, и как нужны сейчас? Нужен ли уход за ними или они сами могут о себе позаботиться?(вспомнить «Теплый хлеб» Паустовского)

-Как должны все люди - и маленькие, и большие относиться к животным, нужно ли , чтобы у них бежали слезы?

Послушайте вот такое стихотворение:

Ой вы, кони, лошади вихрастые

Вы о чем заплакали сейчас?

Вы грустите о былом и настоящем,

Слезы капают из ясных глаз.

Что тревожит вас? Обида, трудности.

Тяжкий, непосильный труд.

Или видите вы луг привольный, шелковый

И красивый с голубой водою пруд?

-Имеет ли это стихотворение в нашем произведении место?

-Так какой же смысл рассказа?

(автор жалеет лошадей, которые тоже могут плавать. Он описывает нелегкую жизнь лошадей, когда и день и два к ним не являлся конюх. Они постоянно томились, страдали от жажды, их донимал гнус, а в летние вечера тучей клубились комары и мошкара над ними. Были времена, когда их жалели и берегли, а сейчас все забыли о них. Они жалуются на плохое отношение к ним. А раньше лошадь - главная опора и надежда всей крестьянской жизни, потому как без лошади - никуда: ни в поле выехать , ни в лес. Все- конь, все - от коня, вся жизнь крестьянская с рождения до смерти.)

А сейчас проведем викторину о животных. Назовите автора и название произведения.

1.»Били копыта. Пели будто:

-Гриб.

Грабь.

Гроб.

Груб.(В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»)

2.Только один раз ее пожалели и приласкали. Это был пропойца - мужик, возвращавшийся из кабака».(«Кусака»Л.Андреев)

3.Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь переступал с ноги на ногу и потянулся к хлебу.(«Теплый хлеб» К.Паустовский)

4. «Ужо я сорву с тебя, Шельма»

В центре толпы, растопырив передние лапы и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала - белый борзой с острой мордой и жёлтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса. («Хамелеон». А. П. Чехов)

IV. Творческая работа.

Изобразите свою жалость к животным.

Итог урока: Какое впечатление произвело на вас произведение?

V. Домашнее задание.

1) Подготовить выразительное чтение рассказа «О чем плачут лошади».

2) Подготовить пересказ от лица Рыжухи

3) Написать отзыв

Оценки за урок

© 2010-2022