- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок О чем плачут лошади
Урок О чем плачут лошади
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Приходько Е.Н. |
Дата | 19.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади». (7 класс)
Цели урока: Образовательная:
1.Познакомить с писателем и его творчеством; 2.проанализировать произведение «О чем плачут лошади»; 3.раскрыть смысл использования фантастики в произведении.
Развивающая:
1.Развивать речь учащихся, пополнить словарный запас.
Воспитывающая:
1.Воспитывать бережное отношение к животным, их охрану и любовь к ним.
Тип урока: урок-размышление.
Оборудование: учебник, портрет писателя
Ход урока
«Ты всегда в ответе за тех, кого приручил».
Антуан де Сент - Экзюпери
Орг.момент
-Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением и его автором.
Б А Ж О В М А Р Ш А К ОБРАМОВ
«ВОТЕКЧЁРИМ ДПНЛАВЧУФТ ЮЛОСЦГШАПДУИ»
«О чем плачут лошади»-Молодцы , ребята, теперь тема урока всем известна. Послушайте об авторе произведения. Ф. Абрамов родился и вырос на Севере, в селе Веркола (Архангельской области.) Семья была большая и бедная: отец Александр Степанович, мать Степанида Павловна, пятеро детей. Федя - младший. Из-за плохой обуви отец простудил ноги и был отправлен в больницу в Карпогоры, за 50 км от Верколы. Оттуда он уже не вернулся:
Достаток нелегко дался "ребячьей коммуне", как назвал ее сам Абрамов: подростку Михаилу пришлось занять место отца, работать за взрослого, заботиться о младших.
В 7 классе Федор, в числе других учеников, получил премию за хорошую учебу. В 9 и 10 классе он, отличник, получал стипендию имени Пушкина, которая присуждалась лучшему ученику школы за успехи в учебе и за знание творчества поэта.
В 1938 году Федор Абрамов окончил с отличием школу и осенью того же года был зачислен без экзаменов на филологический факультет ленинградского университета.
В 1941 году студент-третьекурсник Федор Абрамов, как и многие другие студенты, вступает в ряды народного ополчения: уходит на фронт, досрочно сдав экзамены, "чтобы "хвостов" не было".
В сентябре 1941 года рядовой-пулеметчик 377-го артиллерийско-пулеметного батальона Абрамов был ранен в руку, после недолгого лечения он вновь отправился на фронт.
В ноябре того же года взвод получил приказ: проделать проход в проволочных заграждениях под огнем фашистов. Единственное укрытие - тела погибших товарищей. Заранее распределили, кто за кем поползет. Абрамов попал во второй десяток...
Он не дополз до заграждения нескольких метров - пулями перебило обе ноги. В тот день от взвода в живых осталось несколько человек.
С июля 1942 года Федор возвращается в армию на службу в нестроевых частях: вернуться на фронт не позволяют ранения.
27 ноября 1944 года Федор Абрамов подает рапорт с просьбой разрешить ему поступить на заочное обучение в Архангельский педагогический институт и просит руководство отдела запросить документы об окончании им трех курсов филологического факультета ЛГУ.
Заслушивается домашний пересказ материала учебника о дальнейшей судьбе писателя.
3) Какова главная тема творчества Абрамова? О чём были его произведения? (О деревне; таких писателей называют "деревенщиками").
4) Много испытаний пришлось преодолеть Ф. Абрамову. Вот как он сам говорил о своей жизни… «Известно, что человек строит себя сам. Но, Боже мой, сколько строило людей меня.
Все они влияли на меня, меня делали. Я всегда учусь, всю жизнь у всех…»
III. Переход к произведению.
За свою жизнь Абрамов написал много произведений, но сегодня мы поговорим о его небольшом рассказе "О чём плачут лошади", который вы прочитали заранее.
1.Беседа
2.Словарная работа(дернина-участок, густо заросший травой; угор-пригорок; )
-Как можно назвать жанр произведения?(сказка, легенда, притча-жанр четко не выражен)
-За что испытывал герой чувство вины перед лошадьми?
-Почему не ответил на вопрос, ответ на который ждала лошадь?
-Как рассказ характеризует самого писателя?
-В чем смысл использования фантастики(разговор с лошадью)
9очеловечивая страдания лошади, герой глубже понимает смысл происходящих событий и способен дать им самостоятельную оценку)
-В чем рассказчик обманул Рыжуху и почему на него навалилась «лошадиная тоска»?(вспомнить эпизод, когда автор увидел слезы Рыжухи большие, с добрую горошину. Огромные печальные глаза, в глубине которых он увидел себя - маленького, крохотного человека. Чувство большой вины пробуждают в авторе эти печальные глаза)
-Прочитаем последний абзац, как вы понимаете слова?
-«И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом, существом из той же лошадиной породы»(герой рассказа сам ощущает страдания лошадей. Он может ощутить единство всего живого в мире, а значит, не способен на жестокость).
-Давайте поговорим о том, как нужны были лошади давние времена, и как нужны сейчас? Нужен ли уход за ними или они сами могут о себе позаботиться?(вспомнить «Теплый хлеб» Паустовского)
-Как должны все люди - и маленькие, и большие относиться к животным, нужно ли , чтобы у них бежали слезы?
Послушайте вот такое стихотворение:
Ой вы, кони, лошади вихрастые
Вы о чем заплакали сейчас?
Вы грустите о былом и настоящем,
Слезы капают из ясных глаз.
Что тревожит вас? Обида, трудности.
Тяжкий, непосильный труд.
Или видите вы луг привольный, шелковый
И красивый с голубой водою пруд?
-Имеет ли это стихотворение в нашем произведении место?
-Так какой же смысл рассказа?
(автор жалеет лошадей, которые тоже могут плавать. Он описывает нелегкую жизнь лошадей, когда и день и два к ним не являлся конюх. Они постоянно томились, страдали от жажды, их донимал гнус, а в летние вечера тучей клубились комары и мошкара над ними. Были времена, когда их жалели и берегли, а сейчас все забыли о них. Они жалуются на плохое отношение к ним. А раньше лошадь - главная опора и надежда всей крестьянской жизни, потому как без лошади - никуда: ни в поле выехать , ни в лес. Все- конь, все - от коня, вся жизнь крестьянская с рождения до смерти.)
А сейчас проведем викторину о животных. Назовите автора и название произведения.
1.»Били копыта. Пели будто:
-Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.(В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»)
2.Только один раз ее пожалели и приласкали. Это был пропойца - мужик, возвращавшийся из кабака».(«Кусака»Л.Андреев)
3.Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь переступал с ноги на ногу и потянулся к хлебу.(«Теплый хлеб» К.Паустовский)
4. «Ужо я сорву с тебя, Шельма»
В центре толпы, растопырив передние лапы и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала - белый борзой с острой мордой и жёлтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса. («Хамелеон». А. П. Чехов)
IV. Творческая работа.
Изобразите свою жалость к животным.
Итог урока: Какое впечатление произвело на вас произведение?
V. Домашнее задание.
1) Подготовить выразительное чтение рассказа «О чем плачут лошади».
2) Подготовить пересказ от лица Рыжухи
3) Написать отзыв
Оценки за урок