- Преподавателю
- Русский язык и литература
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку «В пространстве текста» для 10 а класса на 2015/2016 учебный год Составитель программы: Кузнецова В. Г. , учитель русского языка и литературы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку «В пространстве текста» для 10 а класса на 2015/2016 учебный год Составитель программы: Кузнецова В. Г. , учитель русского языка и литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кузнецова В.Г. |
Дата | 29.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Товарковская средняя общеобразовательная школа №1»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ
РАССМОТРЕНО
Руководитель методического объединения учителей русского языка и литературы
МКОУ «Товарковская СОШ 1»
_________ Г.М.Самсонова
Протокол №____
от « ___» ____________20__ г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР МКОУ «Товарковская СОШ 1»
__________ Т.В. Ошкина
« ___» ________ 20__ г.
ПРИНЯТО
Решением Педагогического совета МКОУ «Товарковская СОШ 1»
Протокол №1
от «____» _____ 20 _____ г.
«Товарковская СОШ 1»
__________ Е.А. Абрамова
Приказ № _____
от « ___» _______ 20 ____ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку «В пространстве текста»
для 10 а класса
на 2015/2016 учебный год
Составитель программы: Кузнецова В.Г.,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, развивает содержание базового курса «Русский язык», позволяет удовлетворить познавательные потребности учащихся и создает условия для дополнительной подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Программа учитывает специфику КИМов, дает комментарии ко всем заданиям демонстрационной версии. При этом рассматриваются наиболее сложные случаи экзаменационных заданий, незнание которых приводит к наибольшему количеству ошибок.
. Содержание программы опирается на знания, умения и навыки десятиклассников, полученные в основной школе, но предполагает углубленное изучение теоретического материала по теме курса, развитие практических навыков по написанию сочинения. Также данная программа формирует:
- лингвистическую компетенцию, определяющую знание основных сведений о языке и речи и умение применять их на практике во время работы с текстом;
- языковую компетенцию, основанную на практическом владении русским языком, знании языковых норм;
- коммуникативную, что предполагает понимание и передачу чужой речи, написание собственного сочинения
Данный курс дает учащимся возможность вести работу по орфографии, пунктуации параллельно с работой над текстом, помогая обогатить речь, развить творческие способности учащихся.
Изучение элективного курса «В пространстве текста» актуально: современный этап развития школы характеризуется тенденцией слияния обучения языка и речи в единое целое. Материалом для комплексного обучения языку и речи может служить текст как основная дидактическая единица. Поэтому курс подготавливает учащихся к написанию сочинения - рассуждения, способствует психологической адаптации ребят на экзамене, учитывая новые условия подготовки к ЕГЭ.
Программа включает в себя:
-
теоретический материал;
-
вопросы и задания практического характера;
Поэтому изучение элективного курса по русскому языку направлено на достижение следующих целей:
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации, информационных умений и навыков, навыков саморазвития;
-углубление знаний об особенностях построения текста;
- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять текст; составлять текст - сочинение для подготовки учащихся к Единому государственному экзамену.
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
В предлагаемой системе заданий намечается решение следующих задач:
- обобщение, систематизация знаний о тексте на более высоком уровне;
- развитие интонационно выразительной речи;
- активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи;
- проведение практических занятий на комплексный анализ текста;
- самостоятельное употребление тех или иных средств связи предложений не только в отдельном высказывании, но и в создании огромных текстов лингвистического характера;
- развитие логического и абстрактного мышления;
- умение писать сочинения по ЕГЭ.
При изучении теоретической части элективного курса, а также для решения заданий ученики работают с учебником В.Ф.Грекова, КрючковаС.Е.,ЧешкоЛ.А.Русский язык10-11классы.М.:Просвещение,2013, материалами ЕГЭ.
Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы:
- выработать умения быстро ориентироваться в тексте,
- усвоить синтаксические отношения между словами, развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;
определять структурно-семантические различия текстов разных стилей и типов;
- уметь составлять свой текст;
- анализировать готовые и собственные сочинения ЕГЭ по критериям;
- успешно сдать ЕГЭ, написав сочинение .
Использование системы упражнений и заданий этого курса позволяет не только расширить, но и углубить знания учащихся об особенностях построения текста.
Общая характеристика учебного курса
Современный этап развития школы характеризуется тенденцией слияния обучения языку и речи в единое целое. Материалом для комплексного обучения языку и речи может служить текст как основная дидактическая единица. Элективный курс «В пространстве текста» составлен на основе Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку. Программа включает в себя:
• теоретический материал;
• вопросы и задания практического характера.
Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробывать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание. Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.Так как в старших классах общеобразовательного уровня на изучение русского языка отводится 1час,то проводить подготовку к ЕГЭ на уроках не представляется возможным. Поэтому элективный курс является необходимым для успешной сдачи экзамена.
Курс не замещает уроки русского языка , а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал .Занятия позволяют систематизировать полученные знания.
Место элективного курса .Согласно базисному учебному плану МКОУ «Товарковская СОШ1» отведено 35 часов для изучения элективного курса в 10 классе. Курс рассчитан на 35 учебных недель, 1 урок в неделю.
Планируемые результаты изучения курса
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал;
- обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;
-разграничивать типы текста;
- находить проблему текста, сформулировать комментарий к проблеме, выявить авторскую позицию и аргументировать собственное мнение;
- владеть навыками стилистической правки текста;
- самостоятельно конструировать предложения в тексте и использовать в собственной речи;
- использовать различные средства связи для составления текста;
- уметь анализировать текст сочинения по критериям ЕГЭ;
-составлять собственный текст сочинения.
Формы контроля достижений учащихся.
Основной формой контроля достижений учащихся является написание сочинения - рассуждения по исходному тексту, выполнение упражнений во время занятий. В конце каждого занятия ребята получают домашнее задание, которое выполняют в специальной тетради для элективного курса. Работы проверяются выборочно учителем. В конце элективного курса проводится итоговый зачет. Все виды работ учащихся оценивается таким образом:
-зачет;
- незачет.
Сочинение оценивается по количеству баллов по критериям написания сочинения в ЕГЭ. Оценка «зачет» выводится при выполнении большей части заданий.
Содержание учебного курса
Раздел 1 «Текст». 9 часов
-
Введение в курс. Что такое текст? Понятие о тексте. 1ч
-
Знакомство с критериями и нормативами оценки задания 25. 1ч
-
Способы выражения темы. Заглавие. 1ч
-
Начало и заключение текста . 1ч
-
Ключевые слова. 1ч
-
Практическое занятие по теме «Текст». 1ч
-
Основная мысль текста. 1ч
-
Содержание текста. 1ч
-
Систематизация знаний по информации текста. 1ч
Раздел 2 «Средства связи частей текста». 7 часов
-
Лексический повтор. 1ч
-
Однокоренные слова. 1ч
-
Местоименные слова. 1ч
-
Союзы и частицы - союзы. 1ч
-
Практическое занятие по теме «Средства связи частей текста». 2ч.
-
Комплексный анализ текста. Зачёт. 1ч
Раздел 3 «Типы текста». 9 часов
-
Особенности текстов разных типов. Повествование. 1ч
-
Схема анализа текста-повествования и анализ. 2ч.
-
Описание. Схема анализа текста описания и анализ 2 ч.
-
Рассуждение. Схема анализа текста. 1ч
-
Особенности текстов - рассуждений в художественной речи. 1ч
-
Роль вступления и заключения в сочинении - рассуждении. 1ч
-
Практическое занятие. Анализ текста. 1 ч
Раздел 4. «Особенность написания сочинения - рассуждения». 10 часов
-
Основная проблема исходного текста. 1ч
-
Комментарии к основной проблеме текста. 1ч
-
Позиция автора и способы её выражения. 1ч
-
Изложение собственного мнения по тексту. 1ч
-
Языковой анализ текста. 1ч
-
Художественные средства выразительности. 1ч
-
Практическое занятие на определение изобразительных средств в тексте. 1ч
-
Итоговый зачет. 1ч
-
Комплексный анализ текста. 1ч
-
Обобщение изученного за год. 1 ч
Всего 35 часов
Тематическое планирование
№
п/п
Тематика разделов курса
Количество часов
Теоретическая часть
Практическая часть
Контрольный урок, практическое занятие
Форма контрольной работы
1
Раздел 1 «Текст». Введение в курс
9
5
3
1
Тестирование
2
Раздел 2. «Средства связи частей текста»
7
2
4
1
Зачетная работа
3
Раздел 3 «Типы текста»
9
3
5
1
Анализ текста
4
Раздел4. «Особенность написания экзаменационного сочинения »
10
3
5
2
Сочинение
Тест
Итого
35
13
17
5
Материально-техническое обеспечение учебной деятельности
Литература для учителя
-
Александров В. Н. и др. ЕГЭ Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста - Челябинск: Взгляд, 2014г.
-
В.Ф.Греков,С.Е.Крючков,Л.А.Чешко Русский язык.10-11 кл.учеб. для общеобразоват. учреждений -М.:Просвещение,2013
-
Егораева Г. Т. Русский язык. Написание сочинения-рассуждения .Учеб.-метод. пособие-М.: «Экзамен». 2014г.
-
Малюшкин А.Б. «Русский язык» Комплексный анализ текста.-М.: ТЦ Сфера.2014г..
-
Методическое пособие, издательство «Экзамен», серия «ЕГЭ. Практикум».
-
Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».
Литература для учащихся
-
В.Ф.Греков,С.Е.Крючков,Л.А.Чешко Русский язык.10-11 кл.учеб. для общеобразоват. учреждений -М.:Просвещение,2013
-
Варианты КИМов за 2013, 2014, 2015год.
-
Образцы сочинений, получивших по оценке экспертов наибольшее количество баллов.
-
Н. А. Сенина «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ - 2013, 2014, 2015», изд. «Легион», 2013; 2014; 2015годы
-
Учебные пособия серии «ЕГЭ. Интенсивная подготовка».
-
Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов».
-
Учебные пособия серии «ЕГЭ. Вступительные испытания.».
-
Учебные пособия серии «ЕГЭ. Тестовые задания».
-
Цыбулько И.П. «Русский язык. ЕГЭ. Типовые тестовые задания - 2015, 2016», изд. «Национальное образование», 2015, 2016г.
Учебно - методическое обеспечение
-
Таблицы.
-
Комплекты карточек.
-
Наборы текстов для практикумов и самостоятельной работы.
Мультимедийные пособия
-
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
Интернет - сайты:
-
mytests.ru/ 4. superidea.ru/tm.htm/
-
koob.ru/memory/ 5. koob.ru/superlearning/
-
ru.wikipedia.org/wiki/ 6. psy-files.ru/