Конспект урока русского языка и культуры речи для студентов 2 курса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка и культуры речи для студентов 3 курса.

Тема урока: « Трудности правописания и употребления имен существительных и прилагательных»

Вид урока: комбинированный

Технология : технология проблемного обучения

Задачи урока:

-образовательные: формировать у студентов умения самостоятельно находить и осознанно воспринимать и использовать информацию, умения работать над редактированием текста. Повторить и закрепить знания об особо сложных орфограммах в именах существительных и прилагательных, формировать умение создавать письменное и устное высказывание, умение работать со словарями.

-развивающие: работать над развитием речи, развивать у учащихся интерес к слову , орфографическую зоркость и языковое чутье, развивать творческие способности студентов

-воспитательные: воспитывать любовь и интерес к русскому языку, воспитывать чувство позитивной оценки и самооценки.

Оборудование: учебные пособия, раздаточный материал, интерактивная доска.

Ход урока.

Часть занятия

Содержание деятельности

Примечания

1 этап:

оргмомент



2 этап:

Мотивационный















3 этап:

Проверка домашнего задания







4 этап:

Закрепление

Знаний









5 этап:

Изучение нового материала.

Постановка проблемы.









































































































































































































6 этап.

Работа со словарями и справочниками. Решение проблемы.













7этап.

Рефлексия.

8 этап.

Домашнее задание.

Приветствие, проверка готовности к занятию.







Сегодня наше занятие будет посвящено трудностям правописания и употребления имен существительных и прилагательных. Цель нашего занятия повторить орфограммы в именах существительных и прилагательных Мы должны научиться видеть трудности, которые возникают при употреблении этих частей речи и, используя пособия и словари, находить ответы на свои вопросы и употреблять их правильно.

Итак, дома вы должны были, пользуясь любым учебником русского языка или иным учебным пособием, повторить правила правописания имен существительных и прилагательных и обобщить данный материал.

Первый вариант вставляет пропущенные буквы:

Подошел к землянк…, играть на роял…, побывать в Африк…,в Инд…., в Европ…, спросить у Мари… Ивановн..,

убедиться в надежной гарантии…, в картинной галере…

Второй вариант исправляет ошибки:

Опытный каменьщик, пристарелый извозщик, искусный резчик, орешик хорошь, охотничьий домик, изюменка в булке, новое платьеце.

Первый вариант исправляет ошибки: январьский, октябрьский, ветренный, уродлевый, стеклянный, низский, молодетский, крупитчетый.

Второй вариант вставляет буквы:

Берег бурн..й реки, утренн.. туман, флот…кий борщ, оклад…стая борода, юн…ый спортсмен, оловя….ая ложка,засушл…вый.

Правописание имен существительных и прилагательных мы с вами повторили. Теперь переходим к более сложному этапу работы. Для этого мне необходимо разделить вас на группы. Каждая группа получить текст для работы. В тексте необходимо будет вставить пропущенные буквы, возможно, какие-то слова вызовут у вас определенные затруднения. По итогам работы над текстом каждая группа заполняет таблицу.

Пишу уверенно.Знаю

Сомневаюсь

Оценивать работу каждого в группе будет ее капитан. Оценки выставляются в зависимости от степени участия членов группы в ее работе.

1 текст:

В книг… помеще…ы фотографии, рассказывающ… о первой женщин..-(космонавте-космонавтке). От нашего Пет.., больш… сладкоежк…, конфеты не спрячешь. Сокрушительн…. фиаско ждет нашу команду. Российск… МЧС проводил… учения, где он впервые увидел современн… автомобиль-амфибию. На окне она увидела нов… тюль.

2 текст:

Сторож… - такой профессии… теперь нет, теперь их называют охра…иками. Потеря…… вчера туфля был.. обнаружен.. под кроватью. Теперь из нашего окна видны не деревья, а корпус… нового дома. На ж…рдочк… в клетк.. сиде… пестр.. какаду. На занятиях не было студентов Иванюк… и

3 текст:

Мы собирали грибы не в лес…, а у нас на огород…, так их было много. Ему предл…жили роль в «Лес…» Островского. Мы с подругой решили выпить по чашк… ча… В этом году мы собрали у себя на огорд… двадцать килограмм…. помидор…. На ужин была гигант…кая тарелка макарон… .

4 текст:

Партия отложе….а в более лучшем пол..жении для белых. Март был на редкость ветре…ый, холодный, дождлив. Ученик был спосо(бен-бный) к метематик… . Отряд партизан…, в котором был мой дедушка, был окружен. На Земле существуют разные кл…матически… пояс… .

Таблица 1 группы

Пишу уверенно. Знаю

Сомневаюсь

В книге(П.п. 1скл.)

Помещены(кр.пр.)

Рассказывающие(какие?)

Женщине(П.п. 1 скл)

Пети (Р.п. 1 ск.)

Космонавт-космонавтка(ж.р. м.р?)

Сладкоежка (род?)

Фиаско (род)?

МЧС (род?)

Автомобиль-амфибия (род)?

Тюль(род?)



Таблица 2 группы

Пишу уверенно. Знаю

Сомневаюсь

Охранник(охрана+ник)

Потерянная(прич с прист)

Обнаружена(кр.прич)

Жердочке(жердь,П.п. 1скл.)

Клетке(П.п. 1 скл.)

Туфля(род?)

Корпус(А-Ы?)

Какаду(род?)

Сторож(А-Ы?)

Иванюк(А)?



Таблица 3 группы

Пишу уверенно. Знаю

Сомневаюсь

Огороде(П.п. 2скл.)

Предложили(лаг-лож)

Чашке(П.п.1 скл.)

Гигатская(не от сущ нак,ц,ч)

Лес(е-у)?

Ча(я-ю)?

Килогра(м-мов)?

Помидо(р-ров)?

Макар(он-онов)?



Таблица 4 группы

Пишу уверенно.Знаю

Сомневаюсь

Отложена(кр.прич.)

Положение(лаг-лож)

Ветреный(Искл.)

Математике(Д.п. 1скл.)

Климатические(климат, какие?)

Холодный. Дождлив?

Спосо(бен-бный)?

Партиза(н-нов)?

Пояс(ы-а)?



Общие выводы:

Трудности возникают при определении рода имен существительных, при употреблении окончаний множественного числа имен существительных, в окончаниях существительных м.р. ед.ч в Р.,П.п, сущ мн ч в Р.п. . При употреблении имен прилагательных трудности возникают при употреблении полной и краткой формы и простой и составной форм степеней сравнения прилагательных.

Теперь каждая из групп, используя пособия и словари ,даст ответ на вопросы

1 группа:

Как решить вопросы, связанные с трудностями употребления существительных общего рода, определения рода сложных слов, несклоняемых существительных?

2 группа:

Трудности употребления рода существительных, обозначающих животных, неодушевленных существительных, собственных существительных?

3 группа:

Трудности, связанные с категорией числа и падежа и их преодоление?

4 группа:

Трудности, связанные со склонением собственных существительных и с употреблением имен прилагательных?

Работая со словарями и справочниками, студенты выбирают правильное употребление сомнительных вариантов, отвечают на вопросы, делают выводы и обобщения, выполняют записи в тетрадях. На основании сделанных выводов редактируются тексты.

1 текст:

В книге помещены фотографии, рассказывающие о первой женщине-космонавте. От нашего Пети, большого сладкоежки, конфеты не спрячешь. Сокрушительное фиаско ждет нашу команду. Российское МЧС проводило учения, где он впервые увидел современный автомобиль-амфибию. На окне она увидела новый тюль.

2 текст:

Сторож… - такой профессии… теперь нет, теперь их называют охранниками. Потерянная вчера туфля была обнаружена под кроватью. Теперь из нашего окна видны не деревья, а корпуса нового дома. На жердочке в клетке сидел пестрый какаду. На занятиях не было студента Иванюк.

3 текст:

Мы собирали грибы не в лесу, а у нас на огороде, так их было много. Ему предложили роль в «Лесе» Островского. Мы с подругой решили выпить по чашке чаю. В этом году мы собрали у себя на огорде двадцать килограммов помидоров На ужин была гигантская тарелка макарон .

4 текст:

Партия отложена в лучшем положении для белых. Март был на редкость ветреный, холодный, дождливый. Ученик был способен к метематике. Отряд партизан, в котором был мой дедушка, был окружен. На Земле существуют разные климатические поясы .

Итак, что нового вы узнали на занятии? Какие виды работы были вам особенно интересны?



  1. Закрепление теоретического материала, изученного на уроке.

  2. Найти в произведениях художественной литературы, в публицистике примеры употребления трудных существительных и прилагательных.

  3. Создать небольшой текст с подобными словами.



























Студенты выступают с презентациями.



Слайд с заданиями и ответами на интерактивной доске.









Тексты раздаются группам.





















Таблицы представляются на ватмане.































Каждая группа имеет словари и справочники.



Тексты представлены на интерактивной доске.





© 2010-2022