Рабочая программа по литературе 7 класс Программа ориентирована на УМК: 1. Литература 7 класс. Авт. – сост. Т. Ф. Курдюмова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе в 7 «Б» классе разработана на основе следующих документов:

1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 года № 1897.

2.Примерной программы по русскому языку М.: Просвещение, 2012 г.

Выбор данной программы обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения.

Выбор программы обусловлен следующими мотивами:

  • построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса;

  • включает базовые знания и умения, которыми должны владеть все учащиеся общеобразовательной школы;

  • обеспечивает условия для реализации практической направленности;

  • учитывает возрастную психологию учащихся.

  • ориентирована на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания.

Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизм.

В структуру программы включены следующие разделы:

1. Пояснительная записка.

2. Общая характеристика учебного предмета.

3. Место учебного предмета в Учебном плане МКОУ Ольховатская СОШ на 2015-2016 учебный год.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

5. Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения литературы на ступени основного общего образования.

6. Содержание учебного предмета «Литература».

7.Тематическое планирование уроков в 7 «Б» классе.

8.Система оценки достижения планируемых результатов.

9.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Программа ориентирована на УМК:

1. Литература 7 класс. Авт. - сост. Т. Ф. Курдюмова - М.: Дрофа, 2013.

2. Общая характеристика учебного предмета

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 7 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.

Содержание курса литературы в 7 классе включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личности, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации

3. Место учебного предмета в Учебном плане МКОУ Ольховатская СОШ на 2015-2016 учебный год

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения «Литературы» в 7 классе из расчета 2 учебных часа в неделю.

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Изучение литературы в средней школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического

  • мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и

  • аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и

  • содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с

привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности, которые определяют
задачи обучения:

  • приобретение основных историко-литературных сведений о русской литературе 19 века и 20 века;

  • овладение теоретико-литературными понятиями;

  • формирование способности к анализу художественных произведений; умения пользоваться литературоведческими справочниками, словарями и другими источниками информации; освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной компетенций.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы на ступени основного общего образования.

Изучение предмета «Литература» в 7 классе направлено на достижение следующих результатов:

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

• умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


  1. Содержание учебного предмета «Литература» в 7 классе

Раздел 1. Введение. Роды и жанры художественной литературы (1 час)

Богатство и разнообразие жанров. Основные роды искусства слова: эпос, лирика, драма. Род как исторически сложившаяся разновидность художественных произведений. Судьба жанров эпоса, лирики и драмы в литературе разных народов.

Богатство и разнообразие жанров всех трех родов литературы. Постоянное обновление жанров, появление новых и угасание старых, обогащение и слияние жанров. Новое содержание и новые формы.

Раздел 2. Фольклор (2 часа)

Художественные особенности сатирической драмы «Барин». Жанры фольклора. Детский фольклор. Жизнь жанров фольклора. Самые древние и самые молодые жанры. Живые жанры устного народного творчества. Обстоятельства появления новых жанров. Современная жизнь малых жанров фольклора. Судьба школьного фольклора. Драматические произведения фольклора. «Барин». Народный театр на подмостках и гуляньях. Народные пьесы на ярмарочных подмостках и в обычной избе. Элементы игры в народных пьесах.

Раздел 3. Античная литература (2 часа)

Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея». Герои Троянской войны. Обсуждение и повторение материалов урок истории. Освоение особенностей исполнения гекзаметра.

Раздел 4. Литература эпохи Возрождения (3 часа)

У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». Трагедия. Герои и их судьбы. Сонеты Шекспира

Раздел 5. Литература ХIХ века (35 часов)

Самые популярные жанры литературы XIX века. Золотой век русской поэзии. Расцвет жанра басни в начале века. Классические жанры русской прозы XIX века: роман, повесть, рассказ. Жанры драматургии. Связь жанров.

Из истории басни. Басня в античной литературе Греции и Рима. Басни Эзопа, Лафонтена. Русская басня XVIII века. А. П. Сумароков. Расцвет русской басни в начале XIX века. Великий баснописец И. А. Крылов.

Из истории баллады. Истоки жанра баллады. Баллады В. А. Жуковского в современной литературе. Баллада в устном народном творчестве, в том числе в школьном фольклоре.

В. А. Жуковский. «Перчатка», «Светлана». Баллады Жуковского. Трагические сюжеты и взыскательность нравственной позиции автора. Легкость стиля в изложении событий. «Перчатка». Смелость рыцаря и его чувство собственного достоинства. Герои и сюжет в переводах Жуковского и Лермонтова. «Светлана». Сюжет и народные поверья (фольклорная основа баллады). Романтический облик героини. Органическая связь героини с миром природы.

А. С. Пушкин. «Элегия», «К портрету Жуковского», «К***», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Туча», «Друзьям», «19 октября», «Бесы», «Моя эпитафия». Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве А. С. Пушкина. Жанры лирики: послание, элегия, стансы, эпиграмма и др. Эмоциональная яркость и совершенство формы лирических произведений поэта.

Жанры прозы А. С. Пушкина. «Барышня-крестьянка». Героиня повести - Лиза (Бетси). Автор и его решение вопросов композиции повести. Сюжет и герои. Рассказ или повесть?

«Дубровский». Незавершенный роман. Сюжетные особенности незавершенного произведения, в котором соединены признаки любовного и социального романа. Владимир Дубровский как романтический герой. Маша. Их окружение. Судьба героев. Из истории романа. Расцвет жанра. Богатство вариантов этого жанра. Споры о его роли в современной литературе.

М. Ю. Лермонтов. «Смерть поэта», «Элегия», «Стансы», «Песня», «Романс», «Дума», «Молитва», эпиграммы и мадригалы, эпитафия. Различные жанры в творчестве поэта; богатство жанров лирики, лироэпические произведения (баллада, поэма). Стихотворение «Смерть поэта» и его роль в судьбе поэта. Особенности композиции стихотворения. Яркость стилистики, передающей силу чувств автора.

«Мцыри». Герой поэмы и его исповедь. Необычность сюжета. Особенности пейзажа. Совершенство стиха поэта. Рифма в лирике и поэме.

Н. В. Гоголь. «Ревизор». История создания комедии. Отражение России XIX века в сюжете и героях комедии. Сила обличения социального зла в комедии. Городничий и чиновники города N. Хлестаков. Знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии. Женские образы комедии. Мастерство композиции и речевых характеристик. Авторские ремарки в пьесе. Гоголь о комедии. «Хлестаковщина». «Сценическая история комедии» (театр, кино). Афиша комедии. Особенности отражения действительности в драматическом произведении. Структура драматического произведения и образ героя. Ремарки в пьесе как один из приемов создания образа.

И. С. Тургенев. «Свидание», «Стихотворения в прозе». Последние годы творчества и последние произведения Тургенева - «стихотворения в прозе». Творческая лаборатория писателя и история создания «Стихотворений в прозе». Нравственный пафос и художественные особенности этих произведений.

Н. А. Некрасов. «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда». Гражданская лирика Некрасова. Судьба народа в лирических и лироэпических произведениях. Сюжеты и композиция лироэпических произведений Некрасова и их герои. Позиция автора. Стиль, отвечающий теме.

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил», «Богатырь», «Карась-идеалист». Сатирические сказки писателя. Герои сказок и их сюжеты. Социальная острота и художественные особенности сказок. Особенности создания сатирического образа. Объяснения авторского названия «Повесть о том…» (почему сказка названа повестью). Жанровое определение произведения и его условность. Сюжет сказки-повести. Герои - два генерала и один мужик. Герой сказки «Богатырь». Нравственные проблемы в изображении героев сказок («Карась-идеалист») и убедительность авторских суждений. Сатира и гротеск. Сатира как «гром негодования, гроза духа» (В. Г. Белинский).

Н. С. Лесков. «Левша». Сюжет и герои сказа. Особенности стиля прозы Лескова, «тонко знающего русский язык и влюбленного в его красоту» (М. Горький). Пафос творческого труда в произведении. Герои сказа: Левша, Платов, цари государства Российского и чиновники разных рангов. Сценическая история постановок сказа.

А. П. Чехов. «Хирургия», «Жалобная книга», «Смерть чиновника». Юмористические рассказы Чехова. Стремительность развития сюжета «Хирургии». Забавный набор реплик, которые характеризуют героев «Жалобной книги». Безудержный юмор и жизнелюбие повествования. Сочувствие к забавным героям рассказов. Рассказ «Смерть чиновника» как социальная зарисовка. Герои рассказа и их судьба.

Раздел 6. Литература ХХ века (24 часа)

Нравственная проблематика в лирике XX века. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические произведения как основа читательских увлечений. Эпические и лирические произведения. Драматургия и читатель. Роль кино и телевидения в расширении сферы воздействия литературы. Традиционные жанры и поиски новых жанров в литературе XX века. Связь различных искусств и их влияние на обогащение видов и жанров произведений искусства слова.

Отражение духовных поисков человека XX века в лирике. В. Я. Брюсов «Гимн человеку», «Труд»; И. А. Бунин «Изгнание», «У птицы есть гнездо…»; К. Д. Бальмонт «Бог создал мир из ничего…»; И. Северянин «Не завидуй другу…»; Р. Киплинг «Если…» (перевод С. Я. Маршака), «Заповедь» (перевод М. Лозинского); А. Т. Твардовский «Как после мартовских метелей…», «Июль - макушка лета…»; Н. А. Заболоцкий «Гроза идет»; Б. Ш. Окуджава «Арбатский романс»; В. С. Высоцкий «Я не люблю…»; М. Карим «Европа - Азия» и др.

М. Горький. «Песня о Буревестнике», «Старуха Изергиль», «Старый Год». Максим горький, его творчество и роль в судьбах русской культуры. «Песня о Буревестнике». Романтическая песня-призыв. Смысл жизни героя. Прием контраста в романтическом произведении. «Старуха Изергиль» как одно из ранних произведений писателя. Сочетание реалистического повествования и легенд о Данко и Ларре. «Легенда о Данко» - утверждение подвига во имя людей. Сюжет легенды и его место в произведении. Романтический сюжет и романтический образ Данко. Обилие и разнообразие произведений эпических жанров в творчестве писателя. сказка «Старый Год» и ее герои. Элементы притчи в жанре сказки.

В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Гимн обеду». «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским» как лироэпическое произведение. Проблема творчества. Новаторство Маяковского. Поэт и Солнце. Мир Маяковского - мир гипербол. «Гимн обеду». Новое оформление старых жанров. Особенности стиха Маяковского.

М. А. Булгаков. «Ревизор с вышибанием» (новая постановка). Гоголь - любимый писатель Булгакова. Связь реального события и сюжета «Ревизора» Гоголя. Участники юмористической сценки. «Ревизор с вышибанием» - сатира на злобу дня и на невежество героев «новой постановки». Необычная связь эпиграфа с текстом.

Ф. А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические, нравственные и экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе. Рыжуха и ее диалог с рассказчиком-автором. Логика истории и развития связей природы и человека.

А. В. Вампилов. «Несравненный Наконечников». Водевильное решение проблемы выбора призвания. Наконечников, Эдуардов и другие герои. Психологическая точность и юмор диалогов. Мастерство ремарок. Серьезные проблемы веселого жанра. Замысел незавершенного водевиля.

Великая Отечественная война в художественной литературе. Лирическое стихотворение. Поэма. Песня. Очерк. Новелла. Рассказ. Повесть. Роман. Роман-эпопея. Общий обзор богатства жанров, через которые на протяжении десятилетий раскрывалась тема войны (повторение с привлечением ранее изученных произведений).

М. А. Шолохов. «Они сражались за Родину» (фрагменты). Сражения в первые месяцы войны. Трагические события отступления армии. Эпизоды боев в южных степях страны. Стойкость и героизм участников сражений.

В. Г. Распутин. «Уроки французского». Трудные годы в жизни страны - военные годы. Любознательность юного героя. Душевная теплота учительницы, ее умение помочь ученику. Значение названия рассказа. Гуманизм рассказа.

Р. Шекли. «Запах мысли». Жанр рассказа в научно-фантастической литературе. Рассказ «Запах мысли». Герой - Лерой Кливи и обитатели планеты З-М- 22. Что помогло спастись герою рассказа. виды коммуникаций и телепатия. Особенности юмора в фантастическом произведении.

А. Конан Дойль. «Пляшущие человечки». Конан Дойль и его герой Шерлок Холмс в оценке читателей XIX и XX веков. Особенности композиции новеллы. Причины творческого долголетия героя новелл Конан Дойля.

Раздел 7. Итоги (1 час)


  1. Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе


№ п/п


Наименование разделов, тем


Тип урока

Количест.

часов

Дата


Планируемые результаты (УУД)

План

Факт

1

Введение. Роды и жанры художественной литературы. Жанры фольклора

Урок открытия новых знаний

1

4.09

4.09

Предметные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.

Метапредметные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи, строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи.

Личностные: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала


Фольклор


2



2

Художественные особенности сатирической драмы «Барин»

Урок открытия новых знаний

1

7.09

7.09

Предметные: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов.

Метапредметные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач, формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность, уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Личностные: формирование знания о взаимосвязи литературы с культурой и историей России и мира

3

Жанры фольклора. Детский фольклор

Урок общеметодологической направленности

1

11.09

11.9

Предметные: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов.

Метапредметные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач, формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность, уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Личностные: формирование знания о взаимосвязи литературы с культурой и историей России и мира


Античная литература


2



4-5

Гомер и его поэмы «Илиада и «Одиссея»

Урок общеметодологической направленности

2

14.09

17.09


Предметные: понимание ключевых проблем изученных произведений других народов.

Метапредметные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач, формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность, уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности


Литература эпохи Возрождения

3



6-7

У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта»

Урок открытия новых знаний

Урок общеметодологической направленности

2

21.09

24.09

21.09

21.09

Предметные: научиться владеть: изученной терминологией по изученной теме, навыками монологической речи, составлять пересказы эпизодов, характеризовать героев.

Метапредметные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности

8

Сонеты Шекспира

Урок открытия новых знаний

1

28.09


Предметные: научиться владеть: изученной терминологией по изученной теме, навыками монологической речи.

Метапредметные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности


Литература ХIХ века

35



9-10

Обзор жанров классической литературы ХIХ века. История басни

Урок общеметодологической направленности

2

1.10

5.10



Предметные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.

Метапредметные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи, строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности

11

Из истории баллады. В. А. Жуковский. Баллады «Светлана». «Перчатка»

Урок общеметодологической направленности

1

8.10


Предметные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.

Метапредметные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, уметь определять общую цель и пути ее достижения.

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

12

Сопоставление переводов баллады Ф. Шиллера «Перчатка»

Урок открытия новых знаний

1

12.10


Предметные: выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово - родовой природе.

Метапредметные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием, применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; формировать навыки коллективного взаимодействия при самодиагностике.

Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию

13

Богатство и разнообразие жанров лирики и прозы А.С. Пушкина. Лирика

Урок общеметодологической направленности

1

15.10


Предметные: выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово - родовой природе

Метапредметные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам); применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; формировать навыки коллективного взаимодействия при самодиагностике.

Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию

14

Особенности жанра и композиции повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

Урок общеметодологической направленности

1

19.10


Предметные: анализировать и истолковывать произведение, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному.

Метапредметные: выделять и формулировать познавательную цель; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

15

А. С. Пушкин «Дубровский». История создания романа Сюжет, композиция, герои

Урок общеметодологической направленности

1

22.10


Предметные: научится анализировать текст произведения, умения извлекать из текста необходимую информацию, высказывать и аргументировать свою точку зрения на события и поступки героев.

Метапредметные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

16

Главный герой романа А. С. Пушкина «Дубровский»

Урок общеметодологической направленности

1

26.10


Предметные: научится анализировать текст произведения умения извлекать из текста необходимую информацию, высказывать и аргументировать свою точку зрения на события и поступки героев.

Метапредметные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

17

Дубровский и Маша Троекурова. Судьбы героев романа

Урок общеметодологической направленности

1

29.10


Предметные: научится анализировать текст произведения, знание понятия композиция и сюжет, выяснение роли композиции в тексте.

Метапредметные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

18

Обобщающий урок по роману А. С. Пушкина «Дубровский»

Урок-исследование

1

9.11


Предметные: развивать умение исследовать текст произведения, знание жанровых признаков романа.

Метапредметные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

19

М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Смерть поэта» и его история. Жанры лирики

Урок открытия новых знаний

1

12.11


Предметные: научится анализировать текст стихотворения.

Метапредметные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

20

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри». История создания

Урок открытия новых знаний

1

16.11


Предметные: научиться составлять характеристику героя (-ев)

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь планировать алгоритм ответа; уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

21

Сюжет, композиция, герои поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Урок общеметодологической направленности

1

19.11


Предметные: научится анализировать текст, составлять план.

Метапредметные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

22

Итоговый урок по творчеству М.Ю. Лермонтова

Урок рефлексии

1

23.11


Предметные: научится анализировать текст стихотворения.

Метапредметные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

23

Н. В. Гоголь. «Ревизор». История создания комедии. Знакомство с комедией.

Урок общеметодологической направленности

1

26.11


Предметные: воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку.

Метапредметные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе

Личностные: формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи

24-26

Характеристика героев комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Урок общеметодологической направленности

3

30.11

3.12.

7.12


Предметные: научится анализировать текст произведения.

Метапредметные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

27-28

Р/речи. Инсценирование эпизодов комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Урок творчества

2

10.12

14.12


Предметные: научиться составлять характеристику героя (-ев).

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь планировать алгоритм ответа; уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

29-30

И. С. Тургенев. «Стихотворения в прозе». Общая характеристика жанра

Урок открытия новых знаний

2

17.12

21.12


Предметные: научиться владеть: изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи.

Метапредметные: выделять и формулировать познавательную цель; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

31-32

Н. А. Некрасов. Жанры лирики. Сюжет и герои стихотворений

Урок общеметодологической направленности

2

24.12

28.12


Предметные: научится анализировать текст стихотворения.

Метапредметные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

33

Н.С. Лесков. Литературный портрет писателя. Сказ «Левша»: определение жанра

Урок открытия новых знаний

1



Предметные: воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку.

Метапредметные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе

Личностные: формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи

34

Характеристика героев сказа «Левша»

Урок общеметодологической направленности

1



Предметные: научиться составлять характеристику героя (-ев).

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь планировать алгоритм ответа; уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

35

Ужасный секрет тульских мастеров. Судьба Левши

Урок общеметодологической направленности

1



Предметные: научиться составлять характеристику героя (-ев).

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь планировать алгоритм ответа; уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

36

Особенности языка сказа Н. С. Лескова «Левша»

Урок исследования

1



Предметные: научиться составлять характеристику героя (-ев), знание понятия ирония, понимание особенностей языка сказа.

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь планировать алгоритм ответа; уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

37

Сатира

Урок-конференция

1



Предметные: воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку

Метапредметные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе

Личностные: формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи

38-39

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Урок общеметодологической направленности

2



Предметные: научиться составлять характеристику героя (-ев).

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь планировать алгоритм ответа; уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

40

М.Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету»

Урок общеметодологической направленности

1



Предметные: выявлять и интерпретировать авторскую позицию, понимать жанровые особенности произведения.

Метапредметные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам);применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия.

Личностные: формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности

41-42

А.П. Чехов. Юморески

Урок общеметодологической направленности

Урок рефлексии

2



Предметные: выявлять и интерпретировать авторскую позицию, владеть элементами анализа текста.

Метапредметные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа; уметь определять меры усвоения изученного материала; делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания

Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

43

Из истории пародии

Урок открытия новых знаний

1



Предметные: знание признаков жанра пародии

Метапредметные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.

Личностные: формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи


Литература XX века

24



44

Жанры эроса, лирики и драмы в произведениях XX века. Творчество В.Я.Брюсова

Урок общеметодологической направленности

1



Предметные: понимание взаимосвязи изменений, происходящих в обществе, первоначальное представление о Серебряном веке, о творчестве В.Я.Брюсова.

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь планировать алгоритм ответа; уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

45

Жанры лирики Бальмонта

Активность поисков новых жанров в лирике И. Северянина

Урок общеметодологической направленности

1



Предметные: понимание богатства и многообразия поэтической палитры Серебряного века.

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь планировать алгоритм ответа; уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

46

Два перевода стихотворения Р.Киплинга «Если…»

Урок открытия новых знаний

1



Предметные: владение элементами анализа текста.

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь планировать алгоритм ответа уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

47-48

Из истории сонета

Урок общеметодологической направленности

Урок творчества

2



Предметные: знание особенностей жанра, научится анализировать текст стихотворения.

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь планировать алгоритм ответа; уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

49

М. Горький. «Старуха Изергиль». Сюжет и герой легенды о Данко

Урок общеметодологической направленности

1



Предметные: научиться определять идейно-тематическое своеобразие текста.

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь планировать алгоритм ответа; уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

50

М. Горький. «Старый Год»

Урок общеметодологической направленности

1



Предметные: воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку

Метапредметные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе

Личностные: формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи

51

Слово о В. В.Маяковском. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче»

Урок открытия новых знаний

1



Предметные: научиться определять идейно-тематическое своеобразие поэтического текста.

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь планировать алгоритм ответа; уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

52

В. В. Маяковский «Гимн обеду»

Урок общеметодологической направленности

1



Предметные: научиться определять идейно-тематическое своеобразие поэтического текста.

Метапредметные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе

Личностные: формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи

53

М. Булгаков «Ревизор с вышибанием»

Урок общеметодологической направленности

1



Предметные: научиться определять идейно-тематическое своеобразие текста.

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь планировать алгоритм ответа; уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

54

К. Г. Паустовский «Рождение рассказа»

Урок общеметодологической направленности

1



Предметные: воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку.

Метапредметные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.

Личностные: формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи

55

М. А. Шолохов «Они сражались за Родину»

Урок-проект

1



Предметные: определять идейно-тематическое своеобразие текста, работать над проектом.

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь планировать алгоритм ответа; уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

56

Жанры лирики А. Т. Твардовского

Урок открытия новых знаний

1



Предметные: научится анализировать текст стихотворения.

Метапредметные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе

Личностные: формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи

57

В. Г. Распутин «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники

Урок общеметодологической направленности

1



Предметные: научиться определять идейно-тематическое своеобразие текста, определять роль пейзажа, детали в тексте.

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь планировать алгоритм ответа; уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

58

Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»

Урок общеметодологической направленности

1



Предметные: владение элементами анализа текста, воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку

Метапредметные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе

Личностные: формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи

59

Смысл названия рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»

Урок рефлексии

1



Предметные: научиться определять идейно-тематическое своеобразие текста.

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь планировать алгоритм ответа; уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

60

Из истории эссе. К. Г. Паустовский «Радость творчества»

Урок открытия новых знаний

1



Предметные: знание особенностей жанра эссе, воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку

Метапредметные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе

Личностные: формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи

61

Ф. А. Абрамов «О чем плачут лошади»

Урок общеметодологической направленности

1



Предметные: научиться определять идейно-тематическое своеобразие текста, определять роль пейзажа, детали в тексте.

Метапредметные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе

Личностные: формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде

62

А. В. Вампилов «Несравненный Наконечников»

Урок общеметодологической направленности

1



Предметные: знание особенностей жанра водевиля, умение выразительно читать и анализировать текст.

Метапредметные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Личностные: формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде

63-64

Р. Шекли «Запах мысли»

Урок общеметодологической направленности

2



Предметные: знание особенностей жанра научной фантастики, умение выразительно читать и анализировать текст.

Метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

65-66

А. Конан Дойл. Рассказы о Шерлоке Холмсе «Пляшущие человечки»

Урок общеметодологической направленности

1



Предметные: научиться определять идейно-тематическое своеобразие текста.

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь планировать алгоритм ответа; уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

67

Портрет героя в художественных произведениях разных жанров

Урок общеметодологической направленности

1



Предметные: владение элементами анализа текста, воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку Метапредметные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе

Личностные: формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи

68

Итоговый урок

Урок рефлексии

1



Предметные: владение элементами анализа текста, воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку Метапредметные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, выбирать действия.

Личностные: формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи



  1. Система оценки достижения планируемых результатов

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.

6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение: глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию. Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 78 - 89 %;

«3» - 60 - 77 %;

«2»- менее 59%.

9.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Литература 7 класс. Авт. - сост. Т. Ф. Курдюмова - М.: Дрофа, 2013.

  2. Н. В. Егорова, Б. А. Макарова. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс. - М.: ВАКО, 2012.

  3. http// Gramota.ru

  4. http// ruscenter.ru

  5. http// slovesnik.ru

  6. http// repetitor.1c.ru

  7. http//gra

  8. Pedsovet.su

  9. Profistart.ru

  10. Zavuch. Info

  11. Proshkolu.ru

  12. 1 september.ru






8


© 2010-2022