- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Песах. История праздника»
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Песах. История праздника»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Громова Н.А. |
Дата | 02.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
П е́ с а х (по-гречески и по-русски -Пасха)- праздник весны и свободы, в память о самом главном событии библейской истории, которое считается началом истории еврейского народа - Исходе из Египта и освобождении народа от 400-летнего рабства.
Тора запрещает иудеям в течение праздника употреблять в пищу хлеб и любые другие продукты, содержащие зерновые, которые подверглись закваске. Также Тора повелевает есть в эти дни мацу (опресноки).
Песах, наряду с Суккот и Шавуот, - один из трёх «праздников паломничества». В Израиле Песах - семидневный праздник, первый и последний дни которого- полноценные праздники и нерабочие дни. Промежуточные дни называются словами холь а-моэ́д («праздничные будни»). За пределами Израиля праздник длится 8 дней, из которых первые два и заключительные два - полноценные праздники.
У праздника «Песах» несколько названий:Песах - от паса́х (ивр. миновал, прошел мимо) - в память о том, что Всевышний миновал еврейские дома, уничтожая первенцев Египта.
-
Хаг а-Мацот - праздник опресноков - в память о том, что евреи питались мацой в годы рабства, а также о том, что во время выхода из Египта тесто не успело закваситься.
-
Хаг а-Авив - праздник весны, когда отмечается праздник. Месяц нисан также называется месяц авив.
-
Хаг а-Херут - праздник свободы - в память об Исходе из Египта.
Празднование Песаха сопровождалось паломничеством в Храм, жертвоприношениями и пиршеством с вкушением пасхального агнца. Полагают, что в Песахе слились воедино два древних празднества - скотоводов и земледельцев; в библейский период он стал ассоциироваться с освобождением из египетского рабства.
Порядок празднования Песаха детально определен в Священном Писании (Торе). На протяжении всех дней Песаха Тора запрещает в каком бы то ни было виде употреблять в пищу квасное (хамец). Это та самая еда, которой евреи не успели запастись, когда покидали Египет. Также избегают тех продуктов, которые могут забродить. Солодовые ликеры, пиво и другие алкогольные напитки на основе дрожжей запрещены.
Единственный хлеб, разрешенный в Песах - маца, пресные хлебцы из пшеничной муки, которыми порабощенные евреи питались в Египте и во время исхода из Египта.
Весь процесс выпечки мацы с момента добавления в муку воды не должен превышать 18 минут. Муку разрешено использовать от одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса, полбы. Маца - напоминание о том, что евреи, получив, наконец, разрешение фараона уйти из страны, в такой спешке покидали Египет, что пришлось испечь хлеб из еще не успевшего взойти теста.
Вот почему иудеи до наступления Песаха избавляются от всех квасных продуктов, а также заранее убираются в доме, особенно на кухне.
Кульминационным моментом Песаха является вечерняя трапеза, седер ("порядок"), которая устраивается в первую и во вторую ночь праздника. Седер начинается после возвращения из синагоги; вся семья с гостями собираются вокруг стола. Во время седера произносятся установленные правилами благословения, читаются молитвы и поются псалмы. Одним из обязательных условий является приглашение к участию в трапезе всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи.
На стол ставят лучшую посуду и серебро, свечи, кошерное вино, три больших куска мацы и специально украшенный кубок для пророка Элияха. Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (обычно по книге Агада) и едят особые символические блюда.
Это пресный хлеб - маца, которую едят во исполнение заповеди Торы; горькая зелень - марор (салат-латук, базилик и хрен) и хазерет (тертая зелень), символизирующие горечь египетского рабства; а также смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина - харосет: его цвет напоминает глину, из которой евреи изготавливали кирпичи, находясь в египетском рабстве. Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода.
Вся еда раскладывается на кеаре - особом блюде, использующемся только для трапезы седера. На кеар кладутся еще три символических блюда, которые не едят: зроа - прожаренный кусок баранины с косточкой, в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском Храме, бейца - крутое яйцо, как память о храмовых богослужениях, и карпас - кусок любого весеннего овоща (евреи, живущие в Европе, заменяют его вареным картофелем). Приготовленные продукты раскладывают на специальном блюде определенным образом. Перед ведущим седер кладут три целых мацы, покрытых салфеткой. Перед каждым участником трапезы кладут Агаду - книгу, содержащую сказание об Исходе из Египта и все необходимые для седера молитвы и благословения. На праздничный стол непременно ставятся тарелки соленой воды - символ слез древнееврейских женщин, у которых по приказу фараона отнимали первенцев, поскольку, согласно предсказанию, в одной из еврейских семей должен был родиться человек, который освободит людей от рабства.
Для проведения Седера
необходимо иметь:
1. мацу - три целые мацы (предпочтительно круглые, изготовленные вручную).
2. вино - по четыре бокала для каждого члена семьи. О величине бокала существуют разные мнения: одни считают, что в нем должно быть не менее 86 г., другие считают минимальной дозой 150 г. Каждый бокал следует стараться выпить полностью, по крайней мере - более половины. Вино рекомендуется выбрать по возможности наилучшее и, предпочтительно, красное, - в память о крови еврейских младенцев, зарезанных фараоном.
3. мясо («зроа») - небольшой кусок мяса с костью внутри (обычно кусочек куриного горлышка), пропеченный на огне. Он символизирует Пасхальное жертвоприношение.
4. яйцо - сваренное вкрутую. Оно символизирует второе праздничное жертвоприношение, совершавшееся в каждый из трех основных праздников. Обычно заготовляют несколько яиц, но для обряда достаточно одного.
5. «марор» - растертый хрен и салат. Салат нужно наитщательнейшим образом проверить, нет ли между листьями червячков салатного цвета.
6. «харосет» - смесь из тертых яблок и молотых орехов, перемешанных с вином до тестообразного состояния, внешне напоминающая глину - в память о порабощении евреев, которых заставляли работать, изготовляя кирпичи из глины.
7. «карпас» - лук или очищенная вареная картофелина.
8. «хазерет» - растертый хрен и салат.
Во время седера евреи проходят через 5 мицвот (обязательных этапов):
Первый - съесть мацу,
второй - выпить 4 чаши вина,
третий - съесть марор,
четвертый - чтение Агады,
пятый - чтение хвалебных псалмов.
В пасхальную трапезу часто входит куриный суп с клецками из мацы, фаршированную рыбу и запеченное мясо.
Вино - символ веселья и радости. Четыре бокала вина символизируют четыре обещания, данные Всевышним народу Израиля: "И выведу вас из-под ига египтян..."; "И избавлю вас..."; "И спасу вас..."; "И приму вас..." По традиции принято наполнять пятый, особый бокал и оставлять его для пророка Илии, который вернется в канун Песаха на землю,
чтобы возвестить о наступлении "дня Господня, великого и страшного". Его, однако, не выпивают, а оставляют на праздничном столе. По традиции пророк Илия (Элиях) считается провозвестником Машиаха, с приходом которого все евреи возвратятся в Эрец-Исраэль. Существует обычай прятать во время седера кусочек мацы (афикоман), чтобы увлечь детей его поисками; найденный афикоман съедается в конце трапезы. Трапезу заканчивают словами приветствия: "В будущем году - в Иерусалиме!".
В первый день Песаха запрещаются все виды работ. В синагоге проводится торжественное богослужение, во время которого читается книга Исход. Вечером совершается вторая трапеза седера. Пять последующих дней называются "обычными днями праздника" и считаются рабочими. Седьмой день Песаха завершает торжества праздника Песах и считается нерабочим. Он отмечается в радостной атмосфере, с пением и танцами.