Программа элективного курса по литературе

Программа элективного курса по литературе предназначена для обучающихся 11 класса гуманитарного профиля. Целью курса является формирование коммуникативной и культурологической компетенции. В основе программы лежит текстоцентрический принцип, который позволяет решать проблему неформального понимания текста. Данный элективный курс обеспечивает знакомство старшеклассников с произведениями современных писателей, получивших читательское признание и высокую оценку критики, учит оценивать и интерпрети...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Элективный курс по литературе

«Современная художественная литература»

Составила Березкина Тамара Алексеевна,

учитель русского языка и литературы,

МАОУ гимназии № 13 г. Томска



Пояснительная записка

Настоящая программа дополняет авторскую учебную программу А. Н. Архангельского и В. В. Агеносова. Рассчитана на 34 часа в 11 классе гуманитарного профиля.

Методологической основой программы является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения.

Целью курса является формирование коммуникативной и культурологической компетенций, развитие личности в гуманитарном плане. В задачи курса входит расширение круга чтения, обучение анализу художественного текста, развитие навыка изложения мыслей в устной и письменной форме.

Практически на каждом занятии происходит формирование коммуникативной компетенции, благодаря применению технологии РКМЧП, которая позволяет создавать ситуации, позволяющие овладеть разными видами речевой деятельности.

В основе программы лежит текстоцентрический принцип, он позволяет решать проблему неформального понимания текста.

Содержание курса составляют небольшие по объёму произведения современных авторов, которые отражают современную ситуацию в языке, и обращены они и к разуму, и к чувствам порастающего человека. Материал становится небезразличен ученикам, что позволяет организовать работу в небольших группах, развивать творческое отношение к чтению и осмыслению.

На каждом занятии заполняется интерактивная карточка по изучаемому произведению, и из них постепенно составляется «Банк аргументов для написания сочинения».

Элективный курс по литературе обеспечивает развитие личности на разных уровнях: учит оцениватьи и интерпретировать, учит продуктивно общаться, учит выявлят в тексте различную информацию, образы, темы и проблемы.

Цель курса: формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций; развивать личность в гуманитарном плане, от умения осмысленно читать литературное произведение, понимать неразрывную связь формы и содержания к умению мыслить системно, характеризовать культурный идеал эпохи и соотносить с ним авторский и свой собственный и идеал.

Задачи курса: пробуждение интереса к произведениям литературы; более глубокое усвоение школьной программы; расширение круга чтения учащихся; обучение анализу художественного текста; обогащение словарного запаса; развитие навыка изложения мыслей в устной и письменной форме; развитие навыка обобщения информации через интерпретацию, написание отзывов и сочинений.

В данном курсе формирование коммуникативной компетенции происходит на каждом занятии, технология РКМЧП позволяет создавать ситуации, позволяющие не только усвоить проблематику художественного произведения, но и овладеть разными видами речевой деятельности.

В основе программы элективного курса лежит текстоцентрический принцип, он позволяет решать проблему неформального понимания текста.

Большое внимание в элективном курсе уделяется формированию коммуникативных универсальных учебных действий. На занятиях использую такие формы работы, когда учащимся необходимо проявить активность и инициативу, детям приходится сообща решать поставленные учителем и произведением задачи. Использую групповую работу, работу в парах, такие формы учебно-познавательной и творческой деятельности развивает дружеские отношения, помогает применять полученные знания при решении конкретных учебных задач.

Элективный курс «Современная художественная литература» отражает современную ситуацию в литературе и в языке. Важно, что тексты произведений литературы обращены не только к разуму, но и к чувствам, эмоциям. Материал становится небезразличен ученикам, и в коллективном обсуждении знание и переживание присваивается каждым из них.

В содержание курса включены рассказы Вл. Крупина, Е. Гришковца, Т. Толстой, Л. Улицкой, Л. Петрушевской, Б. Екимова и др. Произведения этих авторов поднимают духовно-нравственные проблемы, актуальные для подростков, помогают им заглянуть «внутрь себя», произведения этих авторов помогают приобрести опыт осмысления жизненных ситуаций, конфликтов, позволяют задуматься об уникальности личности, многообразии человеческих типов.

Для анализа на занятиях курса отбираются небольшие произведения, которые прочитываются с учителем на уроке, что важно при загруженности современных школьников. Работа над текстами проходит 3 этапа: до чтения - вызов; осмысление текста - выявление подтекстовой информации; после чтения - рефлексия. На занятиях стараюсь осуществлять системно-деятельностный подход и обеспечивать требования ФГОС полного (среднего) общего образования. Для этого на каждое занятие готовлю интерактивную карточку, на которой дан текст (часть текста), вопросы и задания ранжированные по степени сложности, поле для ответов, для схем и кластеров. Стараюсь, чтобы задания обеспечивали продуктивный диалог, читательскую активность .

Курс «Современная художественная литература» обеспечивает развитие личности на разных уровнях:

личностном - это находит отражение в интерпретационной и оценочной деятельности читателя-одиннадцатиклассника, в формировании гражданской позиции, в формировании личности, обладающей чувством собственного достоинства;

метапредметном - что выражается в поиске и обработке разной информации, в умении продуктивно общаться и взаимодействовать в в процессе совместной деятельности;

предметном - что отражается в расширении круга чтения, в умении анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации, в способности выявлять в текстах художественные образы, темы и проблемы и выражать отношение к ним в развёрнутых аргументированных высказывания.











Содержание курса.

  1. Введение. 2. Автобиографизм в современной литературе. Е. Гришковец. 3. Новая реалистическая проза. Вл. Маканин, Л. Улицкая, В. Токарева. 4. Военная тема в современной литературе. В. Астафьев. 5. Литературная русская эмиграция «третья волна». С. Довлатов. 6. Русский постмодернизм. А. Битов, В. Пелевин. 7. Современная поэзия. И. Бродский, Т. Кибиров. 8. Фантастика, утопии и антиутопии в современной литературе. Т. Толстая. 9. Возрождение детектива. А. Маринина, Б. Акунин. 10. Деревенская проза. Б. Екимов.



Календарно-тематическое планирование.

Тема

Количество часов

Дата

Примечания

1.

Введение. Кто он автор произведения. Особенности литературного процесса конца XX - начала XXI века.

2

2.

Автобиографизм в современной литературе. Книга Е. Гришковца «Следы на мне».

3

3.

Новая реалистическая проза. Вл. Маканин. Обзор романа «Андеграунд, или Герой нашего времени».

1

Л. Улицкая. Тема памяти в повести «Медея и её дети». Повесть «Сонечка».

2

В. Токарева. Нравственные проблемы повести «Я есть. Ты есть. Он есть».

1

4.

Военная тема в современной литературе.

Бесчеловечность войны в романе «Весёлый солдат» В. Астафьева 1998г.

2

5.

Литературная русская эмиграция «третья волна».

Автобиографические рассказы С. Довлатова.

2

6.

Русский постмодернизм.

Обзор романа А. Битова «Пушкинский дом».

1

Философская проблематика, символичность предметного мира романов В. Пелевина «Жизнь насекомых» и «Чапаев и Пустота».

3

7.

Современная поэзия.

И. Бродский - основные темы и мотивы лирики. Образ времени в поэзии И. Бродского.

2

Обзор творчества Т. Кибирова и Д. Пригова. Анализ стихотворения Д. А. Пригова «Вот журавли летят…».

1

8.

Фантастика, утопии и антиутопии в современной литературе. Т. Толстая - будущее цивилизации в повети «Кысь».

2

9.

Возрождение детектива. А. Маринина - обзор творчества.

1

Содержание детективных повестей и романов Б. Акунина «Приключения Эраста Фандорина» и «Приключения сестры Пелагеи».

2

10.

Деревенская проза. Б. Екимов.

2

11.

Литературные ресурсы Интернета ( lib.ru)

3



Литература

  1. Современная русская литература: Элективный курс: Учебное пособие для учащихся 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. Б.А. Ланина. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 336 с.

  2. Методическое пособие: рекомендации по составлению рабочих программ. Русский язык и литература. Углубленный уровень. 10 - 11 классы / сост. А. В. Чубуков. - М.: Дрофа, 2013. - 214 с.

  3. Ресурсы Интернета.

#1

Страница 6. Физический чемпионат


© 2010-2022