Программа по русскому языку 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов и методических материалов:

• Основной образовательной программы образовательного учреждения.

• Методического письма о преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2015-2016 учебном году.

• Приказа директора школы о продолжительности учебного года.

Основные содержательные линии курса русского языка

Направленность курса русского языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре предметной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций: содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции; содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции; содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».

Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация».

Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом « Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.

В программе усилен семантический аспект подачи лингвистического материала на всех уровнях языка. Процесс постижения языковой семантики и смысла высказываний учитывает реальные возможности школьников и строится в развитии. Учебная нагрузка равномерно распределяется по классам. В 5 классе изучаются части речи, в известной мере знакомые учащимся по начальной школе, но темы эти подаются на семантическом уровне и изучаются в полном объеме.

Лексика и морфемика даются в непривычном для детей интегрированном подходе, с учетом внутрипредметных связей. Лексика, фразеология и словообразование изучаются в полном объеме. Новыми являются разделы: «Синтаксис. Пунктуация», «Речь». Положительное отношение к учебе, настрой на изучение родного языка закрепляются на протяжении всего учебного года наличием нетрадиционных заданий, эталонных в речевом отношении текстов, доступных для детей форм подачи лингвистических знаний. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно - коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения ( ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости ( кратко, выборочно, полно), составлять план. Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык РФ, язык межнационального общения народов России, язык великой русской литературы.

Курс русского языка в 5 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно - ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Как видно, рабочая программа нацелена на формирование и развитие речемыслительных способностей учащихся на основе деятельностно-системного подхода в обучении русскому языку и позволит сформировать у учащихся школы языковую, лингвистическую и литературоведческую компетенцию и решить ряд дидактических задач:

- привить учащимся навыки самостоятельной работы с текстом художественного произведения, развить у них умение научно-исследовательской деятельности;

- формировать у учащихся умения чувствовать слово и владеть им, используя средства выразительности языка, стилистические приёмы;

- способствовать созданию положительной мотивации учеников к изучению русского языка.

Основной целью рабочей программы является формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций учащихся через реализацию в курсе русского языка междисциплинарных учебных программ - «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентностиобучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом».

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение русского языка в 5 классе в количестве 170 ч.





II. Содержание курса - 170 часов

Речь (30ч)

Текст, его основные признаки. Стили речи. Типы речи. Композиционные формы: деловая инструкция, объявление. Основные требования к изложению и сочинению.

Основные умения: Чтение. Осмысленно и бегло читать учебные тексты, выразительно читать тексты художественного стиля.

Анализ текста. Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста; составлять простой план. Выделять в тексте типы речи. Определять стиль; находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля.

Воспроизведение текста. Подробно пересказывать тексты, содержащие разные типы речи; сохранять их строение и стиль. Сжато пересказывать тексты такого же строения.

Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания; развивать мысли в пределах абзаца при помощи зачинов, раскрывать тему и основную мысль высказывания; писать сочинения. Составлять деловые инструкции, объявления.

Совершенствование текста. Находить и исправлять недочеты в содержании высказывания и его строения.

Закрепление и углубление изученного в начальных классах (34ч)

Фонетика, орфоэпия, графика. Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Ударение. Элементарные сведения о транскрипции. Предмет изучения орфоэпии. Предмет изучения графики. Алфавит.. Знакомство с орфоэпическим словарем и его использование.

Письмо. Орфография. Значение письма в жизни общества. Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы. Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня. Использование орфографического словаря.

Слово и его значение. Лексика. Предмет изучения лексики. Слово и его лексическое значение. Этикетные слова как особая лексическая группа. Знакомство с толковым словарем.

Слово и его строение. Морфемика. Предмет изучения состава слова. Морфема как часть слова. Знакомство со словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов.

Слово как часть речи. Морфология. Предмет изучения морфологии. Система частей речи в русском языке. Знаменательные части речи, их основные признаки. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Знакомство с грамматико-орфографическим словарем.

Культура речи. Правильное произношение звуков речи, заимствованных слов. Уместное использование этикетных слов и выражений в речи.

Основные умения: Определять звуки речи, различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; свободно пользоваться алфавитом. Правильно произносить звуки и их сочетания в составе слов; названия букв алфавита. Употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы, пользоваться толковым словарем. Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слов; определять изученные части речи и их формы; пользоваться словарем морфемного строения слов. Различать части речи; знать и верно указывать специфические морфологические признаки частей речи; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать. Понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных; знать виды приставок и верно их писать; безошибочно писать буквенные сочетания.

Систематический курс русского языка(122часа)

Синтаксис и пунктуация

Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Интонация и порядок слов. Логическое ударение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Предложения с однородными членами. Обращение. Сложные предложения с союзной и бессоюзной связью. Понятие о сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Прямая речь. Диалог.

Основные умения: Выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово; определять предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов. Правильно ставить знаки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, соединительными союзами А, И, НО, а также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающего слова; разделять запятой части сложного предложения.

Лексика. Словообразование. Орфография.

Слово. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение слова. Слова-синонимы, антонимы, омонимы. Пути пополнения словарного состава русского языка. Понятие о механизме образования слов в русском языке. Чередование гласных и согласных в морфемах. Словообразовательная модель. Правописание приставок на з-с. Правописание корней с чередованием о-а. Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления. Фразеологизмы.

Основные умения: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарем.

Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слов; понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; пользоваться словарем морфемного строения слов.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ.

Глагол

Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования глаголов. Правописание НЕ с глаголами. Возвратные глаголы. Правописание ТСЯ/ТЬСЯ в глаголах. Виды глаголов. Корни с чередованием И-Е, их правописание. Наклонение глагола. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы. Наклонения глаголов. Безличные глаголы. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Употребление глаголов в переносном значении.

Культура речи: правильное использование видо-временных форм; их верное произношение.

Имя существительное

Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имен существительных. Правила употребления при письме типичных суффиксов. Правила слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными. Имена существительные одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные. Род имен существительных. Падеж. Склонение имен существительных. Правила безударных окончаний имен существительных. Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль.

Культура речи: Правильное употребление рода; верное определение родовой принадлежности неизменяемых существительных. Правильное употребление некоторых грамматических форм. Правильное произношение имен существительных.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имен прилагательных. Разряды имен прилагательных по значению. Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Степени сравнения имен прилагательных. Склонение имен прилагательных. Правописание падежных имен прилагательных. Развитие навыков пользования лингвистическими словарями разных типов. Образная, эмоциональная функция имен прилагательных в художественном тексте. Эпитеты.

Культура речи: правильное произношение прилагательных.

Основные умения по морфологии: различать части речи; знать и верно указывать специфические морфологические признаки имен существительных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения.









III. Календарно - тематическое планирование

5 класс

Дата

Тема урока

Виды деятельности

Планируемые результаты

план

факт

Предметные

УУД

Личностные

1

1.

09

Зачем человеку нужен язык. Что мы знаем о русском языке.

Изучение содержания параграфа, формирование навыка чтения лингвистического текста, составление плана статьи, комментирование оценок.

Дифференцировать понятия язык и речь, монологическую и диалогическую речь.

Коммуникативные: Выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей, формулировать цель

Регулятивные: Осознавать себя как движущую силу своего научения

Познавательные:

объяснять языковые явления, добывать нужную информацию.

Формирование стартовой мотивации к изучению нового материала, знания о своей этнической принадлежности.

2

2.

09

РР№1

Что такое речь. Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная.

Повторение изученного в начальных классах 34

3

4

3.

09

4.

09

Звуки и буквы. алфавит

Комплексное повторение, самостоятельная работа, проектирование выполнения домашнего задания , групповая работа по алгоритму, формирование способности к рефлексии, комментирование оценок.

Транскрибировать слова по алгоритму, различать звуки и буквы

Коммуникативные: Проявлять речевые действия, объяснять языковые явления, владеть монологической и диалогической формами речи, организовывать и планировать рабочее сотрудничество с учителем и сверстниками Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе, устанавливать рабочие отношения,

Применять методы информационного поиска с помощью дополнительной литературы и компьютерных средств

Самостоятельно выделять и формулировать цель, Добывать недостающую информацию

Познавательные:

объяснять языковые явления, связи, процессы и отношения, выявляемые в ходе исследования

Формирование навыков анализа и сопоставления, организации и анализа своей деятельности, познавательного интереса к предмету, навыка взаимопроверки.





Формирование навыка самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.

5

6

7.

09

Буквы е,ё,ю,я.

Выявлять и объяснять условия передачи одного и двух звуков буквами е,ё,ю,я.

7

8

8.

09

9.

09

Фонетический разбор слова.

Научиться производить фонетический разбор слова.

9

10.09

Контрольное тестирование №1

по теме «Фонетика. Графика».

Формирование умения к осуществлению контрольной функции

Научиться производить фонетический разбор слова на практике.

10

11.09

Анализ тестирования.

РР№2

Текст.

Тема текста.

Формирование деятельностных способностей к систематизации изучаемого материала, коллективная работа с самопроверкой,

Формирование способностей к рефлексии, коллективное проектирование выполнения домашнего задания

Научиться выявлять композиционные и языковые признаки текста. Научиться определять тему текста,

Формирование устойчивой мотивации к учению



Формирование организации и анализа своей деятельности в составе группы

11

14.09

РР№3

Основная мысль текста.

Научиться определять основную мысль текста, зависимость заглавия, темы от основной мысли текста.

12





13

15.09



16.09

РР№4-5

Подготовка к сочинению-повествованию «Как мы однажды разводили костёр»

Анализ сочинения-повествования.

Составление алгоритма написания сочинения, написание черновика, презентация набросков сочинения, редактирование, проектирование выполнения домашнего задания

Научиться пользоваться знаниями о теме, основной мысли текста

Научиться проектировать маршрут преодоления проблемных зон в изучении материала

Коммуникативные: Проявлять речевые действия, Осознавать себя как движущую силу своего научения,

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе Познавательные:

объяснять языковые явления в ходе исследования содержания и структуры текста.

Формирование организации и анализа своей деятельности на основе алгоритма выполнения задачи,

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности

14

17.09

Стартовый контроль знаний и умений уч-ся по русскому языку за курс начальной школы

Формирование умения к осуществлению контрольной функции

Научиться проектировать маршрут преодоления проблемных зон в изучении материала

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной деятельности

Письмо. Орфография.

15

18.09

Зачем людям письмо.

Орфография. Нужны ли правила.

Формирование умения построения и реализации новых знаний, индивидуальная работа с дидактическим материалом, коллективная работа по алгоритму проверки известных орфограмм.

Формирование деятельностных способностей к систематизации изучаемого материала, коллективная работа по алгоритму проверки известных орфограмм

Формирование умения к осуществлению контрольной функции

Объяснение орфограмм

Научиться читать и понимать лингвистический текст.

Научиться читать и понимать лингвистический текст.

Коммуникативные: Проявлять речевые действия Регулятивные:

Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении

Познавательные:

объяснять языковые явления в ходе исследования содержания и структуры текста.

Формирование организации и анализа своей деятельности , формирование навыка самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности.

16

21.09

Орфограммы в корнях слов.

Правила обозначения буквами гласных звуков.

Научиться читать составлять опорный материал для рассуждения на лингвистическую тему,

применять алгоритм проверки известных орфограмм

Коммуникативные: Устанавливать рабочие отношения, Формировать навыки учебного сотрудничества эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной деятельности Слушать и слышать друг друга, Проявлять речевые действия владеть монологической и диалогической формами речи Регулятивные: Организовывать и планировать рабочее сотрудничество с учителем и сверстниками,

Применять методы информационного поиска,

Самостоятельно выделять и формулировать цель,

Добывать недостающую информацию Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении.

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования

Формирование навыка работы по образцу при консультативной помощи учителя

17

22.09

Самостоятельный диктант №1

по теме «Орфограммы в корнях слов»

(упр.63)

Формирование устойчивой мотивации к учению

на основе алгоритма выполнения задачи

1819

23.09

24.09

Орфограммы в корнях слов.

Правила обозначения буквами согласных звуков.

Научиться писать под диктовку с использованием фонозаписи мультимедийного приложения

20

25.09

Сочетания букв жи-ши, ча-ща, чу-щу, нч, чн, чк, нщ, щн, рщ.

Научиться определять условия написания сочетаний букв жи-ши, ча-ща, чу-щу, нч, чн, чк, нщ, щн, рщ

Формирование навыка работы по образцу при консультативной помощи учителя

21

28.09

Самостоятельный диктант №2

по теме «Сочетания букв жи-ши, ча-ща, чу-щу, нч, чн, чк, нщ, щн, рщ»

(упр.75)

Формирование умения к осуществлению контрольной функции

Научиться писать под диктовку с использованием фонозаписи мультимедийного приложения

Формирование навыка самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя

22

23

29.09

30.09

Ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов

Формирование деятельностных способностей Объяснение орфограмм

индивидуальная работа с дидактическим материалом, коллективное составление памятки для лингвистического портфолио

Научиться определять условия написания ь после шипящих

Формирование устойчивой мотивации к учению

на основе алгоритма выполнения задачи

24

25

1.

10

2.

10

Разделительные ъ и ь.

Научиться определять условия написания ъ и ь.

26

5.

10

Не с глаголами

Научиться применять правила на практике

27

6.

10

Написание -тся -ться в глаголах.

28

7.

10

Самостоятельный диктант №3

по теме: «Не с глаголами. Тся-ться В глаголах»

Формирование умения к осуществлению контрольной функции

Научиться писать под диктовку с использованием фонозаписи мультимедийного приложения

Формирование навыка самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной работе

Строение слова

29

30

8.

10

9.

10

Почему приставка, корень, суффикс и окончание значимые части слова.

Объяснение орфограмм

индивидуальная работа с дидактическим материалом, коллективное составление памятки для лингвистического портфолио

Научиться применять алгоритм разбора слова по составу

Составлять рассказ на лингвистическую тему

Определять значение слова

Коммуникативные: Устанавливать рабочие отношения, Слушать и слышать друг друга, Регулятивные: Организовывать и планировать рабочее сотрудничество с учителем и сверстниками

Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности

Самостоятельно выделять и формулировать цель Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования

Формирование устойчивой мотивации к учению

на основе алгоритма выполнения задачи

31

32

12.10

13.10

Как образуются формы слова.

33

14.10

Контрольное тестирование №2

по теме «Строение слова».

Формирование умения к осуществлению контрольной функции

Научиться производить разбор слова по составу на практике.

Формирование навыка самодиагностики самокоррекции в индивидуальной деятельности при консультативной помощи учителя

Слово как часть речи. Текст.

34

15.10

Анализ тестирования

Слово как часть речи Самостоятельные части речи

Формирование умения построения и реализации новых знаний, индивидуальная работа с дидактическим материалом Формирование деятельностных способностей Объяснение орфограмм

Научиться определять части речи

Коммуникативные: Проявлять речевые действия Регулятивные: Устанавливать рабочие отношения,

Добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Применять методы информационного поиска Познавательные:

объяснять языковые явления

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности Формирование навыка самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя

35

16.10

Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы

Научиться применять знания о самостоятельных и служебных частях речи

36

19.10

Служебные части речи. Предлог.

37

20.10

Союз.

38

21.10

Частица.

39

40

22.10

23.10

Контрольный диктант №1

по теме «Повторение изученного в начальных классах»

анализ

Формирование умения к осуществлению контрольной функции

Писать под диктовку учителя, производить разные виды разбора

Коммуникативные: Эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной деятельности Регулятивные: Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении Определять новый уровень отношения к самому себе Познавательные:

объяснять языковые явления

Формирование навыка самодиагностики и самокоррекции

41

26.10

РР№6

Текст. От чего зависти порядок расположения предложений в тексте

Конструирование текста

Составление рассказа Формирование деятельностных способностей

Стр.64 упр.175

Выделять микротему в тексте

Применять навыки написания сочинения

Коммуникативные: Проявлять речевые действия Регулятивные: Применять методы информационного поиска

объяснять языковые явления Познавательные:

объяснять языковые явления

Формирование навыка самодиагностики самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя

42

27.10

РР№7

Абзац как часть текста.

43

28.10

РР№8

Строение абзаца. Сочинение

Систематический курс русского языка(122часа)

Фонетика. Орфоэпия.

44

29.10

Что изучает фонетика.

Читать и понимать лингвистический текст

Объяснение орфограмм

Выполнение упр. из учебника

Говорить на лингв-ю тему

Коллективное составление памятки для лингвистического портфолио

Формирование деятельностных способностей

Рассуждать и составлять рассказ на лингвистическую тему

Применять правило проверки безударной гласной

Научиться правильно произносить слова

Использовать алгоритм орфоэпического разбора

Коммуникативные: Проявлять речевые действия владеть монологической и диалогической формами речи Регулятивные: Устанавливать рабочие отношения, Определять новый уровень отношения к самому себе Применять методы информационного поиска

объяснять языковые явления

Добывать недостающую информацию с помощью вопросов

объяснять языковые явления Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования

Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе Формирование навыка самодиагностики и самокоррекции Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности

45

46

30.10

9.

11

Звуки гласные и согласные

47

10.11

Слог. Ударение.

48

11.11

Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков.

49

12.11

Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова.

50

13.11

Контрольное тестирование №3

по теме «Фонетика. Орфоэпия».

.

Формирование умения к осуществлению контрольной функции

Научиться проектировать индивидуальную программу преодоления трудностей в обучении

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности

Лексика. Словообразование. Правописание.

51

16.11

Анализ тестирования.

Лексическое значение слова. Синонимы.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, выполнение упражнений учебника, работа в парах, индивидуальная работа с дидактическим материалом, объяснение орфограмм, чтение лингвистического текста, комментирование оценки, планирование дом. задания

Определять лексическое значение слова

Коммуникативные: Владеть монологической и диалогической формами речи Самостоятельно выделять и формулировать цель

Слушать и слышать друг друга

Регулятивные:

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Определять новый уровень отношения к самому себе

Осознавать себя как движущую силу своего научения

Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Применять методы информационного поиска

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования







Формирование навыка самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя

Формирование устойчивой мотивации к учению

на основе алгоритма выполнения задачи

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности

Формирование навыка работы по образцу при консультативной помощи учителя

Формирование устойчивого интереса к предмету исследования

Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе

Формирование устойчивой мотивации к учению

на основе алгоритма выполнения задачи

52

17.11

Антонимы.

Научиться определять антонимы

53

18.11

Сколько лексических значений имеет слово.

Научиться выявлять условия многозначности

54

19.11

Когда слово употребляется в переносном значении.

Научиться определять метафоры, олицетворения, эпитеты

55

20.11

Фразеологизмы.

Научиться определять значение фразеологизма

56

23.11

Как пополняется словарный состав русского языка.

Научиться применять знания о заимствовании

57

24.11

Как образуются слова в русском языке.

Формирование деятельностных способностей, чтение лингвистического текста, работа с упр. параграфа, комментирование оценок

Научиться производить словообразовательный, морфемный разборы на практике

58

25.11

Морфемный разбор слова.

59

26.11

Словообразовательный разбор слова.

60

27.11

Чередования гласных и согласных в корне слова.

Проект: Карточка-тренажёр: «Корни с чередованием»

Формирование умений построения и реализации новых знаний, работа в парах, выполнение задач по алгоритму, объяснение орфограмм, комментирование оценок

Научиться использовать знания об условиях чередования гласных, применять знания на практике

61

30.11

Правописание чередующихся гласных о-а в корнях -лаг-лож-,-раст-(-ращ-)-рос-.

62

1.

12

Буквы о-ё после шипящих в корне.

Проект: Карточка-тренажёр: «О-Ё после шипящих»

63

2.

12

Омонимы.

Выполнение лингвистических задач, работа с лингвистическим портфолио, говорить на лингвистическую тему, выполнение упр. параграфа с взаимопроверкой, комментирование оценок

Выполнение задач по алгоритму, индивидуальная и коллективная работа с орфограммами

Научиться находить в тексте омонимы, профессиональные и диалектные слова. Применять навыки лексического разбора.

Употреблять в речи этикетные слова.

64

3.

12

Профессиональные и диалектные слова.

65

4.

12

Устаревшие слова. Лексический разбор слова.

66

7.

12

Этикетные слова.

6768

8.

12

9.

12

Правописание приставок.

Научиться применять знания о написании приставок,

ы - и после ц.

69

10.12

Буквы ы - и после ц.

70

11.12

РР№10

Стили речи. Стилистика.

Формирование деятельностных способностей, составление текста, рассказа на лингв. Тему

Стр.136

упр.383

Научиться применять полученные знания при составлении текста

Коммуникативные: Владеть монологической и диалогической формами речи

Регулятивные:

Определять новый уровень отношения к самому себе Эффективно сотрудничать

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования

Формирование навыка работы по образцу при консультативной помощи учителя

71

14.12

РР№11

Разговорная и книжная речь.

72

15.12

РР№12

Художественная и научно-деловая речь.

73

16.12

РР№13

Изложение : «Барсучонок»

74

17.12

Контрольное тестирование №4 по теме «Лексика. Словообразование. Правописание.».

Контроль и самоконтроль, выполнение тестовых заданий

Научиться проектировать индивидуальную программу преодоления трудностей в обучении

Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе

75

18.12

Анализ диктантов и изложений.

Формирование способностей к рефлексии

Синтаксис и пунктуация.

76

21.12

Что изучает синтаксис и пунктуация. Словосочетание.

Формирование умений построения и реализации новых знаний, выполнение задач по алгоритму, индивидуальная и групповая работа, выполнение упражнений параграфов самостоятельно и под руководством учителя, работа в парах - сильный и слабый,

работа с лингвистическим портфолио, говорить на лингвистическую тему,

комментирование оценок, проектирование домашнего задания

Научиться использовать знания о синтаксисе, предложениисловосочетании, о восклицательных предложениях

Коммуникативные: Проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей

Регулятивные:

Устанавливать рабочие отношения,

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Самост-но выделять и формулировать цель

Осознавать себя как движущую силу своего научения

Познавательные:

Объяснять языковые явления

Формирование навыка самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя

Формирование устойчивого интереса к предмету исследования

Формирование устойчивой мотивации к учению

на основе алгоритма выполнения задачи,

Формировать навыки работы по образцу при консультативной помощи учителя

7778

22.12

23.12

Словосочетание. Виды словосочетания.

79

24.12

Предложение. Интонация предложения.

80

25.12

Виды предложений по цели высказывания.

81

28.12

Восклицательные предложения.

82

29.12

Главные члены предложения.

Научиться использовать знания о главных членах, определять условия постановки тире

83

11.01

Тире между подлежащим и сказуемым.

84

12.01

Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения.

85

13.01

Дополнение.

86

14.01

Определение.

87

15.01

Обстоятельство.

8889

18.01

19.01

Однородные члены предложения. Контрольное списывание.

Формирование умений построения и реализации новых знаний, выполнение задач по алгоритму,

Индивидуальная работа с дидактическим материалом, контрольное списывание.

Работа с упр. параграфов, разборы предложений, коллективное комментирование оценки

Выполнение упр. параграфов, задания в парах и индивидуально

Научиться определять однородные члены предложения,

Коммуникативные: Владеть монологической и диалогической формами речи Регулятивные: Устанавливать рабочие отношения,

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Самостоятельно выделять и формулировать цель

Добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Осознавать себя как движущую силу своего научения Познавательные:

Объяснять языковые явления

Формирование устойчивого интереса к предмету исследования

Формирование навыка самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя

Формировать навыки работы по образцу при консультативной помощи учителя

Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе

90

20.01

Обобщающее слово перед однородными членами.

Научиться применять правила постановки знаков препинания

91

21.01

Двоеточие после обобщающего слова.

92

22.01

Обращение.

Научиться выделять интонационно и пунктуационно обращение

93

25.01

Синтаксический разбор простого предложения.

Научиться производить синтаксический разбор предложения

94

95

26.01

27.01

Сложное предложение.

Научиться производить синтаксический разбор сложного предложения

96

28.01

Синтаксический разбор сложного предложения.

97

98

29.01

1.

02

Прямая речь.

Научиться оформлять на письме прямую речь,

диалог

99

2.

02

Диалог.

100

101

3.

02

4.

02

Контрольный диктант №2

по теме «Простое предложение»

Анализ.

Формирование умения к осуществлению контрольной функции

Научиться проектировать индивидуальную программу преодоления трудностей в обучении

Формирование навыка самодиагностики и самокоррекции

102

5.

02

РР№14

Типы речи.

коллективная работа с текстом

Стр.198 упр.552

Составление плана текстов, анализ, сравнение,

описание картин, создание текстов типа описание,

проектирование домашнего задания

стр.207 упр.579, 580

Научиться определять типы речи

Коммуникативные: Владеть монологической и диалогической формами речи Регулятивные: Применять методы информационного поиска

Познавательные:

Объяснять языковые явления

Формировать навыки работы по образцу при консультативной помощи учителя

Формирование навыка самодиагностики и самокоррекции

Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе

103

8.

02

РР№15

Сочинение.

104

9.

02

РР№16

Описание. Повествование. Рассуждение.

105

10.02

РР№17

Оценка действительности.

Научиться составлять текст заданного типа: оценки действительности, рассуждения- доказательства

106

11.02

РР№18

Строение текста типа рассуждения доказательства.

107

12.02

РР№19

Подготовка к сочинению на тему: «Любимый день недели»

Морфология. Правописание.

108

15.02

Морфология. Правописание.

Формирование деятельностных способностей Формирование умений построения и реализации новых знаний

Различать самостоятельные и служебные части речи

Коммуникативные: Владеть монологической и диалогической формами речи Регулятивные: Применять методы информационного поиска

Познавательные:

Объяснять языковые явления

Формирование навыка самоанализа и самокоррекции

Глагол.

109

16.02

Что обозначает глагол.

Формирование умений построения и реализации новых знаний

Формирование деятельностных способностей, коллективная, индивидуальная и работа в парах «сильный-слабый», работа по алгоритму, выполнение упражнений параграфов, работа с дидактическим материалом,

Формирование способностей к рефлексии, объяснение орфогромм, взаимодиктант с взаимопроверкой, самостоятельная работа при консультативной помощи учителя

Отличать глагол от других частей речи

Коммуникативные: Проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей

Регулятивные:

Устанавливать рабочие отношения

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Самостоятельно выделять и формулировать цель

Осознавать себя как движущую силу своего научения

Добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Определять новый уровень отношения к самому себе

Познавательные:

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения в ходе грамматического и синтаксического исследования


Формирование навыка самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя

Формирование устойчивого интереса к предмету исследования

Формирование устойчивой мотивации к учению

на основе алгоритма выполнения задачи,

Формировать навыки работы по образцу при консультативной помощи учителя

Формирование навыка самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя

Формировать навыки работы по образцу при консультативной помощи учителя

Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе

110

17.02

Слитное и раздельное написание не с глаголами.

Научиться применять правила написания не с глаголами

111

18.02

Словообразование глаголов.

Научиться применять полученные знания

112

113

19.02

22.02

Вид глагола.

114

24.02

Корни с чередованием е-и.

Научиться применять правило написания орфограмм

115

25.02

Инфинитив.

116

26.02

Правописание -тся- -ться в глаголах.

117

29.02

Наклонение глагола. Как образуется сослагательное (условное) наклонение глагола.

Научиться определять наклонение глагола

118

119

1.

03

2.

03

Как образуется повелительное наклонение глагола.

Научиться определять наклонение глагола

120

3.

03

Времена глагола.

Научиться определять время глаг.

121

122

4.

03

7.

03

Спряжение глагола. Лицо и число.

Научиться определять спряжение глагола, применять правила написания личных окончаний глаголов

123

124

9.

03

10.03

Правописание безударных личных глаголов.

Морфологический разбор глагола.

Прект: Карточка-тренажёр: «Личные окончания глаголов»

125

11.03

Безличные глаголы.

Формирование умений построения и реализации новых знаний

Научиться применять полученные знания на практике

126

14.03

Переходные и непереходные глаголы.

127

128

15.03

16.03

Контрольный диктант №3

по теме «Глагол»

Анализ.

Формирование умения к осуществлению контрольной функции

Научиться проектировать индивидуальную программу преодоления трудностей в обучении

129

17.03

РР№20

Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложении.

Составление текста по памятке, анализ и редактирование текста,

презентация свих текстов, комментирование оценок

Стр.246 упр.689, 692

Научиться применять полученные знания на практике

Коммуникативные: Проявлять речевые действия Регулятивные:

Устанавливать рабочие отношения Познавательные:

Объяснять языковые явления

Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе

Формировать навыки работы по образцу при консультативной помощи учителя

130

18.03

РР№21

Строение текста типа повествование.

131

132

28.03

29.03

РР№22-23

Контрольное сочинение на тему : «Как я однажды…»

Имя существительное. Строение текста.

133

30.03

Что обозначает имя существительное

Формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого содержания

Групповая работа, работав парах, индивидуальная по упр. параграфов

Самопроверка и взаимопроверка, самостоятельная работа с дидактическим материалом, с электронным приложением, работа по алгоритму, коллективная работа над ошибками,

Коллективное проектирование дом. Задания

Комментирование оценок

Научиться определять существительные по морфологическим признакам, определять способ словообразования

Применять правила написания суффиксов-чик- -щик, -ек - -ик(-чик), не с существительными

Коммуникативные: Владеть монологической и диалогической формами речи, Проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей

Регулятивные: Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Определять новый уровень отношения к самому себе

Самостоятельно выделять и формулировать цель Познавательные:

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения в ходе грамматического и синтаксического исследования

Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе

Формирование устойчивой мотивации к учению

на основе алгоритма выполнения задачи,

Формирование навыка самоанализа и самокоррекции

Формировать навыки работы по образцу при консультативной помощи учителя



Формирование устойчивого интереса к предмету исследования

134

31.03

Словообразование имён существительных.

135

1.

04

Употребление суффиксов -чик- -щик. Употребление суффиксов -ек - -ик(-чик).

136

4.

04

Слитное и раздельное написание не с именами существительными.

137

5.

04

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Научиться применять знания на практике

138

6.

04

Имена существительные собственные и нарицательные.

139

7.

04

Род имён существительных.

Научиться распознавать существительные общего рода, определять род несклоняемых существительных

Определять

Падеж, склонение и число

140

8.

04

Имена существительные общего рода.

141

11.04

Род несклоняемых имён существительных.

142

12.04

Число имён существительных.

143

13.04

Падеж и склонение имён существительных. Морфологический разбор .

144

145

14.04

15.04

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных .

Применять правила написания окончаний существительных

146

18.04

Употребление имён существительных в речи.

147

148

19.04

20.04

Контрольное тестирование №5

по теме «Имя существительное.».

Анализ.

Формирование умения к осуществлению контрольной функции

Научиться проектировать индивидуальную программу преодоления трудностей в обучении

Формирование навыка самоанализа и самокоррекции

149

21.04

РР№24

Строение текста типа описание предмета Подготовка к домашнему сочинению.

Коллективная работа с текстами, конструирование текстов,

Стр.274

упр.778, 782

Редактирование текстов, анализ,

изложение текста

Стр.279 упр.791 самостоятельная работа с взаимопроверкой, комментирование оценок

Стр.280 упр.792

Научится определять композиционные и языковые особенности текста типа речи описание.

Коммуникативные: Проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей Регулятивные:

Устанавливать рабочие отношения Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности Познавательные:

Объяснять языковые явления

Формирование устойчивой мотивации к учению

на основе алгоритма выполнения задачи,

Формирование навыка самоанализа и самокоррекции

Формирование познавательного интереса к предмету исследования

150

22.04

РР№25

Соединение типов речи в тексте.

151

25.04

РР№26

Контрольное изложение «Чёрный кот»

Научится писать изложение

152

26.04

РР№27

Соединение типов речи в тексте.

Научится редактировать текст

153

27.04

РР№28

Контрольное сочинение.(упр.792)

Научится конструировать текст

154

28.04

РР№29

Анализ сочинений и изложений

Научится диагностике и самодиагностике

Имя прилагательное

155

29.04

Имя прилагательное как часть речи

Формирование у уч-ся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа, коллективная, индивидуальная и работа в парах, выполнение лингвистических задач по упр. параграфов, работа с самопроверкой и взаимопроверкой, коллективное проектирование дом. задания, комментирование оценок

Научиться определять прилагательное и его разряд

Коммуникативные: Владеть монологической и диалогической формами речи, Регулятивные: Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Устанавливать рабочие отношения

Добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Осознавать себя как движущую силу своего научения Осознавать себя как движущую силу своего научения

Познавательные:

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения в ходе грамматического и синтаксического исследования

Осознавать себя как движущую силу своего научения

Формирование устойчивой мотивации к учению

на основе алгоритма выполнения задачи,

Формировать навыки работы по образцу при консультативной помощи учителя



Формирование навыка самоанализа и самокоррекции



Формировать навыки работы по образцу при консультативной помощи учителя

156

3.

05

Имя прилагательное качественные, относительные и притяжательные.

157

4.

05

Правописание окончаний имён прилагательных

Научиться применять правила написания окончаний

158

5.

05

Словообразование имён прилагательных

Научиться проводить словообразовательный разбор

159160

6.

05

10.05

Имена прилагательные полные и краткие

Дифференцировать полные и краткие прил.

161

11.05

Сравнительная и превосходная степень имён прилагательных.

Морфологический разбор имён прилагательных

Определять степень сравнения прилагательного, образовывать степени сравнения прилагательных по образцу

162

12.05

Как образуется сравнительная степень имён прилагательных.

163

13.05

Как образуется превосходная степень имён прилагательных.

164165

16.05

17.05

Контрольный диктант №4

по теме «Имя прилагательное»

Анализ.

Формирование умения к осуществлению контрольной функции

Научиться проектировать индивидуальную программу преодоления трудностей в обучении

Формирование познавательного интереса к предмету исследования

Формирование навыка самоанализа и самокоррекции

Повторение и обобщение изученного в 5 классе (5 часов)

166

167

18.05

19.05

Повторение и обобщение изученного в 5 классе

Формирование у уч-ся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа

Повторить и обобщить знания, приобретённые в 5 классе

Формирование навыка самоанализа и самокоррекции

168

20.05

Итоговый контроль

Контрольная работа

Формирование деятельностных способностей, индивидуальная работа по памятке

Научиться диагностике и самодиагностике

Формирование навыка самоанализа и самокоррекции

169

23.05

Анализ.

Формирование способностей к рефлексии

Научиться самодиагностике и самокоррекции

Формирование навыка самоанализа и самокоррекции

170

24.05

РР№30

Проект

Урок - игра.

«Путешествие в лигвоград»

Формирование способностей к рефлексии

Научиться самодиагностике

Коммуникативные: Проявлять речевые действия Регулятивные: Определять новый уровень отношения к самому себе Познавательные:

Объяснять языковые явления

Формирование навыка самоанализа и самокоррекции





IV. Планируемые предметные результаты на конец 5 класса

1.Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

2. К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

Речевая деятельность:

аудирование: понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

чтение: владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения; прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение: доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо: подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

фонетика и орфоэпия:

выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;

использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;

графика:

правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика:

выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

лексикология и фразеология:

объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения злова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

морфология:

различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;

орфография:

находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

Программа направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

  2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  3. Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. Владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

  1. Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);

  2. Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. Представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  2. Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  3. Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  4. Освоение базовых основ лингвистики;

  5. Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;

  6. Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;

  7. Проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;

  8. Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  9. Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.



© 2010-2022