- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья Формирование чувства патриотизма на уроках русского языка и литературы
Статья Формирование чувства патриотизма на уроках русского языка и литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Нурсултанова А.К. |
Дата | 19.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Формирование чувства патриотизма
на уроках русского языка и литературы
Нурсултанова Алтынай Кумарбековна, учитель рус. языка и литературы
КГУ «Средняя школа №5» г. Риддера, [email protected]
В последние годы вследствие кризисных явлений в социально-экономической, политической и культурной сферах общественной жизни произошел спад в процессе воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота Республики Казахстан, способного и готового отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания становится одной из самых актуальных и требует новых подходов. Патриотизм - это важнейшая ценность, которая несет в себе не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурный и военно-исторический компоненты.
Воспитание патриотизма у школьников - одна из главных задач нашего дня. Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами, дедами. Нам можно гордиться не только завоеваниями науки и покорением природы, но и великой культурой. Особое значение сегодня приобретает необходимость формирования духовных начал нашего современного общества. Тема нравственности и патриотизма - ныне актуальнейшая тема для нашей страны, для нашего народа. Как пробудить в ребенке чувство любви к родине, воспитать нравственные качества? Нельзя заставить любить окружающую природу, людей, Родину. Любовь надо воспитывать. Нравственное воспитание неразрывно связано с патриотическим, ведь нельзя говорить о патриотическом воспитании, если не заложено нравственное.
Стоит отметить, что сейчас большинство молодых людей являются патриотами своей родины. Почему же так произошло?
Во- первых, сейчас модно быть патриотом своей родины, во-вторых, молодые люди прекрасно понимают, что Родина нам дала многое, и за это нужно любить и беречь свою страну, далее правильная политика нашего Президента - Н.А. Назарбаева, культ Астаны и т. д. также радует, что современная молодежь является вполне культурными людьми, они не бросают мусор на улице, употреблять в речи нецензурные слова и выражения тоже «нереспектно», нынешняя молодежь старается стать более образованными, занимается спортом и принимает активное участие в развитии нашего государства.
Я тоже являюсь патриотом своей страны, я горжусь каждым днем, прожитым на своей родной земле и стараюсь прививать эту любовь своим ученикам через различные методы преподавания уроков русского языка и литературы.
Воспитание через отдельную дисциплину возможно при определенной системе работы.
Цель моей системы - создание условия для развития патриотически и нравственно направленной личности учащихся через изучение русского языка и литературы.
Для достижения поставленной цели мною были определены воспитательных задачи:
1. На уроках русского языка и литературы воспитывать гражданско-
патриотические и нравственные качества учащихся.
2. Воспитывать человека гуманного, сочетающего в себе любовь к людям,
ко всему живому, милосердие, доброту, способность к сопереживанию,
развивать творческое мышление.
3. Формировать чувство гордости за свой родной край, преданность родному городу.
Поставленную мною цель воспитания и вытекающие из нее задачи реализую в первую очередь через содержание основного учебного материала, изучаемого школьниками по русскому языку и литературе. В нем трансформированы социокультурный опыт человечества, образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма, творческого мышления. Только при условии овладения теоретическими основами дисциплины можно говорить о воспитании у школьника базовых личностных качеств: современного научного мировоззрения, патриотических убеждений, гражданской позиции, нравственного сознания, общей культуры и др. Именно при изучении русского языка и литературы учащиеся добиваются важных качественных изменений в своем социально-нравственном и общекультурном развитии, осваивают основы саморазвития, приобщаются к прекрасному.
Во-вторых, через организацию учебно-воспитательного процесса. Наряду с урочной системой занятий использую другие формы обучения и воспитания, коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, ориентированные на стимулирование творческой гражданско-патриотической активности школьников, развитие самостоятельного мышления, гражданственности, нравственных качеств личности, эстетической культуры.
При освоении учащимися курса русского языка и литературы применяю различные виды деятельности:
осознанное творческое чтение художественных произведений различных жанров
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения
составление планов и написание отзывов о произведении
выразительное чтение
заучивание наизусть стихотворных текстов
написание изложений с элементами сочинения и т.д
В своей работе в целях воспитания нравственности и патриотизма использую следующие приемы:
приведение примера
яркий рассказ
анализ фактов, явлений
использование сравнения, сопоставления, противопоставления
При их использовании требуется личностное отношение обучаемых к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям, вырабатывается система взглядов и убеждений, которые становятся принципами, мотивами поведения учащихся.
В учебно-воспитательной работе со школьниками использую различные
формы работы
массовые групповые внеурочные
утренники, школьные вечера,
праздники, конкурсы, КВНы,
олимпиады, конференции и т.д.
урок, школьная лекция, семинар, экскурсия, практическая работа.
литературный клуб и пресс-центр
В-третьих, считаю, что воспитательным примером должен быть сам учитель.
Академик Д.С. Лихачев писал: «Мы не можем восстановить в памяти и сохранить все то, что напоминает нам о славном прошлом нашего родного края. Зарисовать, описать, сфотографировать - все это под силу любому, кто хочет сохранить в памяти историю своего родного края. Не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем».
Глубоким знанием природы, быта, литературы, культуры мы должны увлечь школьников, пробудить у них интерес и любовь к родной земле. Любовь эта - одно из проявлений духовности, которая делает человека личностью. Воспитание духовно развитой личности невозможно без пробуждения любви к родной земле.
Каждый из жанров фольклора (обряды, сказки, легенды, мифы) передает образы и представления разных исторических эпох. Мы, учителя, являемся живым источником передачи молодому поколению любви к родине, к уважению и светлой памяти своей истории, созидания прекрасного будущего, приобщении учащихся к прекрасному. А в приобщении детей к прекрасному помогут уроки литературы.
Вспомним, какое разнообразие стихов о нашей Родине представлено в курсе литературы с 5-11 классы! Произведения С.Сейфуллина, У. Турманжанова, А. Кунанбаева, М. Симашко, М. Алимбаева, Ж.Молдагалиева, С. Торайгырова, К. Аманжолова, М. Макатаева учат видеть чарующую прелесть пейзажных зарисовок, чувствовать их неповторимость, с благоговением относиться к красоте, постигать тайны звука и цвета.
Лишь хорошо подготовленный, продуманный урок с использованием наглядного материала, технических средств поможет донести до учащихся душевное настроение поэта, передать его отношение к миру, действительности.
Эмоционально прочитанное учителем стихотворение, дополненное прослушиванием отрывков из музыкальных произведений П.И.Чайковского, А. Вивальди, Л. Бетховена, просматриванием слайдов с изображениями красот нашей страны, вызовет интерес учащихся к изучаемой теме, затронет их до глубины души. Такие уроки и изученный на них материал надолго останутся в памяти детей. Недавно мною было проведено внеклассное мероприятие по русскому языку на тему: «Фразеологические обороты в произведениях ярких представителей Казахского ханства», посвященного 550-летию образования Казахского ханства. Учащиеся с удовольствием работали с текстами великих писателей, поэтов, жырау, находили в них фразеологизмы. С удовольствием разгадывали ребусы, рассказывали стихотворения, исполняли песни.
Огромную роль в воспитании патриотизма играют лекции, организованные городским историко-краеведческим музеем. После посещения выставки, посвященной городу Риддеру, учащиеся писали сочинение на тему: «Уголок таежный, город мой родной…».
Тему «малой родины» продолжаю при закреплении темы «Словообразование» в 6 классе.
…Перед нами распростерся
Наш любимый городок.
Малой родиной зовется
Этот скромный уголок.
Любим мы свою сторонку,
Хоть на карте не видать.
Дорог край даже ребенку,
Ведь родным успел он стать.
В качестве творческого задания предлагаю сначала подобрать слова с корнем -род-, а затем составить небольшой рассказ о стране, о нашем Восточном Казахстане, о нашем городе Риддере, используя подобранные слова.
Работа над темой нравственного и гражданского воспитания на уроках русского языка и литературы мною продолжается. Много дел еще ждет впереди… и не беда, если выпускник школы, не собирающийся стать профессиональным филологом, не будет знать, чем отличается фабула от сюжета. Главное в том, чтобы он стал Личностью, способной к восприятию нравственных и духовных ценностей, способной любить свое Отечество. Без этого невозможно ни культурное, ни экономическое выздоровление нашей страны.