- Преподавателю
- Русский язык и литература
- «Если душа родилась крылатой…» (Марина Цветаева. Детство. Юность. Диалог поэтов.)
«Если душа родилась крылатой…» (Марина Цветаева. Детство. Юность. Диалог поэтов.)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бузько А.В. |
Дата | 09.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Разработка урока по творчеству
М.Цветаевой
«Если душа родилась крылатой…»
(Марина Цветаева. Детство. Юность. Диалог поэтов.)
Учитель русского языка и литературы
Бузько Алевтина Викторовна
Равенство дара души и глагола - вот поэт.
М.Цветаева.
7 октября 2006 года произошло очень важное в истории русской культуры событие: в городе Тарусе, на берегу Оки, открыли памятник Марине Цветаевой. Прошло 114 лет со дня рождения поэта, а интерес к личности и творчеству Марины Цветаевой все возрастает. И это не случайно: за три десятилетия непрерывного, напряженнейшего труда она оставила такое литературное наследие, с которым по духовной напряженности и масштабу мало что может сравниться в культуре ХХ века.
Как же получилось, что из маленькой девочки вырос большой поэт?! Мы с вами знаем, что все начинается с детства. Обратимся к стихотворению «Ты, чьи сны еще непробудны».
«У меня дом - мир!» - говорила Марина Цветаева.
Послушаемся поэта и мысленно, в воображении, войдем в цветаевский дом в Трехпрудном переулке, в эту «душу души» Марины Цветаевой. Прислушаемся к разговору Ивана Владимировича Цветаева с сыном Андреем.
Что вы знаете о Иване Владимировиче Цветаеве?
Тихонько войдем в детскую, где 5-летняя Марина и 3-летняя Ася играют. Муся продает - Ася покупает.
Семья Цветаевых жила напряженной духовной жизнью.
Алина. Мамины рассказы…
- Кто же еще, кроме родителей, оказал влияние на маленькую Марину?
И началось все с картины Наумова в спальне Матери.
Чтение первой страницы эссе «Мой Пушкин».
А еще были прогулки к памятнику Пушкину.
Пересказ текста из эссе «Мой Пушкин».
Однажды во время прогулки Марина встретила мужчину, который так же, как и она, внимательно смотрел на памятник Пушкину. Она спросила:
- Ты кто?
-Я - создатель.
- Что - бог?!
- Кто же это был?
В доме Цветаевых в Трехпрудном переулке бывали многие замечательные люди. Однажды приходил туда старший сын Пушкина, бывали здесь университетские профессора, искусствоведы, филологи. Здесь написаны первые книги Марины Цветаевой.
В 1910 году, еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпустила Марина первый поэтический сборник - «Вечерний альбом».
Книгу заметили. Максимильян Волошин, живший тогда в Москве, прочитав стихи, направился к Марине Цветаевой.
Катя, Андрей.
- Что же это за чудо - Марина Цветаева?
Поэта надо искать в его стихах. Давайте прочитаем хотя бы одно ее стихотворение из самых ранних.
На первый взгляд оно - о смерти (Очень часто о смерти человек задумывается чаще, чем о счастье прихода в этот мир, - и Цветаева о дне своего рождения напишет только через три года «Красной кистью…»). Смотрите как торжественно. Назовите слова высокого стиля (бездна, разверстая). Как таинственно (В какую бездну? Кого - их?). Понятным это начало делает второе предложение.
- О ком идет речь? Речь идет о всех, кто умер. Но само это слово у автора здесь как бы не выговаривается, про себя Цветаева говорит: не умру, а исчезну. И не просто исчезну, а исчезну с поверхности земли. Что это значит? Значит где-то останусь?..
- Какую роль здесь играю формы глаголов?
Уж сколько их упало (прошедшее время)
Настанет день (будущее время)
- Какого времени нет?
Картина настоящего появляется во второй строфе, но, говоря о нем, Цветаева использует глаголы прошедшего времени. Почему? Это взгляд на себя сегодняшнюю из далекого будущего, когда ее уже не будет на земле. Что же видно оттуда?
- Что же такое жизнь для Цветаевой?
движение, цвет, звук.
И вот антитеза «бытие - небытие» (опять выраженная прямым противопоставлением двух глагольных форм): «И будет все - как будто бы… и не было меня!»
Удивление, неспособность понять такой порядок вещей, неприятие его - вся эта сложная гамма чувств прорывается через полторы строфы возвратом к этому восклицанию на той же ноте: «Меня, такой живой и настоящей».
Живая, настоящая - эти два слова - оценочные. Настоящим и живым человека делает его изменчивость, смена настроений и чувств, его маленькие земные привязанности.
«Живая и настоящая» и - «как будто… не было…»
К чему же обратиться человеку, ощутившему бездну между одним и другим?
- К любви и вере!
К чужим и своим, ближним и дальним с требованием веры и с просьбой о любви обращается Цветаева со свойственной ей силой и страстностью. И день, и ночь, и письменно, и устно. Какое художественное средство использовано и какую роль оно играет в стихотворении? За что же Марина Цветаева считает себя достойной любви? За красоту? Ум? Поэтический дар? Нет. Речь совсем о другом: за искренность и прямоту, за грусть и нежность, за гордость, прощение обид и не просто прощение, а прощение обид как неизбежность, необходимость и потребность. Любви достойно каждое проявление живой жизни, свойственное любому человеку. Заметьте, что 20-летняя Марина Цветаева назвала здесь те свои черты, которые она сохранила на протяжении всей жизни. И последние две строчки: интонация совершенно разговорная, обращенная прямо к нам: «Послушайте! - Еще меня любите за то, что я умру». Вот теперь и выговорилось это слово. Теперь не так страшно. Почему? Может быть потому, что размышления о смерти заставляют человека пристальнее вглядеться в свою жизнь, увидеть ее в мельчайших деталях и ощутить любовь, сочувствие и равенство в общей судьбе: ведь все мы живем, и все мы смертны, и все достойны любви. Как бы вы сказали теперь: о чем это стихотворение?
Какой же предстает перед нами лирическая героиня в этом стихотворении? А какой была Марина Цветаева в жизни? Марина Цветаева все время хотела написать завещание. Не вещественное, а что-то, что ей нужно, чтобы люди о ней знали: разъяснение. Я прочту завещание, а вы подумайте, что вас в нем поразило. С присущей Марине Цветаевой феноменальной афористичностью она так сформулировала определение поэту: «равенство дара души и глагола - вот поэт». В ней самой счастливо сочетались эти два качества - дар души (о себе она сказала: «душа родилась крылатой») и дар слова. Марина часто начинает свои стихи с верхнего «до». И удерживает его бесконечно долго.
Есть такие голоса,
Что смолкаешь, им не вторя,
Что предвидишь чудеса.
Есть огромные глаза
Цвета моря…