Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе по теме: Лексические средства выразительности

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока.

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Сопровождение

Организационный момент.

Проверка д.з.

Какие стихи о речевой ситуации вы нашли дома?

Один ученик читает стихотворение.

Технологические карты учащихся.

Создание мотивации.

Чтение стихотворения А.Л. Барто «Страшное кино»

Слушание

Слайд с текстом стихотворения.

Первоначальное осмысление темы.

Вопрос: «Почему девочка не поняла мальчика?»

Вопрос: «Что не так с его речью?»

Слово учителя: «На Руси великое значение придавалось слову, языку, речи. Наши предки говорили:

  • Язык с Богом беседует.

  • Язык мал, великим человеком ворочает.

  • Язык - стяг, дружину водит.

  • Человеку дано слово, скоту- немота».

Побуждение: выберите себе одну поговорку, которая вам больше понравилась, и впишите её в первую строку карточки.

Слово учителя:

«Русскому языку выпала горькая доля, немногие владеют исконно- русской речью. Мы, современные люди, стали воспринимать предметы целиком, не выделяя в них детали. Например, как мы называем стебли растений, листья растений?

А наши предки называли свекольную и моркувную ботву- гичь, гичка, картофельную ботву- отина, плети тыквы- огудина».

Такая же красота языка сокрыта и в названиях дождей: мжичка (почти туман);

Побуждение: догадайтесь по названию дождей о их характере

  • Косохлест

  • Листобой

  • Сеногной

Слово учителя: «В защиту исконно русского языка выступал наш выдающийся писатель: И.С. Тургенев.



Побуждение: запишите просьбу писателя в карточку.

Ответ: «Мальчик не смог объяснить понятно, что произошло в кино».

Ответ: «Она невыразительная, мальчик не старался сделать её красивой».


Уч-ся записывают поговорку.

Ответ: ботва.



Косой дождь

С силой бьет по листьям

Гноит сено

Уч-ся читают:

Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите чистоту языка как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».

Уч-ся пишут.



Слайды с поговорками.






Слайды с названием дождей.

Слайды с цитатами о языке.

Карточка.

Формулирование темы урока.

Вопрос: «Как называется умение владеть своим языком?»

Вопрос: «К чему мы обратимся за помощью»?

Побуждение : «Прочитайте материал учебника, стр. 155, со слов: «Чтобы повествование было…»

Повторяет вопрос.

Побуждение: «Сформулируйте тему урока и запишите её название в карточку».

???

Ответ: «К учебнику».

Чтение упр. 397 в учебнике.

Ответ: «Искусство слова»,

«Красноречие»,

«Языковые средства выразительности».

Учащиеся пишут: «Искусство слова»

Учебник



Постановка учебной задачи.




УУД

Вопрос: «Где в обычной жизни вам это пригодится»?», «Нужно ли нам учиться этому искусству?».

«Кто нам может ответить на этот вопрос?»

Побуждение: чит. уч. стр. 154


Вопрос: «Кто владеет искусством слова?»

Побуждение: «Как мы можем у них научиться этому?»

Ответы: «При сдаче экзаменов», «Чтобы вызвать эмоции у слушателя, т.е. затронуть его душу»

Ответ: «Учебник»

Читают уч. стр. 154 «Выразительные средства языка применяются тогда, когда стоит задача…»

Ответ: «Писатели, поэты».

Чтение книг, пересказывание, тренировка памяти, написание мини- сочинений.

Учебник





Слайд

Учебные действия

Вопрос: «Сегодня на нашем уроке незримо присутствует писатель. А кто он, вы догадаетесь сами, посмотрев на иллюстрацию. Кто изображен на картине?

Задача нашего урока: написать мини - сочинение на тему «Ему и смерть не страшна» (4-5 предложений).

Каким способом нам удобнее написать сочинение? (поодиночке или группами?).

Чтобы наше сочинение получилось красивым и выразительным, нам нужно использовать образы, художественные средства выразительности.

Вопрос: «Какие средства выразительности вы уже знаете?»

Игра «Слово- значение- образ»

  • Метафора - скрытое сравнение- «блестит речное зеркало, оглашенное звонким ячаньем лебедей»

  • Сравнение - сопоставление двух явлений или предметов с целью раскрытия их образа- «Остап выносил терзание и пытки, как исполин»

  • Эпитет - устойчивое прилагательное, использующееся для более точной характеристики- «их платья из дорого сукна износились и болтались на них ветхими лоскутами»

  • Олицетворение - перенос качеств человека на предмет или явление- «солнце облило степь своим светом»

Задание: прочитайте текст и выпишите из него слова- образы, заполнив таблицу в карточке.

Побуждение: «Вы разделились на три группы и теперь, как бы сказал Тарас Бульба, вы должны проявить по отношению друг к другу лучшие товарищеские качества: взаимовыручка, взаимоуважение.





Побуждение: «Работа над сочинением требует от нас большого словарного запаса. Для облегчения вашей работы я выписала из повести «Тарас Бульба» средства выразительности. Вы можете их добавить в свою таблицу, внимание, образы записаны не по порядку, а вперемежку.

как молодой борзый пес, сабельный блеск, железная рубашка, как плавающий в небе ястреб, выпить тяжелую чашу, гибельная пика, как лев, снопами валились, смертельное железо, как молодой барашек, жилистая рука.

Побуждение: Для облегчения работы я приготовила обычный текст на тему: «И смерть ему не страшна». Перепишите его к себе в карточку.



Вопрос: «В чем заключается ваша задача?»

Ответ: Ответ: «Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба»


Ответ: группами.



Уч-ся читают карточки и соединяются в группы в зависимости от ответов. Всего 3 группы (одно понятие лишнее)

Ответ: «Сравнение, олицетворение, эпитет, метафора».



Уч-ся читают текст, заполняют таблицу.

«Рубится и бьется Тарас, сыплет гостинцы тому и другому на голову, а сам глядит все вперед на Остапа, и видит, что уже вновь схватилось с Остапом мало не восьмеро разом. «Остап!... Остап, не поддавайся!» Но, как тяжёлым камнем, хватило его самого в ту же минуту. Все закружилось и перевернулось в глазах его. На миг смешанно сверкнули перед ним головы, копья, дым, блески огня, сучья с древесными листьями… И грохнулся он, как подрубленный дуб, на землю. И туман покрыл его очи».




Дети читают текст и переписывают в карточку.

Навстречу Остапу бежали гусары. Они обступили его. Козак стал отбиваться от них. Удары сыпались со всех сторон. Он схватил рукой веревку и накинул ее на шею одному из врагов. Неприятель был повержен.

Ответ: «С помощью средств выразительности украсить текст»

Слайд с изображением схватки Тараса Бульбы с ляхами




Слайд

Карточки- задания разных цветов.




Слайд с текстом.







Слайд со словами- образами.



Текст напечатан на листочке.

Самоконтроль

Побуждение: «Проверьте правильность заполнения таблицы». Один человек из каждой группы читает «свои «образы.

Какой столбик у вас остался незаполненным? Что нужно сделать?

Какой текст можно использовать для этого?

Уч-ся читают слова- образы, свои сочинения.

Ответ: «Дома дописать таблицу»

Учебник по русскому языку, учебник по литературе.

Самооценка

Вопрос: «Получилось у нас создать текст, используя красивые образы?»

Рефлексия

Побуждение: «Закрасьте флажок на карточке цветом, характеризующим ваше отношение к уроку:

  • Красный- «Урок понравился, я сделала новое открытие»

  • Синий-« Урок понравился, но ничего нового я не узнал»

  • Желтый цвет- «Было много непонятного»

  • Фиолетовый- «Мне безразлично»

  • Черный цвет- «Урок не понравился»

Слайды с рефлексирующими цветами.





© 2010-2022