Конспекс урока по теме «Частица»

Цели: Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи.Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций.Задачи: Показать отличие частицы от других служебных частей речи и её своеобразие.Развивать познавательный интерес.Формировать мотивацию исследовательской и творческой деятельности.Формировать умение осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата.Развивать умение проводить познавательную и личностную рефлексию.Развивать умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспекс урока по теме «Частица»Конспекс урока по теме «Частица»Конспекс урока по теме «Частица»Конспекс урока по теме «Частица»Конспекс урока по теме «Частица»Конспекс урока по теме «Частица»Конспекс урока по теме «Частица»Тема урока: Частица как служебная часть речи.

Цели:

  1. Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи.

  2. Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций.

Задачи:

  1. Показать отличие частицы от других служебных частей речи и её своеобразие.

  2. Развивать познавательный интерес.

  3. Формировать мотивацию исследовательской и творческой деятельности.

  4. Формировать умение осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  5. Развивать умение проводить познавательную и личностную рефлексию.

  6. Развивать умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

  7. Развивать умение публично выступать.

Планируемые результаты:


  1. Учащиеся знают функции частицы как служебной части речи

  2. Учащиеся выбирают наиболее эффективные способы решения проблемы, поставленной на уроке.

  3. Учащиеся осуществляют коммуникативные действия - участвуют в коллективном обсуждении проблемы, излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения.

  4. Учащиеся используют приобретенные знания в творческой работе.

  5. Учащиеся совместно с учителем проводят исследовательскую работу

  6. Учащиеся проводят личностную рефлексию

Оборудование:

Карточки, индивидуальные шаблоны, ПК, проектор, экран, презентация;



Ход урока

1.Организационный момент.

Добрый день, ребята! Все готовы к работе?

Учитель: Ребята, начиная урок, улыбнемся друг другу, нашим гостям и пожелаем всем здоровья и чудесного настроения.

Служить бы рад! Была бы только польза!

Прочитайте наш эпиграф. Знаком он вам? Как вы думаете, чем мы сегодня займемся на уроке (будем изучать новую служебную часть речи)

(слайд 1)

2.Для того чтобы определить тему сегодняшнего урока, мы проведем с вами лексическую работу. К данным словам подобрать антонимы и записать в столбик.

Родной - чужой

неряшливый -аккуратный

горький - сладкий

светлый - темный

ложный - истинный

разбитый - целый

пассивный - активный

Прочитайте сверху - вниз первые буквы второго столбика

- У вас на столах лежат листы, в которых вы сегодня во время урока и будете работать. Тетради нам сегодня не понадобятся! (приложение 1)

Записали тему урока « Частица как служебная часть речи.

(слайд 2)

Тест-проблема (приложение 2)

- Почему у вас возникло сомнение? Почему не можете справиться с работой? ( не изучали еще эту часть речи).

Значит, чтобы ответить на вопросы данного теста, что прежде необходимо сделать? (выучить все о новой части речи)

На какие вопросы вы хотели бы получить ответы при изучении темы урока. (приложение 3)

- Что такое частица?

-Какова роль частиц в предложении и в речи?

-Важны ли частицы в речи?

-Имеет ли частица грамматические признаки?

-Выполняет ли она синтаксическую роль в предложении?

-Какие разряды частиц бывают?

-На прошлых уроках вы получили уже знания о служебных частях речи, в том числе в ознакомительном плане и о частице. Что вы уже знаете об этой части речи?

Б) Составим кластер к понятию « Частица как часть речи».

1.Служебная часть речи.

2.Образовалось от слова «часть».

3. Не имеет грамматического значения

4. Не изменяется

5.Не является членом предложения.

А) Прочитайте статью учебника.

- Скажите, возникли ли у вас вопросы? А есть ли в материале § новая для вас информация?

2) Дополните кластер новой информацией.

-вносят различные оттенки значения и служат для образования форм слова.

Сравните предложения:

Сегодня к нам приедут друзья.

Разве сегодня к нам приедут друзья?

(слайд 3)

В каком предложении выражен дополнительный
оттенок значения?
При помощи какого слова выражен
дополнительный оттенок значения?

Вывод: Итак, что такое частица? Какую роль играют частицы?

Записываем предложение:

Именно он в прошлом году был чемпионом.

Задание: разберите предложение по членам предложения.

Вывод: частица ИМЕННО не обозначает ни предмета, ни признака, ни действия, т. е не имеет своего лексического значения, не является членом предложения, а вносит дополнительный оттенок: уточняет, подчеркивает смысл подлежащего - кто же был чемпионом.

Обратите внимание на слово ЧЕМПИОН. Это слово словарное, запомните его правописание.

Чемпион - спортсмен, победитель в соревнованиях по какому-либо виду спорта.

Для того чтобы понять, какое значение имеют частицы в нашей речи, обратимся к истории.

( слайд 4)


  • Женя расскажет вам историю, которая произошла в конце XVIII века при царствовании Павла I.

В канцелярии Преображенского полка молодой писарь второпях допустил нелепое написание: вместо «Подпоручики же Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…»написал «Подпоручик Киже, Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…»). У него получилось лишняя фамилия в приказе. Приказ этот был подписан императором Павлом. Так появился в Преображенском полку новый офицер. Командир полка не осмелился доложить об ошибке взбалмошному императору, боясь его гнева. И пришлось ему делать вид, что такой подпоручик служит в полку.

Впоследствии с этим несуществующим подпоручиком Киже происходят забавные истории: его ссылают в Сибирь, возвращают из ссылки, женят на фрейлине, он дослужился до генеральского чина. Когда же Павел хотел вызвать Киже к себе и доверить ему охрану своей царственной особы, то придворные, утаившие истину от императора, поспешили сделать так, что генерал Киже «внезапно» заболел и через 3 дня умер.


  • Как же такая история могла произойти? Предлагаю вам провести расследование этого таинственного дела.

«Разгадка тайны»

( слайд 5)

Сравните 2 предложения. В чем между ними разница?

(Писарь образовал новое слово - ки + же = Киже, собственное существительное). Маленькая частица ЖЕ привела к такому большому недоразумению.

Исследовательская работа

Это случилось давно, а в наше время нужны ли частицы в нашей речи? Или может, они вообще не нужны и не важны? А для доказательства этой гипотезы я предлагаю провести исследовательскую работу.

Прочитайте текст. Подумайте, как его можно озаглавить?

Вот спорый дождь. По всей реке стоит стеклянный звон. Именно по высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

А мелкий грибной дождь не звенит, лишь шепчет что-то своё, усыпительное.

О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». А кому же плакать такими сияющими слезами горя или радости? Именно сказочной красавице царевне.

(По К. Паустовскому)

( слайд 6)

- Попробуйте исключить выделенные слова из текста. Что изменилось?

Вывод: без частиц меняется первоначальный смысл предложения.

Слово "спорый" означает - быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.

(ВОТ - выражает указание, ИМЕННО - выражает уточнение, НЕ - выражает отрицание, ЛИШЬ - выражает выделение, ограничение)

Физминутка. (приложение 4)

Ребята, я напечатала вам слова той песни, которая сейчас будет звучать. Эта песня - некая заповедь, по которой предлагает жить автор песни Булат Окуджава. С творчеством этого автора мы с вами познакомимся в 9 классе. Слова этой песни я вам распечатала, если хотите, подпевайте.

(слайд 7)

Скажите, пожалуйста, какое слово повторяется несколько раз. Как вы думаете, к какой части речи относится это слово (это частицы)

Частица ДАВАЙТЕ служит для образования форм глагола. Об этом мы с вами узнаем на следующем уроке. Значит, частица не только вносит дополнительное значение, но еще и служит для образования форм глагола.

Задание: А к чему бы вы призвали своих близких, друзей, знакомых. Составьте предложение, употребив данную частицу.

- Ребята, как вы думаете, в каких стилях речи встречаются частицы? В разных. Но хочу подчеркнуть, что частицы особенно широко используются в разговорной речи.

Задание:

Прочитайте текст, определите, к какому стилю он относится, докажите. Какова роль частиц.

Вот пошел он по грибы и заблудился. Вот и присел он под дерево. Давай, мол, дождусь утра. Присел и задремал. Вот задремал и слышит вдруг, кто-то его зовет. Смотрит - никого. Он опять глядит, а перед ним на ветке русалочка сидит, качается и его к себе зовет, а сама помирает со смеху.

Вывод: вот - содержит эмоциональный оттенок и не теряет своего указательного значения, является как бы средством приближения к читателю, слушателю.

А, И - усилительные частицы.

МОЛ - подтверждает достоверность высказывания.

Глагол ПОМИРАЕТ - также характерно для разговорного стиля.

- Что такое омонимы?

В языке часто встречаются омонимичные(одинаково звучащие) частицы и союзы, частицы и наречия.

Сравните два предложения:

  1. Мал золотник, да дорог. ( да - сочинительный союз связывает однородные члены предложения).

  2. Да здравствует мир на планете! ( частица ДА средством связи не является, она придает высказыванию торжественность, возвышенность)

Вывод: Да - может быть как союзом, так и частицей.



  1. Командир говорил просто и убедительно.

  2. Я просто ослеп от яркой вспышки света.

Просто - наречие и частица.

В первом предложении ПРОСТО зависит от сказуемого, в предложении является обстоятельством образа действия. Это сказуемое.

Во втором предложении ПРОСТО не является членом предложения, к нему нельзя поставить вопрос, слово усиливает значение сказуемого. Это частица.

Вывод: Просто - может быть и наречием и частицей.

Задание: в каких предложениях союзы, в каких частицы

  1. В тесноте да не в обиде.

  2. И, полно, что за счеты!

  3. Дождичек вымочит а солнышко высушит.

  4. И надобно ж беде случиться!

  5. А погода великолепная!

Вывод: уметь отличать частицы от других частей речи.

Исследовательская работа («Смысловые значения частиц»).


  • Употребите разные частицы в данном предложении.

Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком.

( слайд 8)

Давайте сделаем вывод: частицы вносят различные оттенки в предложение.

Ребята, частица - сравнительно молодая часть речи, в русском языке их немного. Но если взять сто самых частотных слов, то там будет одиннадцать частиц. Чаще других мы употребляем частицы: не, же, вот, только, еще, уже, ну, ни, даже, ли, ведь.

Творческая работа

(слайд 9)

  1. Чем вам показалась частица интересной? Выразите свои мысли и чувства в синквейне "Частица" Вспомним, что означает это слово.

( Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять. Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк)

Мне очень понравились прослушанные синквейны, свои работы вы мне сдадите, а наиболее интересные мы прочитаем на следующем уроке.

Ответы групп:
1. Частица
2. Маленькая, служебная, важная;
3. Вносит, дополняет, отрицает;
4. Частица всегда пригодится!
5. Понравилась!


1. Частица
2. Служебная, формообразующая, модальная;
3. Образует, выражает, служит;
4. Частицы зачастили в гости…
5. Знания!

Сделай карточку соседу

Ребята, давайте закрепим полученные знания, сделав карточку соседу. На этой карточке вы отразите самое главное, что нужно помнить о частице. А кому вы будете делать карточку, вы узнаете, вытянув карточку с именем.

Домашнее задание. § 62, упр(выучить определение частицы);

1группа. Выполнить упражнение 357.

2 группа. Сочинить грамматическую сказку «Жила-была частица…».

3 группа. Написать сочинение - рассуждение на тему «Важны ли частицы в нашей речи?»

(слайд 10)

Итог урока.

- Итак, подводя итог урока, скажите, ответили ли мы с вами на вопросы, которые задавали в начале урока?

Оценка за сегодняшний урок всем одна: Молодцы! Спасибо. Перед вами находятся небольшие таблички, с помощью которых оцените свою работу на уроке.

Рефлексия. (приложение 5)

(Приложение 1)

Тема урока:

- Кластер


« Частица как часть речи».



- Составь предложение:

-Употребите разные частицы в данном предложении.

Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком.


- Синквейн «Частица»



Тест (приложение 2)

1. Частица - это служебная часть речи, которая:

- соединяет слова в предложении;

- обозначает чувства человека;

- вносит оттенки значения в предложение.

2. Выделенное слово является частицей в предложении:

- Странный старичок говорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня.

- Что бы он ни говорил, его всегда слушали.

- Это было трудно, но в то же время интересно.

3. Формообразующая частица есть в предложении:

- Что за прелесть эти сказки! (А.С.Пушкин)

- Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить. (А.С.Пушкин)

- Пусть он придёт обязательно.

4. Частица НИ есть в предложении:

- В классе он был едва ли н . лучшим учеником.

- Нет н . минуты свободной!

- Куда н . посмотри, всюду жизнь.

5.Усилительная частица есть в предложении:

- Мы всё-таки встретились.

- Я не терял ни бодрости, ни надежды.

- Где же это было?

6. Выделительно-ограничительная частица есть в предложении:

- Он только хотел, чтобы его простили.

- Игра и ужин уже кончились, но гости ещё не разъезжались.

- Мне в ту пору было лишь восемь лет.

7. НЕ пишется раздельно в предложении:

- Я видел небо, ты (н .) увидишь его так близко. (М.Горький)

- Черты лица Манилова были (н .) лишены приятности. (Н.Гоголь)

- Бричка, въехавши во двор, остановилась перед (н .) большим домиком. (Н.Гоголь)

8. НИ является частицей в предложении:

- Неужели я (н .) имею права (н .) на покойную старость, (н .) на внимание к себе людей? (А.Чехов)

- (Н .) точки, (н .) потери, (н .) несчастливых дней пусть (н .) ведает Мери! (А.С.Пушкин)

- У неё (н .) было на свете (н .) одного родного человека. (А.С.Пушкин)

9 Через дефиз пишется частица в случае:

- Открой (же) окно.

- Семья (то) большая.

- Как (бы ) не упасть.



( Приложение 4)

Окуджава Булат Шалвович

(9 мая 1924 - 12 июня 1997).

Родился в Москве. До войны жил в Москве, Нижнем Тагиле, Тбилиси. В 1942 году из 9 класса добровольцем ушел на фронт, служил минометчиком, был ранен. После госпиталя был связистом. В 1945 году демобилизовался, работал, заканчивал 10 класс. Окончил филфак Тбилисского государственного университета в 1950 году и два года работал учителем русского языка и литературы в деревне Шамордино Калужской области. Работал редактором в издательстве "Молодая гвардия", зав. отделом поэзии в "Литературной газете", с 1962 года член Союза писателей СССР. Один из основателей жанра авторской песни. Стихи писал с детства, первая песня "Нам в холодных теплушках не спалось..." появилась в 1943 году. Первая ставшая известной песня "Неистов и упрям..." была написана в Тбилисском университете в 1946 году. Следующие песни "На Тверском бульваре", "Зеленая скамья" и другие - когда он переехал в Москву в 1956 году. Строчка его песни "Союз друзей": "Возьмемся за руки, друзья..." - стала девизом многих слетов и фестивалей, названием песенных рубрик. Песни Окуджавы звучат в кинофильмах, спектаклях, радиопостановках. Писал также историческую и автобиографическую прозу, киносценарии. Вышли пластинки и книги стихов, песен, прозы в России и за рубежом, аудиокассета, компакт-диски.


Пожелание друзьям

Ю.Трифонову

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты --
ведь это все любви счастливые моменты.

Давайте горевать и плакать откровенно,
то вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью --
поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова,
чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая, --
тем более, что жизнь короткая такая.

1975

Приложение 5

Оценочный лист

Дата проведения урока: ………….. Класс: …… Предмет:………………….

Тема урока: …………………………………………………………………………..

Фамилия, Имя учащегося…………………………………………………………….

Сегодня на уроке

Что нового Я узнал

Чему Я научился

Где мне пригодятся полученные знания



За работу на уроке я ставлю себе оценку……, потому что………………………

…………………………………………………………………………………………..






(Приложение 3)

- Что такое частица?

-Какова роль частиц в предложении и в речи?

-Важны ли частицы в речи?

-Имеет ли частица грамматические признаки?

-Выполняет ли она синтаксическую роль в предложении?

-Какие разряды частиц бывают?










© 2010-2022