Обогащение духовно - нравственного опыта обучающихся средствами смыслового чтения

Читайте, читайте, читайте! Читайте, не                                                                    торопясь, чтобы не потерять ни одной                                                                    капли драгоценного содержания книг.                                                                    заставляйте себя читать медленно,                                                                    обдумывая, представляя самого себя                                                   ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Читайте, читайте, читайте! Читайте, не

торопясь, чтобы не потерять ни одной

капли драгоценного содержания книг.

заставляйте себя читать медленно,

обдумывая, представляя самого себя

в гуще тех событий, какими наполнена

книга, делая себя как бы их непосредствен

ным свидетелем и даже участником. Только

тогда перед вами до конца откроется

созданный писателем большой и

прекрасный мир».

К.Г.Паустовский.

Как важно уметь читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все - она модная, а читать с интересом и не торопясь. Время идёт, одно поколение сменяет другое, и каждое из них по - своему оценивает дошедшее до него литературное наследство не только потому, что авторы зачислены в ряды гениев и увековечены в монументах, а тем, что и новые поколения признают их ценными и нужными для жизни, таким образом перенимая духовные ценности наших предков. Литература даёт обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей,- одним словом, делает нас мудрыми.

В процессе осмысленного прочтения воспитываются христианские добродетели, создаются условия для формирования социальной адаптации: развития социальных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и нравственных качеств личности ребёнка, которые в полной мере определяют внутренний мир ребёнка.

Научить быть отзывчивым к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты в соответствии с идеальной нормой и нравственными христианскими заповедями - значит исправить и предупредить негативные проявления и наклонности ребёнка в будущем. И начинать нужно этот процесс с раннего возраста.

Детям дошкольного возраста доступны смысл и сущность православного образа жизни, который формируется при освоении духовно - нравственных категорий: добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, хвастовство - скромность, бескорыстие - жадность, простота - хитрость, правил доброй, совестливой жизни.

Первоначальное ознакомление детей с Заповедями Божьими как основой нравственной жизни человека, исполнением которых достигаются добродетели, происходит не только в процессе первоначального доступного знакомства с краткой историей Нового Завета и образцами добродетельной жизни святых угодников Божиих, но и при ознакомлении с народными и авторскими сказками, былинами, малыми фольклорными формами (загадками, пословицами, поговорками), которые часто используются в повседневной жизни. Дети учатся читать, внимая жадно слова воспитателя, который старается эмоционально доходчиво с соответствующей интонацией изображать стороны «добра и зла» малышу, ещё не понимающему, что читательский навык спустя некоторое время станет незаменимым атрибутом его

1

жизни. Открывая книгу, маленький пальчик ребёнка неумело, боязливо как бы «пробует» буквы на ощупь, пытается осознать их значение, красоту начертания заглавной буквы.

И не случайно духовно - нравственные смыслы жизни и нормы дети у всех народов традиционно осваивали через сказки. В них поднимаются самые важные вопросы: о добре и зле, о предназначении человека и его жизненном пути. Народные сказки воспитывают ребёнка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно - нравственных народных воззрениях видение жизни. Строятся они по определённому ритму, тому самому, который организовывал жизнь людей: сезонные сельскохозяйственные работы, сезонные изменения в природе и годовой церковный круг. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.

Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих, его певучесть притягивает нежностью, особым теплом, простотой. Недаром такие ценители русского слова, как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, В.А.Жуковский, верили в их преображающую силу. Великий педагог К.Ушинский сказал: «Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа.» Нравственные понятия, например, «доброму Бог помогает», ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка. Сказки, прочитанные детям или самими детьми, формируют представления о доброте душевной и злобе завистливой, отвечают на «прозаический» вопрос «что такое хорошо и что такое плохо», учат сострадать ближнему и слабому, прививают уважение к старшим, к природе (растениям и животным «Сказка о Золотой рыбке»), формируют умение прощать, быть терпеливым, любить труд.

Становясь взрослым, человек принимает или отвергает окружающую действительность - в соответствии со своей жизненной позицией и теми ценностями, которые были заложены в детстве.

Как ребенок может научиться моделям поведения? Так же, как и всему остальному: в основном, подражая тому, что он видит вокруг. И литература играет важнейшую роль, ведь яркие художественные образы и удивительные сюжеты порой на всю жизнь врезаются в память, могут навести на глубокое размышление. Чем с утра до вечера твердить маленькой девочке, как дурно быть неряхой, лучше посоветовать прочитать (прочитать вместе) «Федорино горе» К. Чуковского и сказать, что ее игрушки тоже, наверное, убегут, обидевшись на беспорядок. И результат обязательно будет. Если мы хотим, чтобы книга помогла ребенку осознать и преодолеть его психологические трудности (например, страхи, жадность или упрямство), ни в ком случае не надо подавать её под лозунгом «вот так поступают настоящие мужчины (добрые дети, послушные девочки), а ты…». Скажите ребёнку: «А вот герой (называем произведение) поступает иначе, давай прочтём?!»
Психологи отмечают, что для лучшего понимания детьми того или иного литературного произведения необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть как хорошо иллюстрированные детские книжки, так и действие, разыгранное с куклами. Театрализация позволяет ненавязчиво донести до детей очень многие вещи, которые иначе не усваиваются или усваиваются с огромным трудом.

Предмет «Литература» М. Горький назвал предметом человековедения, а сами уроки литературы, русской словесности Твардовский определил, как уроки нравственного

2

прозрения. Прозреть - значит увидеть ранее не виденное.

Сейчас молодое поколение редко интересуется книгой вообще, классикой тем более; они не умеют не только писать какие-либо творческие работы, порой они затрудняются излагать свои мысли в устной форме. И тут уместны слова А.П.Чехова: «Поглядите все на эту книгу. Она давно уже прочитана, заскорузла, растрёпана, валяется в пыли, как ненужная вещь, но раскройте её, и она заставит вас побледнеть и заплакать».

Какие цели должен поставить перед собой учитель? Как найти взаимодействие с каждым из учащихся, привлечь его внимание к литературе?

Учитель на уроке ставит нравственную задачу через соотношение с евангельскими истинами закрепить в сознании, душе учащегося важные нравственные заповеди: не согреши, не лукавь, не иди на сделку со своей совестью.

Содержание изучаемого материала - текст произведения, затрагивающий вопрос человеческого бытия, раскрывается на уроках через метод эвристической беседы с учащимися, через диспут, в который включаются учащиеся всего класса. Здесь применяются всевозможные средства, методы для достижения поставленной на уроке цели. К таковым можно отнести подготовку учащимися в домашнем задании рисунков, кроссвордов, вопросов-загадок, инсценировок из пьес. Обучающийся показывает изображение одноклассникам, поясняя выбор красок эмоциями от прочитанного, именно так он видит мир вокруг себя, пытается его изменить к лучшему, переживая с персонажами жизненные неурядицы и радость бытия. Все эти средства активизируют мыслительную деятельность учащихся, заставляют осмыслить важный нравственный аспект, формируя вывод: нельзя жить не по совести! На таких уроках, трудно не заметить, что самый не читающий ученик пытается мыслить, просматривает (вернее пытается догнать класс) текст в поисках ответа. И такое соревнование наблюдается на каждом уроке, ведь за полученной оценкой кроется эмоциональное удовлетворение, гордость от знания, навык анализа и, конечно, вопрос: о чём я узнаю, прочитав ещё страничку…и ещё одну…

Так почему же литература должна преподаваться все-таки через православный аспект? Классическая литература создавалась на традициях предшествующих веков, традиции же эти были освящены идеалами Православия. «Есть лишь одна мера хорошего или дурного - мера, данная Христом», - эти слова Л.Н Толстого применимы к поступкам героев романа «Война и мир»: «Что дурно? А что хорошо? Что нужно любить, а что ненавидеть?»- эти вопросы задает себе Пьер Безухов и ищет ответ на них, обретя истину на пути к Богу. Этой мерой христианского, православного должно измерять сегодня отечественную классику. Пьесу Островского «Гроза» - можно считать своеобразной энциклопедией православной жизни. Что такое грех? Как понимать страх Божий? Как объяснить что такое «лукавый смущал» или «гиена огненная»? Все эти вопросы возникают в процессе прочтения пьесы. Чтобы ответить на них, нужно обращаться к первоисточникам, т. е. к Святому Писанию, трудам духовных отцов Православной Церкви. В 11 классе изучается роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Этот роман вызывает много споров и разночтений. В православной литературе нет единения на этот счёт Жизнь людей, живущих в безбожной стране, где в каждом окне можно увидеть по атеисту, действительно горька. Мастер - это единственный писатель, создавший роман о Христе, в трудную минуту к нему не обращается, он, отлученный временем, эпохой, обстоятельствами от Православной Церкви, не знает, как к Богу прийти, как не знали тогда тысячи его современников. Своими страданиями они снимают часть своей вины.

3

Литература в школе способствует духовно-нравственному становлению личности, познанию и самопознанию человека. Словесное искусство духовно по своей природе. Идеал нравственности красной нитью проходит по страницам бесценных произведений А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.И.Куприна, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, В.И.Белова, М.А.Булгакова, В.П.Астафьева, древнерусской литературы, наследия христианской культуры. Обращение к богатому наследию христианской культуры - актуальная на сегодняшний день проблема.

Осмысленное чтение детей - одна из важнейших перспектив духовности, интеллекта, культуры нации. Для будущего каждой страны особенно важно, как происходит процесс вхождения детей в мир книги. Заметно потесненная другими источниками информации, книга и поныне не утрачивает своей притягательной силы и служит одним из главных источников знаний. Чем больше отдаешь себя ей, тем больше получаешь взамен. Книгу не может заменить ничто. Мы должны суметь помочь детям увлечься достойным чтением, полюбить героев добрых книг, что позволит им избежать дурного влияния телевизионных передач. Большая работа над развитием творческой активности и исследовательских умений проводится в школьной библиотеке, где читатель - школьник учится самостоятельно работать со справочной и дополнительной литературой, с каталогами и картотеками, выбирать необходимую информацию для написания рефератов, исследовательских работ, сочинений, изложений (выборочных). Очень важно с детства воспитывать навыки чтения. К сожалению, школьники читают очень мало. Хорошие ученики в лучшем случае прочитывают обязательный минимум по литературе. Как привить любовь к книге? Как научить читать? Что читать? Исходя из этого работа библиотеки МКОУ «Староникольская СОШ» начинается с посвящения в читатели первоклассников. Ведь оттого, как пройдет первое посещение школьной библиотеки, какое впечатление оно оставит в душе маленького читателя, будет зависеть - захочет ли ребенок прийти в библиотеку еще и еще, захочет ли посетить мероприятие, которое проводится в библиотеке. Первоклассники знакомятся с книжным царством, с правилами пользования библиотекой, а чтобы этот день запомнился им надолго, вручаем первоклассникам Дипломы Читателя, надеясь, что библиотека станет им родной на ближайшие одиннадцать лет. При проведении различных тематических литературных мероприятий я использую отрывки из произведений писателей, соответствующие тематике библиотечного урока. Этот приём «рекламирует» книги разных писателей. Огромную роль в работе библиотеки играет наглядность, самой распространенной формой реализации которой являются книжные выставки и тематические полки. На этих выставках ребята всегда находят необходимую дополнительную литературу по интересующим вопросам при подготовке к устному выступлению, докладу по любому предмету. И как результат, ежегодное участие моих семиклассников в конкурсе «Литературный лабиринт» (в 2014 году обучающаяся 7 класса Гунькина Виктория обратилась к творческой истории создания стихотворения «Тучи», руководствуясь статьями Ираклия Андронникова, в 2015 году - Всероссийский дистанционный конкурс «Сказку эту теперь поведаю я свету», приуроченный к 195 - летию создания поэмы «Руслан и Людмила»). Много выставок организовывается к юбилеям писателей и поэтов:

- «Международный день детской книги» (2 апреля);

- «Великий сказочник» к юбилею Г.Х.Андерсена (210 лет со дня рождения);

- «95 - летие со дня рождения писателя - прозаика Юрия Марковича Нагибина» (3 апреля);

4

- «270 - летие со дня рождения русского писателя, драматурга Дениса Ивановича

Фонвизина (14 апреля);

- «День памяти Уильяма Шекспира» (23 апреля);

- «Иосиф Александрович Бродский» (к 110 - летию со дня рождения русского поэта, лауреата нобелевской премии по литературе) и т.д.

Активно участвовать в жизни библиотеки позволяет постоянно действующий кружок «Зелёная лампа». Он состоит из 18 человек, в основном - это ученики младших и средних классов. Кружок рассчитан на 70 часов. Включает в себя такие разделы:

- «Что такое библиотека?»

- «В гостях у королевы книги»

- «Из почтовой сумки почтальона Печкина»

- «Как не заблудиться в мире книги?»

- «Живи, книга!» и др.

Активисты библиотеки - не обязательно примерные ученики. Важно другое: чтобы было желание находиться в библиотеке! Самое простое и вместе с тем полезное: поработать в «Книжкиной больнице», подклеить книгу, обернуть учебник. А потом и заинтересоваться красивыми, яркими иллюстрациями, потом…вникнуть в содержание, понять, пережить, ощутить себя частицей прочитанного. С.Я.Маршак сказал: «В библиотеке, где книги стоят рядами на полках, всегда бывает очень тихо. Но если внимательно прислушаться, книги заговорят с Вами. Они могут рассказать Вам замечательную сказку, интересную повесть…с их страниц прозвучат чудесные стихи, которые Вы запомните надолго, а может быть, и на всю жизнь».

В силу своей деятельности (педагог - организатор воспитательной работы), проводя общешкольные родительские собрания, говорю с родителями о важности семейных чтений. Нужно как можно чаще читать детям, беседовать с ними по содержанию прочитанного, задавать вопросы, обсуждать поступки героев, отмечать художественные средства выразительности речи, обращать внимание на бережное отношение к книгам. Совместное чтение позволяет детям уяснить, что такое добродетель, благочестие, бескорыстная любовь, милосердие, самопожертвование. В такие моменты у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших о значении старинного выражения, слова, о событии или явлении, имевших место в содержании произведения. А у старших членов семьи, возникает повод для пояснения, дополнения, заинтересованного разговора с ребёнком. Совместное времяпрепровождение за чтением, способствует не только пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживает родовую, генетическую память кровных родственников. Семейное чтение даёт возможность ребёнку почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что-то важное и интересное, побуждает ребёнка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит вступать в диалог со

5

взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребёнка с народными традициями, обычаями, семейными историями, духовно-нравственному становлению личности дошкольника. Позади день, полный важных дел и будничных забот, тревог и огорчений, неизбежных в любой работе. Однако почти в каждом из них есть прекрасные вечерние мгновения, когда мы общаемся с детьми, читаем им. Это общение обычно возникает неожиданно и подчас неожиданно заканчивается, но некоторые разговоры с детьми надолго остаются в памяти, и после них возникает удивительное чувство родства, близости со своим ребёнком, чувство взаимопонимания и доверия.

Подводя итог, можно смело утверждать, что «…все струны, которыми владеет автор произведения, находятся в сердцах у нас, читателей. И отзываются они в душах людей то глухо, то звонко, то громко, то тихо…» Читатель (ребёнок - взрослый) перестаёт быть только читателем. Он становится участником всего, что пережил и перечувствовал поэт… Литературе нужны талантливые читатели, чуткие, обладающие творческим воображением.









6

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Староникольская средняя общеобразовательная школа».









«Обогащение духовно - нравственного опыта обучающихся средствами смыслового чтения.»















Учитель русского языка и литературы,

основ православной культуры

Панкратова

Ирина Николаевна.











Воронежская область

Хохольский район

село Староникольское

2015 год.







© 2010-2022