Элективный курс Литература. Подготовка к ЕГЭ 10 кл

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа элективного курса для 10 класса «Литература. Подготовка к ЕГЭ» составлена на основе

--требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования;

---учебного плана МБОУ «СОШ №1»(компонента ОУ);

---годового учебного календарного графика на текущий учебный год;

---основной образовательной программы МБОУ»СОШ№1»;

---Федерального перечня учебников на 2015-2016 уч год.


Курс «Литература. Подготовка к ЕГЭ» создан как подготовительно-тренировочный и адресован обучающимся 10 класса, планирующим сдавать экзамен по литературе в формате ЕГЭ, предполагающим впоследствии в той или иной форме связать свою жизнь с гуманитарной сферой деятельности.

Данный курс поможет выполнить задачу предварительной ориентации в школьной программе по литературе с целью выявления и ликвидации пробелов в знаниях и подготовить ребят к сдаче ЕГЭ по литературе.

Основной целью курса является подготовка к выполнению тестовых заданий по литературе, с одной стороны, и формирование умений и навыков в построении текста - с другой. Программа курса составлена согласно требованиям Стандарта образования по предмету «Литература». Программа составлена на основе авторской программы Ю.В.Лебедева.

Задачи:

  • Систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории литературы, их актуализация, уточнения понимания отдельных терминов и понятий;

  • Формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение в диапазоне допустимых интерпретаций;

  • Дальнейшее формирование навыка создания собственного литературоведческого текста, развитие интеллектуальных умений, речевой культуры обучающихся, их творческих способностей;

  • Обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения;

  • Содействие в области профессионального самоопределения;

Методы деятельности ориентированы на практическую работу с обучающимися. Прежде всего, это работа по анализу художественного текста.

Формы и приёмы работы обучающихся следующие: составление развёрнутого плана-конспекта как основы сочинения; работа со специальными словарями в поисках теоретических знаний по литературе, подготовка докладов по проблемным вопросам литературы.

Формы контроля: анализ произведений, тестирование, письменные ответы на вопросы, контрольные работы в форме ЕГЭ.

Основной дидактической единицей на практических занятиях данного элективного курса должен стать литературный текст, отобранный в соответствии со школьной программой.

Ожидаемые результаты

Результатом изучения курса должно стать постижение принципов выполнения тестов по литературе, наличие стойкого навыка выполнения тестов, умение конструировать текст ответа на вопрос, связанный с литературной проблемой, а также знание литературных фактов в рамках школьной программы; закрепление знаний обучающихся по проблемным вопросам основных художественных процессов русской литературы.

Содержание курса


Тема1. Древнерусская литература.2ч

Вводная лекция «Общая характеристика культуры Руси 11-12 веков». Художественные принципы древнерусской литературы. Понятие клерикальной литературы. Связь литературы с эстетическими принципами фольклора. Политическая характеристика Русского государства 12 века как страны с феодальной раздробленностью.

Тема 2. Литература русского Просвещения 18 века. 5ч

М.В. Ломоносов, Д.И. Фонвизин, Н.М. Карамзин, А. Н. Радищев. «Просвещение» как общеевропейская тенденция культуры 18 века. Русское просвещение и его национальные черты. Черты классицизма и сентиментализма в русском Просвещении. «Памятник» кА жанр и его традиции в русской литературе. Д.И. Фонвизин и русский театр. Черты классической комедии.

Тема 3. Литература первой половины 19 века. 20ч

Элегия и баллада как жанры поэзии В.А. Жуковского. А.С. Грибоедов. Традиции классической комедии в театре А.С. Грибоедова. Образ дворянина - интеллигента. Зарождение романтизма в русской литературе. А.С. Пушкин. Русский роман. Исторические произведения. Понятие «маленького человека».

М.Ю. Лермонтов. Романтические традиции в лирике м.Ю. Лермонтова. Отражение эпохи в прозе М. Ю. Лермонтова. Н.В. гоголь. Сквозные мотивы русской прозы в творчестве писателя (мотив дороги. Лирическое отступление как средство художественной выразительности.

Тема 4. литература второй половины 19 века.23 ч

И.А. Гончаров. Сквозной образ «лишнего человека» в романах писателя. А.Н. Островский - создатель новой русской драмы. Идейный раскол в журнале «Современник» И.С. Тургенев. Понятие «галерея образов «лишних людей» традиции гражданской поэзии в творчестве Н.А. Некрасова. Поэзия «чистого искусства». Ф.И. Тютчев как основоположник философской поэзии (влияние философии Канта и паскаля). Традиции и новаторство в поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. М.Е. салтыков- Щедрин. Жанр литературной сказки. Сатира как художественный приём. М.М. Бахтин о Ф.М. Достоевском. Понятие полифонии в романах Достоевского. Художественное время и пространство; психологизм в изображении героев. Творчество Л.Н. Толстого как исповедь души. Понятие «диалектика души». Психологический портрет. Новый жанр романа-эпопеи. Духовные искания героев писателя. Тема войны и патриотизма на войне. Политические и социальные изменения в жизни России конца 19 - начала 20 века. Малый жанр в русской прозе и творчество А.П. Чехова. Новаторство в русской драме. Ремарка как средство художественной выразительности.

В том числе имеются часы для выполнения тестовых заданий ЕГЭ по литературе, часы для изучения теоретических вопросов (20ч)

Предлагаемая программа рассчитана на 70 часов, по 2 часа в неделю для 10 класса.








Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Кол-во

часов

Дата

Тема занятия

Виды деятельности

1.-2

2

Введение. Знакомство с структурой ЕГЭ по литературе


Работа с текстами. Словарями, статьями Д.С. Лихачёва

3-4

2

Древнерусская литература и фольклор как источник художественных принципов русской литературы

5-9

5

Литература русского Просвещения 18 века. М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин (принципы классической комедии). Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев (особенности русского сентиментализма)

Сравнительный анализ стихов под названием «Памятник». Работа с текстами. Повторение теоретических понятий по литературе

10

1

Жанровое разнообразие литературы

11-12

2

Литература первой половины 19 века. Творчество В.А. Жуковского - начало романтизма. Жанры элегии и баллады.

Анализ художественных форм, повторение литературоведческих понятий.

13

1

Анализ лирических произведений В.А.Жуковского

14-15

2

Теория литературы.(пейзаж, портрет…)

16-17

2

Русские критики и развитие русской критической литературы

18-19

2

«Горе от ума» А.С. Грибоедова - социально-политическая комедия. Драматургическое новаторство автора: обилие персонажей, двуединство конфликта и образы главных героев, расширение художественного времени и пространства. Язык и стиль комедии.

Работа с текстом и литературно-критическими статьями, составление тезисных планов.

Аналитическая беседа, выполнение тестовых заданий по комедии

20

1

Характеристика персонажа.(на примере одного из героев комедии Грибоедова)

21-22

2

Письменная работа в форме ЕГЭ по творчеству Грибоедова

23-24

2

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства

25-27

3

Сквозные темы лирики А.С. Пушкина: гражданская лирика; тема любви и дружбы; пейзажная лирика; тема поэта и поэзии

Работа с текстами и словарём литературоведческих терминов, анализ изобразительно-выразительных средств языка

28

1

Анализ стихотворения А.С.Пушкина

29-30

2

А.С. Пушкин. Понятие исторического романа. Жанровые особенности первого русского романа

Работа с текстом, литературно -критическими статьями и «Словарём языка А.С. Пушкина»

31-32

2

Русская история в прозе А.С. Пушкина. Образ «маленького человека». Зарождение реализма как стиля.

Работа с текстом «Истории Пугачёвского бунта» и историческими документами, сопоставление реальных фактов и их изображения в художественном произведении

33-34

2

Контрольная работа в форме ЕГЭ

35-36

2

Образ «лишнего человека» в творчестве М.Ю. Лермонтова как традиция в русской литературе 19 века

Анализ художественного текста, работа с литературно-критическими статьями


37

1

Понятие поэтической преемственности в творчестве м.Ю. Лермонтова. Традиции романтизма в лирике поэта

Анализ поэтических форм, устные и письменные высказывания по проблемным вопросам

38-39

2

«Смех сквозь слёзы» в сатире Н.В. Гоголя. Сквозные мотивы русской прозы: мотив дороги. Понятие лирического отступления как традиционного средства художественной выразительности в русском романе

Работа с текстом \, словарём литературоведческих терминов, составление конспекта по теме, сопоставительный анализ образов героев различных произведений писателя

40

1

Письменная работа по творчеству Н.В.Гоголя

41-42

2

Литература второй половины 19 века. Образ «лишнего человека» - сквозной образ русской литературы в романах И.А. Гончарова

Сопоставительный анализ, сравнение, формулирование выводов, наблюдение над языковыми средствами

43-44

2

Мир и личность в драмах А.Н. Островского. Новый тип героя в русской литературе

Работа с текстом, анализ драматических произведений

45

1

Выполнение заданий в форме ЕГЭ

46-47

2

«Герой времени» в романах И.С. Тургенева. Автор и его герои. Художественный приём «психологической пары»

Сопоставительный анализ. Эвристическая беседа. Анализ типологически сходных эпизодов в различных произведениях

48-49

2

Ф.И. Тютчев и А.А. Фет. Традиции и новаторство в поэзии. Философская лирика.

Анализ поэтической формы, работа с литературно-критическими статьями

50-51

2

Традиции и новаторство гражданской лирики в русской поэзии. Образ народа в творчестве А.Н. Некрасова


Сопоставительный анализ стихов А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.Н. Некрасова. Аналитическая деятельность, поиск средств художественной выразительности

52

1

Теория литературы. Ирония, сатира, сарказм…


53-54

2

М.Е. Салтыков-Щедрин. Понятие сатиры как творческого принципа в литературе

Сопоставительный анализ сатирических произведений Д.И. Фонвизина и М.Е. Салтыкова - Щедрина

55-56

2

Ф.М. Достоевский. Понятие психологизма в русской литературе. Диалог и монолог как средство художественной выразительности прозы. Деталь как символ, деталь как лейтмотив.

Анализ прозаической формы. Составление развёрнутых планов, устные и письменные высказывания по заданной проблеме

57-58

2

Зачетное занятие в форме ЕГЭ по творчеству Ф.М.Достоевского

59-61

3

Л.Н. толстой, понятие «диалектика души», психологический портрет. Традиции исторического романа. Жанр романа-эпопеи система образов. Духовные искания центральных героев романа

Работа с текстом. Составление схематических систем образов и сложных линий


62

1

А.П. Чехов. Рассказы. Рассказ как жанр

Работа с текстом, наблюдение за языком писателя

63

1

А.П. Чехов - драматург. Новаторство в русской драматургии. Ремарка как средство художественной выразительности

Работа с текстом, анализ драматического произведения, сопоставительный анализ произведений разных авторов

64.

1

Подготовка к ЕГЭ. Решение непонятных заданий

65-66.

2

А.П. Чехов - драматург. Новаторство в русской драматургии. Ремарка как средство художественной выразительности

67-70

4

Итоговое занятие

Выполнение тестовых заданий



















Литература для учителя

Акимов В. На ветрах времени. Л., 1991.

История русской литературы 19 века. Вторая половина/ под ред. Н.Н. Скатова. М., 1987.

КИМы по литературе.

Кузнецов Ф. Беседы о литературе. М., 1977.

Кулешов Ф. лекции по истории русской литературы конца 19 - начала 20 в. Минск, 1977.

Литературно-критические статьи В.Г. Белинского, Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, Н. Добролюбова, А.В. Дружинина, И.А. Гончарова, Ю.М. Лотмана, М. М Бахтина

В.Жуковский . Стихотворения и поэмы

А. С.Грибоедов «Горе от ума»

А.С.Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», стихотворения

Н.В.Гоголь «Мертвые души», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», рассказы

Н.Островский Драмы

И.С.Тургенев «Отцы и дети»

Ф.И.Тютчев. Стихотворения

А.А.Фет Стихотворения

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», рассказы

Л.Н.Толстой «Война и мир»

М.Е.Салтыков -Щедрин. Сказки, «История одного города»

А.П.Чехов. Рассказы, драмы

Литература для учащихся

Литературно-критические статьи В.Г. Белинского, Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, Н. Добролюбова, А.В. Дружинина, И.А. Гончарова, Ю.М. Лотмана, М. М Бахтина

В.Жуковский . Стихотворения и поэмы

А. С.Грибоедов «Горе от ума»

А.С.Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», стихотворения

Н.В.Гоголь «Мертвые души», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», рассказы

Н.Островский Драмы

И.С.Тургенев «Отцы и дети»

Ф.И.Тютчев. Стихотворения

А.А.Фет Стихотворения

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», рассказы

Л.Н.Толстой «Война и мир»

М.Е.Салтыков -Щедрин. Сказки, «История одного города»

А.П.Чехов. Рассказы, драмы

КИМы по литературе


© 2010-2022