- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Элективный курс Литература. Подготовка к ЕГЭ 10 кл
Элективный курс Литература. Подготовка к ЕГЭ 10 кл
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Надточей Г.В. |
Дата | 14.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа элективного курса для 10 класса «Литература. Подготовка к ЕГЭ» составлена на основе
--требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования;
---учебного плана МБОУ «СОШ №1»(компонента ОУ);
---годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
---основной образовательной программы МБОУ»СОШ№1»;
---Федерального перечня учебников на 2015-2016 уч год.
Курс «Литература. Подготовка к ЕГЭ» создан как подготовительно-тренировочный и адресован обучающимся 10 класса, планирующим сдавать экзамен по литературе в формате ЕГЭ, предполагающим впоследствии в той или иной форме связать свою жизнь с гуманитарной сферой деятельности.
Данный курс поможет выполнить задачу предварительной ориентации в школьной программе по литературе с целью выявления и ликвидации пробелов в знаниях и подготовить ребят к сдаче ЕГЭ по литературе.
Основной целью курса является подготовка к выполнению тестовых заданий по литературе, с одной стороны, и формирование умений и навыков в построении текста - с другой. Программа курса составлена согласно требованиям Стандарта образования по предмету «Литература». Программа составлена на основе авторской программы Ю.В.Лебедева.
Задачи:
-
Систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории литературы, их актуализация, уточнения понимания отдельных терминов и понятий;
-
Формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение в диапазоне допустимых интерпретаций;
-
Дальнейшее формирование навыка создания собственного литературоведческого текста, развитие интеллектуальных умений, речевой культуры обучающихся, их творческих способностей;
-
Обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения;
-
Содействие в области профессионального самоопределения;
Методы деятельности ориентированы на практическую работу с обучающимися. Прежде всего, это работа по анализу художественного текста.
Формы и приёмы работы обучающихся следующие: составление развёрнутого плана-конспекта как основы сочинения; работа со специальными словарями в поисках теоретических знаний по литературе, подготовка докладов по проблемным вопросам литературы.
Формы контроля: анализ произведений, тестирование, письменные ответы на вопросы, контрольные работы в форме ЕГЭ.
Основной дидактической единицей на практических занятиях данного элективного курса должен стать литературный текст, отобранный в соответствии со школьной программой.
Ожидаемые результаты
Результатом изучения курса должно стать постижение принципов выполнения тестов по литературе, наличие стойкого навыка выполнения тестов, умение конструировать текст ответа на вопрос, связанный с литературной проблемой, а также знание литературных фактов в рамках школьной программы; закрепление знаний обучающихся по проблемным вопросам основных художественных процессов русской литературы.
Содержание курса
Тема1. Древнерусская литература.2ч
Вводная лекция «Общая характеристика культуры Руси 11-12 веков». Художественные принципы древнерусской литературы. Понятие клерикальной литературы. Связь литературы с эстетическими принципами фольклора. Политическая характеристика Русского государства 12 века как страны с феодальной раздробленностью.
Тема 2. Литература русского Просвещения 18 века. 5ч
М.В. Ломоносов, Д.И. Фонвизин, Н.М. Карамзин, А. Н. Радищев. «Просвещение» как общеевропейская тенденция культуры 18 века. Русское просвещение и его национальные черты. Черты классицизма и сентиментализма в русском Просвещении. «Памятник» кА жанр и его традиции в русской литературе. Д.И. Фонвизин и русский театр. Черты классической комедии.
Тема 3. Литература первой половины 19 века. 20ч
Элегия и баллада как жанры поэзии В.А. Жуковского. А.С. Грибоедов. Традиции классической комедии в театре А.С. Грибоедова. Образ дворянина - интеллигента. Зарождение романтизма в русской литературе. А.С. Пушкин. Русский роман. Исторические произведения. Понятие «маленького человека».
М.Ю. Лермонтов. Романтические традиции в лирике м.Ю. Лермонтова. Отражение эпохи в прозе М. Ю. Лермонтова. Н.В. гоголь. Сквозные мотивы русской прозы в творчестве писателя (мотив дороги. Лирическое отступление как средство художественной выразительности.
Тема 4. литература второй половины 19 века.23 ч
И.А. Гончаров. Сквозной образ «лишнего человека» в романах писателя. А.Н. Островский - создатель новой русской драмы. Идейный раскол в журнале «Современник» И.С. Тургенев. Понятие «галерея образов «лишних людей» традиции гражданской поэзии в творчестве Н.А. Некрасова. Поэзия «чистого искусства». Ф.И. Тютчев как основоположник философской поэзии (влияние философии Канта и паскаля). Традиции и новаторство в поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. М.Е. салтыков- Щедрин. Жанр литературной сказки. Сатира как художественный приём. М.М. Бахтин о Ф.М. Достоевском. Понятие полифонии в романах Достоевского. Художественное время и пространство; психологизм в изображении героев. Творчество Л.Н. Толстого как исповедь души. Понятие «диалектика души». Психологический портрет. Новый жанр романа-эпопеи. Духовные искания героев писателя. Тема войны и патриотизма на войне. Политические и социальные изменения в жизни России конца 19 - начала 20 века. Малый жанр в русской прозе и творчество А.П. Чехова. Новаторство в русской драме. Ремарка как средство художественной выразительности.
В том числе имеются часы для выполнения тестовых заданий ЕГЭ по литературе, часы для изучения теоретических вопросов (20ч)
Предлагаемая программа рассчитана на 70 часов, по 2 часа в неделю для 10 класса.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия
Кол-во
часов
Дата
Тема занятия
Виды деятельности
1.-2
2
Введение. Знакомство с структурой ЕГЭ по литературе
Работа с текстами. Словарями, статьями Д.С. Лихачёва
3-4
2
Древнерусская литература и фольклор как источник художественных принципов русской литературы
5-9
5
Литература русского Просвещения 18 века. М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин (принципы классической комедии). Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев (особенности русского сентиментализма)
Сравнительный анализ стихов под названием «Памятник». Работа с текстами. Повторение теоретических понятий по литературе
10
1
Жанровое разнообразие литературы
11-12
2
Литература первой половины 19 века. Творчество В.А. Жуковского - начало романтизма. Жанры элегии и баллады.
Анализ художественных форм, повторение литературоведческих понятий.
13
1
Анализ лирических произведений В.А.Жуковского
14-15
2
Теория литературы.(пейзаж, портрет…)
16-17
2
Русские критики и развитие русской критической литературы
18-19
2
«Горе от ума» А.С. Грибоедова - социально-политическая комедия. Драматургическое новаторство автора: обилие персонажей, двуединство конфликта и образы главных героев, расширение художественного времени и пространства. Язык и стиль комедии.
Работа с текстом и литературно-критическими статьями, составление тезисных планов.
Аналитическая беседа, выполнение тестовых заданий по комедии
20
1
Характеристика персонажа.(на примере одного из героев комедии Грибоедова)
21-22
2
Письменная работа в форме ЕГЭ по творчеству Грибоедова
23-24
2
Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства
25-27
3
Сквозные темы лирики А.С. Пушкина: гражданская лирика; тема любви и дружбы; пейзажная лирика; тема поэта и поэзии
Работа с текстами и словарём литературоведческих терминов, анализ изобразительно-выразительных средств языка
28
1
Анализ стихотворения А.С.Пушкина
29-30
2
А.С. Пушкин. Понятие исторического романа. Жанровые особенности первого русского романа
Работа с текстом, литературно -критическими статьями и «Словарём языка А.С. Пушкина»
31-32
2
Русская история в прозе А.С. Пушкина. Образ «маленького человека». Зарождение реализма как стиля.
Работа с текстом «Истории Пугачёвского бунта» и историческими документами, сопоставление реальных фактов и их изображения в художественном произведении
33-34
2
Контрольная работа в форме ЕГЭ
35-36
2
Образ «лишнего человека» в творчестве М.Ю. Лермонтова как традиция в русской литературе 19 века
Анализ художественного текста, работа с литературно-критическими статьями
37
1
Понятие поэтической преемственности в творчестве м.Ю. Лермонтова. Традиции романтизма в лирике поэта
Анализ поэтических форм, устные и письменные высказывания по проблемным вопросам
38-39
2
«Смех сквозь слёзы» в сатире Н.В. Гоголя. Сквозные мотивы русской прозы: мотив дороги. Понятие лирического отступления как традиционного средства художественной выразительности в русском романе
Работа с текстом \, словарём литературоведческих терминов, составление конспекта по теме, сопоставительный анализ образов героев различных произведений писателя
40
1
Письменная работа по творчеству Н.В.Гоголя
41-42
2
Литература второй половины 19 века. Образ «лишнего человека» - сквозной образ русской литературы в романах И.А. Гончарова
Сопоставительный анализ, сравнение, формулирование выводов, наблюдение над языковыми средствами
43-44
2
Мир и личность в драмах А.Н. Островского. Новый тип героя в русской литературе
Работа с текстом, анализ драматических произведений
45
1
Выполнение заданий в форме ЕГЭ
46-47
2
«Герой времени» в романах И.С. Тургенева. Автор и его герои. Художественный приём «психологической пары»
Сопоставительный анализ. Эвристическая беседа. Анализ типологически сходных эпизодов в различных произведениях
48-49
2
Ф.И. Тютчев и А.А. Фет. Традиции и новаторство в поэзии. Философская лирика.
Анализ поэтической формы, работа с литературно-критическими статьями
50-51
2
Традиции и новаторство гражданской лирики в русской поэзии. Образ народа в творчестве А.Н. Некрасова
Сопоставительный анализ стихов А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.Н. Некрасова. Аналитическая деятельность, поиск средств художественной выразительности
52
1
Теория литературы. Ирония, сатира, сарказм…
53-54
2
М.Е. Салтыков-Щедрин. Понятие сатиры как творческого принципа в литературе
Сопоставительный анализ сатирических произведений Д.И. Фонвизина и М.Е. Салтыкова - Щедрина
55-56
2
Ф.М. Достоевский. Понятие психологизма в русской литературе. Диалог и монолог как средство художественной выразительности прозы. Деталь как символ, деталь как лейтмотив.
Анализ прозаической формы. Составление развёрнутых планов, устные и письменные высказывания по заданной проблеме
57-58
2
Зачетное занятие в форме ЕГЭ по творчеству Ф.М.Достоевского
59-61
3
Л.Н. толстой, понятие «диалектика души», психологический портрет. Традиции исторического романа. Жанр романа-эпопеи система образов. Духовные искания центральных героев романа
Работа с текстом. Составление схематических систем образов и сложных линий
62
1
А.П. Чехов. Рассказы. Рассказ как жанр
Работа с текстом, наблюдение за языком писателя
63
1
А.П. Чехов - драматург. Новаторство в русской драматургии. Ремарка как средство художественной выразительности
Работа с текстом, анализ драматического произведения, сопоставительный анализ произведений разных авторов
64.
1
Подготовка к ЕГЭ. Решение непонятных заданий
65-66.
2
А.П. Чехов - драматург. Новаторство в русской драматургии. Ремарка как средство художественной выразительности
67-70
4
Итоговое занятие
Выполнение тестовых заданий
Литература для учителя
Акимов В. На ветрах времени. Л., 1991.
История русской литературы 19 века. Вторая половина/ под ред. Н.Н. Скатова. М., 1987.
КИМы по литературе.
Кузнецов Ф. Беседы о литературе. М., 1977.
Кулешов Ф. лекции по истории русской литературы конца 19 - начала 20 в. Минск, 1977.
Литературно-критические статьи В.Г. Белинского, Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, Н. Добролюбова, А.В. Дружинина, И.А. Гончарова, Ю.М. Лотмана, М. М Бахтина
В.Жуковский . Стихотворения и поэмы
А. С.Грибоедов «Горе от ума»
А.С.Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», стихотворения
Н.В.Гоголь «Мертвые души», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», рассказы
Н.Островский Драмы
И.С.Тургенев «Отцы и дети»
Ф.И.Тютчев. Стихотворения
А.А.Фет Стихотворения
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», рассказы
Л.Н.Толстой «Война и мир»
М.Е.Салтыков -Щедрин. Сказки, «История одного города»
А.П.Чехов. Рассказы, драмы
Литература для учащихся
Литературно-критические статьи В.Г. Белинского, Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, Н. Добролюбова, А.В. Дружинина, И.А. Гончарова, Ю.М. Лотмана, М. М Бахтина
В.Жуковский . Стихотворения и поэмы
А. С.Грибоедов «Горе от ума»
А.С.Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», стихотворения
Н.В.Гоголь «Мертвые души», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», рассказы
Н.Островский Драмы
И.С.Тургенев «Отцы и дети»
Ф.И.Тютчев. Стихотворения
А.А.Фет Стихотворения
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», рассказы
Л.Н.Толстой «Война и мир»
М.Е.Салтыков -Щедрин. Сказки, «История одного города»
А.П.Чехов. Рассказы, драмы
КИМы по литературе