Рабочая программа по литературе 10 кл. (под ред. В. Я. Коровиной)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование. 10 класс


Тема урока

Содержание урока в соответствии с Федеральном компонентом государственного стандарта общего образования

Требования к уровню подготовки обучающися

Теория

литературы

Тип урока

Информационное обеспечение

Срок проведения

По

плану (неделя)

Факт

Введение (2 часа)

Основные темы и проблемы русской литературы XIX века

Выявление уровня литературного развития учащихся.

Знать/понимать:

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений (романтизм, реализм);



КУ

Учебник

1


Шедевры русской литературы

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры


КУ


1


Литература первой половины 19 века.

Творчество А.С.Пушкина (8часов)

Гуманизм лирики Пушкина и её национально-историческое и общечеловеческое содержание

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе, драматургии.

Знать/понимать:

  • содержание изученных литературных произведений А.С.Пушкина

  • основные факты жизни и творчества писателя и поэта,

  • особенности художественного мира А.С.Пушкина, указанные теоретико-литературные понятия.

уметь:

  • анализировать и интерпретировать указанные художественные произведения

  • соотносить поэзию А.С.Пушкина с общественной жизнью и культурой России первой половины ХIХ в.;

  • выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы произведений А.С.Пушкина;

  • соотносить указанные произведения с литературными направлениями эпохи;

  • определять роды и жанры указанных произведений;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (в том числе наизусть), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать сочинения разных жанров на предложенные темы.

применять приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

для выбора нравственных ориентиров, утверждения и доказательства своей точки зрения с учетом мнения оппонента

Эпиграмма.

Стихотворные размеры: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.

КУ

Компьютерная презентация

1


Романтическая лирика А.С. Пушкина

Лирика периода южной и михайловской ссылок (с повторением ранее изученного). «Погасло дневное светило…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»).

Романтизм

КУ

Учебник, произведения Пушкина.

2


Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина.

Повторение ранее изученного по теме.

Стихотворения «Поэт», «Пророк», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Я памятник себе воздвиг…..»

Послание.

Строфа.

КУ

Фонохрестоматия. Произведения Пушкина .

2


Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина

«Вольность», «Свободы сеятель пустынный…»

Ода

КУ

Учебник, произведения Пушкина.

2


Философская лирика А.С. Пушкина.

Тема жизни и смерти.

Стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Вновь я посетил…»

Элегия.

КУ

Учебник, произведения Пушкина

3


Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина. «Медный всадник».

Историзм и народность- основа реализма Пушкина. Трагедия «Борис Годунов». Петербургская повесть «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в произведении.

Историзм.

Поэма.

КУ

Презентация

3


Образ Петра I в поэме «Медный всадник».

Образ Петра I как царя-преобразователя. Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России.


КУ

Произведение Пушкина. Дидактические материалы.

3


Обобщение изученного по творчеству Пушкина

Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина.


КУ

Учебник, произведения Пушкина. Дополнительная литература.

4



Творчество М.Ю.Лермонтова (8 часов)

Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару.

Романтизм и реализм в творчестве поэта. «Нет, я не Байрон, я другой...». Поэма «Демон».

Знать/понимать:

  • содержание изученных литературных произведений М.Ю.Лермонтова, основные факты жизни и творчества поэта,

  • особенности художественного мира М.Ю.Лермонтова, указанные теоретико-литературные понятия.

уметь:

  • анализировать и интерпретировать указанные художественные произведения

  • соотносить поэзию М.Ю.Лермонтова с общественной жизнью и культурой России первой половины ХIХ в.;

  • выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы произведений М.Ю.Лермонтова;

  • соотносить указанные произведения с литературными направлениями эпохи;

  • определять роды и жанры указанных произведений;

  • выразительно читать изученные произведения (в том числе наизусть), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать сочинения разных жанров на предложенные темы.

применять приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

для выбора нравственных ориентиров, утверждения и доказательства своей точки зрения с учетом мнения оппонента

Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.

Баллада.

КУ

Компьютерная презентация

4


Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова

Творчество поэта (с обобщением ранее изученного). «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»).

КУ

Учебник

4


Тема жизни и смерти в лирике М.Ю. Лермонтова.

Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Завещание»


РР

Учебник, произведения Лермонтова

5


Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова

Творчество поэта (с обобщением ранее изученного). «Как часто, пёстрою толпою окружён...» как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоническом и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу...».


КУ

5


Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова

Размышления о поэзии в стихотворениях «Поэт», «Пророк», «Смерть поэта»


ВнЧ

Произведения. Дидактические материалы.

5


Обобщение изученного по творчеству М.Ю.Лермонтова

Основные темы и мотивы лирики.

Роман «Герой нашего времени» (повторение ранее изученного)

Тестовая работа.


КУ


6


Классное сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова (А.С. Пушкина.)

Темы сочинений (по выбору обучающихся).

Основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова (А.С. Пушкина.)




КУ

Учебник, произведения. Дополнительная литература.

6



6


Творчество Н.В.Гоголя (4 часа)

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество

Обобщение ранее изученного. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпико-драматическое начала в сборнике «Миргород».

Знать/понимать:

  • содержание изученных литературных произведений Н.В.Гоголя

  • основные факты жизни и творчества писателя,

  • указанные теоретико-литературные понятия.

уметь:

  • анализировать и интерпретировать указанные художественные произведения, анализировать эпизоды произведения, объяснять их связь с проблематикой произведения;

  • определять роды и жанры произведений;

  • выявлять авторскую позицию;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

применять приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

для выбора нравственных ориентиров, утверждения и доказательства своей точки зрения с учетом мнения оппонента.


Персонаж.

Сатира и юмор.

КУ

Компьютерная презентация

7


Н.В. Гоголя «Петербургские повести»


Обзор с обобщением ранее изученного. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях». (1 из петербургских повестей по выбору)



Трагическое и комическое

Гротеск.

КУ

Произведение Гоголя

7


Н.В. Гоголь. «Невский проспект».

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект».

Фантастическое

КУ





7


Образ Петербурга в повести «Невский проспект».

Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода.

РР

Дополнитель-ная литература.

8


Обзор русской литературы 2 ½ XIX века. Её основные проблемы.

Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы

Знать/понимать:

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений.



КУ

Учебник, таблица.

8


Творчество И.А.Гончарова (6 часов)

И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. Роман «Обломов».

Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика.


Знать/понимать:

  • содержание изученных литературных произведений А.И..Гончарова

  • основные факты жизни и творчества писателя,

  • указанные теоретико-литературные понятия.

уметь:

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, анализировать эпизоды произведения, объяснять их связь с проблематикой произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

применять приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

для выбора нравственных ориентиров, утверждения и доказательства своей точки зрения с учетом мнения оппонента.


КУ

Компьютерная презентация

8


Обломов - «коренной народный наш тип».

Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову.

Типичное явление в литературе.


КУ

Учебник, произведение Гончарова.

9



9


«Обломов» как роман о любви.

Авторская позиция и способы её выражения в романе.


КУ

Произведение Гончарова.

9


Роман «Обломов» в русской критике.

Н.А.Добролюбов. «Что такое обломовщина?» (фрагменты).

А.В.Дружинин «Обломов, роман И.А.Гончарова» (фрагменты).

Обобщение в литературе.

Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное

.

КУ

Критическая литература

10


Контрольная работа по творчеству И.А.Гончарова.


Письменная работа по карточкам с творческим заданием


РР

Дополнительная литература.

10


Творчество А.Н.Островского (6 часов)

А.Н. Островский. «Отец русского театра».

Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. Драма как род литературы.

Драма «Гроза».

Знать/понимать:

  • содержание изученных литературных произведений А.Н. Островского

  • основные факты жизни и творчества писателя,

  • указанные теоретико-литературные понятия: комедия, драма, трагедия.

уметь:

  • анализировать произведение, и его эпизоды, объяснять их связь с проблематикой произведения;

  • определять роды и жанры произведений;

  • выявлять авторскую позицию;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • выразительно читать произведение (в том числе наизусть один из монологов), соблюдая нормы литературного произношения;

  • писать сочинения разных жанров на предложенные темы.

применять приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

для выбора нравственных ориентиров, утверждения и доказательства своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

Жанры комедии, драмы, трагедии.

КУ

Компьютерная презентация

10


А.Н. Островский. «Гроза». Смысл названия.

История создания, система образов, приёмы раскрытия характеров героев пьесы. Своеобразие конфликта.

Стадии развития действия в драме: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.


Экспозиция, завязка,

кульминация, развязка,

эпилог.

КУ

Произведение

11


Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства».


Город Калинов и его обитатели. Образ города Калинова.


КУ

Учебник, произведение

11



11


Протест Катерины против «тёмного царства».

Катерина в системе образов. Внутренний конфликт героини. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы

Драматургический конфликт

КУ

Произведение

12


Споры критиков вокруг драмы «Гроза».

Добролюбов Н.А. «Луч света в темном царстве» (фрагменты).

Григорьев А.А. «После «Грозы» Островского. Письма И.С.Тургеневу» (фрагменты).

Подготовка к домашнему сочинению по драме А.Н. Островского «Гроза».

РР

Критическая литература

12

Творчество И.С.Тургенева (9 часов)

И.С. Тургенев - создатель русского романа.


Жизнь и творчество писателя (с обобщением ранее изученного).

Романы И.С.Тургенева, их особенности. Творческая история романа «Отцы и дети». отражение в романе общественно-политической ситуации в России.

Знать/понимать:

  • содержание изученных литературных произведений И.С.Тургенева,

  • основные факты жизни и творчества писателя,

  • указанные теоретико-литературные понятия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог

  • уметь

уметь:

  • анализировать и интерпретировать произведение и его эпизоды, объяснять их связь с проблематикой произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • выразительно читать изученные произведения (в том числе наизусть отрывок по выбору), соблюдая нормы литературного произношения;

  • писать сочинения разных жанров на предложенные темы.

применять приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

для выбора нравственных ориентиров, утверждения и доказательства своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

Роман (частная жизнь в исторической панораме).

ВнЧ

Компьютерная презентация

12


И.С. Тургенев Творческая история романа «Отцы и дети»


13


Смысл названия романа И.С. Тургенева

«Отцы и дети». Сюжет, композиция, система образов романа.

КУ

Художественное произведение. Учебник

13


Базаров - герой своего времени

Духовный конфликт героя. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе.

Стадии развития действия в романе: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.

Экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Роман.

КУ

Художественное произведение.

Дидактические материалы.

13


«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети».

Конфликт поколений. Споры Базарова и Кирсанова


КУ

Презентация

14





14



Любовь в романе «Отцы и дети».

Женские образы в романе. Взаимоотношения Базарова и Одинцовой.


КУ

Художественное произведение

14


Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети».

Анализ эпизода «Смерть Базарова».

Писарев Д.И. «Базаров» (фрагменты).

Подготовка к домашнему сочинению.

Психологизм.

КУ

Критическая литература

15



РР

15


Обобщение (2 часа)

Обобщение изученного по творчеству поэтов и писателей первой половины 19 века.


Писатели. Произведения. Основные темы, проблемы. Герои произведений

Знать/понимать::

-содержание изученных литературных произведений,

уметь:

  • соотносить указанные произведения с литературными направлениями эпохи;

  • определять роды и жанры указанных произведений;

  • сопоставлять литературные произведения;

выявлять авторскую позицию


КУ

Таблица. Учебник

15


Полугодовая контрольная работа


КР


16


Литература второй половины 19 века.

Творчество Ф.И.Тютчева (3 часа)

Единство мира и философия природы в лирике Ф.И. Тютчева.

Жизнь и творчество.. «Silentium!» «Не то, что мните вы, природа...», «Ещё земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Природа - сфинкс...».

Композиция лирического стихотворения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении

Знать/понимать:

  • содержание изученных стихотворений;

  • основные факты жизни и творчества, особенности художественного мира Тютчева Ф.И.

  • указанные теоретико-литературные понятия.

уметь:

  • анализировать и интерпретировать указанные стихотворения, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

  • выявлять «сквозные темы поэзииТютчева, соотносить указанные произведения с литературными направлениями эпохи;

  • выразительно читать изученные произведения (в том числе наизусть), соблюдая нормы литературного произношения

Ода.

Элегия.

Сравнение, эпитет,

метафора,

метонимия.

КУ

Презентация

Стихотворения Ф.И.Тютчева

16


Человек и история в лирике Ф.И. Тютчева.

Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Умом Россию не понять...», «Нам не дано предугадать...», «Эти бедные селенья...», «Слезы людские…»


КУ

Стихотворения Ф.И.Тютчева

16


Любовная лирика Ф.И. Тютчева.

Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим...», «К.Б.» («Я встретил Вас - и всё былое...»). «Последняя любовь»


КУ


17


Творчество А.А.Фета (2 часа)

Жизнеутверждающее начало в лирике А.А. Фета

Жизнь и творчество. Образ природы. «Это утро, радость эта...», «Ещё майская ночь», «Даль», «Ещё весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Заря прощается с землёю...», «Я пришёл к тебе с приветом...» и др.

Знать/понимать:

  • содержание изученных стихотворений, основные факты жизни и творчества А.А.Фета

уметь:

  • анализировать и интерпретировать указанные художественные произведения, используя сведения по истории и теории литературы

  • выразительно читать изученные произведения (в том числе наизусть), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.


КУ

Презентация Учебник, произведения А.А.Фета

17


Любовная лирика А.А. Фета.

Стихотворения «Шёпот, робкое дыханье...»; «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...» Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета.


КУ

Произведения А.А.Фета

17


Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого.

А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. Стихотворения «Ты знаешь край, где все обильем дышит…»«Против течения», «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре...»,.

Любовная лирика поэта «Средь шумного бала…», «То было раннею весной…»

Знать/понимать:

содержание изученных стихотворений

уметь:

  • анализировать стихотворения А.С.Толстого, используя сведения по истории и теории литературы

  • выразительно читать произведения (в том числе наизусть), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.


ВнЧ

Учебник, произведения А.К. Толстого

18


Творчество Н.А. Некрасова (9 уроков)

Н.А. Некрасов. Судьба народа в лирике.


Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «В дороге», Вчерашний день, часу в шестом...», «Еду ли ночью по улице тёмной...».

Знать/понимать:

  • содержание изученных стихотворений;

  • основные факты жизни и творчества, особенности художественного мира Н.А.Некрасова

  • указанные теоретико-литературные понятия.

уметь:

  • анализировать и интерпретировать указанные художественные произведения, используя сведения по истории и теории литературы

  • анализировать эпизоды поэмы, объяснять их связь с проблематикой произведения;

  • соотносить указанные произведения с литературными направлениями эпохи;

  • определять роды и жанры указанных произведений;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (в том числе наизусть), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

применять приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для выбора нравственных ориентиров, отражения в устной и письменной форме результатов своей деятельности.


Народность искусства.

КУ

Компьютерная презентация.

Учебник, произведения Н.А.

Некрасова

18


Героическое и жертвенное в образе разночинца - народолюбца.


«Рыцарь на час», «Умру я скоро...», «Блажен незлобивый поэт».


КУ

Стихотворения

Н.А.

Некрасова

18


Н.А. Некрасов о поэтическом труде

Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба...», «Поэт и Гражданин».


КУ


19


Тема любви в лирике Н.А. Некрасова

Психологизм и бытовая конкретизация темы любви. «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка».


КУ


19


Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка».

Фольклоризм художественной литературы.

Система образов.

КУ

Произведение Н.А.

Некрасова

19


Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства.

КУ

Дидактические материалы.

20



20


Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Образ Гриши Добросклонова

КУ

Произведение Н.А.

Некрасова

20


Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Фольклорное начало в поэме.

Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н.А. Некрасова.


РР

Дополнительная литература.

21


М.Е. Салтыков - Щедрин. «История одного города»

М.Е. Салтыков - Щедрин. Личность и творчество. Обзор романа «История одного города». Замысел. История создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников.

Знать/понимать:

  • основное содержание произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина

уметь:

  • анализировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;

  • аргументировано формулировать свое отношение к изученному произведению.

Памфлет.

Гротеск.

Сатира и юмор. Сарказм.

Аллегория.

ВнЧ

Компьютерная презентация.

Учебник, произведение Салтыкова-Щедрина

21


Творчество Л.Н.Толстого (13 уроков)

Л.Н. Толстой. Этапы творческого пути.

Жизнь и судьба. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека. Роман-эпопея «Война и мир». История создания романа - эпопеи. Особенности жанра.

Знать/понимать:

  • содержание изученного литературного произведения;

  • основные факты жизни и творчества Л.Н.Толстого;

  • особенности художественного мира писателя

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений (реализм);

  • указанные теоретико-литературные понятия.

уметь:

  • воспроизводить содержание указанного литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

  • анализировать эпизоды, объяснять их связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой России первой половины ХIХ в.;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (в том числе наизусть), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать сочинения разных жанров на литературные темы.


КУ

Компьютерная презентация

21


Система образов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Изображение светского общества. Образ автора в романе.

Эпос.

Роман.

Роман-эпопея.

КУ

Учебник, произведение Л.Толстого

22


Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Психологизм художественной прозы. Путь идейно-нравственных исканий героев. Образ Платона Каратаева и авторская оценка «общей жизни»

Внутренний

монолог.

Психологизм.

КУ


22



Дидактические материалы.

22


Женские образы в романе - эпопее «Война и мир».

Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого.


КУ

Учебник, произведение

23


Семья Ростовых и семья Болконских.

«Мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских


КУ

Учебник, произведение

23


Тема войны в романе - эпопее «Война и мир».

Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Изображение Отечественной войны 1812 года. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа.


КУ


23




«Мысль народная» в романе Л.Н.Толстого

Картины партизанской войны. Образ Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина.



Дополнительная литература.

24


Кутузов и Наполеон.


Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса.


КУ

Презентация

24


Проблемы истинного и ложного в романе - эпопее «Война и мир».

. Проблема истинного и ложного героизма, патриотизма. Москва и Петербург в романе Смысл названия и поэтики романа. Художественные особенности романа. Приемы изображения душевного мира героев («диалектика души»)


КУ


24






Учебник.

Дидактические материалы.

25


Обобщение изученного по творчеству Л.Н.Толстого.

Художественные открытия и мировое значение творчества писателя. Контрольная работа.


КР

Дидактические материалы.

25


Подготовка к домашнему сочинению - рассуждению по роману - эпопее «Война и мир».


РР

Дополнительная литература.

25


Творчество Ф.М.Достоевского (10 уроков)

Ф.М. Достоевский. Этапы творческого пути.

Жизнь и судьба. Идейные и эстетические взгляды.

Знать/понимать:

  • содержание изученного литературного произведения;

  • основные факты жизни и творчества Ф.М. Достоевского;

  • особенности художественного мира писателя

  • указанные теоретико-литературные понятия.

уметь:

  • воспроизводить содержание указанного литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы

  • анализировать эпизоды, объяснять их связь с проблематикой произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (в том числе наизусть), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать сочинения разных жанров на литературные темы.

применять приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

для выбора нравственных ориентиров, отражения в устной и письменной форме результатов своей деятельности, участия в дискуссии, утверждения и доказательства своей точки зрения с учетом мнения оппонента.


КУ

Компьютерная презентация.

26


Петербург Ф.М. Достоевского.

Образ Петербурга в русской литературе.

Приемы создания образа Петербурга в романе «Преступление и наказание»


ВнЧ

Дополнительная литература.

26


Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».

«Преступление и наказание». История создания романа. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа.

Роман (нравственно-психологический, идеологический).

КУ

Презентация Учебник, произведение Достоевского

26



Образы «униженных и оскорбленных» в романе Ф.М.Достоевского

«Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.


27


Духовные искания Раскольникова и способы их выявления.

Теория Раскольникова. Истоки его бунта.

Психологизм и способы его выражения

КУ


Дидактические материалы.


27



27


«Двойники» Раскольникова.


КУ

Произведение Достоевского

28



Образ Сони Мармеладовой

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Проблема нравственного идеала автора. Тема гордости и смирения.



28



«Преступление и наказание» как философский роман.

Роль эпилога в романе. Полифония в романе, столкновение разных «точек зрения» Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского.


КУ

Презентация Критическая литература Дополнительная литература.

28


Подготовка к домашнему сочинению

Подготовка к домашнему сочинению - рассуждению по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»


РР

Дополнительная литература.


29


Творчество Н.С.Лескова (3 урока)

Н.С. Лесков. «Очарованный странник»

Жизнь и творчество. (1 произведение по выбору). Повесть «Очарованный странник» и её герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повествовании.

Знать/понимать:

  • основное содержание произведения Н.С.Лескова

уметь:

  • анализировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;

  • аргументировано формулировать свое отношение к изученному произведению.

Формы повествования.

Проблема сказа.

Повесть.

Стилизация.

Притча.

КУ

Презентация.

Учебник, произведение Н.С.Лескова

29





29


Особенности повести «Очарованный странник»

Поэтика названия повести «Очарованный странник». Особенности жанра.

КУ

30


Творчество А.П.Чехова (8 уроков)

А.П. Чехов. «Человек в футляре».

Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов.

Знать/понимать:

  • содержание изученных литературных произведений А.П.Чехова

  • основные факты жизни и творчества писателя, особенности его художественного мира

указанные теоретико-литературные понятия.

уметь:

  • анализировать и интерпретировать указанные художественные произведения, используя сведения по истории и теории литературы

  • анализировать эпизоды изученных произведений, объяснять их связь с проблематикой произведения;

  • определять роды и жанры указанных произведений;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (в том числе наизусть), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать сочинения разных жанров на литературные темы.

Рассказ.

Стиль Чехова-рассказчика.

Деталь.

Символ.

КУ

Презентация.

произведения А.П.Чехова

30


Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов.

Рассказы «Студент», «Дама с собачкой».

КУ

Произведения А.П.Чехова

30


А.П. Чехов. «Ионыч»

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч».

КУ

Презентация

31


А.П. Чехов. Пьеса «Вишнёвый сад».

Особенности драматургии А.П. Чехова. «Вишнёвый сад»: история создания, жанр, система образов. Особенности сюжета и конфликта пьесы. Разрушение дворянского гнезда.

Деталь.

Символ.

Комедия.

Композиция пьесы.

КУ

Презентация.

Произведение А.П.Чехова

31


Тема прошлого, будущего и настоящего России в пьесе Чехова

Раневская и Гаев. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс)

КУ

Учебник, произведение

32


Символ сада в комедии «Вишнёвый сад».

Символический подтекст пьесы. Особенности чеховского диалога. Своеобразие чеховского стиля.


КУ

Дополнительная литература.

32


Обобщение изученного по творчеству А.П.Чехова.

Подготовка к домашнему сочинению - рассуждению по творчеству А.П. Чехова.


РР

Презентация

32


Литература народов России

М.Карим. Тема памяти о родных местах, мудрости предков в лирике.

Произведения писателей - представителей народов России как источник знаний о культуре, нравах и обычаях разных народов, населяющих многонациональную Россию.

М.Карим. Жизнь и творчество Стих. «Подует ветер - всё больше листьев...», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду...», «Птиц выпускаю». Отражение вечного движения жизни. Психологизм лирики башкирского поэта.

Знать/понимать:

  • понятие «лирический герой»;

  • жанровое своеобразие стихотворения;

  • языковые средства художественной образности (эпитет, метафору и т.п.);

уметь:

  • анализировать и интерпретировать указанные стихотворения М.Карима, используя сведения по истории и теории литературы

  • выявлять языковые средства художественной образности (эпитет, метафору, антитезу и т.п.);

  • анализировать содержание, тематику и поэтику стихотворений;

  • формулировать тему и идею стихотворений;

  • выразительно читать тексты стихотворений М.Карима, учитывая их жанровое своеобразие;

применять приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

для выбора нравственных ориентиров; расширения своего читательского кругозора; определения своего круга чтения; понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.


Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении.

ВнЧ

Учебник.

Стихотворения М.Карима

33


Зарубежная литература (3 часа)

Г. Мопассан «Ожерелье»

«Вечные» вопросы в зарубежной литературе

Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы.

Г. де Мопассан. Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье»: сюжет и композиция.

Знать/понимать:

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества Г.Мопассана, А. Рембо;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты романтизма и реализма как литературных направлений;

  • указанные теоретико-литературные понятия.

уметь:

  • анализировать и интерпретировать указанные произведения , используя сведения по истории и теории литературы

  • соотносить произведения с общественной жизнью Европы и мировой культурой ХIХ в.;

  • соотносить указанные произведения с литературными направлениями эпохи;

применять приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

-для выбора нравственных ориентиров, определения своего круга чтения; понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.



Романтизм. Реализм. Символизм

ВнЧ

Произведение Г.Мопассана

33


Система образов новеллы «Ожерелье»

Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мастерство психологического анализа.


33


А. Рембо. «Пьяный корабль».

Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощённости, свободы и своеволия художника. Склонность к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Своеобразие поэтического языка.

Символизм.

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении.

КУ


33


Итоговые уроки (3 часа)

Темы и проблемы русской литературы


Обобщение изученного «Темы и проблемы произведений русской литературы XIX века»

Знать/понимать:

  • особенности родов и жанров произведений художественной литературы;

  • основные теоретико-литературные понятия за курс 10 класса;

уметь:

  • объяснять свою точку зрения;

  • осуществлять самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос;

применять приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

-для определения круга своего чтения; участия в дискуссии, утверждения и доказательства своей точки зрения с учетом мнения оппонента.



КУ


34


Контрольная тестовая работа



КР


34


Итоговый урок.

Нравственные уроки русской литературы XIX века.

Выявление уровня литературного развития учащихся.


КУ


34


Условные обозначения типа урока:

КУ - комбинированный урок изучения основного материала программы.

РР - урок развития речи.

ВнЧ - урок внеклассного чтения.

КР - урок контроля.

Ресурсное обеспечение рабочей программы.

  1. Литература.

Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 - 11 классы (Базовый уровень). 10 - 11 классы (Профильный уровень). Под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008.

II. Медиаресурсы.

viki.rdf.ru. sgls.ru.

© 2010-2022