Конспект урока Тогда и 40 лет спустя

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

К 70-летию Великой Победы

Конспект урока по литературе в 11 классе

Серёгиной Т.Е.,

учителя русского языка и литературы

ОНО ГБОУ СОШ №102

на тему: «Тогда - и сорок лет спустя»

(урок внеклассного чтения по повести В.Быкова «Карьер»)

2 часа

Цель: - познакомить обучающихся с писателем, дать первое представление

об особенностях творчества В.Быкова;

- сформулировать проблемы, поднимаемые автором в повести;

- найти отражение проблем повести в современной жизни.

Оборудование:

- презентация, выполненная по заданию учителя,

- выставка книг писателя

- газета, посвященная творчеству писателя

Эпиграф на доске: «Прошлое страстно глядится в настоящее»

А.Блок

«Я не участвую в войне, она участвует во мне»

Ю. Левитанский

Ход урока

1.Знакомство с писателем, моментами биографии, особенностями творчества.

(индивидуальные сообщения группы учащихся, проводивших подготовительную работу к уроку по биографии и созданию презентации)

Вопросы, на которые следует особо обратить внимание учащихся:

- Какие факты биографии определили судьбу писателя?

- Как отнеслась советская критика к прозе писателя 50-х годов?

- Какие произведения В.Быкова поставили его в один ряд с выдающимися мастерами военной прозы ХХ столетия?

- Награды писателя.

- Что заставило В.Быкова покинуть Родину?

Василь Владимирович Быков

белор. Васі́ль Уладзі́міравіч Бы́каў

Конспект урока Тогда и 40 лет спустя
Василь Быков в Румынии, 1944

Дата рождения:

19 июня 1924({{pad:6|2|0}}-{{pad"border: none; ">

Место рождения:

деревня Бычки, Ушачский район, Витебская область

Дата смерти:

22 июня 2003({{pad:6|2|0}}-{{pad"border: none; ">

Место смерти:

Боровляны, Минская область

Гражданство:

СССРКонспект урока Тогда и 40 лет спустя СССР → БелоруссияКонспект урока Тогда и 40 лет спустя Белоруссия

Род деятельности:

прозаик, публицист, общественный деятель

Годы творчества:

с конца 1940-х гг.

Направление:

проза (преимущественно военная)

Жанр:

повесть, рассказ, публицистика, эссе

Премии:


Конспект урока Тогда и 40 лет спустя

Конспект урока Тогда и 40 лет спустяКонспект урока Тогда и 40 лет спустя

Василь Владимирович Быков родился 19 июня 1924 года в деревне Бычки Ушацкого района Витебской области.

Обучался на скульптурном отделении Витебского художественного училища. Окончил Саратовское пехотное училище.

В 1942 году будущий писатель вступил в ряды Красной Армии. Осенью 1943 присвоено звание младшего лейтенанта.

Участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку. Воевал на Втором и Третьем Украинских фронтах, прошел по территории Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, дважды был ранен.

Впервые произведения Василя Быкова были опубликованы в 1947 году, однако, творческая биография писателя начинается с рассказов, написанных в 1951 году.

Тематика ранних рассказов, действующими лицами которых стали солдаты и офицеры, определила дальнейшую судьбу Быкова, многие из произведений которого посвящены действиям Великой Отечественной войны.

Бескомпромиссность прозы Быкова стала причиной нападок советской критики, которая обвиняла писателя в осквернении советского лада.

Известность Василю Быкову принесла повесть «Третья ракета», написанная в 1962 году.

В 1960-е публикует повести «Альпийская баллада», «Мертвым не больно», в 1970-е - «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться».

Эти произведения поставили Василя Быкова в один ряд с выдающимися мастерами военной прозы ХХ столетия.

С 1972 по 1978 год Василь Быков занимал должность секретаря Гродненского отделения Союза писателей БССР.

В 1974 году Василь Быков был награжден Государственной премией СССР (за повесть «Дожить до рассвета», 1973).

В 1980 году получил звание Народного писателя Беларуси, а в 1986 году - был награжден Ленинской премией за повесть «Знак беды».

Некоторые произведения писателя, такие как повести «Третья ракета» (1962), «Дожить до рассвета», были экранизированы.

Середина 90-х как будто вернула писателя в советские времена. Широкая травля в государственной прессе, запрещение, цензура на выход его новых произведений, ухудшение на этой почве здоровья вынудили Быкова покинуть Родину. Несколько лет он жил за границей.

В декабре 2002 года Василь Быков переехал на постоянное жительство в Чехию. Тогда писатель сказал, что он «давно мечтал поселиться в Чехии, всегда симпатизировал этой стране и ее гражданам».

В решении проблемы переезда Быкова в Чехию активное участие принимала канцелярия чешского президента и лично Вацлав Гавел.

Несколько последних лет Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, народный писатель Беларуси проживал в ФРГ, а до этого в Финляндии.

Затем Быков перенес в Чехии операцию по удалению раковой опухоли желудка. В Беларуси писатель находился на реабилитации после перенесенной операции, однако развитие болезни остановить не удалось…

Народный писатель Беларуси Василь Быков умер 22 июня 2003 года в 20 часов 30 минут в реанимационном отделении онкологического госпиталя в Боровлянах, под Минском.

Василь Быков (Василий Владимирович Быков) пишет на белорусском и русском языках. Он внёс значительный вклад в русскую прозу о войне. Его литературные труды переведены на многие языки мира.

В 1941 году В. Быков ушёл добровольцем на фронт и всю войну пробыл на передовой. «Человек на войне» - основная тема творчества писателя.

Известность Василию Быкову принесла повесть «Третья ракета» (1961). Также в 60-е годы опубликованы ставшие всемирно известными повести «Альпийская баллада», «Мёртвым не больно»; в 70-е - «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться», в 80-е - «Знак беды» (присуждена Ленинская премия, 1986), «В тумане», «Облава».

Бескомпромиссность прозы Быкова стала причиной нападок советской критики, которая обвинила писателя в осквернении советского уклада.

Основной жанр В.Быкова - небольшая повесть с динамично развивающимся сюжетом. События в каждой из его повестей протекают на протяжении нескольких дней, а иногда и часов. Большое внимание писатель уделяет психологии своих героев. Некоторые критики даже писали о влиянии на него Достоевского. За правдивое, неприукрашенное изображение войны его сравнивали с Э. Ремарком.

Василь Быков - самобытный, непохожий на других писатель. Вот как он сам объяснял особенности своих произведений о войне: «Чаще всего я говорю не о героях и не о возможном с их стороны героизме. Мне кажется, я смотрю шире. Я говорю просто о человеке. О возможностях для него и в самой страшной ситуации - сохранить своё достоинство. Если нет - выиграть. Если нет - выстоять. И победить, пусть не физически, но духовно. Мои герои чаще всего безоружны. Вооружены они лишь душой…»

В 80-90-е годы обозначился новый этап в творчестве В.Быкова. Он обращается и к эпохе 30-х годов («Знак беды»), и к современной жизни («Карьер»). Его произведения становятся более трагичными, приобретают новый философский подтекст.

Ребята записывают в тетрадь свои наблюдения и вывод: «В сущности пафос всего творчества В.Быкова - донести до новых поколений читателей самую жестокую и неприкрытую правду о войне» (сообщение об особенностях творчества писателя можно подготовить по книге «Русская литература ХХ века» под редакцией Ф.Ф.Кузнецова, Москва, «Просвещение», 1991г., II часть, с. 323)

2. Беседа по повести «Карьер» (1985 год)

Повесть - самое читаемое произведение писателя. Получила многочисленные одобрительные отклики, в том числе и известных писателей

современности.

- Отзывы учащихся о повести.

3. Вопросы к классу:

- Кто является главным героем повести?

(Агеев, немолодой уже человек, бывший фронтовик, кандидат технических наук, теперь пенсионер)

- К какому времени относятся события, о которых говорится в повести?

(середина 80-х, первые недели, месяцы войны)с

- Обратите внимание на тему урока. Как соотносятся между собой «тогда» и «сегодня»?

(Понятия взаимосвязаны, чувствуется обусловленность одного другим. Современность в творчестве писателя никогда так властно не врывалась в повествование, как в этой повести)

- Откроем первую страницу повести. Когда происходит действие? Где?

(Повесть начинается с современности. Герой раскапывает карьер на краю посёлка)

- Теперь посмотрим, как герой ощущает его жизнь? В окружении каких слов-образов появляется слово «карьер»?

(читаем самое начало повести)

- Какому душевному состоянию они соответствуют?

(тоска, одиночество, опустошенность)

- Откуда у героя такое состояние?

(вспомним, что пережил, перечувствовал Агеев, когда приехал в это местечко. Смотрим начало повести. Герой пытается найти Барановскую, у


которой скрывался в начале войны. Но не может отыскать нужную улицу: они все переименованы, никто не помнит старых названий. Агеев чувствует, что вместе с названиями уходит что-то из жизни. Памятник погибшим героям заброшен, от него веет чем-то печальным, заброшенным. Сам он обнаружил, что забыл фамилию командира взвода, с которым выходил из окружения)

- Какая тема с первых страниц заявляет о себе?

(тема памяти)

- Может, автор сгустил краски, говоря о памяти войны, героев?

- Почему должна жить память?

-Как вы думаете, какую мысль о войне хочет донести автор до своих читателей?

(Читаем разговор отца с сыном, Агеевым-младшим. «На войне не всё так правильно, как об этом было известно»)

- Какая причина есть у Агеева-старшего раскапывать этот «карьер памяти»?

(Он пытается разобраться в событиях более чем 40-летней давности.

С секретным донесением была схвачена фашистами Мария, девушка, которую любил Агеев. Она пошла на задание вместо него. Была ли она расстрелена? Работая в карьере, он ещё и сегодня ощущает душевный дискомфорт, чувствуя свою ответственность за жизнь Марии)

- К какой мысли приводит нас автор?

(Время не властно заглушить в человеке его совесть. Человек в течение всей своей жизни расплачивается за свои поступки, совершённые наперекор голосу совести. Тема ответственности человека за свои поступки)

- Всегда ли человек «платит» сам? А если и сам, не подставляет ли при этом и ещё кого-нибудь?

- Какие эпизоды из военного прошлого Агеева доказывают, что человек «платит» не только своей жизнью?

(первый бой Агеева, майор из штарма, жизнь Марии и их общего ребёнка)

4. Индивидуальные задания

Карточка 1. Проанализируйте поведение майора в эпизоде прорыва из


окружения. (Цена осуществленного им прорыва - награда и смерть водителя, привезшего боеприпасы, о котором тотчас же все забыли.

Человек на войне порой становится «винтиком» большого механизма, безликим существом, исполнителем чужой воли людей, стремящихся любой ценой доказать свою преданность общему делу. Автор раскрывает мироощущение людей 30-40-х годов.

Карточка 2. Как решает В.Быков проблему целей и средств, при помощи которых достигается поставленная цель? Поведение Агеева, отправляющего на задание Марию.

(Цель не оправдывает средства. Мучениями совести расплачивается Агеев-

старший. Свой счёт предъявляет ему неродившийся ребёнок. Вспомним Ф. Достоевского: «Нельзя, чтобы плакало дитя!» Время не может всё списать.

- Даёт ли автор ответ на вопрос: «Как можно спасти в себе человека?»

(Он показывает естественные, человечные поступки простых, незаметных людей - акушерка Евсеевна, попадья Барановская)

- Что же такое знала Барановская, что позволило ей бескорыстно помогать людям?

(Она поняла тайну Бога, которая заключается в христианском, человечном милосердии. Это готовность помочь тому, кому нужна помощь. «Если ничего нельзя сделать, надо собрать силы, чтобы остаться собой. Не мельтешить душой из расчёта или страха».

Никак не укладывается в привычные представления бывшего комсомольца 30-х годов то, что священник отец Кирилл и его жена Барановская видят свой долг в служении народу, а бывший командир Красной Армии Дрозденко становится начальником полиции)

- Почему Дрозденко и Ковешко стремятся найти и уничтожить Барановскую, хотя у них нет даже никаких подозрений?

(Она идейно противостоит им. Она угрызение их совести.)

Приспособленчество противно человеческой душе. «Если в душе нет добра, там поселится зло», - говорит Барановская.

5. Вернёмся к основному повествованию. Тогда, в 41-м, Агеев уже осознавал свою вину: «Вдруг почувствовал, как словно что-то пошло наперекосяк, словно под откос, непонятным, роковым ходом, но изменить ничего не мог».


Но тяжелее это чувство становится с годами, когда человек имеет возможность осудить себя с позиции открывшихся ему нравственных истин.

- Как же он теперь расплачивается в сегодняшнем дне?

Карточка 3. Отношения Агеева с сыном. Взгляды на жизнь, цель, её радости, проблемы.

(Агееву-младшему чужды нравственные искания, душевная боль. Его проблемы в заправке машины, в погоне за ширпотребом, в поездках по дальним райцентрам. К раскопкам отца относится как к ненужному занятию)

Отцы - хранители памяти опыта, традиций; сыновья - их наследники. Но эти связи оказались ненадёжными, почти что потерянными.

- О какой болевой точке современности говорит писатель?

(о бездуховности, нравственной нищете, отсутствии связи между поколениями)

Наверное, в самих жизненных успехах нет ничего аморального. Агеев-младший хочет для своей семьи отдельной квартиры и др.

- Но за что его осуждает отец?

(Аморальным являются средства достижения этих целей и, главное, отсутствие целей иных.)

- Как вы теперь понимаете смысл эпиграфа?

6. Проверка усвоения обучающимися материала урока. Закончите предложения.

Повесть В.Быкова о войне. Но за событиями прошлого автор видит …

Его волнуют… Причина современных бед, по мнению автора, …

7. Домашнее задание. Написать небольшое сочинение-рассуждение «Пессимистичен ли финал повести?»

© 2010-2022