Урок-викторина Путешествие по сказкам А. С. Пушкина

Здравствуйте, уважаемые коллеги.  Предоставляю на ваш суд, созданный мною урок. Более десяти лет работаю учителем в коррекционной школе -интернате и не по -на- слышке знаю трудности и радости нашей работы, нашего общего и благого дела. Цель создания такого урока помочь  детям с ограниченными возможностями здоровья проявить свои способности, понять и почувствовать на примере сказок А. С.Пушкина сложные человеческие взаимоотношения, уметь разделять добро и зло, знать" что такое хорошо и что такое ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1

Урок-викторина на тему: « Путешествие по сказкам Пушкина».

Цели: 1.Вспомнить сказки великого русского поэта А.С.Пушкина.

2.Развивать интерес к сказкам, к истории русской литературы.

3. Корректировать память, мыслительные процессы.

4.Воспитывать добрые взаимоотношения на примерах сказок А.С.Пушкина.

Ход урока.

I Оргмомент.

- сообщение темы и целей урока

-настрой детей на предстоящую работу

(бросаю на пол вырезанную из салфетки снежинку и спрашиваю как она упала ). Дети отвечают:

-Тихо, тихо.

Учитель: Вот имы с вами будем сидеть тихо-тихо, слушать друг друга и работать.

II Проверка домашнего задания.

Учитель: Ребята, я вас просила нарисовать рисунки к сказкам А.С.Пушкина.

Дети показывают рисунки и рассказывают почему именно такой рисунок они нарисовали.

Соотношение рисунков с прочитанными сказками, коллективное обсуждение.

2

III Повторение (изучение) нового материала.

1. Творческий диспут: По страницам биографии А.С.Пушкина.

-Когда родился А. С.Пушкин?

-Сколько лет прожил?

- Как погиб и почему?

-Какой вклад внёс в русскую литературу?

Пушкин единственный в России поэт, чьё имя дало название одному из периодов русской культуры. Первая треть19 века вошла в историю, как «пушкинская эпоха».

2 Вступительное слово учителя.

Сказки А.С. Пушкина пропитаны устным народным творчеством. Ребята вы уже знаете какую важную роль сыграли няня Арина Родионовна и бабушка в воспитании Александра Сергеевича и дальнейшего его становления как поэта

-Сколько сказок написал Пушкин А.С.?

- 5, перечисляем их.

Специально для детей Пушкин сказки не писал. Арина Родионовна воспитывала его при помощи пословиц, поговорок, народных присказок, которые не сходили у неё с уст. Сейчас я зачитаю вам отрывки из сказок ею рассказанных, которые записал А.С Пушкин, а вы попытайтесь угадать, где использовал их автор.

-1.Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого, подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая, что одним куском сукна оденет. Третья, что с первого года родит 33 сына. Царь женился на меньшой.

-Дети угадывают сказку и зачитывают, её начало. Так родилась сказка о царе Салтане.

Смотрим на выставку рисунков и проверяем, есть ли рисунки к этой сказке.

3

-2.Купец поехал искать работника, а навстречу Балда. Соглашается Балда идти к нему в работники, платы требует только три щелчка в лоб купцу.Купец радёхонек, купчиха говорит: « Каков щёлк будет»! Балда дюж и работящий, но срок уже близок и купец начинает беспокоиться.

-Какую сказку угадали?( Сказка о попе и работнике Балде).

-Каков купец в сказке, рассказанной Ариной Родионовной? Жадный, глупый. Ищем соответствие рисунков.

Вывод: Как и в устном народном творчестве, А. С Пушкин высмеивает жадность, глупость.

3 Игра « Угадай словечко».

Я читаю сказку и пропускаю слова, а дети их отгадывают.

Три девицы под окном пряли поздно …… (вечрком)

Белка песенки поёт, да орешки всё…..(грызёт)

И я там был, мед пиво….(пил)

Царь с царицею простился в путь дорогу…(снарядился)

Издалече наконец воротился…(царь-отец)

IV Викторина по сказкам Пушкина.

Читаю фрагменты сказок, а дети отгадывают и называют сказку.

Улетела лебедь-птица,

А царевич и царица,

Целый день проведши так,

Лечь решили натощак. (О царе Салтане)

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах на раздутых парусах. (О царе Салтане)

4

Негде в тридевятом царстве в тридесятом государстве

Жил был славный царь Дадон, смолоду был грозен он. (Сказка о золотом Петушке).

Наконец и в путь обратный со своею силой ратной

И с девицей молодой царь отправился домой. (Сказка о золотом Петушке).

А царица вдруг пропала, будто вовсе не бывало.

Сказка ложь да в ней намёк добрым молодцам урок. (О мертвой царевне…)

И молва трезвонить стала, дочка царская пропала!

Тужит бедный царь по ней Королевич Елисей!

Жил-был поп, толоконный лоб пошёл поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Злая мачеха вскочив, об пол зеркальце разбив

В двери прямо побежала и царевну повстречала

Тут её тоска взяла и царица умерла.

Жил старик со своею старухой у самого синего моря

Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года.

Братья милую девицу полюбили! К ней в светлицу

Раз. Лишь только рассвело, всех их семеро вошло.

5

Бедненький бес под кобылу подлез, понатужился,

Понапружился. Приподнял кобылу два шага шагнул

На третьем упал ножки протянул.

Вот неделя, другая проходит, ещё пуще старуха вздурилась

Опять к рыбке старика посылает…

Живёт Балда в поповом доме, спит себе на соломе

Ест за четверых, работает за семерых.

С первого щелчка прыгнул поп до потолка,

Со второго щелчка лишился поп языка, а с третьего щелчка

вышибло ум у старика .

А Балда приговаривал с укоризной: « Не гонялся бы ты поп за дешевизной».

V. Домашнее задание.

Выучить понравившиеся строчки наизусть по выбору.

VI .Итог урока.

Что нового узнали на уроке? Сколько сказок написал А.С.Пушкин? Давайте вспомним их названия. Чему они нас учат?



© 2010-2022