Интегрированный урок русского языка и математики 6 класс

Интегрированный урок русского языка и математики Цели: научить учащихся различать имена числительные и числа; обратить внимание на слова со значением числа; развивать интерес к математике и русскому языку на базе получения дополнительной информации; закрепить правописание числительных. Оборудование: плакаты "Старинные меры длины и веса", таблицы "Способы склонения имён числительных", учебники, словари, карточки с заданиями, материалы по занимательной грамматике.                                                     Ход урока. I. Вступительное слово учителя. - На сегодняшнем уроке мы поговорим об очень важной части речи. Это имя числительное. Какие два предмета соединяет тема сегодняшнего урока? (Русский язык и математику.) II. Постановка цели урока. - Вместе с вами мы повторим все, что знаем об имени числительном, проверим на практике свои знания о склонении числительных, решим задачи, используя старинные меры веса и длины. Узнаем, какие меры веса и длин...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



6 класс.

Подготовила и провела урок русского языка учитель МБОУ « Краснокутская СОШ» Шикунец Татьяна Николаевна

Тема: Имя числительное и число.

Интегрированный урок русского языка и математики

Цели: научить учащихся различать имена числительные и числа; обратить внимание на слова со значением числа; развивать интерес к математике и русскому языку на базе получения дополнительной информации; закрепить правописание числительных.

Оборудование: плакаты "Старинные меры длины и веса", таблицы "Способы склонения имён числительных", учебники, словари, карточки с заданиями, материалы по занимательной грамматике.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

- На сегодняшнем уроке мы поговорим об очень важной части речи. Это имя числительное. Какие два предмета соединяет тема сегодняшнего урока? (Русский язык и математику.)

II. Постановка цели урока.

- Вместе с вами мы повторим все, что знаем об имени числительном, проверим на практике свои знания о склонении числительных, решим задачи, используя старинные меры веса и длины. Узнаем, какие меры веса и длины использовали наши предки.

III. Работа по теме урока.

1. Рассказ о числительных, которые обозначают целые числа.

2. Выполнение заданий.

а) Прочитайте пословицы, объясните их смысл. Укажите числительные, поставьте их в начальную форму.

У семи нянек дитя без глазу.

Не гонись за двумя зайцами - ни одного не поймаешь.

Глупому прощают семьдесят ошибок, а ученому - ни одной.

Одна пчела не много меду натаскает.

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

Сто светлячков не хватит, чтоб заменить один факел.

Первая пороша - не санный путь.

Если по-русски скроен, и один в поле воин.

б) Выпишите из текста все числительные.

Слон доживает до 80 лет, лошадь до 30, кит до 50, корова до 25, осел до 50, собака и кошка до 15 лет. Черепаха живёт около 300 лет. Речной рак живёт 20 лет, пиявка - 25, дождевой червь - 10. Жизнь орла исчисляется 80 годами, вороны - 70, домашнего голубя - 30. Жизнь сома измеряется 100 годами, щуки - 80 годами, угря - 50.

в) Исправьте ошибки в употреблении числительных оба, обе.

1. Держи газету обоими руками. 2. У обеих мальчиков нет словарей. 3. Обоим гимнасткам не повезло в финале. 4. Мой дедушка гордится обеими внуками. 5. Договор подписан обоими странами.

г) Отгадайте загадки. Укажите имена числительные.

1. Четыре брата одним кушаком подпоясаны, под одной шляпой стоят. (Стол.)

2. Семьдесят одежек и все без застежек. (Лук.)

3. Стоит Матрёшка на одной ножке, закутана, запутана. ( Капуста.)

4. У кого одна нога, да и та без башмака. (Гриб.)

5. Кто двенадцать раз в году родится и двенадцать раз умирает? (Месяц.)

6. В книге шесть листов простых, а седьмой золотой. (Дни недели.)

- 3/4 - какое это числительное?

Идёт рассказ о дробных числительных. Ребята приводят примеры, дополняют.

д) Найдите в предложении числительное. Самостоятельно просклоняйте дробное числительное. Назовите окончание в родительном, дательном, предложном падежах.

На доске предложение: Более 3/4 учащихся школы являются читателями нашей библиотеки.

Собирательные числительные.

Идёт рассказ о собирательных числительных.

е) Работа по карточкам.

Прочитайте предложения и найдите ошибки, исправьте их.

1. На поляне играли три лисят. 2. Трое спортивных команд приняли участие в финале. 3. В классе у нас установлено семеро компьютеров. 4. В обеих классах прошли математические вечера.

Порядковые числительные.

Задача - не спутать числительное с другими частями речи. Учительтна примерах образует однокоренные слова, например: три, третий, трижды, утроить.

ж) Объясните орфограммы, связанные с правописанием порядковых числительных

В тысяча девятьсот восемьдесят девятом году родился мой старший брат Алёша.

- Достаточно ли грамматического вопроса для определения части речи? (Достаточно.)

Дети доказывают: части речи определяем по вопросам:

Имя существительное (кто? что?)

Имя прилагательное (какой? какая? какие?)

Глагол (что делать? что сделать?)

Имя числительное (сколько? какой?)

IV. Историческая страничка.

В древней Руси в качестве единиц изменения длины применялись: косая сажень (248 см) - расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки, маховая сажень (176 см) - расстояние между кончиками пальцев, расставленных в стороны рук, локоть (45 см) - расстояние от кончиков пальцев до локтя согнутой руки.

В старину в России применялись другие меры массы, чем в настоящее время. Так, для взвешивания мелких, но дорогих товаров применялся золотник (около 4 г.). В торговле использовались фунт (1 фунт = 96 золотникам), пуд (1 пуд = 40 фунтам), берковец (1 берковец = 10 пудам).

В старину площади земельных участков измеряли в десятинах.

200 лет назад в различных странах, в том числе и в России, применялись различные системы единиц для измерения длины, массы и других величин. Соотношения между мерами были сложны, существовали разные определения доля единиц измерения. Например, и до сих пор в Великобритании существуют две различные "тонны" - в 2000 и в 2940 фунтов. Это затрудняло развитие науки, торговли между странами. Поэтому назрела необходимость введения единой системы мер, удобной для всех стран, с простыми соотношениями между единицами. Такая система - её назвали метрической системой мер - была разработана во Франции. Основную единицу длины 1 метр (от греческого слова метрон - мера) определили как сорокамилионную долю окружности Земли, основную единицу массы - 1 кг - как массу 1 кубич. дм чистой воды. Остальные единицы определялись через эти два соотношения между единицами одной величины, равнялись 10, 100, 1000 и так далее. В России введение метрической системы началось с 1899 года, но только после 1917 года она стала обязательной. Большие заслуги по введению метрической системы мер в нашей стране принадлежат Дмитрию Ивановичу Менделееву, великому русскому химику.

V. Решение задач.

Юный математик предлагает ребятам решить задачи с использованием единиц измерения, которые использовали в старину.

Задание 1.

К Рождеству девочкам решили сшить обновы, для этого в лавке купца было куплено: кружевного полотна - 5 локтей, шелка - локтей, лент разноцветных - 9 локтей. Переведите в метрическую систему мер и определите , сколько было куплено кружевного полотна, шелка, лент в метрах?

Задание 2.

Выразите в метрах и сантиметрах:

- Высоту избы, равную 3 косым саженям;

- ширину горницы, равную 2 маховыми саженям 2 локтям;

- длину отрезать полотна, равную 13 локтями.

Задание 3.

Поставьте задачу с использованием старых русских мер массы (золотник, фунт).

Задание 4.

Внимательно прочитайте словосочетания. Определите части речи выделенных слов. Чем отличаются слова друг от друга?

Пять часов, пятый этаж, перешёл в пятый класс, новенький пятак, пятиклассник, пятерка в дневнике, пятиэтажка, громадная пятерня.

Делаем вывод: Числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Числительные можно записать и цифрами, и словами, а другие части речи можно записать только словами.

VI. Закрепление.

Задание 1.

- Записать цифрами или словами.

Тысяча девятьсот девяносто шесть, тройка, двойник, утроить, шестнадцать, сто восемь, шестьдесят, двадцать, триста тысяч, девятьсот один, сто, сотый.

- Общее значение всех этих слов - значение числа. Слово утроить передаёт значение числа в процессе действия. Это позволяет считать слово глаголом. Слово двойник передаёт значение числа в значении обозначения предмета. Двойник - имя существительное.

Задание 2.

Поставьте распорядок дня, указав время. Например:

6 ч. 40 мин. - подъём

7 ч. 00 мин. - завтрак. И так далее.

VII. Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

Составить программу передач на своём телевизионном канале, используя имена числительные.



© 2010-2022