Простое предложение. Тире между подлежащим и сказуемым. Неполное предложение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок подготовки к ЕНТ в 11 классе.

Тема: Простое предложение. Тире между подлежащим и сказуемым. Неполное предложение.

Цель: подготовка к Единому национальному тестированию.

Задачи: воспитательная - создание условий для развития личностных качеств - коммуникативные умения ;

развивающая - создание условий для развития высших психических функций личности - содержательность высказываний (при обсуждении вопроса), объем и концентрация внимания, логическое и абстрактное мышление;

обучающая - стимулирование умственной деятельности учащихся, в музывально-игровой форме повторить трудные вопросы при подготовке к ЕНТ.

Ход урока.

1. Слово учителя. Притча.

Лавка возможностей

Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит среди разнообразных экзотических заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже и близко не похожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи - изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фруктов. И, конечно же, каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только человек брал в руки какой-нибудь фрукт, он исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный, он решил схитрить и подошел к хозяину лавки:

- Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку.

- Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами.

(Смысл, объясняет учитель)

2. Казахи учат русский язык. (Ролик)

Разминка

- Наш сегодняшний урок мы начнём не совсем обычно: с минутки для шутки. Объявляется конкурс дикторов. Только проходить он будет в шутливой форме. У вас на столах лежат карточки с заданиями.

Задание № 1

Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старушка знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить её страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец всё было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая тёплые августовские вечера. (Из газеты «Русский язык. Первое сентября»).

Поставьте ударение в выделенных словах. Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения.

(проверяем по слайду, Баба Яга)

Задания - советы

1) Что легче: бить баклуши или точить лясы? Объяснить (слайд)

2) Как различить глаголы ОДЕТЬ И НАДЕТЬ? (Слайд)

(Одеть Надежду - надеть одежду)

3. Когда пишутся суффиксы ЧИК и ЩИК? (слайд) (Запомнить слово джазист)

4.) Как пишется приставка пол- со словами?

5. Как запомнить написание удвоенных согласных в словах искусство и интеллигент?

6. Любите ли ЩИ? Они помогут вам запомнить глухие и звонкие согласные буквы!

3. Просмотр ролика ( Урок русского языка в Казахстане)

Как вы думаете, что мы будем сейчас повторять? ( Синтаксис)

Мы повторим постановку тире в простом предложении между подлежащим и сказуемым. Запишем предложения:

I. Тире в простом предложении между подлежащим и сказуемым ставится

а) Книга - памятник ушедшим в вечность умам. (Дэвенант)

б) Любить чтение - это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения. (Ш.Монтескье)

в) Выбирать книги для своего и чужого чтения - не только наука, но и искусство. (Н.Рубакин)

г) Задача номер один - понять самого себя. (Н.Амосов)

а) Пятью шесть - тридцать.

б) Тысяча шестьсот двадцать метров - глубина озера Байкал.

в) Площадь Земли - сто пятьдесят миллионов квадратных километров.

Маяковский - первая скрипка среди футуристов.

Простое предложение. Тире между подлежащим и сказуемым. Неполное предложение.

Запятая не ставится !!!

Тире между подлежащим и сказуемым не ставится

1. сущ. и.п.

сравнительные союзы

Озеро что море.

2. сущ. и.п.

Есенин, бесспорно, удивительный народный талант.

3. сущ. и.п.

не

Счет дружбе не помеха.

4. сущ. и.п.

второст. член предложения, относящийся к сказуемому.

Блок молодым поэтам пример для подражания.

Практическая часть:

Задание 2. Прочитайте предложения. Спишите, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Объясните наличие или отсутствие тире между главными членами предложения. Подчеркните грамматические основы, укажите типы сказуемых.

В каком предложении тире ставится в соответствии с другим правилом? Каким?


  1. Знание в ю(н,нн)ости это мудрость в старости. (Пословица) 2) Быть мужестве(н,нн)ым значит обуздывать свой нрав. (Кашифи) 3) Праз_ность мать всех п_роков. 4) Исключительное счастье человека быть при св_ем постоя(н,нн)ом любимом деле. (В.Немирович-Данченко) 5) Уметь вын_сить од_ночество и получать от него уд_вольствие великий дар. (Б.Шоу) 6) Сер_це не камень. (Пословица) 7) Счаст_е есть лучший университет. (А.Пушкин) 8) Гармония также исти(н,нн)а. (А.Фет.) 9) Главное в в_спитании (не)упустить время. (С.Михалков) 10) Жизнь пр_крас_на жизнь в_личестве(н,нн)ое неукр_тимое дв_жение ко всеобщ_му счаст_ю. (М.Горький) 11) Евгений Александрович Евтушенко бесспорно человек разносторо(н,нн)его творческого дарования. 12) Лунной ночью это дерево покрытое ин_ем к_залось сказочным. 13) Высшее мерило счастья земная радость бытия сч_тал итальянский гум_нист и историк Лоренцо Волла. 14) Ландыш пр_красен не только тайной чар он спаситель ч_ловеческих жизней. 15) Площадь Мертвого моря бе(с,сс)точного озера ра_положе(н,нн)ого в тектонической впадине Гхор между Израилем и Иорданией около 1050 кв_дратных к_ло(м,мм)етров. («Энциклопедия юного знатока»)

Притча о пользе добрых дел

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось на песке - миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

- Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил человек, подходя ближе.

- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

- Но это глупо! - закричал человек. - Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

- Нет, мои попытки изменят очень много…для этой звезды.

(Итог подводит учитель)

(В качестве физминутки послушать послушать шуточную песню «Я не буду зареветь».

5. Повторение неполного предложения.

(работа со слайдами)

Притча "Что изменилось?"

Приходит к отцу молодая девушка и говорит:

- Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил… что мне делать?

Отец вместо ответа поставил на огонь три одинаковых кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из третьей кастрюли.

- Что изменилось? - спросил он свою дочь.

- Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде - ответила она.

- Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри - твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств - кипятка. Так и люди - сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут…

- А кофе? - спросила дочь

-О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее - превратили кипяток в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств - они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации…

( Завершить урок песней Гладкова «Говорим на русском языке» и слайдами о русском языке. )

6. Подведение итогов урока и дом. заданием.

© 2010-2022