Конспект урока по роману Обломов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-проект

Тема: «Как жить?» или Стремление к идеалу»

(по роману И.А.Гончарова "Обломов")

Цель: презентовать модель идеального человека

Задачи:

1. сопоставить образы главных героев Обломова и Штольца;

2. выявить положительные и отрицательные черты характера;

3. показать, каким представлял идеального человека И.А.Гончаров в романе «Обломов»;


Ход урока

1. Ассоциативная задача (2 мин.)

-Что начинается с точки?

(просмотр начала мультфильма «Точка, точка, запятая»)

-С точки начинается человек.

2. Мотивация (1 мин.)

1. слово учителя

Много веков люди терзаются мыслью о Человеке идеальном. Написано огромное количество книг, романов, стихов, песен, музыки, научных трактатов и философских изысканий, посвященных человеческим идеалам. Тем не менее, ни в словарях, ни в справочниках, ни в энциклопедиях нет объективного определения «Человека идеального». Известный русский писатель И.А. Гончаров 150 с лишним лет назад написал роман «Обломов». Произведение не было до конца понято современниками писателя. И сегодня понять тайну романа «Обломова» - значит, во многом постичь тайну человеческого существования. Не теряют своей актуальности мучительные размышления главного героя Обломова: «… Где же тут человек? Где его целость? Куда скрылся, как разменялся на всякую мелочь?... Разве это не мертвецы? Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома… А наша лучшая молодежь, что она делает? Разве не спит … разъезжая по Невскому, танцуя? Ежедневная пустая перетасовка дней!..» Много размышляет главный герой романа о жизни и человеке.

2. объявление темы урока

«Как жить?" или Стремление к идеалу»

3. Целеполагание. (2 мин.)

Задание:

Определите цель урока, опираясь на формулировку темы урока,

Выбрать из представленных целей:

1. сопоставить образы главных героев Обломова и Штольца;

2. выявить положительные и отрицательные черты характера Обломова и Штольца;

3. показать, каким представлял идеального человека И.А.Гончаров в романе «Обломов»;

4. презентовать модель идеального человека

4. Кластерный анализ. Сопоставление образов. (10 мин.)

Задание:

1. Найдите различие и сходство по трем параметрам:

1 группа

Что увидят эти точки?

-представление о мире

2 группа

Что построят эти ручки?

-отношение к деятельности

3 группа

Далеко ли эти ножки уведут его?

-образ жизни

4 группа

Как он будет жить на свете?

-ценностные ориентиры

2. Заполните кластер цепочкой ключевых слов, раскрывающих характер

Штольца и Обломова

-Создавая характеры Обломова и Штольца, автор исследует не весь комплекс типичных черт национального характера, а останавливается на самых существенных.

5. Задания по выбору (сцена из к/ф «Несколько дней из жизни Обломова»)

(10 мин.)

Задание:

Прочтите вопросы

Выберите, на какой вы хотели бы ответить

Подготовьтесь в течение 1 минуты на 1- минутное выступление (физкультминутка)

А может быть, Обломов прав: люди, ищущие смысл в круговерти жизни - мертвецы, такая жизнь - бесполезная суета. Чем он, лежащий на диване, хуже?!

Поэтическое восприятие жизни Обломова - это утонченность души героя, «тонкая поэтическая натура» или способ спрятаться от реальности?

Почему Штольц восхищается Обломовым? Что в Обломове его привлекает?

Не слишком ли положителен в своих воззрениях Штольц? Вам не кажется, что он похож больше не на живого человека, а на схему?

С какой целью автор так последовательно сближает судьбы Обломова и Штольца?

-Вероятно, сближая судьбы этих героев, автор стремился показать читателю, какой совершенный тип личности мог получиться, если бы было возможно соединить в одном человеке душевную глубину и чуткость, искренность и непосредственность Обломова и волю, собранность, целеустремленность Штольца. Андрей, сын Обломова, воспитанный в доме Штольца, соединит в себе черты, унаследованные от Обломова, развитые воспитанием Штольца, будет человеком совсем другого типа, которому, по замыслу писателя, принадлежит будущее.

6. Презентация модели идеального человека (10 мин.)

Задание:

Представить Андрея Обломова, использовав вопросы

1 группа

Что увидят эти точки?

-представление о мире

2 группа

Что построят эти ручки?

-отношение к деятельности

3 группа

Далеко ли эти ножки уведут его?

-образ жизни

4 группа

Как он будет жить на свете?

-ценностные ориентиры

-При каких условиях возможно то, что Андрей Обломов станет идеальным человеком?

Слова идеал и идиллия образовались от общего греческого корня, но получили в дальнейшем разное значение. В тексте романа - это антонимы. Согласно словарному толкованию, идеал (гр. Idea - первообраз, суть) - это совершенство, высшая конечная цель стремлений, деятельности, тогда как идиллия в переводе с греческого - внешний образ, картинка- мирное, безмятежно - счастливое, ничем не омрачаемое существование.

Здесь подмена недостижимого идеала вполне осуществимой идиллией, означающая подмену внутреннего внешним, сути - видимостью, высокой поэзии духа - прозой реального существования.

Роман И.А.Гончарова «Обломов» - это роман - предупреждение нашим современникам. Нельзя полностью отгородиться от жизни, но в суете и погоне за чем- то иллюзорным можно потерять душу, свое «я».

7. Выводы урока. Рефлексия.

Конечно, вам решать, как прожить свою жизнь, к чему стремиться, но не надо забывать: в любой ситуации человек должен оставаться человеком, не забывать о душе.

1. просмотр мультфильма о точке до конца

2. составление предложений со знаками завершения (точка, многоточие, восклицательный и вопросительный знаки)

Домашнее задание:

Составить опорный конспект «Мечты Обломова»

Сообщение об Обломовке

© 2010-2022