Урок-семинар по теме Предлог (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Предлог»

Цели урока:

- обобщить и расширить сведения о предлоге как части речи, повторить орфограммы, связанные с изучением предлога;

- развивать навыки грамотного использования предлогов в текстах различных стилей;

- воспитывать у учащихся интерес к русскому языку.

Оборудование урока: книги по теме семинара, вопросы по теме на доске;

На рабочем месте учащихся семинарские тетради, текстовые задания.

Тип урока: урок-семинар.

На уроке использовалась технология разноуровневого обучения.

Вопросы к семинару давались за 7-10 дней до его проведения.

Готовясь к семинару и работая на самом уроке-семинаре, учащиеся делают записи в специальных «семинарских тетрадях», форма свободная, некоторые делают краткие конспекты по вопросу, некоторые пишут рефераты.

Некоторым ученикам даны индивидуальные задания. Часть учеников разделилась на группы и выбрала для основательного исследования один вопрос. В течение всех дней подготовки учитель консультирует учащихся. Группы продумывают формы своего выступления. Могут выступать все члены группы, поделив материал, или один ученик обобщит сведения.

Вопросы к семинару.

1. Какие части речи есть в русском языке?

2 .Какое место среди них занимает предлог?

3. Каким образом ученые разграничивают все части речи?

4. Кто из ученых называет предлоги «частичками речи»?

5. Кто из ученых отметил близость предлогов аффиксам?

6. Какова этимология предлогов «для», «ради», «под»?

7. Какие случаи правописания предлогов являются самыми трудными? Почему?

8. Какие речевые ошибки возможны при употреблении предлогов в словосочетаниях?

9. Какие значения предложных конструкций вы знаете?

Памятка (на доске):

  • Служебные слова не выражают никаких понятий.

  • Не являются членами предложения.

  • Предлоги связаны с косвенными падежами. Привносят дополнительное значение косвенным падежам.

  • Выражают зависимость.

  • Делятся на группы: непроизводные и производные предлоги.

Литература.

Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. М.,1998г.

Розенталь Д.Э. Управление в русском языке. Словарь- справочник М.,1986

Розенталь Д.Э., Теленкова Н. А. Словарь лингвистических терминов М.,1985

Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка М., 1999

Шанский М.Н.В мире слов М., 1985

Энциклопедический словарь юного филолога М.,1984





Ход урока

  1. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока, уточняется форма.

Интрига:

«…Весне и горя мало: умылася

В снегу и лишь румяней стала

Наперекор врагу»

Ф. Тютчев

О чем это стихотворение, какой предлог употреблен в нем?

Влияет ли он на значение рядом стоящих знаменательных слов?

Привести примеры синонимов к этому предлогу.

В каких стилях речи они употребляются? (Поперек - разг, наперекор - лит., вопреки - дел.)

Убеждаемся, что предлоги, хотя и не выражают понятия, но делают отношения между знаменательными частями речи разнообразнее.

III. Проверка домашнего задания.

Чтение сочинений-эссе о роли предлога «наперекор» (зачитываются лучшие работы)

IV. Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся выступают с небольшими сообщениями по подготовленным заранее вопросам. Ответы уточняются, дополняются другими учениками.

1. Сообщение (выступает представитель группы учащихся).

В русской грамматике проводится разграничение частей речи, различных по своему значению, функциям в речи ,по морфологической структуре. М.В. Ломоносов выделял знаменательные и служебные слова, И. Потебня. - лексические и формальные, П. Фортунатов. - Полные и частичные. Служебные слова занимают особое место среди частей речи. Академики В.В. Виноградов называет их «частичками речи».

2. Сообщение.

Служебные слова не обозначают предметов, явлений, признаков, процессов реального мира, а придают те или иные значения предложению и входящим в него знаменательным словам, чаще всего устанавливая отношения между ними. Служебные слова не употребляются отдельно от других слов.

Примеры. Кто вошел? Брат. Где вы были? У брата. (Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык).

3. Сообщение.

Предлоги не бывают членами предложения. Используются в качестве грамматических средств языка, как аффиксы. Предлоги, как и окончания существительных, устанавливают подчинение существительных другим словам в предложении. ( Шел по городу - шел городом).

4. Сообщение.

Близость предлогов аффиксам отмечают многие ученые (Академик В.В. Виноградов, А.М. Пешковский). Но предлоги, соединяясь со знаменательными словами, не превращаются в части слов, не затрагивают лексического значения слов. Они могут отделяться от слова другими словами. Пример. В дом, в новый дом, в очень большой дом. (Словарь лингвистических терминов. Д.И. Розенталь, М.А. Теленкова).

5. Сообщение.

Предлоги служат для выражения разнообразных отношений к предметам со стороны действий (подъехали к берегу, вынул из стола), предметов (часы с боем, ключ от квартиры), признаков (красный от жары, упорный в делах). Предлоги делают более разнообразными значения косвенных падежей (положить в коробку, на коробку, за коробку).

Предложенные конструкции выражают разнообразные значения: место, время, способ действий, причину, цель и др. (Д.Э. Розенталь. Управление в русском языке. Словарь-справочник).

6. Сообщение.

Предлоги образуются из знаменательных слов. Знаменательные слова при переходе в служебные теряют лексическое значение. Пример. Он говорил, не смотря на собеседника (смотреть). Несмотря на плохую погоду, урожай был убран (предлог из - за). Следы происхождения предлогов часто не установлены, т.к. сформировались в очень отдаленную эпоху. Пример. Предлог «под» от существительного «под» (пол в печи). Перед от существительного «перед».

7. Сообщение.

Предлоги «для» и «ради» восходят к существительному со значением «работа, дело, труд». (М.Н. Шанский. В мире слов.)

V. Практическое задание.

Работаем с текстом.

Определить тип речи. Стиль.

Выделить производные и непроизводные предлоги.

Материал сдать в конце урока.

VI. Решение грамматических задач.

Ученики решают грамматические задачи на доске и в тетради. Работают в парах. Помогают соседу с выполнением задания.

Задача. «Задумчиво безмолвный хан душой вослед ему стремится…(А.С. Пушкин «Руслан и Людмила») Подобрать синоним к предлогу.

Задача. Указать предлоги: весь, это, ли, но, тот, жаль, там, под, через, внутри.

Доказать, что перед вами служебная часть речи.

Задача. Составить словосочетание. Настроение - на строение. Вовсе - во все. Из леса - из-за леса.

Задача. Подобрать антоним к предлогам с, из. Составить словосочетание с предлогами, используя слова (пришел, вышел).

Задача. Подобрать синонимы к предлогу. Составить словосочетание с предложными конструкциями: В продолжение, вследствие, ввиду, благодаря…

Задача. Определить значение предложной конструкции.

Поехал за больным, ухаживал за больным, говорил с усилием, трудиться на благо родины, рассказать о поездке, смотреть в бинокль, соорудить из бетона.

Задача. Составить словосочетание с предлогом «в». Показать разнообразие в значениях.

VII. Подведение итогов урока.

Что нового открыли для себя в изученной теме? Сдать текстовые задания, семинарские тетради. Оценки объявлены за устное выступление на семинаре, за решение задачи. За подготовленный материал в семинарской тетради и за практическое задание оценки будут объявлены позже.

Домашнее задание:

  1. повторить правописание производных предлогов; составить словарь трудных слов;

  2. написать мини-сочинение о предлоге. (последнее задание сильным ученикам).



© 2010-2022