- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку Правописание суффиксов -чик-, -щик-(5 класс)
Конспект урока по русскому языку Правописание суффиксов -чик-, -щик-(5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Панова Г.Ю. |
Дата | 26.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Панова Галина Юрьевна
МБОУ СОШ№19
г.Йошкар-Олы РМЭ
Урок русского языка в 5 классе
Тип урока: урок открытия новых знаний
Тема урока: Правописание суффиксов -чик-, -щик- (слайд 1 )
Цели урока:
Деятельностная цель: развивать орфографическую зоркость, зрительную память; развивать умения учащихся анализировать, аргументировано объяснять условия выбора букв ч- щ в суффиксах существительных - чик (-щик-).
Содержательная цель: выяснить каковы условия выбора правописания суффиксов - чик (- щик); устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв ч и щ в суффиксах; вызвать интерес к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку. (слайд 2 )
Этап урока,
цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
I Этап мотивации
Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда!
Мы начнем урок друзья.
- Здравствуйте, ребята.
-Какое настроение у вас сегодня? Надеюсь, что замечательное, пусть таким же отличным оно будет и в конце урока. А у тех, у кого не очень хорошее настроение, надеюсь, оно улучшится.
Начало урока с пословицы, поговорки.
- Ребята, сегодняшний урок мы проведём под девизом:
«Дружно- не грузно, а врозь- хоть брось.» А что это значит? (слайд 3)
Учащиеся высказывают свое понимание пословицы и приходят к выводу, что нужно работать сообща, дружно, всем вместе, поддерживая друг друга.
Целеполагание (Р).
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). Понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позицией школьника.(Л)
II.Этап актуализации и пробного учебного действия.
Вот так дружно давайте и начнем нашу работу;
-На доске слова:
«летать»
«смазать»
«советовать»
«выдумывать» - образуйте новые слова с помощью суффиксов -чик-, -щик- (слайд 4 )
- Вы правильно выполнили задание? Задание я вам дала одно, а выполнили его вы по-разному. Почему так произошло? Чего мы не знаем?
(слайд 5 )
Какой будет тема урока? Нам какой вопрос вы хотели бы получить сегодня ответ?
(если задание выполнено правильно: - Какой будет тема урока? А какую проблему мы должны решить?)
Осознают, что не могут выполнить задание, потому что не знают правила.
-называют тему урока (правописание суффиксов -чик-щик-)
(если задание выполнено правильно: -называют тему урока (правописание суффиксов -чик-щик-))
Формулируют и удерживают учебную задачу(р)
Осознают свои возможности в учении(Л)
Рассуждают, высказывают и доказывают своё мнение, создают текст по опорным словам(К)
III. Этап выявления места и причины затруднения
Столкновение мнений учеников.
- Посмотрите внимательно на слова.
(слайд 6 )
Объездчик Точильщик
Прокатчик Гардеробщик
Грузчик Каменщик
Разносчик Спорщик
Перебежчик Табунщик
- Какие у вас есть идеи?
- Когда, на ваш взгляд, в существительных пишется суффикс -чик, а когда -щик?
- Так.
- Ещё какие есть варианты?
(Учитель записывает гипотезы на доске)
-Ещё одна гипотеза. Если больше нет предложений, будем проверять ваши гипотезы. Все согласны, что -чик пишется после звонких?
-Согласны ли со второй гипотезой?
Учитель делает подсказку. -Подчеркните согласные, после которых пишется суффикс -чик.
- Можете теперь сформулировать правило, после каких гласных пишется суффикс -чик.
(слайд 7 )
- Прочитайте эти фразы:
«Ты Же Должен Знать Суффикс -чик!
Я ТоЖе ЗДеСь».
- Какая подсказка в них содержится?
Учащиеся высказываются по поднятой проблеме, выдвигают гипотезы:
- После звонких пишется -чик.
- В словах с приставкой пишется -чик.
- После мягких согласных пишется -щик.
- В слове советчик -чик пишется после глухой.
- В слове выдумщик тоже есть приставка, но пишется -щик.
- Опять же в слове выдумщик после твёрдого согласного пишется -щик.
Отвечают по подсказке учителя:
- Д, С, З, Ж, Т.
- После д, с, з, ж, т пишется -чик, а после других согласных -щик.
- В этих фразах выделены согласные, после которых пишется -чик.
Выполняют практическую работу, извлекают необходимую информацию из практической деятельности и собственного опыта; выдвигают гипотезы (П)
Рассуждают, высказывают своё мнение (К)
Корректируют написанное (Р)
Ощущение успеха (Л)
IV Этап построения проекта выхода из затруднения
Формулировка задания, создание эмоционального настроя, обеспечение мотивации и ориентировка на выполнение заданий, организация работы в парах.
-Молодцы, правило вывели, а теперь представьте это правило в виде схемы (работа в парах)
Создают схему, представляют в классе (кто-то покажет схему на доске)
Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя и партнёра, ориентируются в учебнике и тетради, накапливают опыт в использовании элементов символики(Р)
Понимают необходимость значимости внимательного отношения к словам собеседника (П)
Используют речь для регуляции своих действий и действий партнёра (К)
Поиск и выделение необходимой информации(П)
V. Этап реализации построенного проекта
Учитель наблюдает и направляет учащихся по выполнению намеченного плана.
(слайд 8 )
Учащиеся выполняют намеченный ими план, читая теорию стр. 61.
(читают, находят значение ключевых слов, выясняют их зависимость, составляют алгоритм или схему )
.
Осознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию(Л).
Умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона; контроль в форме сличения результата с оригиналом (Р).
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
(слайд 9-10 )
-
камен…ик
-
водопровод…ик
-
барабан…ик
-
полиров…ик
-
сбор…ик
-
газет…ик
-
рассказ…ик
-
стеколь…ик
-
бетон…ик
-
вагон…ик
-
перевод…ик
-
буриль…ик
-
разнос…ик
-
упаков…ик
-
пулемет…ик
-
уголь…ик
-
набор…ик
-
компьютер…ик
-
забастов…ик
-
портфель…ик
(слайд 11)
-Обратите внимание на последнее слово ..
-Почему так??
Распределите слова в соответствии со значением суффикса: (слайд 12)
Руб?ик, барабан?ик, рукав?ик, заговор?ик, точиль?ик, тюльпан?ик, самовар?ик, футляр?ик, смен?ик, приём?ик, самовар?ик, трамвай?ик, барабан?ик, табун?ик, фонар?ик.
Проверь себя(слайд 13 )
рубчик барабанчик
рукавчик
тюльпанчик
самоварчик
футлярчик
трамвайчик
Заговорщик
точильщик
сменщик
приёмщик
Самоварщик
барабанщик
табунщик
Обучающиеся сначала друг другу рассказывают изученный материал, а потом заслушиваем 2-3 учеников, делаем выводы о проделанной работе.
Выполняют задание с проговариванием во внешней речи. Задание выполняют по цепочке.
взаимооценивание (нет ош - «5», 1-2ош - «4», 3 ош - «3», 4 и >ош - «2»)
(слайд 14 )
Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.(Л)
Оценка деятельности; саморегуляция (Р).
Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К).
Динамическая пауза
Гимнастика для глаз.
Осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений (Р)
VII.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Игра «Мы - корректоры»
(слайд15-16 )
Барабанчики яростно колотили в барабаны.
Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре.
В Нижнем буфетщик рассчитал меня.
По колеблющимся мосткам сновали грузщики.
Рабочие передавали сменчикам станки.
Жестянчики работали на глазах всей улицы.
Резко сигналили шофёры, покрикивали возщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках.
Учащиеся исправляют ошибки, объясняя свою позицию
Умение анализировать языковой материал (П).
Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения (К).
Подведение к выводу (Л).
VIII. Этап включения в систему знаний и повторения
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
(слайд 17-18)
-
Тот, кто перебежал к врагу, изменник - …
-
Рабочий, специалист по бетонным работам -…
-
Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь -
-
Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке -...
-
Рабочий по проходке горных выработок -…
-
Рабочий, специалист по типографическому набору -…
-
Работник, ведущий учет кого-нибудь, чего-нибудь -
-
Лицо, которое снимает, арендует помещение -…
-
Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь -…
-
Работник бани, обслуживающий посетителей -…
Записываются правильные ответы с последующей взаимопроверкой
Взаимооценивание (нет ош - «5», 1-2ош - «4», 3 ош - «3», 4 и >ош - «2»)
Правильный ответ:
перебежчик
бетонщик
подносчик
каменщик
проходчик
наборщик
учётчик
съёмщик
смазчик
банщик
Формирование адекватной самооценки (Л)
Умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона; контроль в форме сличения результата с оригиналом; коррекция (Р).
IX.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
(слайд 19)
X.Домашнее задание.
-Что за слова мы записали?
Где в жизни мы можем употребить эти слова? (названия профессий).
-Какие профессии имеют ваши родители или знакомые?
-Нам нужно знать, как они пишутся?
Прием «Плюс-минус-интересно».
«Плюс»(+)записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?»
«Минус» (-)записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
«?»-предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей
«Что в этом интересного?»
(слайд20 )
Домашнее задание:
Составить алгоритм применения правила составить карточку по изученному правилу из 20 слов на изученную орфограмму.
Приводят примеры профессий.
В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Способность к самооценке(Л)
Оценка деятельности; саморегуляция (Р).
Умение выражать свои мысли (К).
9