Конспект урока по русскому языку Правописание суффиксов -чик-, -щик-(5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Панова Галина Юрьевна

МБОУ СОШ№19

г.Йошкар-Олы РМЭ


Урок русского языка в 5 классе

Тип урока: урок открытия новых знаний

Тема урока: Правописание суффиксов -чик-, -щик- (слайд 1 )

Цели урока:

Деятельностная цель: развивать орфографическую зоркость, зрительную память; развивать умения учащихся анализировать, аргументировано объяснять условия выбора букв ч- щ в суффиксах существительных - чик (-щик-).

Содержательная цель: выяснить каковы условия выбора правописания суффиксов - чик (- щик); устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв ч и щ в суффиксах; вызвать интерес к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку. (слайд 2 )

Этап урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I Этап мотивации

Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда!
Мы начнем урок друзья.

- Здравствуйте, ребята.

-Какое настроение у вас сегодня? Надеюсь, что замечательное, пусть таким же отличным оно будет и в конце урока. А у тех, у кого не очень хорошее настроение, надеюсь, оно улучшится.

Начало урока с пословицы, поговорки.

- Ребята, сегодняшний урок мы проведём под девизом:

«Дружно- не грузно, а врозь- хоть брось.» А что это значит? (слайд 3)




Учащиеся высказывают свое понимание пословицы и приходят к выводу, что нужно работать сообща, дружно, всем вместе, поддерживая друг друга.



Целеполагание (Р).

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). Понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позицией школьника.(Л)

II.Этап актуализации и пробного учебного действия.

Вот так дружно давайте и начнем нашу работу;

-На доске слова:

«летать»

«смазать»

«советовать»

«выдумывать» - образуйте новые слова с помощью суффиксов -чик-, -щик- (слайд 4 )

- Вы правильно выполнили задание? Задание я вам дала одно, а выполнили его вы по-разному. Почему так произошло? Чего мы не знаем?

(слайд 5 )

Какой будет тема урока? Нам какой вопрос вы хотели бы получить сегодня ответ?

(если задание выполнено правильно: - Какой будет тема урока? А какую проблему мы должны решить?)

Осознают, что не могут выполнить задание, потому что не знают правила.

-называют тему урока (правописание суффиксов -чик-щик-)

(если задание выполнено правильно: -называют тему урока (правописание суффиксов -чик-щик-))


Формулируют и удерживают учебную задачу(р)

Осознают свои возможности в учении(Л)

Рассуждают, высказывают и доказывают своё мнение, создают текст по опорным словам(К)

III. Этап выявления места и причины затруднения


Столкновение мнений учеников.

- Посмотрите внимательно на слова.

(слайд 6 )

Объездчик Точильщик

Прокатчик Гардеробщик

Грузчик Каменщик

Разносчик Спорщик

Перебежчик Табунщик

- Какие у вас есть идеи?

- Когда, на ваш взгляд, в существительных пишется суффикс -чик, а когда -щик?

- Так.

- Ещё какие есть варианты?

(Учитель записывает гипотезы на доске)

-Ещё одна гипотеза. Если больше нет предложений, будем проверять ваши гипотезы. Все согласны, что -чик пишется после звонких?

-Согласны ли со второй гипотезой?

Учитель делает подсказку. -Подчеркните согласные, после которых пишется суффикс -чик.

- Можете теперь сформулировать правило, после каких гласных пишется суффикс -чик.

(слайд 7 )

- Прочитайте эти фразы:

«Ты Же Должен Знать Суффикс -чик!

Я ТоЖе ЗДеСь».

- Какая подсказка в них содержится?

Учащиеся высказываются по поднятой проблеме, выдвигают гипотезы:

- После звонких пишется -чик.

- В словах с приставкой пишется -чик.

- После мягких согласных пишется -щик.

- В слове советчик -чик пишется после глухой.

- В слове выдумщик тоже есть приставка, но пишется -щик.

- Опять же в слове выдумщик после твёрдого согласного пишется -щик.

Отвечают по подсказке учителя:

- Д, С, З, Ж, Т.

- После д, с, з, ж, т пишется -чик, а после других согласных -щик.

- В этих фразах выделены согласные, после которых пишется -чик.

Выполняют практическую работу, извлекают необходимую информацию из практической деятельности и собственного опыта; выдвигают гипотезы (П)

Рассуждают, высказывают своё мнение (К)

Корректируют написанное (Р)

Ощущение успеха (Л)


IV Этап построения проекта выхода из затруднения

Формулировка задания, создание эмоционального настроя, обеспечение мотивации и ориентировка на выполнение заданий, организация работы в парах.

-Молодцы, правило вывели, а теперь представьте это правило в виде схемы (работа в парах)


Создают схему, представляют в классе (кто-то покажет схему на доске)

Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя и партнёра, ориентируются в учебнике и тетради, накапливают опыт в использовании элементов символики(Р)

Понимают необходимость значимости внимательного отношения к словам собеседника (П)

Используют речь для регуляции своих действий и действий партнёра (К)

Поиск и выделение необходимой информации(П)

V. Этап реализации построенного проекта

Учитель наблюдает и направляет учащихся по выполнению намеченного плана.

(слайд 8 )


Учащиеся выполняют намеченный ими план, читая теорию стр. 61.

(читают, находят значение ключевых слов, выясняют их зависимость, составляют алгоритм или схему )

.

Осознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию(Л).

Умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона; контроль в форме сличения результата с оригиналом (Р).

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

(слайд 9-10 )

  • камен…ик

  • водопровод…ик

  • барабан…ик

  • полиров…ик

  • сбор…ик

  • газет…ик

  • рассказ…ик

  • стеколь…ик

  • бетон…ик

  • вагон…ик


  • перевод…ик

  • буриль…ик

  • разнос…ик

  • упаков…ик

  • пулемет…ик

  • уголь…ик

  • набор…ик

  • компьютер…ик

  • забастов…ик

  • портфель…ик

(слайд 11)

-Обратите внимание на последнее слово ..

-Почему так??

Распределите слова в соответствии со значением суффикса: (слайд 12)

Руб?ик, барабан?ик, рукав?ик, заговор?ик, точиль?ик, тюльпан?ик, самовар?ик, футляр?ик, смен?ик, приём?ик, самовар?ик, трамвай?ик, барабан?ик, табун?ик, фонар?ик.

Проверь себя(слайд 13 )

рубчик барабанчик

рукавчик

тюльпанчик

самоварчик

футлярчик

трамвайчик

Заговорщик

точильщик

сменщик

приёмщик

Самоварщик

барабанщик

табунщик

Обучающиеся сначала друг другу рассказывают изученный материал, а потом заслушиваем 2-3 учеников, делаем выводы о проделанной работе.

Выполняют задание с проговариванием во внешней речи. Задание выполняют по цепочке.

взаимооценивание (нет ош - «5», 1-2ош - «4», 3 ош - «3», 4 и >ош - «2»)






(слайд 14 )

Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.(Л)

Оценка деятельности; саморегуляция (Р).

Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К).

Динамическая пауза

Гимнастика для глаз.

Осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений (Р)

VII.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Игра «Мы - корректоры»

(слайд15-16 )

Барабанчики яростно колотили в барабаны.

Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре.

В Нижнем буфетщик рассчитал меня.

По колеблющимся мосткам сновали грузщики.

Рабочие передавали сменчикам станки.

Жестянчики работали на глазах всей улицы.

Резко сигналили шофёры, покрикивали возщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках.

Учащиеся исправляют ошибки, объясняя свою позицию

Умение анализировать языковой материал (П).

Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения (К).

Подведение к выводу (Л).

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

(слайд 17-18)

  1. Тот, кто перебежал к врагу, изменник - …

  2. Рабочий, специалист по бетонным работам -…

  3. Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь -

  4. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке -...

  5. Рабочий по проходке горных выработок -…

  6. Рабочий, специалист по типографическому набору -…

  7. Работник, ведущий учет кого-нибудь, чего-нибудь -

  8. Лицо, которое снимает, арендует помещение -…

  9. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь -…

  10. Работник бани, обслуживающий посетителей -…

Записываются правильные ответы с последующей взаимопроверкой

Взаимооценивание (нет ош - «5», 1-2ош - «4», 3 ош - «3», 4 и >ош - «2»)

Правильный ответ:

перебежчик

бетонщик

подносчик

каменщик

проходчик

наборщик

учётчик

съёмщик

смазчик

банщик

Формирование адекватной самооценки (Л)

Умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона; контроль в форме сличения результата с оригиналом; коррекция (Р).

IX.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

(слайд 19)















X.Домашнее задание.

-Что за слова мы записали?

Где в жизни мы можем употребить эти слова? (названия профессий).

-Какие профессии имеют ваши родители или знакомые?

-Нам нужно знать, как они пишутся?

Прием «Плюс-минус-интересно».

«Плюс»(+)записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?»

Конспект урока по русскому языку Правописание суффиксов -чик-,-щик-(5 класс)«Минус» (-)записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»

Конспект урока по русскому языку Правописание суффиксов -чик-,-щик-(5 класс)«?»-предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей

«Что в этом интересного?»

(слайд20 )






Домашнее задание:

Составить алгоритм применения правила составить карточку по изученному правилу из 20 слов на изученную орфограмму.

Приводят примеры профессий.


В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Способность к самооценке(Л)

Оценка деятельности; саморегуляция (Р).

Умение выражать свои мысли (К).

9

© 2010-2022