План-конспект урока по литературе Страшно хорошо быть рождённым с солнцем в крови (по творчеству М. Горького)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Страшно хорошо - быть рождённым с солнцем в крови»

(Урок-обобщение по творчеству Максима Горького)

Цель урока: - обобщить знания учащихся, на основе изученного акцентировать

внимание учащихся на личности писателя и его художественном

мире;

- показать идейное и художественное многообразие произведений

великого писателя;

- помочь учащимся осознать место писателя в истории мирового ли

тературного процесса.

Оборудование: портрет А.М.Горького художника И.И.Бродского (изображённый на фоне моря А.М.Горький), выставка книг великого писателя, выставка иллюстраций художника Д.А.Шмаринова и рисунков учащихся по произведениям А.М.Горького.

Эпиграф: Господа! Если к правде святой

Мир дорогу найти не сумеет,

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой.

Беранже

Ведущий 1. Уважаемые друзья.

Люди всегда мечтали о счастье, стремились жить в добре и мире без горя и страданий. Эта мечта стала «золотым сном» человечества, а Алексей Максимович Горький стал её глашатаем.

Что же сделало полуграмотного парня известным писателем?

Это его НАДЕЖДА, ВЕРА, ЛЮБОВЬ и МЕЧТА. Вера, надежда и любовь к родному народу и мечта - видеть его свободным, счастливым, способным воплотить «золотой сон» в действительность.

Понять, что происходило с людьми и со страной в ту трагическую пору, сегодня очень сложно. Сложно потому, что всё прошлое сейчас пытаются представить не в том виде, как это было на самом деле. А как оно всё происходило, можно восстановить только по свидетельствам очевидцев, одним из которых и был великий писатель.

Ведущий 2. Одни ныне говорят о Горьком: «Великий художник», «Буревестник революции», «Великий пролетарский писатель, родоначальник советской литературы, основатель метода социалистического реализма», «Великий сын великого народа»…

Другие: «Проданный человек», «Ему дали не только деньги, но и славу», «Горький не знал жизни народа, не любил и не писал правды», «Горький давно надоел Западу»

И вот нам предстоит поговорить о Горьком, о его произведениях, вспомнить, откуда у писателя появились такие материалы, что позволили создать многочисленные произведения, рассмотреть искренние и проницательные воспоминания тех, кто был рядом с писателем. Всё это поможет увидеть ЛИЧНОСТЬ писателя - огромную, значительную, героическую и трагическую.

Вначале давайте поговорим о Горьком - человеке с большим сердцем и большой биографией. Его жизнь - это большой увлекательный роман. Перелистаем же его страницы.

Биография М.Горького. Выступление 2-х студентов

Ведущий 1. Какой калейдоскоп мест жительства, приключений, профессий!

  1. Горький - мальчик на посылках.

  2. Горький - подмастерье у сапожника.

  1. Горький - тряпичник.

  2. Горький - продавец икон.

  1. Горький - грузчик.

  2. Горький - певчий церковного хора…

Ведущий 1. Волга, Каспий, Астрахань, моздокская степь, Казань.

Позднее: Дон, Украина, Бессарабия, Дунай, Чёрное море, Крым, горы Кавказа.

И всё это пешком, в компании бездомных живописных бродяг, с ночёвками у костров, в заброшенных домах, под опрокинутыми лодками. Вот откуда такой жизненный материал для будущего писателя.

И вот « цеховой малярного цеха» Алексей Пешков - как было записано в его паспорте - превратился в Максима Горького, став сразу одним из известных писателей России. «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», чуть позже «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» - на слуху читающей публики. Что же сделало эти произведения таковыми?

Выступления студентов: рассказ о художественном своеобразии ранних романтических рассказов.

«Макар Чудра»,

«Старуха Изергиль»,

«Песнь о Соколе» с прослушиванием аудиокниги,

«Песнь о буревестнике», с выразительным чтением текста произведения.

Выступления сопровождаются презентациями.

«Челкаш»,

Ведущий 2. В 30 с небольшим лет Горького избирают членом Императорской Академии Наук. Бывший босяк - и член Императорской Академии. Неслыханный скандал! И на докладе Академии появилась резолюция Николая II: «Более чем оригинально!». Выборы были аннулированы, но авторитет Горького растёт. И тут появляется роман «Мать».

Выступление.

Художественное своеобразие романа «Мать»

Ведущий 1. В следующие годы Горький отрезан от России: он стал политическим эмигрантом и получил возможность вернуться на родину только незадолго до революции 1917 года. И вот произошло историческое событие - свершилась революция. На улицах Петербурга идут бои. Огромную Россию, как корабль, оторвало от берега и понесло в неизвестность. Никто не знал: разобьётся ли корабль вдребезги или пристанет к берегу. А горький верил - пристанет. Об этом говорит его публицистика.

Ведущий 2. Газету «Новая жизнь», Максим Горький издавал в 1917-1919 годах. Газета неоднократно закрывали то на неделю, то на месяц. Именно в ней Горький публиковал статьи, отражавшие его отношение к революции и политике большевиков: «Наша революция дала полный простор всем дурным и зверским инстинктам, накопившимся под свинцовой крышей монархии, и в то же время она отбросила в сторону от себя все интеллектуальные силы демократии, всю моральную энергию страны. Мы видим, что среди служителей Советской власти то и дело ловят взяточников, спекулянтов, жуликов, а честные, умеющие работать люди, чтобы не умереть с голода, торгуют на улице газетами, занимаются физическим трудом, увеличивая массы безработных.

Это - кошмар, это чисто русская нелепость, и не грех сказать - это идиотизм».

Выступление .

«Несвоевременные мысли»

Публицистика

Ведущий 1. 1 июня 1936 года писатель заболел гриппом. Печать стала публиковать бюллетени о его здоровье, будто готовя читателей к возможному смертельному исходу. За несколько дней до кончины Горький почувствовал облегчение и сказал врачам: «По-видимому, выскочу». Но 18 июня Горького не стало. Его последними словами были: «Конец романа - конец героя - конец автора».

Кто сегодня может расшифровать их? Тайна его смерти так и осталась ещё не разгаданной, как смерть Сергея Есенина, Ивана Павлова, Валерия Чкалова. А в 1937 году начнётся массовое истребление писателей и поэтов. Этого нельзя было сделать при Горьком: Сталину он мешал. Даже Лев Троцкий подтвердил это: «Горький представлял серьёзную опасность, он находился в переписке с европейскими писателями, его посещали иностранцы, ему жаловались обиженные, он формировал общественное мнение. Никак нельзя было заставить его молчать. Арестовать его, выслать, тем более расстрелять было ещё более невозможно». И его просто устранили.

Ведущий 2. Итак, они жили в одном лице - Алексей Пешков и Максим Горький, И если Пешков умер в 1936 году, то Максим Горький в том же году получил своё бессмертие. Вот и сегодня мы говорим о нём, о его произведениях. Он пришёл к нам, известный и неизвестный, как живой с живыми говоря. И сегодня перед каждым вопрос - как жить, во имя чего поступать так или иначе.

Горький и сегодня напоминает, что в жизни всегда есть место подвигам, что человек должен их совершать во имя людей, во имя будущего. « Нет выше счастья, чем быть на Земле ЧЕЛОВЕКОМ,- утверждал Горький. И нужно быть достойными этого звания.

Ну а теперь давайте попробуем сказать, кто же для нас Горький?

Ученики:

-1. Всемирно известный писатель.

- 2. Классик русской литературы.

-1. Известный драматург.

- 2. Основоположник метода социалистического реализма.

- 1. Друг и наставник начинающих писателей.

- 2. Заботливый товарищ.

- 1. Отличный публицист.

- 2. Надёжный друг.

Учитель. Как видите, бессмертие Горького продолжается. Сегодня в ходе урока заслужили следующие оценки такие учащиеся (комментируются ответы и выставляются оценки). Спасибо всем, кто принял участие в обсуждении поднятых вопросов, поделился своими мыслями о личности Максима Горького и его творчестве , впечатлениями о его произведениях.

Урок окончен.

Приложение. Тексты выступлений

М. ГОРЬКИЙ. БИОГРАФИЯ. ТВОРЧЕСТВО
Алексей Максимович Пешков (М. Горький - псевдоним) родился в Нижнем Новгороде 16(28) марта 1868 г. Отец, столяр-краснодеревщик, ставший управляющим пароходной конторой в Астрахани, рано умер от холеры (1871). Мать, дочь владельца красильной мастерской В. И. Каширина, вышла замуж вторично, но скоро скончалась от чахотки (1879). Мальчик жил в доме деда, где царили ссоры, тяжба за раздел имущества между братьями матери. Находиться среди них ребенку было очень нелегко. Спасали его деятельная, одаренная натура и любовь бабушки. Шести лет Алеша под руководством деда освоил церковно-славянскую грамоту, затем гражданскую печать. Обучался два года в слободском училище, за 3-й класс сдал экстерном, получив похвальный лист. Дед к тому времени разорился и отдал внука «в люди». Пешков работал рассыльным в модном магазине, прислугой у чертежника-подрядчика В. Сергеева, посудником на пароходах, учеником иконописной мастерской, десятником на ярмарочных постройках, статистом в театре. И очень много с жадностью читал, сначала «все, что попадало под руку», позже открыл для себя богатый мир русской литературной классики, книг по искусству и философии.

Детом 1884 г. поехал в Казань, мечтая о занятиях в университете. Но вынужден был зарабатывать на жизнь поденщиком, чернорабочим, грузчиком, подручным пекаря. В Казани познакомился со студентами, бывал на их сходках, сблизился с народнически настроенной интеллигенцией, читал запрещенную литературу, посещал кружки самообразования. Тяготы жизни, восприятие репрессий против студентов, личная любовная драма привели к душевному кризису и попытке самоубийства. Летом 1888 г. Пешков уехал с народником М. А. Ромасем в село Красновидово для пропаганды революционных идей среди крестьянства. После разгрома книжной лавки Ромася юноша отправился на Каспий, работал там на рыболовных промыслах.

Пережитое за все эти годы породило позже автобиографическую прозу М. Горького; повести о первых трех периодах своей жизни он назвал соответственно их содержанию: «Детство», «В людях», «Мои университеты» (1913-1923).

После пребывания на Каспии началось «хождение по Руси». Пешков исходил пешком, зарабатывая трудом на пропитание, средние и южные области России. В перерыве между странствиями жил в Нижнем Новгороде (1889-1891), исполняя разную черную работу, потом был письмоводителем у адвоката; участвовал в революционной конспиративной деятельности, за что был впервые арестован (1889). В Нижнем познакомился с В. Г. Короленко, который поддержал творческие начинания «этого самородка с несомненным литературным талантом».

Начиная с 1889 Горький за революционную деятельность среди рабочих несколько раз подвергался арестам. Чем более известным он становится, тем большее возмущение вызывает каждое его заключение под стражу. За писателя хлопочут самые известные люди России, среди которых и Лев Толстой.

В январе 1906 апреля большевики отправляют Горького в Америку - для сбора денег на подпольную работу. Покинув Америку, Горький остался за границей: на родине его ждал арест. Осенью 1906 он поселился в Италии, на острове Кипр. Писатель вернуться в Россию только в 1913, когда в связи с трехсотлетием Дома Романовых была объявлена амнистия политическим иммигрантам.

Октябрьские и послеоктябрьские события 1917 Горький, много лет, числивший себя в социалистах, воспринял трагически. В связи с этим он не стал проходить перерегистрацию в РСДРП и формально остался в не партии.

В 1921 писатель покинул Россию. Он лечился в германии и Чехословакии, а с 1924 снова поселился в Италии, в Сорренто. Но на этот раз не в качестве эмигранта. Прошли годы, и постепенно отношение Горького к советской власти изменилось: она стала казаться ему народной, рабочей властью.

В 1928 Горький возвращается в Москву. Его встречают толпы новых его читателей. Писатель погружается в литературную и общественную работу.

Он сближается со Сталиным и наркомом внутренних дел Г.Г. Ягодой, и это всё больше заслоняет от него кровавый смысл происходящего в стране. С 1933 Горького лишают возможности выезжать на зиму за границу, встречаться с теми, кого он хотел бы видеть. Сталин уже не может допустить даже эпизодичного, не предусмотренного им самим участия писателя в каких бы то ни было делах. Горький фактически оказывается под домашним арестом и в этом положении при неясных обстоятельствах умирает в 18 июня 1936, накануне новой волны массовых репрессий. Похоронен в Москве на красной площади.























Ранние романтические произведения Горького.

Рассказ «Макар Чудра»

1. Раннее творчество Горького поражает, прежде всего, необычным для молодого писателя художественным разнообразием, смелой уверенностью, с которой он создает различные по краскам и поэтической интонации произведения. Огромный талант художника восходящего класса - пролетариата, черпающий могучую силу в «движении самих масс», выявился уже на первых порах литературной работы Максима Горького.

В центре ранних произведений Максима Горького - исключительные характеры, сильные духом и гордые люди, у которых, по словам автора, «солнце в крови». Эта метафора порождает ряд близких ей образов, связанных с мотивом огня, искр, пламени, факела. У этих героев - горящие сердца. Эта особенность свойственна не только Данко, но и персонажам первого рассказа Горького - «Макар Чудра».1

Под задумчивую мелодию плеска набегающих волн начинает свой рассказ старый цыган Макар Чудра. Он неторопливо ведет речь о призвании человека и его роли на земле. «Человек - раб, как только родился, всю жизнь раб и все тут», - рассуждает Макар.2 И противопоставляет этому свое: «Человек родится, чтобы узнать, что такое воля, ширь степная, слышать говор морской волны»; «Коли жить - так царями над всей землей».

2. Эту мысль иллюстрирует легенда о любви Лойко Зобара и Радды, которые не стали рабами своего чувства. Их образы исключительны и романтизированы. У Лойко Зобара «очи, как ясные звезды горят, а улыбка - целое солнце». Когда он сидит на коне, кажется, будто выкован из одного куска железа вместе с конем. Сила и красота Зобара не уступают его доброте. «Нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди да тебе и отдал, только бы тебе от этого хорошо было».3 Подстать и красавица Радда. Макар Чудра называет ее орлицей. «О ней словами не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно было на скрипке сыграть, да и тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает».4

Гордая Радда долго отвергала чувства Лойко Зобара, ибо воля была ей дороже любви. Когда же решила стать его женой, то поставила условие, которое Лойко не мог выполнить, не унизив себя. Неразрешимый конфликт приводит к трагическому финалу: герои погибают, но остаются свободными, любовь и даже жизнь принесены в жертву воле. В этом рассказе впервые возникаем романтический образ любящего человеческого сердца: Лойко Зобар, который мог бы вырвать сердце из груди для счастья ближнего, проверяет, крепкое ли сердце у его любимой, и вонзает в него нож. И тот же нож, но уже в руках солдата Данилы поражает сердце Зобара. Любовь и жажда свободы оказываются злыми демонами, разрушающими счастье людей. Вместе с Макаром Чудрой рассказчик восхищается силой характера героев. И вместе с ним не может ответить на вопрос, проходящий лейтмотивом через весь рассказ: как сделать людей счастливыми и что такое счастье.


Рассказ «Старуха Изергиль» - осознание личности человека

На морском берегу в Бессарабии слушает автор легенды старухи Изергиль. Здесь все полно атмосферной любви: мужчины «бронзовые, с пышными черными усами и густыми кудрями до плеч», женщины, «веселые, гибкие, с темно-синими глазами, тоже бронзовые». Фантазия автора и ночь делают их неотразимо прекрасными. Природа гармонирует романтическому настроению автора: листва вздыхает и шепчется, ветер играет шелковистыми волосами женщин.

По контрасту изображена старуха Изергиль: время согнуло ее пополам, костлявое тело, тусклые глаза, скрипучий голос. Безжалостное время уносит красоту и вместе с ней любовь. Старуха Изергиль рассказывает о своей жизни, о своих возлюбленных: «Голос ее хрустел, точно старуха говорила костями». Горький подводит читателя к мысли, что любовь не вечна, как не вечен человек. Что же остается в жизни на века? Горький вложил в уста старухи Изергиль две легенды: о сыне орла Ларре, который считал себя первым на земле и хотел счастья лишь для себя, и о Данко, отдавшем свое сердце людям.

Образы Ларры и Данко резко контрастны, хотя оба они - смелые, сильные и гордые люди. Ларра живет по законам сильного, которому «все дозволено». Он убивает девушку, так как она не покорилась его воле, и наступает ей ногой на грудь. Жестокость Ларры основана на чувстве превосходства сильной личности над толпой.

В легенде о Ларре Горький показывает, что человека, исповедующего мораль «сильному все дозволено», ждет одиночество, которое страшнее смерти. «Наказание ему - в нем самом», - говорит самый мудрый из людей после того, как Ларра совершает преступление. И Ларра, обреченный на вечную жизнь и вечное странствие, превращается в черную тень, иссушенную солнцем и ветрами. Осуждая эгоиста, который только берет от людей, ничего не давая взамен, старуха Изергиль говорит: «За все, что человек берет, он платит собой, своим умом и силой, иногда - жизнью».

Данко расплачивается жизнью, совершая подвиг во имя счастья людей. Голубые искры, вспыхивающие по ночам в степи - это искры его горящего сердца, осветившего дорогу к свободе. Непроходимый лес, где великаны-деревья стояли каменной стеной, жадная пасть болота, сильные и злые враги родили у людей страх. Тогда и появился Данко: - «Что сделаю я для людей, - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его...»

Живое человеческое сердце Данко стало факелом, освещающим человечеству путь к новой жизни. И хотя «осторожный человек» все-таки наступил на него ногой, голубые искры в степи вечно напоминают людям о подвиге Данко.

Смысл рассказа «Старуха Изергиль» определяется фразой «В жизни всегда есть место подвигам». Смельчак Данко, который «сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе», выражает сокровенную горьковскую мысль: счастье и воля одного человека немыслимы без счастья и освобождения народа.


«Песнь о Соколе» - гимн действию во имя свободы, света

«Безумство храбрых - вот мудрость жизни» - утверждает Горький в «Песне о Соколе». Основной прием, с помощью которого утверждается этот тезис, - диалог двух разных « правд», двух миросозерцании, двух контрастных образов - Сокола и Ужа.

В «Песне о Соколе» перед читателем выступают герой и мещанин. Самодовольный Уж убежден в незыблемости старого порядка. В темном ущелье ему прекрасно: «тепло и сыро». Небо для него - пустое место, а Сокол, мечтающий о полетах в небо, - настоящий безумец. С ядовитой иронией Уж утверждает, что прелесть полетов - в паденье.

В душе Сокола живет безумная жажда свободы, света. Своей смертью он утверждает правоту подвига во имя свободы.5 Смерть Сокола - это одновременно и полное развенчание «мудрого» Ужа. В «Песне о Соколе» заметна прямая перекличка с легендой о Данко: голубые искры горящего сердца вспыхивают во тьме ночи, вечно напоминая людям о Данко. Смерть Сокола тоже приносит ему бессмертие: «И капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!».6

От произведения к произведению в раннем творчестве Горького нарастает и выкристаллизовывается тема подвига. И только Данко и Сокол своей смертью утверждают бессмертие подвига. Так проблема воли и счастья отдельного человека отходит на второй план, сменяясь проблемой счастья для всего человечества. «Безумство храбрых» приносит моральное удовлетворение самим смельчакам: «Иду, чтобы сгореть как можно ярче и глубже осветить тьму жизни. И гибель для меня - моя награда!» - декларирует горьковский Человек.7

Ранние романтические произведения Горького будили сознание неполноценности жизни, несправедливой и безобразной, рождали мечту о героях, восстающих против установленных веками порядков.





Анализ стихотворения Горького «Песня о буревестнике»

«Песня о буревестнике» - финальная часть рассказа «Весенние мелодии», который был создан Максимом Горьким в Нижнем Новгороде весной 1901 года. Однако само произведение из-за ярко выраженных революционных настроений было запрещено цензурой к печати. И лишь финал рассказа, написанный в форме белого стиха, в апреле 1901 году был опубликован в журнале «Жизнь» как самостоятельное литературное произведение под названием «Песня о буревестнике».

Учитывая тот факт, что сам рассказ «Весенние мелодии» носил ярко выраженные пропагандистский и бунтарский характер, сомнений в революционной подоплеке «Песни о буревестнике» не возникает. Однако цензура посчитала этот отрывок вполне миролюбивым и не усмотрела крамолы в недвусмысленном призыве «Буря! Скоро грянет буря!». Тем не менее, именно это произведение стало одним из важнейших агитационных материалов при подготовке двух революций - 1905 и 1917 годов.

Если отбросить идеологическую подоплеку «Песни о буревестнике», то само по себе стихотворение представляет огромную литературную ценность. Максим Горький - далеко не единственный поэт, писатель и драматург, который решил обратиться в своем творчестве к морской тематике. Однако мало кому из представителей русской литературы на рубеже 19 и 20 веков удалось так ярко, красочно и захватывающе рассказать о приближающемся шторме, используя для этого все языковое богатство оттенков.

Начинается произведение с описания надвигающейся бури, когда «над седой равниной моря ветер тучи собирает». Но, несмотря на непогоду, «между тучами и морем гордо реет буревестник», которого автор считает очень смелой птицей. Более того, в крике буревестника Максиму Горькому чудится радость и «жажда бури». В качестве образного и запоминающегося контрастного приема автор описывает поведение чаек, которые в это же время «стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей». Не менее пугливо ведет себя «глупый пингвин», который «прячет тело жирное в утесах», и гагары, которым «недоступно наслажденье битвой жизни».

Таким образом, буревестника Максим Горький отождествляет с неким высшим существом, которому подвластно управлять морской стихией, и который радуется надвигающейся бури и «над тучами смеется», то есть готов открыто вступить в схватку с непогодой и выйти из нее победителем. Более того, автор сравнивает буревестника с пророком победы, который только и жаждет того, чтобы буря грянула сильнее. И совсем неважно, что она может унести жизни тысяч других обитателей моря и суши, которые не без оснований опасаются высоких волн, воющего ветра, блеска молний и грома.

В контексте пропаганды революционных идей «Песня о буревестнике» обретает совершенно иной смысл. В ней звучит неприкрытый призыв к изменению действующего общественно-политического строя и свержению самодержавия, избавиться от которого без народной «бури» - массового и кровопролитного восстания - не представляется возможным. Однако ни буревестника, ни автора произведения совершенно не заботит судьба «чаек» и «глупых пингвинов», которые рассчитывают на то, что буря скоро уляжется, и все в мире вернется на круги своя.

Примечательно, что «Песнь о буревестнике» являлась одним из самых любимых литературных произведений Владимира Ильича Ленина, который открыто признавал огромную агитационную ценность этого стихотворения и посвятил ему несколько идеологических статей, в которых раскрывал феномен Максима Горького, как «поэта революции» и «предвестника бури», отмечая при этом удивительно живой и образный язык автора и его бесспорный литературный дар.













Тема поиска смысла жизни, проблемы гордости и свободы в рассказе М. Горького «Челкаш»

Горький хорошо знал жизнь бедняков, от которых отвернулось общество. В ранней юности он сам был «босяком». Его рассказы реалистичны, но очень близки к романтическим. Так, писатель В. Короленко, прочитав рассказ Горького «Челкаш», сказал ему: «Я же говорил, что вы реалист!», потом, усмехнувшись, добавил: «Но в то же время романтик!»

Писатель по-новому показал психологию отверженных людей. Он не жалеет своих героев, не идеализирует их, не связывает с ними никаких надежд. Горький показывает их независимость от общества, презрение к богачам, свободолюбие. В каждом рассказе описана драматическая ситуация жизни простого человека в жестоком мире. Все герои - люди со сломленной судьбой, но не желающие унижаться и лгать. Они стремятся вырваться из «духоты» окружающей мрачной действительности, протестуют, но их анархический бунт бессмыслен. «Сытое» общество равнодушно к нищим.

Герой рассказа М. Горького Гришка Челкаш прекрасно чувствует себя в порту, где вместе с напарниками промышляет воровством. Он «заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Челкаш ищет Мишку, с которым собирается «на дело», но узнает, что тому отдавило ногу и его увезли в больницу. Расстроенный Челкаш знакомится с деревенским парнем Гаврилой, которому представляется рыбаком. Вор умело ведет разговор «по душам», втирается в доверие к новому знакомому.

Горький с большим мастерством дает портреты героев, показывает их психологию, а сам рассказ - это небольшая драма, разыгравшаяся между двумя людьми.

Ночью Челкаш предлагает Гавриле в лодке отправиться «на работу». Парень, ворочая веслами, уже догадывается, что они плывут не на рыбную ловлю. Испугавшись, Гаврила просит отпустить его, но Челкаш со смехом отбирает у него паспорт, чтобы не убежал.

На греческом корабле герои отдают товар и получают деньги. Увидев гору бумажек, Гаврила хватает свою долю денег дрожащими руками. Теперь он уже представляет себя первым деревенским богачом. Видя возбуждение Гаврилы, Челкаш думает, что жадность у деревенского парня в крови. Уже на берегу Гаврила не может совладать с собой и набрасывается на Челкаша, требуя отдать ему все деньги. «Дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу», Челкаш отдает деньги, за что Гаврила униженно его благодарит. Челкаш думает, что никогда не стал бы таким низким и жадным, потерявшим рассудок из-за денег. Гаврила признается, что хотел убить Челкаша, тогда вор отбирает у него все деньги, а когда поворачивается уходить, в голову ему летит брошенный Гаврилой камень. Раненый Челкаш истекает кровью, но с презрением отдает деньги Гавриле, который просит у него прощения. Челкаш уходит, оставив деньги на песке. Гаврила поднимает их и твердыми шагами идет в противоположную сторону. Волны и дождь смывают кровь на песке, ничто больше не напоминает о драме между двумя людьми.

Горький воспевал духовное величие человека. Челкаш победил в психологическом поединке с Гаврилой. Гаврила наверняка устроится в обществе, а такие, как Челкаш, никому не нужны. В этом заключается романтический пафос рассказа.













Идейно-художественное своеобразие романа «Мать»


Роман «Мать» - это новаторское произведение, его можно считать центральной книгой в творчестве писателя. Может быть, именно к нему он шел всю свою жизнь, пронеся зачатки этого романа через все свое творчество. Наконец в 1907 году роман был создан. Это было смутное для России время - время поражения первой русской революции 1905 года.

Истинных борцов революции, которые действительно были преданы ее делу, осталось очень мало. Большинство, испугавшись кровавых расправ, стали приверженцами царизма, остальные либо отошли от дела революции, либо перешли на сторону ее врагов. Но это не имело значения для «сынов» революции, и в романе показан именно тот переломный момент в жизни рабочих, когда для них рушатся все привычные жизненные устои и народ поднимается на борьбу за свое освобождение.

Именно в этой книге впервые в жизни героем романа стал рабочий-революционер, чьим смыслом жизни является победа социалистического лагеря. В своем произведении Горький показывает, как идеи революции все глубже проникают в массы и что герой книги, Павел Власов, не одинок, у него много сторонников, как явных, так и скрытых. И как бы ни старались приверженцы самодержавия сохранить этот режим, подавить ростки назревающей революции, им этого не удастся.

Задачей Власова и его друзей было «хождение в народ», то есть они должны были нести идею революции в массы. И постепенно, со временем им удается завоевать доверие рабочих. И тогда все активнее становится их пропаганда, а круг людей, поднимающихся на борьбу, шире.

И если в 1905 году таких, как Павел, было мало, то в 1917-м такие парни сделали революцию. Сейчас мы в основном говорили о главном герое романа - Павле Власове, но почему все-таки Горький назвал свой роман не по имени своего героя, а по имени, которое является именем прародительницы всего рода человеческого, всего живого - Матери? Почему же все-таки «Мать»? Видимо, потому что на борьбу против насилия, неравенства и беззакония наряду со своими детьми становились и их матери. В этом отношении замечателен образ Пелагеи Ниловны, женщины, которая безгранично любит своего сына. То же самое можно сказать и о любой матери, но далеко не всякая мать будет понимать и разделять идеи и взгляды собственных детей, тем более настолько радикальные. Когда мы впервые встречаемся с Пелагеей Ниловной, мы видим образ темной, забитой, покорной женщины - жертвы невыносимой жизни.

Но на протяжении всего романа мы имеем возможность наблюдать, как Пелагея Ниловна преображается в человека, олицетворяющего грозные силы пробуждающегося, разгневанного, уверенного в своей несокрушимой силе народа.



Несвоевременные мысли

«Несвоевременные мысли» - это серия из 58 статей, которые были опубликованы в газете «Новая жизнь», органе социал-демократов. Газета просуществовала чуть больше года - с апреля 1917-го по июль 1918-го, когда она была закрыта властями как оппозиционный орган печати. В «Несвоевременных мыслях» м. Горький подвергает резкой критике вождей революции: ленина, троцкого, Зиновьева, луначарского и других. Писатель обвиняет их в незнании России и её народа, в подстрекательстве народных масс на деяния, низводящие их до уровня толпы; обвиняет в том, что не смогли предотвратить перерастания революции в пугачёвщину, романтизма революции - в одичание, свободы - в анархизм, вседозволенность, что забыли истину: «идеи не побеждают приёмами физического насилия».

Однако книга «Несвоевременные мысли» осталась памятником своему времени. Она запечатлела суждения м. Горького, которые он высказал в самом начале революции и которые оказались пророческими. И независимо от того, как менялись впоследствии воззрения их автора, эти мысли оказались в высшей степени своевременными для всех, кому довелось пережить надежды и разочарования в череде потрясений, пришедшихся на долю России в ХХ в.

Выступление. «Господа комиссары бьют с размаха, не разбирая, что является противником только их безумств, кто - принципиальным врагом революции вообще. Хватая за горло первых, они ослабляют голос революционной демократии, голос чести и правды; зажимая рот вторым, они творят мучеников в среде врагов».

Народные комиссары относятся к России как к материалу для опыта, русский народ для них - та лошадь, которой учёные-бактериологи прививают тиф для того, чтобы лошадь выработала в своей крови противотифозную сыворотку, Вот именно такой жестокий и заранее обречённый на неудачу опыт производят комиссары над русским народом, не думая о том, что измученная, полуголодная лошадка может издохнуть.

Реформаторам из Смольного нет дела до России, они хладнокровно обрекают её в жертву своей грёзе о всемирной революции».

«Теперь, когда известная часть рабочей массы, возбуждённая обезумевшими владыками её воли, проявляет дух и приёмы касты, действуя насилием и террором,- тем насилием, против которого так мужественно и длительно боролись лучшие её вожди, её сознательные товарищи,- теперь я, разумеется, не могу идти в рядах этой части рабочего класса».

«Ядовитый туман буден, отравленных непрерывной враждою за кусок хлеба, во все века, у всех народов скрашивался и смягчался творчеством науки, искусства - только наука и искусство облагораживают наш звериный быт. И как нельзя более своевременно, необходимо ввести в нашу фантастическую дикую современность высочайшие достижения творцов науки, искусства, всё драгоценное мира, все сокровища его духа, всё, что имеет силу перевоспитать человека, поднять его, творца фактов, над фактами.

Человечеством создано много прекрасного, люди ежедневно создают массу хлама и гадостей, и под этой грудою неизбежных пустяков, прекрасное становится невидимым.

Нужно жить так, чтобы оно было всегда пред глазами у нас - тогда оно явится возбудителем чувств, мыслей и поступков, достойных человека».

Выступление. Даже в это трудное для всех время Горький верил в народ. Он писал 30 июня 1918 года: «Лично я всю жизнь во всех моих чувствах, и мыслях, и делах отправлялся от человека, будучи навсегда и непоколебимо убеждён, что существует только человек, всё же остальное есть его мнение и деяние… И это он же сотворил всё прекрасное на земле, всю поэзию её, все великолепные подвиги мужества и чести, все радости и праздники жизни, всю прелесть её, её смешное и великое, её красивые мечты и чудесные науки, он создал свой дерзкий разум и непреклонную волю к счастью».

Горький был убеждён, что «Русь не погибнет», и призывал: «Пойдёмте же к человеку, который и грязно, и много грешен, но - искупает грязь и грех величайшими, невыносимыми страданиями. Можем ли мы создать атмосферу, в которой человеку дышалось бы легче? И можем, и должны».

Обладать таким мужеством мог только человек глубоко убеждённый в успехе грядущих перемен. Горький сумел увлечь учёных, академиков, поэтов, профессоров, переводчиков работать в созданных им учреждениях: издательствах «Всемирная литература», «Жизнь замечательных людей», в «Доме искусств» и «Доме учёных». Именно верой в свой народ и его будущее объясняется горьковская идея издать сто томом лучших российских авторов, начиная с Чехова.

Выступление. Сколько часов в сутках было у этого человека?! Как у него, постоянно покашливающего в прокуренные рыжие усы, наполовину съеденного туберкулёзом, на всё хватало сил? Видимо, его держала в жизни только вера. Осенью 1921 года Горький выехал за границу, вначале живёт и лечится в Германии, затем поселяется в Италии. Он постоянно следит за происходящим в России, откуда получает множество газет и журналов, счастлив, что страна выжила, строится, крепнет. Правительство во главе с И.В.Сталиным решает, что Горькому пора возвращаться на родину: грядёт 60-летие со дня рождения писателя и 35-летие его творческой деятельности. Первый раз писатель приехал в Советскую Россию в1928 году, затем в 1929, 1931, 1932, 1933 годах. Горьковский юбилей праздновала вся Европа. Прислали поздравления такие писатели, как Ромен Роллан, Бернард Шоу, Томас Манн, Герберт Уэллс, Стефан Цвейг, Лион Фейхтвагнер, Арнольд Цвейг и многие другие.

Сам же Горький во время пребывания на родине совершал поездки по стране, бывал на Украине, в Азербайджане, Грузии, Крыму, посещал фабрики и заводы, колхозы и совхозы.

Выступление. Страсть Горького ко всему новому была неуёмна. Он даже побывал в лагерях политзаключённых, о чём позднее напишет А.И.Солженицын в своём романе «Архипелаг ГУЛАГ». Горького-человека с благодарностью вспоминают многие в России: не один десяток людей обязан ему жизнью и свободой, он постоянно кого-то выручал, кого-то устраивал… Горький провёл колоссальную работу по подготовке и проведению в 1934 году первого Всесоюзного съезда советских писателей, на котором сам выступил с докладом.

Видя происходящие изменения, Горький не раз давал положительные оценки деятельности Сталина, отмечал его роль в жизни страны. На предложения написать что-либо о вожде писатель отвечал отказом: «Занят, батенька, Климом Самгиным, увольте от заказа».

На это вождь обиделся, а обид он не прощал. Неожиданно заболел сын Максим, Поначалу дед сообщил внучкам о болезни отца спокойно, мол, отец прихворнул, а через сутки - крупозное воспаление лёгких. Смерть Максима ошеломила не только отца, но и всех близких. Жизнь с трудом покидала молодого крепкого мужчину. Нарком внутренних дел Генрих Ягода знал, что самые сокровенные мысли писатель доверяет сыну, и отказ Максима «сотрудничать» стал приговором для него: «убрали строптивого». Сразу после кончины Максима прибыл Сталин со свитой. Горького окружили заботой и вниманием, подарили особняк миллионера Рябушинского, позволив изолировать от внешнего мира, оградив от общения с писателями и читателями, приставив к нему Крючкова, подручного Ягоды.


1

2

3

4

5

6

7

© 2010-2022