Тире в бессоюзном сложном предложении

Тема: «Тире в БСП» Цели  урока:  1. Выявить условия постановки тире в бессоюзном сложном предложении.  2. Развить умение ставить тире между частями бессоюзного сложного предложения и обосновывать выбор данного знака . 3. Развить умение заменять сложноподчиненные и сложносочиненные предложения синонимичными им бессоюзными конструкциями.  4. Совершенствовать умение разграничивать сложные бессоюзные предложения, разделенные тире, и другие конструкции, в которых встречается тот же пунктуационный знак 5.Повторить орфограммы, встречающиеся в упражнениях.  6.Воспитать аккуратность, ответственность, уважение друг к другу. Оборудование: учебник, тетрадь, информационная карта по теории бессоюзного сложного предложения, раздаточный материал, компьютерная презентация. Ход урока: Оргмомент Взаимопроверка домашнего задания Учащиеся обмениваются дом заданиями ,вставляют пропущенные буквы и необходимые знаки препинания. 3.           Языковая разминка На доске записаны предложения             Повторенье – мать ученья.             Азбука – к мудрости ступенька.           Хлеб питает тело, а книга – разум.                Кончил дело – гуляй смело.             За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.             Семь бед – один ответ.  Задания.         Что объединяет эти предложения? (это пословицы)         Что еще у них общего? (во всех предложениях есть тире)         Есть ли различия в записанных группах слов? (есть, для каждой группы – свои правила постановки тире)         Какие же основания для постановки тире в 1-й группе слов? (подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в И.п.)         Назовите условие постановки тире во 2-й группе слов (неполное предложение, в котором опущено сказуемое)         Какие смысловые отрезки разделяются тире в 3-й группе? (части бессоюзного сложного предложения)         Вспомните, в каких еще случаях ставится тире (в предложениям с прямой речью и при обобщающем слове после однородных членов предложения). Приведите примеры на эти правила         Назовите орфограммы в глаголах и устно объясните условия их выбора Объяснение нового материала
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тире в бессоюзном сложном предложенииТире в бессоюзном сложном предложенииТире в бессоюзном сложном предложенииУрок русского языка в 9 классе в сш № 217 имени Б.Шалгинбаева

Учитель-предметник Ибадулаева Г.Ж.

Тема: «Тире в БСП»

Цели урока:

1. Выявить условия постановки тире в бессоюзном сложном предложении.

2. Развить умение ставить тире между частями бессоюзного сложного предложения и обосновывать выбор данного знака .

3. Развить умение заменять сложноподчиненные и сложносочиненные предложения синонимичными им бессоюзными конструкциями.

4. Совершенствовать умение разграничивать сложные бессоюзные предложения, разделенные тире, и другие конструкции, в которых встречается тот же пунктуационный знак

5.Повторить орфограммы, встречающиеся в упражнениях.

6.Воспитать аккуратность, ответственность, уважение друг к другу.

Оборудование: учебник, тетрадь, информационная карта по теории бессоюзного сложного предложения, раздаточный материал, компьютерная презентация.

Ход урока:

  1. Оргмомент

  2. Взаимопроверка домашнего задания

Учащиеся обмениваются дом заданиями ,вставляют пропущенные буквы и необходимые знаки препинания.

3. Языковая разминка

На доске записаны предложения

Повторенье - мать ученья.

Азбука - к мудрости ступенька.

Хлеб питает тело, а книга - разум.

Кончил дело - гуляй смело.

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

Семь бед - один ответ.

Задания.

Что объединяет эти предложения? (это пословицы)

Что еще у них общего? (во всех предложениях есть тире)

Есть ли различия в записанных группах слов? (есть, для каждой группы - свои правила постановки тире)

Какие же основания для постановки тире в 1-й группе слов? (подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в И.п.)

Назовите условие постановки тире во 2-й группе слов (неполное предложение, в котором опущено сказуемое)

Какие смысловые отрезки разделяются тире в 3-й группе? (части бессоюзного сложного предложения)

Вспомните, в каких еще случаях ставится тире (в предложениям с прямой речью и при обобщающем слове после однородных членов предложения). Приведите примеры на эти правила

Назовите орфограммы в глаголах и устно объясните условия их выбора

Объяснение нового материала

1) Введение в тему

На основе материала для языковой разминки предположите, какая будет тема урока. Учащиеся формулируют тему «Тире в бессоюзном сложном предложении» и записывают ее в тетрадях.

Цель: осознать личные трудности по теме урока.

Задание:

заполни таблицу только в колонке "Начало урока";

Подними руку, как только завершишь работу.

Пожалуйста, будь честен перед собой и товарищами! Это очень важно: самому осознавать свои трудности.

умения

Начало урока

Конец урока

Я знаю условия , при которых ставится двоеточие , запятая , точка с запятой в бессоюзном сложном предложении..

Я знаю условия , при которых ставится тире в бессоюзном сложном предложении..

Я умею видеть на письме границы простых предложений в БСП

Я умею читать БСП с правильной интонацией.

Я умею ставить правильный знак в БСП


Контроль: индивидуальный.

2) Открытие нового знания

1. Для установки и решения учебной проблемы используется побуждающий диалог.

Учащиеся записывают в тетрадях примеры бессоюзных сложных предложений из языковой разминки.

Кончил дело - гуляй смело.

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

Семь бед - один ответ.

Учитель

Ученики

Подумайте, почему в бессоюзных сложных предложениях из языковой разминки становится тире

Какие у вас будут версии?

Нужно определить смысловые отношения между частями

Согласны?

Да

Что вам поможет в этом?

Можно подставить какие-то союзы, превратив бессоюзное предложение в союзное

Попытайтесь. Что получилось?

В первое предложение можно подставить союз когда перед 1-й частью, во второе - союз если также перед 1-й частью, а в третье - союз а перед 2-й частью

Сделайте вывод, при каких условиях в бессоюзном сложном предложении ставится тире

Тире ставится, если 1-я часть называет время или условие того, о чем говорится во 2-й части, или содержание 2-й части сложного предложения противопоставляется содержанию 1-й части

Попробуйте определить другие виды смысловых отношений и сформулировать, при каких еще условиях между участями бессоюзного сложного предложения ставится тире

Выявляют смысловые отношения следствия, сравнения, быстрой смены событий (если затрудняются, учитель может дать подсказку - «союз») и формулируют правило полностью

3. работа с учебником Сравнение собственных выводов учащихся с правилом в рамке учебника на с._________

Прочитайте текст в рамке

Все ли условия вы назвали?

Какой способ проверки предлагается для установления смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения? (замена синонимичными союзными конструкциями - сложноподчиненными или сложносочиненными предложениями)

Назовите ключевые слова темы (тире в бессоюзном сложном предложении, смысловые отношения времени, условия, следствия, сравнения, противопоставления, быстрой смены событий)

Домашнее задание Упр______











Цель: совершенствовать навык выразительного чтения.

Знак препинания в бессоюзном сложном предложении в значительной мере зависит от интонации, с которой прочитано оно.

Задание: послушай чтение предложений, отличающихся только знаком препинания. Попробуй свои силы.

Бабушка сердилась. Внучка не слушалась.

Бабушка сердилась, внучка не слушалась.

Бабушка сердилась: внучка не слушалась.

Бабушка сердилась - внучка не слушалась.

VI Практическая работа №1

Упр.217 (устно) - по цепочке.

Цель: развить умение находить части бессоюзного сложного предложения, между которыми нужно поставить тире, объяснять условие его постановки

Образец рассуждения:

Лето припасает - зима поедает.

(Можно заменить бессоюзное предложение сложносочиненным с союзом А):

Лето припасает, а зима поедает.

( смысловые отношения - противопоставление;)

2. Упр. (письменно) - развивается умение постановки тире в бессоюзном сложном предложении, части которого (или одна из частей) являются односоставными предложениями, а также умение объяснить условие выбора знака

3. Практическая работа №2

Упр.- развивается умение находить в тексте и заменять сложные союзные конструкции сложными бессоюзными, оформлять их пунктуационно, объяснять условие выбора тире в бессоюзных предложениях (работу можно провести выборочно: записать только измененные варианты, а не весь текст)

8. ПАУЗА

9. Самостоятельная работа

Инструктаж

Цель: применить знание понятий на практике, правильно прочитать предложения с БСП.

Задание: выполни задание, выбрав его уровень, помни, что следующий уровень, можно выполнять, только преодолев предыдущий.

Совет: в случае затруднений обратись к опорным таблицам на стендах.

I уровень

. Выдели грамматические основы, поставь знаки препинания.

  1. Из дому выходить не хочется грязь страшная.

  2. Любишь кататься люби и саночки возить.

  3. Около дома водились ласточки ,вившие гнёзда в кровле в саду и в роще водились малиновки иволги чижи и щеглы.

  4. Сомнений не было кто-то осторожно пробирался к нам через заросли.

.

Информационная карта по теории бессоюзного сложного предложения

Понятие сложного бессоюзного предложения

Бессоюзное сложное предложение - это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации. Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи - интонацией. В бессоюзном сложном предложении ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие на письме.
Смысловые отношения в них выражаются менее четко, чем в союзных.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

1. Запятая ставится, если его части тесно связаны по смыслу и обозначают события,

происходящие последовательно друг за другом или одновременно.

[ ] , [ ].

2. Точка с запятой ставится, если части менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри их есть дополнительные знаки препинания).

[ ]; [ ].

3. Двоеточие ставится:

1) [ ] : [ причина ]. (потому что, так как)

2) [ ] : [ пояснение ]. (а именно)

3) [ ] : [ дополнение ]. (видеть, слышать, знать, чувствовать)

4. Тире ставится:

1) [ ] - [ быстрая смена событий, неожиданный результат ]. (и)

2) [ ] - [ противопоставление ]. (а, но)

3) [ время ] - [ ]. (когда)

[ условие ] - [ ]. (если)

4) [ ] - [ сравнение ]. (как, как будто, словно, что)

5) [ ] - [ результат, вывод ]. (так что, поэтому)

10. Подведение итога урока. (2 мин.)

- Что мы сегодня вспомнили на уроке?

- Ребята, какова была цель нашего урока? (Обобщить, систематизировать и углубить пунктуационные навыки в сложном бессоюзном предложении.)

- Что нужно сделать для того, чтобы правильно выбрать нужный знак препинания? (Чтобы правильно выбрать нужный знак препинания, необходимо
1) установить смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения;
2) применить прием синонимичной замены СБП сложносочиненным или сложноподчиненным.)

11. Выставление оценок. (2 мин.)

Цели:

  • Повторить основные сведения о видах сложных предложений и развивать умения в применении теоретических сведений на практике;

  • формировать умения и навыки постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении;

  • развивать орфографическую зоркость учащихся;

  • развивать монологическую речь через элементы развивающего обучения;

  • обучать элементам исследования при изучении данной темы.

Оборудование:

  • учебник, схемы, таблицы, алгоритмы, карточки.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

1. Лингвистическая разминка.

- Найдите в названии темы урока прилагательное с орфограммой, которую повторяли дома. (Бессоюзное).

- Назовите корень, приставку. На какой согласной оканчивается приставка? С какого согласного начинается корень? Сформулируйте правило написания данной орфограммы. (Детям предлагается словарный диктант на повторение орфограммы "буквы з и с на конце приставок"). (Приложение 1)

Взаимопроверка.

Грамматическое задание: выполнить морфемный и словообразовательный разбор двух слов по выбору учащихся.

2. Работа со "слепой схемой".

- Восполните недостающие компоненты схемы. Прочитайте полученные записи.

- Что вы можете сказать о сложноподчиненных предложениях. Из каких частей они состоят?

- Выполним синтаксический разбор предложения.

(Во двор того дома, откуда пропала коза и где жила бабка, которая поколотила бойкую девчонку Нюрку, привезли два воза дров. (А. Гайдар)).

Один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях.

II. Реализация темы урока.

1. Разминка.

- Дать определение бессоюзному предложению. Сказать, какие пунктуационные знаки мы используем при записи сложносочиненного и сложноподчиненного предложений.

- Какие пунктуационные знаки используем при записи бессоюзного сложного предложения? (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире).

- В чем возникает трудность в этом вопросе?

- Сформулируйте проблему, которая появляется при выборе нужного знака препинания в БСП.

Проблема: при каких условиях ставится двоеточие в БСП?

Исследование в группах.

Работа с таблицей по алгоритму

а) Сколько простых предложений в составе БСП?

б) Какую смысловую нагрузку несет в себе второе предложение?

в) Прочитать предложение, подставляя союзы, указанные в таблице.

г) Посмотреть, как изменилось данное предложение. Обратить внимание на придаточную часть, назвать вид придаточного.

Материал для наблюдения

(Приложение 2)

III. Выступления представителей групп.

Представитель каждой группы объясняет постановку двоеточия в БСП, доказывая свой выбор, чертит схему и указывает опознавательный признак БСП.

IV. Рефлексия.

  1. Задание по карточкам, с использованием таблицы. (Приложение 3).

  2. Объяснительный диктант.

Записать предложения, объясняя постановку знаков препинания. Обратить внимание на авторов, записанных предложений. Сделать вывод, где чаще всего встречаются БСП, в которых ставится двоеточие.

Я думаю: неужели цивилизация противоречит поэзии? (В. Белов).

Скоро послышались громкие голоса: это была партия железнодорожных инженеров, делавшие изыскание пути для новой линии железной дороги. (Д. Мамин - Сибиряк).

Фаина была занята своими мыслями и своим делом: она перед дверным

зеркалом накручивала себе на голову тюрбан из марли. (В. Панова).

Я прямо заявляю: или эта проклятая кобыла в хозяйстве, или я. (М. Зощенко).

V. Итог урока.

- При каких условиях будем ставить двоеточие в БСП?

- Какие союзы можно поставить межу частями БСП?

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать изученное;

  • закрепить навык постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;

  • развивать речь учащихся.

ХОД УРОКА

I. Повторение по таблице-схеме.

II. Разминка.

Таким друзьям на свете (н..)страшно (н..)чего один за всех в ответе и все за одного.

- Начертить схему к предложению, указать смысловые связи между частями.

- Выписать слова с пропусками, объяснить правописание.

- Произвести разбор: 1 вар. все1; 2 вар. страшно2.

III. Тестирование. (см. приложение)

IV. Самопроверка.

V. Игра-аукцион.

- Записать как можно больше пословиц, в которых ставится тире.

- Не трудиться - так и хлеба не добиться.

- Будешь трудиться - будешь и кормиться.

- Ноги носят - руки кормят.

- Напишешь пером - не вырубишь топором.

- Любишь кататься - люби и саночки возить.

- Молвит слово - соловьём поёт.

- Лето припасает - зима поедает.

- Недруг поддакивает - друг спорит.

- Не спеши языком - торопись делом.

- Волков бояться - в лес не ходить.

- Поспешишь - людей насмешишь и тд.

VI. Развитие речи.

- Записать предложения, соответствующие схемам.

1 в. [ ], [перечисл]. 4 в. [время] - [ ].

[ ]: [причина]. [ ]: [пояснен.].

2 в. [ ]; [перечисл]. 5 в. [ ], [ ], [ ].

[->] - [<-]. [ ]: [причина].

3 в. [ ]: [дополн.]. 6 в. [ ] - [быстро].

[ ] - [вывод ]. [ ]: [и увидел].

VI. Графический слуховой диктант.

- Начертить схемы предложений текста.

Хороши хлеба - душа спокойна: будут все сыты.

[ ] - [ ]: [ ].

Плохи хлеба - горя не миновать. [ ] - [ ].

Так было исстари. [- = ].

Так и теперь. [ - ].

Хлеб - всему венец. [ ] - [ ].

И мы умели беречь хлеб, знали ему цену. [- =, = ].

Знали, что стоит получить полновесный тяжёлый колос.

[ ],(что ).

Знали: кем бы ты ни был - тебе нужен хлеб.

[ ]: [ ] - [ ].

VII. Подведение итогов.



© 2010-2022