- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Тире в бессоюзном сложном предложении
Тире в бессоюзном сложном предложении
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ибадулаева Г.Ж. |
Дата | 13.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок русского языка в 9 классе в сш № 217 имени Б.Шалгинбаева
Учитель-предметник Ибадулаева Г.Ж.
Тема: «Тире в БСП»
Цели урока:
1. Выявить условия постановки тире в бессоюзном сложном предложении.
2. Развить умение ставить тире между частями бессоюзного сложного предложения и обосновывать выбор данного знака .
3. Развить умение заменять сложноподчиненные и сложносочиненные предложения синонимичными им бессоюзными конструкциями.
4. Совершенствовать умение разграничивать сложные бессоюзные предложения, разделенные тире, и другие конструкции, в которых встречается тот же пунктуационный знак
5.Повторить орфограммы, встречающиеся в упражнениях.
6.Воспитать аккуратность, ответственность, уважение друг к другу.
Оборудование: учебник, тетрадь, информационная карта по теории бессоюзного сложного предложения, раздаточный материал, компьютерная презентация.
Ход урока:
-
Оргмомент
-
Взаимопроверка домашнего задания
Учащиеся обмениваются дом заданиями ,вставляют пропущенные буквы и необходимые знаки препинания.
3. Языковая разминка
На доске записаны предложения
Повторенье - мать ученья.
Азбука - к мудрости ступенька.
Хлеб питает тело, а книга - разум.
Кончил дело - гуляй смело.
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
Семь бед - один ответ.
Задания.
Что объединяет эти предложения? (это пословицы)
Что еще у них общего? (во всех предложениях есть тире)
Есть ли различия в записанных группах слов? (есть, для каждой группы - свои правила постановки тире)
Какие же основания для постановки тире в 1-й группе слов? (подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в И.п.)
Назовите условие постановки тире во 2-й группе слов (неполное предложение, в котором опущено сказуемое)
Какие смысловые отрезки разделяются тире в 3-й группе? (части бессоюзного сложного предложения)
Вспомните, в каких еще случаях ставится тире (в предложениям с прямой речью и при обобщающем слове после однородных членов предложения). Приведите примеры на эти правила
Назовите орфограммы в глаголах и устно объясните условия их выбора
Объяснение нового материала
1) Введение в тему
На основе материала для языковой разминки предположите, какая будет тема урока. Учащиеся формулируют тему «Тире в бессоюзном сложном предложении» и записывают ее в тетрадях.
Цель: осознать личные трудности по теме урока.
Задание:
заполни таблицу только в колонке "Начало урока";
Подними руку, как только завершишь работу.
Пожалуйста, будь честен перед собой и товарищами! Это очень важно: самому осознавать свои трудности.
умения
Начало урока
Конец урока
Я знаю условия , при которых ставится двоеточие , запятая , точка с запятой в бессоюзном сложном предложении..
Я знаю условия , при которых ставится тире в бессоюзном сложном предложении..
Я умею видеть на письме границы простых предложений в БСП
Я умею читать БСП с правильной интонацией.
Я умею ставить правильный знак в БСП
Контроль: индивидуальный.
2) Открытие нового знания
1. Для установки и решения учебной проблемы используется побуждающий диалог.
Учащиеся записывают в тетрадях примеры бессоюзных сложных предложений из языковой разминки.
Кончил дело - гуляй смело.
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
Семь бед - один ответ.
Учитель
Ученики
Подумайте, почему в бессоюзных сложных предложениях из языковой разминки становится тире
Какие у вас будут версии?
Нужно определить смысловые отношения между частями
Согласны?
Да
Что вам поможет в этом?
Можно подставить какие-то союзы, превратив бессоюзное предложение в союзное
Попытайтесь. Что получилось?
В первое предложение можно подставить союз когда перед 1-й частью, во второе - союз если также перед 1-й частью, а в третье - союз а перед 2-й частью
Сделайте вывод, при каких условиях в бессоюзном сложном предложении ставится тире
Тире ставится, если 1-я часть называет время или условие того, о чем говорится во 2-й части, или содержание 2-й части сложного предложения противопоставляется содержанию 1-й части
Попробуйте определить другие виды смысловых отношений и сформулировать, при каких еще условиях между участями бессоюзного сложного предложения ставится тире
Выявляют смысловые отношения следствия, сравнения, быстрой смены событий (если затрудняются, учитель может дать подсказку - «союз») и формулируют правило полностью
3. работа с учебником Сравнение собственных выводов учащихся с правилом в рамке учебника на с._________
Прочитайте текст в рамке
Все ли условия вы назвали?
Какой способ проверки предлагается для установления смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения? (замена синонимичными союзными конструкциями - сложноподчиненными или сложносочиненными предложениями)
Назовите ключевые слова темы (тире в бессоюзном сложном предложении, смысловые отношения времени, условия, следствия, сравнения, противопоставления, быстрой смены событий)
Домашнее задание Упр______
Цель: совершенствовать навык выразительного чтения.
Знак препинания в бессоюзном сложном предложении в значительной мере зависит от интонации, с которой прочитано оно.
Задание: послушай чтение предложений, отличающихся только знаком препинания. Попробуй свои силы.
Бабушка сердилась. Внучка не слушалась.
Бабушка сердилась, внучка не слушалась.
Бабушка сердилась: внучка не слушалась.
Бабушка сердилась - внучка не слушалась.
VI Практическая работа №1
Упр.217 (устно) - по цепочке.
Цель: развить умение находить части бессоюзного сложного предложения, между которыми нужно поставить тире, объяснять условие его постановки
Образец рассуждения:
Лето припасает - зима поедает.
(Можно заменить бессоюзное предложение сложносочиненным с союзом А):
Лето припасает, а зима поедает.
( смысловые отношения - противопоставление;)
2. Упр. (письменно) - развивается умение постановки тире в бессоюзном сложном предложении, части которого (или одна из частей) являются односоставными предложениями, а также умение объяснить условие выбора знака
3. Практическая работа №2
Упр.- развивается умение находить в тексте и заменять сложные союзные конструкции сложными бессоюзными, оформлять их пунктуационно, объяснять условие выбора тире в бессоюзных предложениях (работу можно провести выборочно: записать только измененные варианты, а не весь текст)
8. ПАУЗА
9. Самостоятельная работа
Инструктаж
Цель: применить знание понятий на практике, правильно прочитать предложения с БСП.
Задание: выполни задание, выбрав его уровень, помни, что следующий уровень, можно выполнять, только преодолев предыдущий.
Совет: в случае затруднений обратись к опорным таблицам на стендах.
I уровень
. Выдели грамматические основы, поставь знаки препинания.
-
Из дому выходить не хочется грязь страшная.
-
Любишь кататься люби и саночки возить.
-
Около дома водились ласточки ,вившие гнёзда в кровле в саду и в роще водились малиновки иволги чижи и щеглы.
-
Сомнений не было кто-то осторожно пробирался к нам через заросли.
.
Информационная карта по теории бессоюзного сложного предложения
Понятие сложного бессоюзного предложения
Бессоюзное сложное предложение - это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации. Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи - интонацией. В бессоюзном сложном предложении ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие на письме.
Смысловые отношения в них выражаются менее четко, чем в союзных.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
1. Запятая ставится, если его части тесно связаны по смыслу и обозначают события,
происходящие последовательно друг за другом или одновременно.
[ ] , [ ].
2. Точка с запятой ставится, если части менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри их есть дополнительные знаки препинания).
[ ]; [ ].
3. Двоеточие ставится:
1) [ ] : [ причина ]. (потому что, так как)
2) [ ] : [ пояснение ]. (а именно)
3) [ ] : [ дополнение ]. (видеть, слышать, знать, чувствовать)
4. Тире ставится:
1) [ ] - [ быстрая смена событий, неожиданный результат ]. (и)
2) [ ] - [ противопоставление ]. (а, но)
3) [ время ] - [ ]. (когда)
[ условие ] - [ ]. (если)
4) [ ] - [ сравнение ]. (как, как будто, словно, что)
5) [ ] - [ результат, вывод ]. (так что, поэтому)
10. Подведение итога урока. (2 мин.)
- Что мы сегодня вспомнили на уроке?
- Ребята, какова была цель нашего урока? (Обобщить, систематизировать и углубить пунктуационные навыки в сложном бессоюзном предложении.)
- Что нужно сделать для того, чтобы правильно выбрать нужный знак препинания? (Чтобы правильно выбрать нужный знак препинания, необходимо
1) установить смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения;
2) применить прием синонимичной замены СБП сложносочиненным или сложноподчиненным.)
11. Выставление оценок. (2 мин.)
Цели:
-
Повторить основные сведения о видах сложных предложений и развивать умения в применении теоретических сведений на практике;
-
формировать умения и навыки постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении;
-
развивать орфографическую зоркость учащихся;
-
развивать монологическую речь через элементы развивающего обучения;
-
обучать элементам исследования при изучении данной темы.
Оборудование:
-
учебник, схемы, таблицы, алгоритмы, карточки.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
1. Лингвистическая разминка.
- Найдите в названии темы урока прилагательное с орфограммой, которую повторяли дома. (Бессоюзное).
- Назовите корень, приставку. На какой согласной оканчивается приставка? С какого согласного начинается корень? Сформулируйте правило написания данной орфограммы. (Детям предлагается словарный диктант на повторение орфограммы "буквы з и с на конце приставок"). (Приложение 1)
Взаимопроверка.
Грамматическое задание: выполнить морфемный и словообразовательный разбор двух слов по выбору учащихся.
2. Работа со "слепой схемой".
- Восполните недостающие компоненты схемы. Прочитайте полученные записи.
- Что вы можете сказать о сложноподчиненных предложениях. Из каких частей они состоят?
- Выполним синтаксический разбор предложения.
(Во двор того дома, откуда пропала коза и где жила бабка, которая поколотила бойкую девчонку Нюрку, привезли два воза дров. (А. Гайдар)).
Один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях.
II. Реализация темы урока.
1. Разминка.
- Дать определение бессоюзному предложению. Сказать, какие пунктуационные знаки мы используем при записи сложносочиненного и сложноподчиненного предложений.
- Какие пунктуационные знаки используем при записи бессоюзного сложного предложения? (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире).
- В чем возникает трудность в этом вопросе?
- Сформулируйте проблему, которая появляется при выборе нужного знака препинания в БСП.
Проблема: при каких условиях ставится двоеточие в БСП?
Исследование в группах.
Работа с таблицей по алгоритму
а) Сколько простых предложений в составе БСП?
б) Какую смысловую нагрузку несет в себе второе предложение?
в) Прочитать предложение, подставляя союзы, указанные в таблице.
г) Посмотреть, как изменилось данное предложение. Обратить внимание на придаточную часть, назвать вид придаточного.
Материал для наблюдения
(Приложение 2)
III. Выступления представителей групп.
Представитель каждой группы объясняет постановку двоеточия в БСП, доказывая свой выбор, чертит схему и указывает опознавательный признак БСП.
IV. Рефлексия.
-
Задание по карточкам, с использованием таблицы. (Приложение 3).
-
Объяснительный диктант.
Записать предложения, объясняя постановку знаков препинания. Обратить внимание на авторов, записанных предложений. Сделать вывод, где чаще всего встречаются БСП, в которых ставится двоеточие.
Я думаю: неужели цивилизация противоречит поэзии? (В. Белов).
Скоро послышались громкие голоса: это была партия железнодорожных инженеров, делавшие изыскание пути для новой линии железной дороги. (Д. Мамин - Сибиряк).
Фаина была занята своими мыслями и своим делом: она перед дверным
зеркалом накручивала себе на голову тюрбан из марли. (В. Панова).
Я прямо заявляю: или эта проклятая кобыла в хозяйстве, или я. (М. Зощенко).
V. Итог урока.
- При каких условиях будем ставить двоеточие в БСП?
- Какие союзы можно поставить межу частями БСП?
Цели урока:
-
обобщить и систематизировать изученное;
-
закрепить навык постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;
-
развивать речь учащихся.
ХОД УРОКА
I. Повторение по таблице-схеме.
II. Разминка.
Таким друзьям на свете (н..)страшно (н..)чего один за всех в ответе и все за одного.
- Начертить схему к предложению, указать смысловые связи между частями.
- Выписать слова с пропусками, объяснить правописание.
- Произвести разбор: 1 вар. все1; 2 вар. страшно2.
III. Тестирование. (см. приложение)
IV. Самопроверка.
V. Игра-аукцион.
- Записать как можно больше пословиц, в которых ставится тире.
- Не трудиться - так и хлеба не добиться.
- Будешь трудиться - будешь и кормиться.
- Ноги носят - руки кормят.
- Напишешь пером - не вырубишь топором.
- Любишь кататься - люби и саночки возить.
- Молвит слово - соловьём поёт.
- Лето припасает - зима поедает.
- Недруг поддакивает - друг спорит.
- Не спеши языком - торопись делом.
- Волков бояться - в лес не ходить.
- Поспешишь - людей насмешишь и тд.
VI. Развитие речи.
- Записать предложения, соответствующие схемам.
1 в. [ ], [перечисл]. 4 в. [время] - [ ].
[ ]: [причина]. [ ]: [пояснен.].
2 в. [ ]; [перечисл]. 5 в. [ ], [ ], [ ].
[->] - [<-]. [ ]: [причина].
3 в. [ ]: [дополн.]. 6 в. [ ] - [быстро].
[ ] - [вывод ]. [ ]: [и увидел].
VI. Графический слуховой диктант.
- Начертить схемы предложений текста.
Хороши хлеба - душа спокойна: будут все сыты.
[ ] - [ ]: [ ].
Плохи хлеба - горя не миновать. [ ] - [ ].
Так было исстари. [- = ].
Так и теперь. [ - ].
Хлеб - всему венец. [ ] - [ ].
И мы умели беречь хлеб, знали ему цену. [- =, = ].
Знали, что стоит получить полновесный тяжёлый колос.
[ ],(что ).
Знали: кем бы ты ни был - тебе нужен хлеб.
[ ]: [ ] - [ ].
VII. Подведение итогов.