Рабочая программа по чтению и развитию речи (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №12»

Утверждена приказом

руководителя образовательного учреждения

№_________ от ______________







Рабочая программа

по чтению и развитию речи в 6 классах











Рогозина Татьяна Владимировна

(Ф.И.О. учителя - разработчика)




Рассмотрена на

педагогическом совете

от «___» _________ 2013 г.

2013-2014 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 6 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 - 9 классы под редакцией В. В. Воронковой. М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2011 год, учебника «Чтение» 6 класс, под редакцией И. М. Бгажноковой, Е. С. Погостиной, - М.: Просвещение, 2011г.

Коррекционная направленность обучения включает: коррекцию мышления по решению смыслового процесса чтения, коррекция памяти по накоплению смысловых догадок для скорости зрительного восприятия при прочитывании, коррекция лексико-грамматической стороны речи.

Основными задачами обучения в 6 классе является:

  • Формирование навыков техники чтения: сознательного, беглого, выразительного чтения вслух в соответствии с нормами литературного произношения, чтения «про себя».

  • Развитие умения выделять главную мысль произведения и его частей.

  • Формирование умения выделять основные черты характера действующих лиц.

  • Развитие навыка полного и выборочного пересказа.

  • Развитие самостоятельного чтения с выполнением различных заданий.

Программа рассчитана на 136 часов с учетом проведения уроков 4 раза в неделю. (1 четверть - 32 часа, 2 четверть- 32 часа, 3 четверть - 40 часов, 4 четверть - 32 часа.)

Программный материал представлен следующими разделами: героическое прошлое и настоящее нашей Родины, события в мире, труд людей, родная природа и бережное отношение к ней, знаменательные события в жизни страны.

Увеличивается объем слов, читаемых за минуту от 70 до 80 слов. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. По программе заучивается наизусть 8 - 10 стихотворений.

При проведении уроков используются следующие методы обучения:

  • Словесный (рассказ, объяснения, беседа, дискуссия, работа с учебником и книгой).

  • Наглядный (наблюдения, демонстрация).

  • Практический (упражнения, самостоятельная работа, тест).

  • Объяснительно-иллюстративный.

  • Репродуктивный.

  • Проблемный.

  • Частично - поисковый .

  • Исследовательский.

  • Метод изложения новых знаний.

  • Повторение и закрепление новых знаний.

На уроках используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы обучения. Используются разные виды уроков: урок - сообщения новых знаний, комбинированный, урок - закрепление, повторительно-обобщающий, урок - зачет, урок - викторина.

При проведении уроков используются цифровые образовательные ресурсы: региональная коллекция ЦОР. С целью сохранения и укрепления здоровья учащихся применяются элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного: физкультминутки, динамическая смена поз, упражнения по коррекции и охране здоровья.

Знания и умения учащихся оцениваются за учебную четверть и за год. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, зачетов, тестовых заданий. Для проверки навыков техники чтения используется книга «Контрольные работы в начальной школе (1-4кл.), авторы: В.Г. Городецкий, Л. И. Тикунова.














Требования к уровню подготовки учащихся:

учащиеся 6 класса должны знать:


  • Наизусть 8 - 10 стихотворений.

Учащиеся 6 класса должны уметь:


  • Читать вслух сознательно, правильно, выразительно, читать «про себя»;

  • Выделять главную мысль произведения;

  • Определять основные черты характера действующих лиц;

  • Пересказывать текст по плану полно и выборочно.

Содержание тем учебного курса

Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о борьбе за мир во всем мире; о труде людей; о родной природе и бережном отношении к ней; о знаменательных событиях в жизни страны.

































Учебно-тематический план



п\п

Дата

проведения

Содержание

Кол-во часов

Нагляд.

пособия,

ЦОРы

Примечание (словарь)

1 четверть


Учитесь видеть красоту

В лучах разбуженного солнца

И, воплощая в жизнь мечту,

Испейте всю ее до донца…

Д. Федорова

1.

04.09.

(а,б)

По В. Пескову. «Отечество». Выразительное чтение.


1

иллюстрация

эпиграф

2.

05.09.(а)

06.09.(б)

М. Ножкин. «Россия». Наизусть.


1

карта

чужеземец

3.

06.09.(а)

07.09.(б)

М. Пришвин. « Моя родина». Отрывок наизусть.


1

Иллюстрация

ЦОР

№ 5


4.

09.09.

(а,б)

В. Бианки. «Сентябрь».

Осознанное чтение. Устное рисование.


1

ЦОР

№29

картины природы

листопадник

5.

11.09.

(а,б)

И. Бунин. «Лес, точно терем расписной…» .

Выделение образных выражений, раскрывающих картину природы. Наизусть.


1

иллюстрация леса

терем

лазурь.

6.

12.09.(а)

13.09.(б)

Ю. Качаев. «Грабитель».

Пересказ прочитанного текста.


1


сопка, тасхылы

7-8.

13.09.(а)

14.09.(б)

16.09.

(а,б)

Б. Житков. « Белый домик». Составление устной картины к рассказу.


2

ЦОР

№ 4


9.

18.09.

(а,б)

А. Белорусец. «Звонкие ключи».

Выразительное чтение.

1

иллюстрация

полярные прилагательные

10.

19.09.(а)

20.09.(б)

А. Белорусец. «Звонкие ключи».

Составление плана.

1



11.

20.09.(а)

21.09.(б)

А. Белорусец. «Звонкие ключи».

Пересказ по плану.

1



12.

23.09.

(а,б)

А. Белорусец. «Звонкие ключи».

Характеристика героев. Обобщающий.

1



13.

25.09.

(а,б)

В.Ч.

Что интересного я прочитал за …Отчет

1

выставка книг


14.

26.09.(а)

27.09.(б)

К.Паустовский. «Заячьи лапы».

Осознанное чтение.

1

ЦОР

№26

иллюстрация

ветеринар

15.

27.09.(а)

28.09.(б)

К.Паустовский. «Заячьи лапы».

Озаглавливание.

1


профессор

16.

30.09.

(а,б)

К.Паустовский. «Заячьи лапы».

Составление плана пересказа.


1



17.

02.10.

(а,б)

К.Паустовский. «Заячьи лапы».

Пересказ по составленному плану.

1

детские рисунки


18.

03.10.(а)

04.10(б)

К.Паустовский. «Заячьи лапы».

Характеристика героев.

1

следы разных животных


19.

04.10.(а)

05.10.(б)

И.С. Тургенев. «Осенний день».

Пересказ

1

ЦОР

№27

картины природы

приют

20-21.

07.10.

(а,б)

09.10(а, б)


Е.Носов. «Хитрюга». Чтение по ролям. Озаглавь, перескажи.

2



22-23.

10.10.(а)

11.10.(б)

В.Бианки. «Октябрь». Осознанное чтение.

Р.Р. Сочинение

2

картины природы

грязник.

зазимник

24.

11.10(а)

12.10(б)

С.Михалков. «Будь человеком». Выразительное чтение.

1

иллюстрация

эгоист

25.

14.10.

(а,б)

Б.Заходер. «Петя мечтает».

Наизусть

1



26.

16.10.

(а,б)

По Д. Биссету. «Слон и Муравей».

Чтение по ролям.

1


закадычный

27.

17.10.(а)

18.10.(б)


По Д. Биссету. «Слон и Муравей».

Пересказ.

1



28.

18.10(а)

19.10.(б)

По Д. Биссету. « Кузнечик Денди».

Чтение по ролям.

1



иллюстрации

гордец

29.

21.10.

(а,б)

По Д. Биссету. Кузнечик Денди.

Пересказ. Характеристика героев.

1



30-31.

23.10.

(а,б)

24.10(а)

25.10.(б)

Дж. Родари. «Как один мальчик играл с палкой».

Осознанное чтение. Пересказ прочитанного текста.

2



32.

25.10.(а)

26.10.(б)

Дж. Родари. «Пуговкин домик».

Чтение по ролям. Проверка техники чтения.

1

иллюстрации

мажордом



2 четверть




33.



Дж. Родари. «Пуговкин домик».

Пересказ.

1



34.


Дж. Родари. «Пуговкин домик».

Характеристика героев.

1



35.


В.Ч.

Фольклор ДВ. Обсуждение.

1

выставка книг


36.


Обобщающий урок за четверть по теме «Красота характера и поступков»

1



В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть;

Отечество, Верность, Братство.

А есть еще: Совесть, Честь…

А. Яшин

37.



«Илья Муромец и Соловей-разбойник». Чтение по ролям.

1

ЦОР

№28

картина

былина

38.


Ф.Глинка. «Москва». Выразительное чтение.

1

иллюстрация столицы

посад

пригород

39.


В.Бианки. «Ноябрь». Устное рисование

Вводный

1

картины природы

зябь

40-41.

По С. Алексееву. «Без Нарвы не видать моря». Осознанное чтение.

Пересказ.

2


фокус

гвардия

42.


По С.Алексееву. «На берегу Невы».

Осознанное чтение.

1

иллюстрация

ботфорты

устье

43-44.


По С.Алексееву. «Рассказы о русском подвиге». Чтение по ролям.

Пересказ.

2

репродукции

адъютант

45.


По Е.Холмогоровой. «Великодушный русский воин».Осознанное чтение.

1

репродукции

герб

камин


46.


По Е.Холмогоровой. «Великодушный русский воин». Составление плана пересказа

1

репродукции

маневр

47.

По Е.Холмогоровой. «Великодушный русский воин».

Пересказ.

1

репродукции


48.


По Е.Холмогоровой. «Великодушный русский воин».

Характеристика героев.

1



49-50.

По Н.Носову. «Как Незнайка сочинял стихи».Чтение по ролям.

Пересказ

2

ЦОР

№30,31

иллюстрации


51-52.


Е.Пермяк.«Тайна цены». Осознанное чтение.

Пересказ.

2

ЦОР

№32

Рисунки детей

дюжина

цена

53.


В.Ч. Легенды и сказки ДВ.

Отзыв о книге.

1



54.




«Здравствуйте». Пересказ по плану.

1



55.


В. Бианки. «Декабрь». Е. Благигина. «Новогодние загадки». А.Никитин. «Встреча зимы».

1

картины природы

студень

56.


А.Дорохов. «Теплый снег». Устное рисование

1

картины природы


57.


А.Пушкин. «Вот север тучи нагоняя» Наизусть

1

ЦОР

№35

картины природы

проказы

58.


Д. Хармс. «Пушкин». Осознанное чтение. Проверка техники чтения.

1

ЦОР

№36


викторина

59.


С.Маршак. «Двенадцать месяцев».

Чтение по ролям. Сообщение новых знаний

1

ЦОР

№37

иллюстрации к сказке

пьеса

60.

С.Маршак. «Двенадцать месяцев».

Устное рисование.

1

иллюстрации к сказке

падчерица

61.

С.Маршак. «Двенадцать месяцев».

Иллюстрирование.

1

рисунки детей


62.

С.Маршак. «Двенадцать месяцев».

Характеристика героев. Зачет.

1

иллюстрации к сказке


63.


В.Ч. Бианки. «Рассказы о птицах».

Иллюстрирование

1

рисунки детей


64.

Обобщающий урок за четверть «Литературные сказки». Викторина

1



Морозы - декабрю, метели - февралю,

Капели первые - задумчивому марту,

А я б сказать не мог, что больше я люблю.

Н. Рыленков

3 четверть

65.


В.Бианки. «Январь».

Выборочное чтение;

1

картина природы

пословицы

66.


Х.К. Андерсен. «Ель». Выразительное чтение.

1

ЦОР

№ 6, 38

иллюстрация

рождество

67.

Х.К. Андерсен. «Ель». Составление плана.

1

68.


Х.К. Андерсен. «Ель». Пересказ по плану.

1

69.


Х.К. Андерсен. «Ель». Характеристика героев. Обобщающий

1

рисунки детей

70-71.


А.Чехов «Ванька». Выразительное чтение.

Пересказ.

2

иллюстрация

колодка, заутреня, сидельцы

72.


И. Никитин. «Весело сияет месяц над селом…»

Выразительное чтение.

1

картина природы

73.


И. Суриков. «Белый снег пушистый…»

Наизусть.

1

картина природы

74-75.


М.Зощенко. «Леля и Минька». Осознанное чтение.

Пересказ.

2

76-77.


Ю.Рытхеу. «Пурга». Осознанное чтение. Характеристика героя.

2

картина природы

малахай

78-79.

Ю. Дмитриев. «Таинственный ночной гость». Осознанное чтение.

Пересказ.

2

иллюстрация

80.


В.Ч. «Птицы под снегом». Пришвин. Пересказ по заданию.

1

иллюстрация

81.

В.Бианки. « Февраль».

Сопоставление прочитанного с собственными наблюдениями.

1

картина природы

перезимок

82.

Х.К.Андерсен. «Снежная королева».

Осознанное чтение.

1

ЦОР

№2

иллюстрации к сказке

тростник

83.

Х.К.Андерсен. «Снежная королева».

Озаглавливание.

1

иллюстрации к сказке

принцесса.

84.

Х.К.Андерсен. «Снежная королева».

Составление плана пересказа.

1

рисунки

чертоги

85.

Х.К.Андерсен. «Снежная королева».

Пересказ.

1

рисунки детей

86.


Х.К.Андерсен. «Снежная королева».

Устное рисование.

1

87.

Х.К.Андерсен. «Снежная королева».

Иллюстрирование.

1

Картин ный план

88.


Х.К.Андерсен. «Снежная королева».

Характеристика героев.

1

89.


Х.К.Андерсен. «Снежная королева».

Урок -зачет.

1

картинный план, рисунки детей

90.


В.Драгунский. «Кот в сапогах».

Осознанное чтение.

1

ЦОР

№39

иллюстрации

91.

В.Драгунский. «Кот в сапогах».

Пересказ.

1

план

92.

В.Драгунский. «Кот в сапогах».

Характеристика героев.

1

рисунки

93.

С. Смирнов. «Первые приметы». Выразительное чтение.

1

краснотал

94.

В.Ч. Улица младшего сына».Отношение к поступкам.

1

95.

В.Бианки. «Март». Осознанное чтение.

1

картины природы

капельник

96-97.

В.Песков. «Весна идет». Осознанное чтение.

Пересказ.

2

ЦОР

№ 40

рисунки детей

ратуша

Самая большая радость в мире -

Это делать счастье для других.

М. Дудин

98-99.

М.Пришвин.

«Жаркий час». Осознанное чтение.

Пересказ.

2

100-101.


Г. Скребицкий. «Весенняя песня».

Осознанное чтение.

Пересказ.

2

ЦОР

№ 15

картины природы

102.

В.Жуковский. «Жаворонок».

Выразительное чтение. Проверка техники чтения.

1

иллюстрация

романс

103-104.


А.Толстой. «Детство Никиты». Осознанное чтение.

Пересказ.

2

ЦОР

№ 42, 43

иллюстрация

мерин, выгон, дрожки

105.

А.Твардовский. «Как после мартовских метелей». Выразительное чтение.

1

картина природы

106.


А. Плещеев. «И вот шатер свой голубой». Наизусть.

1

окроплены

107.


В.Ч. Г. Скребицкий. «Длинноволосые рыболовы». Отзыв о прочитанном.

1

108.


Обобщающий урок за четверть «Весна». Викторина.

1


4 четверть


109.

«Апрель». В. Бианки.

1

картина природы

экскурсия

110.


К.Паустовский. «Стальное колечко».

Чтение по ролям.

Вводный

1

ЦОР

№ 43,44

(фрагмент фильма)

иллюстрации

махорка

111.

К.Паустовский. «Стальное колечко».

Пересказ.

1

112.


К. Паустовский. «Стальное колечко».

Характеристика героев.

1

113.


В. Астафьев. «Злодейка» .Осознанное чтение.

1

114.


По Е. Барониной. «Рассказы про зверей». Осознанное чтение.

1

иллюстрации

ветеринар

горилла

115.

Д.Хармс. «Заяц и еж». Пересказ

1

ЦОР

№ 45

116.

И.Крылов. «Зеркало и обезьяна».

Наизусть.

1

ЦОР

№ 46

иллюстрации

басня

117.


В.Ч. Мамин- Сибиряк. «Сказка про воробья». Пересказ.

1

118.


Р.Киплинг. «Рикки-Тикки-Тави». Чтение по ролям.

Вводный

1

ЦОР

№ 47

иллюстрации

мангуст

119.


Р.Киплинг. «Рикки-Тикки-Тави». Озаглавь.

1

120

Р.Киплинг. «Рикки-Тикки-Тави».

Составление плана пересказа.

1

картинный план

121.

Р.Киплинг. «Рикки-Тикки-Тави».

Пересказ.

1

картинный план

122.


Р.Киплинг. «Рикки-Тикки-Тави».

Иллюстрирование.

1

рисунки

123.


Р.Киплинг. «Рикки-Тикки-Тави».

Характеристика героев. Зачет.

1

124.


В.Набоков. «Дождь пролетел». Наизусть. В.Бианки. «Май»

1

картина природы

125.


М.Дудин. «Наши песни спеты на войне

1

иллюстрация

126.


В.Медведев. «Звездолет «Брунька». Осознанное чтение.

Вводный

1

127.

В.Медведев. «Звездолет «Брунька».

Составление плана пересказа.

1

128.


В.Медведев. «Звездолет «Брунька».

Пересказ.

1

129.


К.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками».

Осознанное чтение. Проверка техники чтения.

Вводный

1

ЦОР

№ 48

иллюстрация

композитор

130.


К.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Характеристика героев.

Краткий пересказ.

1

131.


К.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками».

1

рисунок

132.


Сент-Экзюпери. «Маленький принц».

Пересказ.

1

ЦОР

№ 49

иллюстрация

133.


В.Астафьев. «Зорькина песня». Осознанное чтение.

1

иллюстрация

увал, прясло, распадок

134.


Н.Рыленков. «Нынче ветер. Как мальчишка, весел…». Выразительное чтение.

1

вторить

135.


В.Ч. А.Толстой «Золотой ключик».

1

ЦОР

№ 50

иллюстрации

136.


Обобщающий урок за четверть по теме «Природа в литературных сказках».

1



Литература


Дополнительная литература для учащихся

1. В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка». В 4 томах. - М.: Русский язык. - Медиа, 2006г.

2. Хрестоматия по ДВ литературе.

Дополнительная литература для учителя


1. Бородич, А.М. Методика развития речи [Текст] / А.М. Бородич. - М., 1981.

2. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения [Текст] / Т.Г. Егоров. - М.:

Просвещение, 1963.

3. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений [Текст] / А.Г. Зикеев. - М.: Издательский центр «Академия»,

4. Иншакова, О.Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция [Текст] / О.Б.

Иншакова.- М.: Педагогика, 2000.

5. Корнев, А.Н. Нарушение чтения и письма у детей [Текст] / А.Н. Корнев. - СПб., 1997. 25

6 .Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению.- М.: ВАКО, 2004.- 128с.

7. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида,5-9 классы, допущено Министерством образования и науки РФ, Москва, Просвещение, 2011, под редакцией Воронковой В.В.

Интернет-ресурсы

  • Региональная коллекция ЦОР.


© 2010-2022