- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по чтению и развитию речи (6 класс)
Рабочая программа по чтению и развитию речи (6 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рогозина Т.В. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №12»
Утверждена приказом
руководителя образовательного учреждения
№_________ от ______________
Рабочая программа
по чтению и развитию речи в 6 классах
Рогозина Татьяна Владимировна
(Ф.И.О. учителя - разработчика)
Рассмотрена на
педагогическом совете
от «___» _________ 2013 г.
2013-2014 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 6 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 - 9 классы под редакцией В. В. Воронковой. М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2011 год, учебника «Чтение» 6 класс, под редакцией И. М. Бгажноковой, Е. С. Погостиной, - М.: Просвещение, 2011г.
Коррекционная направленность обучения включает: коррекцию мышления по решению смыслового процесса чтения, коррекция памяти по накоплению смысловых догадок для скорости зрительного восприятия при прочитывании, коррекция лексико-грамматической стороны речи.
Основными задачами обучения в 6 классе является:
-
Формирование навыков техники чтения: сознательного, беглого, выразительного чтения вслух в соответствии с нормами литературного произношения, чтения «про себя».
-
Развитие умения выделять главную мысль произведения и его частей.
-
Формирование умения выделять основные черты характера действующих лиц.
-
Развитие навыка полного и выборочного пересказа.
-
Развитие самостоятельного чтения с выполнением различных заданий.
Программа рассчитана на 136 часов с учетом проведения уроков 4 раза в неделю. (1 четверть - 32 часа, 2 четверть- 32 часа, 3 четверть - 40 часов, 4 четверть - 32 часа.)
Программный материал представлен следующими разделами: героическое прошлое и настоящее нашей Родины, события в мире, труд людей, родная природа и бережное отношение к ней, знаменательные события в жизни страны.
Увеличивается объем слов, читаемых за минуту от 70 до 80 слов. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. По программе заучивается наизусть 8 - 10 стихотворений.
При проведении уроков используются следующие методы обучения:
-
Словесный (рассказ, объяснения, беседа, дискуссия, работа с учебником и книгой).
-
Наглядный (наблюдения, демонстрация).
-
Практический (упражнения, самостоятельная работа, тест).
-
Объяснительно-иллюстративный.
-
Репродуктивный.
-
Проблемный.
-
Частично - поисковый .
-
Исследовательский.
-
Метод изложения новых знаний.
-
Повторение и закрепление новых знаний.
На уроках используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы обучения. Используются разные виды уроков: урок - сообщения новых знаний, комбинированный, урок - закрепление, повторительно-обобщающий, урок - зачет, урок - викторина.
При проведении уроков используются цифровые образовательные ресурсы: региональная коллекция ЦОР. С целью сохранения и укрепления здоровья учащихся применяются элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного: физкультминутки, динамическая смена поз, упражнения по коррекции и охране здоровья.
Знания и умения учащихся оцениваются за учебную четверть и за год. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, зачетов, тестовых заданий. Для проверки навыков техники чтения используется книга «Контрольные работы в начальной школе (1-4кл.), авторы: В.Г. Городецкий, Л. И. Тикунова.
Требования к уровню подготовки учащихся:
учащиеся 6 класса должны знать:
-
Наизусть 8 - 10 стихотворений.
Учащиеся 6 класса должны уметь:
-
Читать вслух сознательно, правильно, выразительно, читать «про себя»;
-
Выделять главную мысль произведения;
-
Определять основные черты характера действующих лиц;
-
Пересказывать текст по плану полно и выборочно.
Содержание тем учебного курса
Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о борьбе за мир во всем мире; о труде людей; о родной природе и бережном отношении к ней; о знаменательных событиях в жизни страны.
Учебно-тематический план
№
п\п
Дата
проведения
Содержание
Кол-во часов
Нагляд.
пособия,
ЦОРы
Примечание (словарь)
1 четверть
Учитесь видеть красоту
В лучах разбуженного солнца
И, воплощая в жизнь мечту,
Испейте всю ее до донца…
Д. Федорова
1.
04.09.
(а,б)
По В. Пескову. «Отечество». Выразительное чтение.
1
иллюстрация
эпиграф
2.
05.09.(а)
06.09.(б)
М. Ножкин. «Россия». Наизусть.
1
карта
чужеземец
3.
06.09.(а)
07.09.(б)
М. Пришвин. « Моя родина». Отрывок наизусть.
1
Иллюстрация
ЦОР
№ 5
4.
09.09.
(а,б)
В. Бианки. «Сентябрь».
Осознанное чтение. Устное рисование.
1
ЦОР
№29
картины природы
листопадник
5.
11.09.
(а,б)
И. Бунин. «Лес, точно терем расписной…» .
Выделение образных выражений, раскрывающих картину природы. Наизусть.
1
иллюстрация леса
терем
лазурь.
6.
12.09.(а)
13.09.(б)
Ю. Качаев. «Грабитель».
Пересказ прочитанного текста.
1
сопка, тасхылы
7-8.
13.09.(а)
14.09.(б)
16.09.
(а,б)
Б. Житков. « Белый домик». Составление устной картины к рассказу.
2
ЦОР
№ 4
9.
18.09.
(а,б)
А. Белорусец. «Звонкие ключи».
Выразительное чтение.
1
иллюстрация
полярные прилагательные
10.
19.09.(а)
20.09.(б)
А. Белорусец. «Звонкие ключи».
Составление плана.
1
11.
20.09.(а)
21.09.(б)
А. Белорусец. «Звонкие ключи».
Пересказ по плану.
1
12.
23.09.
(а,б)
А. Белорусец. «Звонкие ключи».
Характеристика героев. Обобщающий.
1
13.
25.09.
(а,б)
В.Ч.
Что интересного я прочитал за …Отчет
1
выставка книг
14.
26.09.(а)
27.09.(б)
К.Паустовский. «Заячьи лапы».
Осознанное чтение.
1
ЦОР
№26
иллюстрация
ветеринар
15.
27.09.(а)
28.09.(б)
К.Паустовский. «Заячьи лапы».
Озаглавливание.
1
профессор
16.
30.09.
(а,б)
К.Паустовский. «Заячьи лапы».
Составление плана пересказа.
1
17.
02.10.
(а,б)
К.Паустовский. «Заячьи лапы».
Пересказ по составленному плану.
1
детские рисунки
18.
03.10.(а)
04.10(б)
К.Паустовский. «Заячьи лапы».
Характеристика героев.
1
следы разных животных
19.
04.10.(а)
05.10.(б)
И.С. Тургенев. «Осенний день».
Пересказ
1
ЦОР
№27
картины природы
приют
20-21.
07.10.
(а,б)
09.10(а, б)
Е.Носов. «Хитрюга». Чтение по ролям. Озаглавь, перескажи.
2
22-23.
10.10.(а)
11.10.(б)
В.Бианки. «Октябрь». Осознанное чтение.
Р.Р. Сочинение
2
картины природы
грязник.
зазимник
24.
11.10(а)
12.10(б)
С.Михалков. «Будь человеком». Выразительное чтение.
1
иллюстрация
эгоист
25.
14.10.
(а,б)
Б.Заходер. «Петя мечтает».
Наизусть
1
26.
16.10.
(а,б)
По Д. Биссету. «Слон и Муравей».
Чтение по ролям.
1
закадычный
27.
17.10.(а)
18.10.(б)
По Д. Биссету. «Слон и Муравей».
Пересказ.
1
28.
18.10(а)
19.10.(б)
По Д. Биссету. « Кузнечик Денди».
Чтение по ролям.
1
иллюстрации
гордец
29.
21.10.
(а,б)
По Д. Биссету. Кузнечик Денди.
Пересказ. Характеристика героев.
1
30-31.
23.10.
(а,б)
24.10(а)
25.10.(б)
Дж. Родари. «Как один мальчик играл с палкой».
Осознанное чтение. Пересказ прочитанного текста.
2
32.
25.10.(а)
26.10.(б)
Дж. Родари. «Пуговкин домик».
Чтение по ролям. Проверка техники чтения.
1
иллюстрации
мажордом
2 четверть
33.
Дж. Родари. «Пуговкин домик».
Пересказ.
1
34.
Дж. Родари. «Пуговкин домик».
Характеристика героев.
1
35.
В.Ч.
Фольклор ДВ. Обсуждение.
1
выставка книг
36.
Обобщающий урок за четверть по теме «Красота характера и поступков»
1
В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть;
Отечество, Верность, Братство.
А есть еще: Совесть, Честь…
А. Яшин
37.
«Илья Муромец и Соловей-разбойник». Чтение по ролям.
1
ЦОР
№28
картина
былина
38.
Ф.Глинка. «Москва». Выразительное чтение.
1
иллюстрация столицы
посад
пригород
39.
В.Бианки. «Ноябрь». Устное рисование
Вводный
1
картины природы
зябь
40-41.
По С. Алексееву. «Без Нарвы не видать моря». Осознанное чтение.
Пересказ.
2
фокус
гвардия
42.
По С.Алексееву. «На берегу Невы».
Осознанное чтение.
1
иллюстрация
ботфорты
устье
43-44.
По С.Алексееву. «Рассказы о русском подвиге». Чтение по ролям.
Пересказ.
2
репродукции
адъютант
45.
По Е.Холмогоровой. «Великодушный русский воин».Осознанное чтение.
1
репродукции
герб
камин
46.
По Е.Холмогоровой. «Великодушный русский воин». Составление плана пересказа
1
репродукции
маневр
47.
По Е.Холмогоровой. «Великодушный русский воин».
Пересказ.
1
репродукции
48.
По Е.Холмогоровой. «Великодушный русский воин».
Характеристика героев.
1
49-50.
По Н.Носову. «Как Незнайка сочинял стихи».Чтение по ролям.
Пересказ
2
ЦОР
№30,31
иллюстрации
51-52.
Е.Пермяк.«Тайна цены». Осознанное чтение.
Пересказ.
2
ЦОР
№32
Рисунки детей
дюжина
цена
53.
В.Ч. Легенды и сказки ДВ.
Отзыв о книге.
1
54.
«Здравствуйте». Пересказ по плану.
1
55.
В. Бианки. «Декабрь». Е. Благигина. «Новогодние загадки». А.Никитин. «Встреча зимы».
1
картины природы
студень
56.
А.Дорохов. «Теплый снег». Устное рисование
1
картины природы
57.
А.Пушкин. «Вот север тучи нагоняя» Наизусть
1
ЦОР
№35
картины природы
проказы
58.
Д. Хармс. «Пушкин». Осознанное чтение. Проверка техники чтения.
1
ЦОР
№36
викторина
59.
С.Маршак. «Двенадцать месяцев».
Чтение по ролям. Сообщение новых знаний
1
ЦОР
№37
иллюстрации к сказке
пьеса
60.
С.Маршак. «Двенадцать месяцев».
Устное рисование.
1
иллюстрации к сказке
падчерица
61.
С.Маршак. «Двенадцать месяцев».
Иллюстрирование.
1
рисунки детей
62.
С.Маршак. «Двенадцать месяцев».
Характеристика героев. Зачет.
1
иллюстрации к сказке
63.
В.Ч. Бианки. «Рассказы о птицах».
Иллюстрирование
1
рисунки детей
64.
Обобщающий урок за четверть «Литературные сказки». Викторина
1
Морозы - декабрю, метели - февралю,
Капели первые - задумчивому марту,
А я б сказать не мог, что больше я люблю.
Н. Рыленков
3 четверть
65.
В.Бианки. «Январь».
Выборочное чтение;
1
картина природы
пословицы
66.
Х.К. Андерсен. «Ель». Выразительное чтение.
1
ЦОР
№ 6, 38
иллюстрация
рождество
67.
Х.К. Андерсен. «Ель». Составление плана.
1
68.
Х.К. Андерсен. «Ель». Пересказ по плану.
1
69.
Х.К. Андерсен. «Ель». Характеристика героев. Обобщающий
1
рисунки детей
70-71.
А.Чехов «Ванька». Выразительное чтение.
Пересказ.
2
иллюстрация
колодка, заутреня, сидельцы
72.
И. Никитин. «Весело сияет месяц над селом…»
Выразительное чтение.
1
картина природы
73.
И. Суриков. «Белый снег пушистый…»
Наизусть.
1
картина природы
74-75.
М.Зощенко. «Леля и Минька». Осознанное чтение.
Пересказ.
2
76-77.
Ю.Рытхеу. «Пурга». Осознанное чтение. Характеристика героя.
2
картина природы
малахай
78-79.
Ю. Дмитриев. «Таинственный ночной гость». Осознанное чтение.
Пересказ.
2
иллюстрация
80.
В.Ч. «Птицы под снегом». Пришвин. Пересказ по заданию.
1
иллюстрация
81.
В.Бианки. « Февраль».
Сопоставление прочитанного с собственными наблюдениями.
1
картина природы
перезимок
82.
Х.К.Андерсен. «Снежная королева».
Осознанное чтение.
1
ЦОР
№2
иллюстрации к сказке
тростник
83.
Х.К.Андерсен. «Снежная королева».
Озаглавливание.
1
иллюстрации к сказке
принцесса.
84.
Х.К.Андерсен. «Снежная королева».
Составление плана пересказа.
1
рисунки
чертоги
85.
Х.К.Андерсен. «Снежная королева».
Пересказ.
1
рисунки детей
86.
Х.К.Андерсен. «Снежная королева».
Устное рисование.
1
87.
Х.К.Андерсен. «Снежная королева».
Иллюстрирование.
1
Картин ный план
88.
Х.К.Андерсен. «Снежная королева».
Характеристика героев.
1
89.
Х.К.Андерсен. «Снежная королева».
Урок -зачет.
1
картинный план, рисунки детей
90.
В.Драгунский. «Кот в сапогах».
Осознанное чтение.
1
ЦОР
№39
иллюстрации
91.
В.Драгунский. «Кот в сапогах».
Пересказ.
1
план
92.
В.Драгунский. «Кот в сапогах».
Характеристика героев.
1
рисунки
93.
С. Смирнов. «Первые приметы». Выразительное чтение.
1
краснотал
94.
В.Ч. Улица младшего сына».Отношение к поступкам.
1
95.
В.Бианки. «Март». Осознанное чтение.
1
картины природы
капельник
96-97.
В.Песков. «Весна идет». Осознанное чтение.
Пересказ.
2
ЦОР
№ 40
рисунки детей
ратуша
Самая большая радость в мире -
Это делать счастье для других.
М. Дудин
98-99.
М.Пришвин.
«Жаркий час». Осознанное чтение.
Пересказ.
2
100-101.
Г. Скребицкий. «Весенняя песня».
Осознанное чтение.
Пересказ.
2
ЦОР
№ 15
картины природы
102.
В.Жуковский. «Жаворонок».
Выразительное чтение. Проверка техники чтения.
1
иллюстрация
романс
103-104.
А.Толстой. «Детство Никиты». Осознанное чтение.
Пересказ.
2
ЦОР
№ 42, 43
иллюстрация
мерин, выгон, дрожки
105.
А.Твардовский. «Как после мартовских метелей». Выразительное чтение.
1
картина природы
106.
А. Плещеев. «И вот шатер свой голубой». Наизусть.
1
окроплены
107.
В.Ч. Г. Скребицкий. «Длинноволосые рыболовы». Отзыв о прочитанном.
1
108.
Обобщающий урок за четверть «Весна». Викторина.
1
4 четверть
109.
«Апрель». В. Бианки.
1
картина природы
экскурсия
110.
К.Паустовский. «Стальное колечко».
Чтение по ролям.
Вводный
1
ЦОР
№ 43,44
(фрагмент фильма)
иллюстрации
махорка
111.
К.Паустовский. «Стальное колечко».
Пересказ.
1
112.
К. Паустовский. «Стальное колечко».
Характеристика героев.
1
113.
В. Астафьев. «Злодейка» .Осознанное чтение.
1
114.
По Е. Барониной. «Рассказы про зверей». Осознанное чтение.
1
иллюстрации
ветеринар
горилла
115.
Д.Хармс. «Заяц и еж». Пересказ
1
ЦОР
№ 45
116.
И.Крылов. «Зеркало и обезьяна».
Наизусть.
1
ЦОР
№ 46
иллюстрации
басня
117.
В.Ч. Мамин- Сибиряк. «Сказка про воробья». Пересказ.
1
118.
Р.Киплинг. «Рикки-Тикки-Тави». Чтение по ролям.
Вводный
1
ЦОР
№ 47
иллюстрации
мангуст
119.
Р.Киплинг. «Рикки-Тикки-Тави». Озаглавь.
1
120
Р.Киплинг. «Рикки-Тикки-Тави».
Составление плана пересказа.
1
картинный план
121.
Р.Киплинг. «Рикки-Тикки-Тави».
Пересказ.
1
картинный план
122.
Р.Киплинг. «Рикки-Тикки-Тави».
Иллюстрирование.
1
рисунки
123.
Р.Киплинг. «Рикки-Тикки-Тави».
Характеристика героев. Зачет.
1
124.
В.Набоков. «Дождь пролетел». Наизусть. В.Бианки. «Май»
1
картина природы
125.
М.Дудин. «Наши песни спеты на войне.»
1
иллюстрация
126.
В.Медведев. «Звездолет «Брунька». Осознанное чтение.
Вводный
1
127.
В.Медведев. «Звездолет «Брунька».
Составление плана пересказа.
1
128.
В.Медведев. «Звездолет «Брунька».
Пересказ.
1
129.
К.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками».
Осознанное чтение. Проверка техники чтения.
Вводный
1
ЦОР
№ 48
иллюстрация
композитор
130.
К.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Характеристика героев.
Краткий пересказ.
1
131.
К.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками».
1
рисунок
132.
Сент-Экзюпери. «Маленький принц».
Пересказ.
1
ЦОР
№ 49
иллюстрация
133.
В.Астафьев. «Зорькина песня». Осознанное чтение.
1
иллюстрация
увал, прясло, распадок
134.
Н.Рыленков. «Нынче ветер. Как мальчишка, весел…». Выразительное чтение.
1
вторить
135.
В.Ч. А.Толстой «Золотой ключик».
1
ЦОР
№ 50
иллюстрации
136.
Обобщающий урок за четверть по теме «Природа в литературных сказках».
1
Литература
Дополнительная литература для учащихся
1. В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка». В 4 томах. - М.: Русский язык. - Медиа, 2006г.
2. Хрестоматия по ДВ литературе.
Дополнительная литература для учителя
1. Бородич, А.М. Методика развития речи [Текст] / А.М. Бородич. - М., 1981.
2. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения [Текст] / Т.Г. Егоров. - М.:
Просвещение, 1963.
3. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений [Текст] / А.Г. Зикеев. - М.: Издательский центр «Академия»,
4. Иншакова, О.Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция [Текст] / О.Б.
Иншакова.- М.: Педагогика, 2000.
5. Корнев, А.Н. Нарушение чтения и письма у детей [Текст] / А.Н. Корнев. - СПб., 1997. 25
6 .Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению.- М.: ВАКО, 2004.- 128с.
7. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида,5-9 классы, допущено Министерством образования и науки РФ, Москва, Просвещение, 2011, под редакцией Воронковой В.В.
Интернет-ресурсы
-
Региональная коллекция ЦОР.