Разработки уроков по литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Серяева И. П., учитель русского языка и литературы

Урок литературы в 9-м классе « Что делать? …всякому своя дорога»

(Анализ повести "Максим Максимыч»

романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Цель урока:

помочь учащимся понять грустный итог встречи Максима Максимовича с Печориным, причину отчуждения «простого» человека и «героя времени»; продолжать развивать умения сопоставлять образы персонажей, выявлять роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя

Максим Максимыч

Среди родных героев русской прозы,

Максим Максимыч, памятен ты мне,

И твой сюртук, в плечах немного узкий,

И темный плащ, и шашка на ремне.

И смуглость щек, овеянных загаром,

Все «да-с» и «нет-с»- твоя простая речь.

Твои рассказы громкие недаром

Сумел я с детства в памяти сберечь…

Прямое и доверчивое сердце

Гордыне чуждо помыслов пустых

Звезде побед навеки разгореться

Велел народ для подвигов таких.

Ведь в светлый час последнего сраженья

Их выбор был решителен и прост…

И в старости без головокруженья

Над крутизной шли на Чертов мост.

В.Саянов.

Ход урока

Слово учителя

-Мы продолжаем разговор о Печорине, исследуем духовный мир современного Лермонтову героя.

Роман Лермонтова - первый русский психологический роман в прозе.

Серия повестей объединена в сложную композиционную структуру. Каждая часть опиралась на определенную литературную традицию. У каждой повести свой жанр.

"Бэла" - черты путевого очерка и романтической новеллы о любви европейца и "дикарки".

"Княжна Мери" - светская повесть.

"Тамань" - лирическая повесть со слабовыраженным сюжетом и атмосферой таинственности.

"Фаталист" - рассказ о таинственном случае.

"Максим Максимыч" - рассказ в рассказе с элементами бытового описания.

- Главный герой главы"Максим Максимыч" - Григорий Александрович Печорин - объединяет все 5 повестей. Место действия одно и то же - Кавказ. Все повести объединены в роман, задачей которого стало исследование духовного мира современного героя.

На доске:

Психологизм - углубленное изображение духовных переживаний.

- Как Лермонтову удается показать внутренний мир Печорина?

Слово учителя

-Автор ставит перед собой задачу - рассказать "теорию души человеческой".

И для этого использует три приема раскрытия образа - персонажа:

авторская характеристика (в роли автора выступает офицер, с которым в дороге встречается Максим Максимыч в повести "Максим Максимыч");

взаимораскрытие (Максим Максимыч рассказывает о Печорине в повести "Бэла");

самораскрытие (повести "Тамань", "Княжна Мэри", "Фаталист" написаны в форме записей и дневников Печорина).

Сегодня на уроке мы попытаемся понять и объяснить двойственный, противоречивый характер Печорина

Вопросы:

-1Главное место в повести "Максим Максимыч» занимает встреча.

Но здесь 2 встречи. Какая из них главная?

-2 Прочитайте, как Максим Максимыч отнесся к известию о том, что Печорин

здесь, на Кавказе.

-3Что делает штабс- капитан, узнав, что тот, кого он любил, здесь, рядом?

-4 Каким было ожидание Печорина?

-5 Почему Печорину не хотелось увидеть приятеля?

-6 В роли автора выступает офицер, с которым в дороге встречается Максим Максимыч . Он- то и дает портрет Печорина.

Прочитайте описание портрета. На какие особенности характера обращает внимание автор?

-Слово учителя:

«Это портрет человека, много испытавшего на своем веку. Не случайно автор- рассказчик сначала дает ему 23 года, а потом все 30! Снова перед нами сложная, противоречивая, странная личность Печорина»

-7 Какой была встреча героев повести, и чем она закончилась?

-8 Как вы понимаете фразу Максима Максимыча : « Что делать? …всякому своя дорога»

-9 Как раскрылись характеры Максима Максимыча, Печорина в последней встрече?

-На чьей стороне симпатии автора- рассказчика?

-10Почему повесть названа"Максим Максимыч»?

-11Работа с эпиграфом к уроку.

-12 Почему повесть "Максим Максимыч» следует за повестью «Бэла», а не завершает роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

-13Каков финал повести?

14 Приглашение к размышлению

-Пройдет время. Простит ли Максим Максимыч Печорина или сразу выкинет из головы, из сердца человека, обидевшего его? Почему вы так считаете?

Итоги урока Отметки.

Письменная работа «Как характеризует Максима Максимыча его отношение к людям?»

Д/З Чтение повести «Тамань»



«И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?»

(Анализ повести "Тамань»

романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Все от начала до конца в этом цикле

событий движется силой печоринской воли.

Его зоркая наблюдательность, настойчивость,

последовательный интерес к неизвестному,

а пуще всего- влечение к опасности и действию,

напрягая его безотказно работающую, почти

смертоносную волю, создали из заурядно-житейских обстоятельств захватывающее приключение.

Е. Н. Михайлова «Проза Лермонтова»

Цель урока:

помочь открыть учащимся красоту и поэзию мира, изображенного писателем

в повести "Тамань»; проанализировав поведение Печорина в этой повести,

найти объяснение поступкам и чувствам Печорина( ощущение мира как тайны, страстный интерес к жизни и к людям, жажда деятельности и её бесцельность, критическое отношение к себе)

продолжить развитие умения сопоставлять образы персонажей,

понять, почему герой при его энергии, искренности, силе чувств обречен на одиночество в кругу людей, куда его бросила судьба

Ход урока

Организация класса.

Слово учителя

Проверка д/з

Чтение письменных работ

«Как характеризует Максима Максимыча его отношение к людям?»

-2) Анализ повести "Тамань» по вопросам:

-Как в предисловии к журналу Печорина раскрывается авторское отношение к герою?

-2Как Печорин оказался в Тамани?

-3 Куда поселили главного героя романа М.Ю. Лермонтова и его слугу?

4Все содержание повести умещается в нескольких предложениях.

Найдите и почитайте их. (начало повести)

-5Какое захватывающее приключение ждало Печорина в Тамани?

-6Докажите , что Печорин в «Тамани» иной, нежели в других, уже прочитанных повестях?

Работа с эпиграфом к уроку.

7-Согласны ли вы с мнением Е. Н. Михайловой?

-8 Объясните смысл слов Печорина : «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?»

-9Зачем М.Ю. Лермонтов заставляет своего героя вмешаться в жизнь контрабандистов, в их судьбу?»

10 Приглашение к размышлению

Докажите, что «Тамань» - это экран с быстро движущимися декорациями

Слово учителя.

Итоги урока Отметки. Д/З Чтение повести «Княжна Мэри»



© 2010-2022