Программа спецкурса Основы журналистики

Развитие ключевых компетенций школьников – одна из важных задач современного образования. Осознанный выбор будущей профессии – одна из них. Выпускники школы часто испытывают серьезные затруднения в выборе будущей профессии. Далеко не все школьники приступают к нему сознательно. Сами причины выбора чрезвычайно разнообразны. Они могут быть позитивными (советуют родители, учителя, друзья, нравится учебный предмет), а могут быть и негативными (за компанию, по совету друзей, попадая под влияние средс...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5»









Спецкурс

Основы журналистики









Выполнила: Белозерова Валентина Александровна,

учитель русского языка и литературы











Березники, 2013

Пояснительная записка

Развитие ключевых компетенций школьников - одна из важных задач современного образования. Осознанный выбор будущей профессии - одна из них. Выпускники школы часто испытывают серьезные затруднения в выборе будущей профессии. Далеко не все школьники приступают к нему сознательно. Сами причины выбора чрезвычайно разнообразны. Они могут быть позитивными (советуют родители, учителя, друзья, нравится учебный предмет), а могут быть и негативными (за компанию, по совету друзей, попадая под влияние средств массовой информации и общественных стереотипов и т.д.). Следовательно, школьникам необходимо найти наиболее верное решение в выборе того школьного курса, который поможет познакомиться с профессий и минимальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для освоения основ данной профессии. Задача общеобразовательных учреждений - предлагать учащимся курсы разной направленности, ориентированные на разные группы школьников.

Моя работа - спецкурс «Основы журналистики»

Целевая группа: учащиеся 9,10,11 классов, интересующиеся языком, литературой, увлекающиеся журналистикой, имеющие желание выразить себя в слове, проявить свои творческие способности.

Форма: краткосрочный курс, рассчитанный на 16 часов.

Условия: проводится 1 раз в неделю по 2 часа.

Журналистика - профессия энергичных, пишущих, остро и глубоко мыслящих людей.

Цель курса - знакомство учащихся с основами теории и практики современной журналистики, спецификой журналисткой профессии.

Задачи курса:

  • помочь старшеклассникам сделать первые шаги на пути освоения этой интересной и востребованной в современном мире профессии;

  • продолжить работу с текстами различных типов и стилей речи, способствующей качественной подготовке учащихся к итоговой аттестации, развитию речевой, коммуникативной компетенции;

  • развить самостоятельную познавательную деятельность учащихся при использовании метода учебного проекта (создание номера собственной газеты).

Ожидаемые результаты:

Изучение данного курса позволит учащимся:

  • получить представление о деятельности журналиста;

  • знать основные объекты работы при подготовке издания;

  • овладеть технологией создания, редактирования текста;

  • развить умения самостоятельно работать с текстами разных типов, стилей и жанров;

  • повысить речевую и письменную грамотность;

  • развить творческую инициативу и активную жизненную позицию.

Учащиеся приобретут навыки:

  • написания различных статей, репортажей;

  • общения с интересными людьми (интервью);

  • работы с различными источниками информации;

  • работы с текстом;

  • создания и оформления собственной газеты.

Программа спецкурса «Основы журналистики»



Тема занятия

Форма занятия

Вид контроля

1.

Вводное занятие. О журналистике как профессии и как хобби. Миссия журналиста. Микромир редакции, коллективность журналистского труда, взаимодействие. Права и обязанности журналистов.

«Подводные камни» профессии.

Лекция с элементами беседы.

Анкетирование

2.

Из истории журналистики. Печатные издания, их роль в жизни общества. Источники информации: человек, документы. Как составить собственный архив и сеть контактов.

Как находить нужную информацию.

Правила работы с информацией в журналистике.

Лекция с элементами беседы в читальном зале библиотеки

3.

Профессиональная этика журналиста. Этика работы с источниками информации. Этика работы с героями материалов. Шокирующие темы в СМИ. Материалы, вредные для общественной морали. Этика взаимодействия с коллегами и внешним миром. Какой должна быть газета, чтобы ее читали.

Дискуссия

Тестирование

4.

Текст. Тема и идея текста. Типы речи: повествование, описание, рассуждение.

Лекция, групповая работа

Создание текстов разных типов

5.

Стили речи. Особенности художественного и публицистического стилей.

Семинар-практикум

Создание текстов разных стилей

6.

Основные видов жанров в журналистике. Информационное сообщение (заметка). Репортаж - король жанров. Интервью как жанр и метод сбора информации. Новости - классика жанра.

Лекция. Практикум

Написание информационной заметки

7.

Репортаж как основной вид подачи информации. Тема для репортажа: от актуального события до собственного участия. Понятие «информационный повод». Техника работы на месте события: ничего не упустить. Техника написания: кто? где? когда?

Лекция. Практикум

Создание репортажа с места события

8.

Интервью. Трудности амплуа интервьюера. Подготовка к интервью. Техника интервью.

Мастера жанра.

Лекция. Практикум

Интервью на школьную тему у учащихся и преподавателей школы

9.

Основы организации редакции газеты. Структура редакции крупного печатного издания: кто и за что отвечает в редакции. Структура малой редакции: все в руках одного-двух человек. Как планируется номер газеты.

Лекция с элементами беседы в редакции печатного издания

10.

Типы газет (в зависимости от содержания и графического оформления). Эффективное чтение.

Редакционное пространство - постоянные рубрики, тематические колонки. Графическая «одежда» - макет, выбор размера и вида шрифта для заглавия, подзаголовка, надзаголовка, «выделения», текста.

Ритм газеты.

Лекция. Практикум

Проект содержания печатного издания

11.

Кем является Ваш читатель? Социология аудитории. Контакт читателя с редакцией. Универсальный журналист - новое требование рынка. Особенности Интернет-журналистики. Новостные Интернет-порталы. «Рерайтинг» и «копипастинг»: противостояние качественного плагиата и авторской журналистики.

Лекция. Практикум в медиацентре

Анализ новостных Интернет-порталов

9.

Реклама на страницах газеты.

Практикум

Создание рекламы

10.

Очерк. Особенности жанра. Миниатюра, компактность жанра.

Практикум

Написание очерка на одну из тем

11.

Фельетон.

Практикум

Написание фельетона на тему школьной жизни

12.

Анализ рубрик печатных изданий «Березниковский рабочий», «Городская газета», «Березниковская неделя» и др. Тематика, лексика, особенности синтаксиса.

Групповой практикум

13.

Создание газетных статей разных жанров. Редактирование статей для газеты.

Индивидуальная, групповая работа

Творческая работа публицистического стиля

14.

Редактирование текста газетных статей. Работа со словарями, пособиями.

Практикум

15.

Оформление, дизайн газеты.

Индивидуальная, групповая работа

Проект оформления газеты

16.

Представление, защита газеты. Краткий итог спецкурса.

Коллективная, групповая, индивидуальная работа

Номер газеты. Анкетирование

В целом программа спецкурса «Основы журналистики» поможет учащимся 9-11 классов познакомиться с особенностями профессии журналиста, определиться с выбором будущей профессии, подняться на новую ступень речевой культуры, научиться более осознанно пользоваться богатством родного языка для выражения своих мыслей и чувств, развить творческие способности,

Анализ анкет (Приложения 1,2), проведенных на первом и последнем занятиях спецкурса, позволит педагогу сделать выводы о степени полезности данного спецкурса каждому учащемуся.

Приложение 1

Анкета

для обучающихся на курсе «Основы журналистики»


  1. Почему ты выбрал этот спецкурс? _________________________________________________________

  2. Что привлекает тебя в работе журналиста?

_________________________________________________________

  1. Если бы тебе предложили работать в газете, какую рубрику ты бы выбрал для себя?

_________________________________________________________

  1. Чему ты хочешь научиться, посещая спецкурс? __________

_________________________________________________________

Приложение 2

Анкета

для окончивших курс «Основы журналистики»


  1. Полезен ли был для тебя курс? ___________________________________________________________

  2. Чему ты научился за это время? ___________________________________________________________

  3. Оправдались ли твои ожидания? ___________________________________________________________

  4. Захочешь ты работать в редакции школьной/городской газеты, какую рубрику себе выберешь? __________________________________________________________

Напишите рекомендательное письмо, обратитесь к тем, кто еще не

выбрал этот спецкурс._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





© 2010-2022