Практическая работа по русскому языку в 7 классе Повторение и обобщение по теме «Причастие»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс 7

Тема: Повторение и обобщение по теме «Причастие».Практическая работа.

Текст взят из произведения А.С.Грина «Алые паруса»

  1. Обернувшись к выходу, Грэй увидел над дверью огромную картину, сразу содержанием своим наполнившую душное оцепенение библиотеки. 2. Картина изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала. 3. Гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской птицы.4.Паруса , туманно видимые из-за бакборта, полные неистовой силы шторма, валились всей громадой назад. 5. Тусклый свет обречённо боролся с надвигающейся тьмой ночи. 6.Но всего замечательнее была в этой картине фигура человека, стоящего на баке спиной к зрителю.

Комплексный анализ текста

  1. Изменил ли текст ваше настроение? (Текст поднял настроение, взбодрил, что-то сильное, мощное, красивое нахлынуло на меня.)

  2. Найдите в тексте выразительные средства языка и определите их роль. (Эпитеты: огромная картина, душное оцепенение, вздымающийся на гребень, морской вал, распластанный килем, гигантская птица, неистовой силы; метафоры: душное оцепенение библиотеки, распластанный корабельным килем; паруса, полные неистовой силы шторма; сравнение: гребень вала и крылья гигантской птицы; олицетворение: паруса валились, свет боролся. Роль выразительных средств языка в тексте - показать сильную, поэтическую натуру Грэя.

  3. С какой интонацией следует читать текст и почему? Первое предложение звучит взволнованно (Грэя ошеломило содержание огромной картины) во втором предложении звучит интонация торжественности, силы при описании вздымающегося корабля, голос повышается. Повышение голоса остаётся при чтении 3 и 4 предложений, но здесь передаётся ещё восхищение силой корабля и природы. Когда читаешь о борьбе света и тьмы (5), то чувствуется интонация обречённости , голос понижается. Но последнее предложение опять пробуждает интонацию гордости, мужества, восхищения; голос повышается. Последнее предложение - это гимн человеку, который не пасует перед стихией.

  4. С какой музыкой ассоциируется у вас содержание текста? (весь текст звучит на фоне торжественной музыки, в которой слышен рокот волн, неистовость шторма и чувствуется сила человека - капитана корабля).

  5. Укажите ключевые слова (огромная картина, наполнившую содержанием, вздымающейся на гребень, гигантская птица, неистовая сила, громада, обречённо; человек, стоящий спиной к зрителю.

  6. Как связаны между собой 2 и 3 предложения? (Связаны лексическим повтором: «…морского вала. Гребень вала…» используется как выразительное средство языка.)

  7. Какого значение слов вал и гребень? Проверьте себя по словарю. Почему именно эти слова употребил автор в тексте? (Вал - очень высокая волна, гребень - верхняя часть волны. Эти слова показывают силу и красоту схватки корабля и стихии).

  8. Как можно озаглавить текст? ( «Капитан и его корабль», «Прекрасный корабль»)

  9. Какова тема текста? ( Несдающийся корабль).

  10. Сформулируйте основную мысль текста (Единство капитана и корабля).

  11. Какая связь между предложениями и как это связано с содержанием текста, роль причастий в тексте? (В тексте используется цепная связь, то есть каждое последующее предложение по смыслу и строению объединяется с предшествующим; содержание развивается от предложения к предложению. Первое предложение (зачин) определяет тему, начало описания (наполнившую содержанием). Во 2-5 предложениях тема развивается (вздымающийся, распластанный, видимые, надвигающейся). Последнее предложение содержит заключение, вывод (стоящий - действительное, настоящее время - указывает на единство корабля и капитана.) Причастия усиливают зрительные и слуховые ассоциации , служат для образности речи.

  12. Выпишите из текста причастия с зависимыми словами. Какую синтаксическую функцию выполняют причастия? Определите значение и вид причастий.

  13. Выпишите из текста 2 предложение. Объясните пунктуацию. Каким членом предложения выступает причастный оборот? Постройте схему данного предложения.

  14. Разберите по составу причастия распластанный и вздымающийся, сделайте их словообразовательный разбор.

  15. Сделайте морфологический разбор причастия стоящего.

  16. Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из текста (увидел оцепенение, гребень, распластанный, гигантский, из-за, назад, обречённо, надвигающейся).

ДЗ.

  1. Напишите сочинение - рассуждение на тему «Что повлияло на мою мечту?»

( Не более 100 слов).



© 2010-2022