Выступление на педагогическом совете «Применение ИКТ на уроках русского языка»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на педагогическом совете 26.03.2012 г.

Тема выступления: «Применение ИКТ на уроках русского языка»

Учитель русского языка и литературы

Павлова М.В.


Современная школа отличается от той, что была еще 20, 10 или даже 5 лет назад. Общество развивается и меняется всё быстрее. Сегодня учителю сложнее работать с современными детьми - обучать, мотивировать и удерживать внимание, пользуясь только мелом и доской. Дети прекрасно могут мыслить образно. Использование наглядно-иллюстративного и звукового материала помогает ребёнку легко усвоить даже самый трудный материал, а учителю - повысить качество обучения. И здесь на помощь приходит компьютер.

Использование компьютерных технологий в изучении русского языка и литературы весьма эффективно. Это помогает сформировать прочные орфографические и пунктуационные навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание терминов, повысить интерес к предмету. Кроме того, урок с использованием компьютерных технологий становится более ярким и увлекательным, помогает учащимся лучше усвоить материал, быстрее провести опрос, экономится время урока.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков.

Один из приёмов применения ИКТ на уроках русского языка и литературы - это использование электронных учебников. Электронный учебник «Русский язык. Репетитор» можно применять для подготовки учащихся к ЕГЭ. Тестовые задания здесь подобраны по принципу - «от простого к сложному».

Продукты серии «Уроки Кирилла и Мефодия» разработаны в соответствии с государственным стандартом образования РФ. Программы включают уроки по разным темам школьного курса русского языка и литературы, материалы к контрольным знаниям, экзамену. Здесь можно чередовать парные виды работы с групповыми и индивидуальными.

Современные компьютерные технологии предполагают неограниченное количество словарей и энциклопедий. Причём это целые мультимедийные программы, в которых используются различные способы подачи материала: текст, звук, иллюстрация, анимация и т.д.

В серии «Библиотеки» можно выделить такую программу, как «Энциклопедия русской литературы». Она состоит из нескольких разделов. Первое, это учебник, где можно найти и теоретические сведения, и биографические данные писателя, а также разнообразный иллюстративный материал. Раздел «Тесты» сложен тем, что составлен он по всему курсу русской литературы и с ним могут справиться в полном объёме только ученики 11 класса. И особенно интересно использовать на уроке раздел «Литературное кафе», в котором можно прослушать или просмотреть фрагмент литературного произведения. Это помогает заинтересовать детей в самом начале изучения произведения, побудить их к его прочтению. Если электронные учебники установлены на домашнем компьютере, то это облегчает учителю задачу подготовки к уроку.

Не секрет, что наши ученики не очень любят читать. Познакомить их с программными произведениями помогают диски с записями фильмов. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым в работу включаются слабоуспевающие ученики, а также можно предложить ребятам фильм для домашнего просмотра. Например, в 11 классе мои ученики с удовольствием посмотрели фильм по роману Булгакова «Мастер и Маргарита», в 5 классе в этом учебном году при изучении поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» нам тоже во многом помог фильм, где звучит музыка из поэмы Глинки, и дети на уроке сопоставляли литературный текст, постановку фильма и музыку. Дома у меня есть своя видеотека, правда, небольшая, но мне нравится серия фильмов по произведениям Пушкина, Гоголя, а также «В помощь школьнику». Драматические произведения очень сложно читать, так как важно представить, как это будет выглядеть на сцене, поэтому познакомиться с театральными постановками великих драматургов можно, посмотрев фильм, например, при изучении «Ревизора» Гоголя, «Грозы» Островского или пьесы Чехова «Вишнёвый сад». Правда, фильмы эти старые, но тем не менее, они дают представление об эпохе.

Вместить в один урок и наглядный материал, и учебный ( в виде схем, таблиц, упражнений), и игровой можно с помощью презентаций по русскому языку и литературе, которые может создавать и сам учитель, и ученики старших классов. На мой взгляд, использование презентаций на уроке позволяет вместить объёмный учебный материал, в чём-то даже заменить учебник, провести самостоятельную работу с самопроверкой, использовать различные технологии на одном занятии. Приведу пример. Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме «Повторение изученного о предлогах».

На уроках литературы и уроках развития речи можно с помощью слайдов-иллюстраций, снабжённых необходимыми комментариями, организовать сравнение работ разных художников к одному произведению. Ученики могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и посмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее. Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость в сочетании с другими методическими приёмами делают урок необычным, увлекательным, запоминающимся. Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником.

Сейчас в школе проведён Интернет. Это облегчает работу учителя, а учащимся помогает в подготовке докладов, рефератов, презентаций. Именно здесь можно быстро найти биографический и фотоматериал. Но мы часто сталкиваемся с тем, что наши ученики приносят аккуратно списанные с сайтов сочинения и бездумно перепечатанные доклады. Здесь, наверное, нужно научить ребёнка находить нужную информацию и правильно её обрабатывать, преобразовав, например, в опорные схемы, тестовые задания, вопросы по теме, кроссворды. Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы позволяет осуществить интеграцию не только с историей, музыкой, но и с информатикой.

Я использую интернет при подготовке к урокам, при создании презентаций, для подбора музыкального сопровождения к урокам литературы или внеклассным мероприятиям, при поиске необходимых текстов. Например, в 5 классе по программе изучаются произведения Шмелёва «На Святой», Ремизова «Змей», которых не в учебнике, а также в школьной библиотеке. Как известно, наши дети не посещают городские библиотеки, поэтому и мне, и ученикам приходилось находить эти произведения в Интернете и распечатывать для работы на уроке.

Наиболее эффективным на сегодня вспомогательным электронным средством для учителя являются видеоуроки. Это качественное объяснение теоритического материала, сопровождающееся необходимыми примерами. Видеоурок увлекает учеников и при этом занимает не более 10 минут, после чего остается гораздо больше времени на закрепление нового материала.

Сайт, где можно найти видеоуроки : urokirusskogo.ru.

В заключении хочу отметить, что использование ИКТ на каждом уроке, конечно, не реально, да и не нужно. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно. Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика - право на качественное образование. Девизом каждого учителя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни - это постоянное стремление вперёд…»



© 2010-2022