- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Инновационный проект «Изучение жизни и творчества писателя А. И. Солженицына в коррекционной школе: метапредметный подход»
Инновационный проект «Изучение жизни и творчества писателя А. И. Солженицына в коррекционной школе: метапредметный подход»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Крашенинникова В.Н. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10 г.Рязани»
Инновационный проект
«Изучение жизни и творчества писателя
А. И. Солженицына в коррекционной школе: метапредметный подход»
Авторы работы В. И. Саморукова
В. Н. Крашенинникова
«Изучение жизни и творчества писателя А. И. Солженицына
в коррекционной школе: метапредметный подход»
Школа должна в первую очередь учить детей
мыслить - причем, всех детей, без всякого исключения,
несмотря на разное имущественное и социальное положение
семей, а также наследственные задатки детей.
Психолог В. В. Давыдов.
Актуальность проекта.
Судьбы детей, обучающихся в ОГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10 г. Рязани»1, требуют особого внимания, терпения и профессионального мастерства. Именно от учителей во многом зависит, насколько благополучно наши выпускники «впишутся» в социальную систему, научатся самостоятельно решать проблемы в различных сферах жизнедеятельности, выполнять гражданские обязанности.
Меняется наше время, совершенствуется и развиваются взгляды человека на мир, который столь динамичен, что выжить в нем, опираясь на наработанные стереотипы, невозможно. В соответствии с этим меняется и образовательный процесс, меняется сама школа, содержание обучения. Но неизменным остается роль учителя в школе. «Судьба России лежит в руках русского учителя» - эти слова известного философа, педагога И. А. Ильина чрезвычайно актуальны. Учитель должен хорошо знать, как пробудить в детях совесть, честь, трудолюбие, патриотизм, уважение к своей стране. А современный учитель, кроме того, обязан научить детей применять полученные знания, умения на деле на благо своего Отечества, формировать у учащихся критическое мышление: это позволит им осознать свою востребованность в обществе.
Сегодня особенно важно не только передать ребенку «багаж знаний», но и обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким необходимым умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, призванных реализовать развивающий потенциал общего среднего образования, основываясь на метапредметном подходе.
Наши выпускники - дети с ограниченными возможностями здоровья - должны уметь ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере; проявлять мобильность, креативность, способность применять на практике свои знания, умение нестандартно мыслить. Социальный заказ общества ориентирует школу на всестороннее развитие учащихся. Эта цель детализируется в более конкретном виде при отборе содержания образования, методов и приёмов обучения, призванных формировать личность обучающегося, обладающую рядом компетентностей.
Наши предметы - развитие речи, русский язык, литература - как никакие другие призваны обучать детей таким способам деятельности, которые можно применять как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, - другими словами, призваны достигать метапредметных результатов образовательной деятельности.
Метапредметный подход - это раскрытие философских понятий и категорий средствами учебного предмета на основе речемыслительной деятельности учащихся. Где, как не на уроках литературы, мы имеем возможность размышлять, рассуждать, раскрывать смысл таких философских категорий, как пространство и время, порядок и хаос, война и мир, добро и зло, разум и чувство, героическое, любовь и семья, патриотизм и многие другие.
Эти убеждения легли в основу проекта «Изучение жизни и творчества писателя А. И. Солженицына в коррекционной школе: метапредметный подход».
Цель проекта - найти и адаптировать к преподаваемым мною учебным предметам наиболее эффективные формы, средства и методы метапредметного подхода, тем самым способствовать социализации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья; популяризовать уроки, ориентированные на получение метапредметных результатов; способствовать распространению современных перспективных технологий и методик построения метапредметного урока посредством создания методической копилки; повысить свою профессиональную компетенцию и уровень профессионального мастерства.
Задачи проекта:
-
изучить теоретическую базу по проблеме;
-
познакомиться с опытом работы коллег по данному направлению;
-
проанализировать полученную информацию;
-
отобрать наиболее интересные элементы метапредметного подхода, не противоречащие коррекционной педагогике;
-
приступить к внедрению метапредметности на практике.
Преимущества метапредметного подхода заключаются в том, что он обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира.
Метапредметность как принцип интеграции содержания образования формирует у учащихся отношение к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, обеспечивает целостность личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса.
Преподавание литературы с использованием метапредметной технологии напрямую связано с работой по формированию мировоззрения учащихся. Современному школьнику сложно разобраться в том, кому верить и какие ценности для себя выбирать. Использование метапредметной технологии на уроке литературы дает возможность, анализируя художественное произведение, выделять основные понятия - совесть, смысл жизни, свобода…
Обучение превращается в процесс саморазвития для ученика и расширяет горизонт его познания. Более того, оно формирует представление об учебном предмете как о развивающейся науке.
Метапредметными результатами обучения является возросший уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Этот образовательный результат является универсальным и позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах.
Апробируя различные педагогические технологии, методики, приемы работы, мы убедились на практике, что источником формирования личности в ходе коррекции речи может служить жизнь и творчество писателя, в течение двенадцати лет жившего в Рязани и создавшего в нашем городе свои основные произведения - А. И. Солженицына.
Изучая биографию и литературные произведения автора, можно донести до сознания учащихся нравственно-правовые знания, нормы и ценности, научить их проявлять самостоятельность в принятии решений и при необходимости отстаивать свою точку зрения.
Изучение жизни и творчества писателя А. И. Солженицына с позиций метапредметного подхода позволяет создавать условия для раскрытия в каждом ученике механизмов саморазвития и самореализации, включать их в поисковую и исследовательскую работу, организовывать посильное участие школьников в социальных проектах и акциях.
Проект направлен на активизацию исследовательских навыков учащихся и формирование у них информационной культуры. В процессе работы учащиеся знакомятся с судьбой А.И.Солженицына, изучают особенности его авторского стиля, сопоставляют различные критические взгляды на творчество писателя, анализируют художественное отражение исторических реалий в литературных произведениях.
Новизна проекта состоит, прежде всего, в обращении к публицистике А. И. Солженицына, а также к его драматическим произведениям, а именно к
пьесе «Пленники». Кроме того, работа над проектом «Изучение жизни и творчества писателя А. И. Солженицына в коррекционной школе: метапредметный подход» предполагает интеграцию различных предметов (см. схему) и использование инновационных методов и приемов обучения: интервьюирование рязанцев, родные которых пострадали от политических репрессий, встречи с учеными, экскурсии на Лазаревское кладбище, в храмы и музеи Рязани, по местам, связанным с именем А. И. Солженицына, диалоги со священником, создание компьютерных презентаций, составление кластеров, работу с ментальными картами, мини-исследования, заполнение оценочного листа, коллаж, рефлексию и многое другое. Помимо этого, мой опыт является инновационным, так как он наработан применительно к условиям нашей коррекционной школы, с учетом особенностей конкретного коллектива и каждого ребенка в отдельности.
Направления проектной деятельности: патриотическое, морально-
этическое и правовое, учебно-познавательное, семейное, художественно-эстетическое.
Образовательное пространство: учебная деятельность, внеклассная и внешкольная деятельность, дополнительное образование.
Сроки реализации проекта - 2010-2012 гг.
Социальные партнеры: Совет ветеранов г. Рязани; РВВКДУ им. В. Ф. Маргелова, Рязанский филиал Московского университета МВД России; городские библиотеки им. С. А. Есенина и К. Г. Паустовского, библиотека Николо-Ямского храма, областная детская библиотека, писательские организации города и области, научно-просветительский центр по изучению наследия А.И. Солженицына в РГУ им. С.А. Есенина и многие другие.
Ожидаемые результаты:
-
создание условий для непосредственного участия каждого ученика во
внеурочной жизни класса и школы в соответствии с его возрастом и психофизическими возможностями;
-
социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья;
-
преодоление правового нигилизма и идеализма учащихся и родителей;
-
приобщение к опыту православной культуры;
-
формирование учащихся позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям;
-
осознание учащимися мысли, что они являются современниками А. И. Солженицына;
-
рост уровня мотивации и познавательного интереса школьников;
-
формирование способности обучающихся к самоопределению,
саморазвитию, самореализации;
-
выработка эффективных способов сотрудничества педагогов - родителей - учащихся;
-
создание банка рабочих программ, элективных курсов, факультативов;
-
повышение профессиональной компетентности педагога;
-
расширение партнерской сети.
Механизм реализации проекта:
-
последовательность мероприятий по представленной проблеме;
-
интегративный характер проекта;
-
гласность и информированность о ходе выполнения проекта;
-
мониторинг результативности проекта, внесение коррективов в план
мероприятий по мере необходимости;
-
отбор участников проекта на демократической основе.
Практическая значимость проекта заключается в следующем: выбраны методические приёмы формирования у школьников познавательных действий; создана система уроков - исследований.
Мероприятия по реализации инновационного проекта по теме «Изучение жизни и творчества писателя
А. И. Солженицына в коррекционной школе: метапредметный подход»
Этапы реализации проекта
Содержание работы
Организационный этап
Изучение и анализ научно-педагогической литературы по проблеме проекта
Информационно-разъяснительная работа с родителями и учащимися
Поисково - экспериментальный этап
Определение круга литературного, обществоведческого, культурологического материала
Разработка анкет для учащихся
Разработка материалов элективных, факультативных курсов, систем уроков, внеклассных мероприятий
Ведение дневника экспериментальной работы
Работа над мини-проектами, вовлечение школьников в проектно-исследовательскую деятельность
Переосмысление общечеловеческих мировоззренческих категорий; осознание школьниками необходимости личного нравственного выбора в какой-либо сложной жизненной ситуации
Обобщающе-аналитический этап
Анализ экспериментальной работы, выяснение возникших трудностей и возможностей их преодоления
Обобщение результатов на заседаниях НМС, МО, педсоветах
Презентация результатов проектной деятельности
Серия публикаций
Подготовка текстов докладов к научно-практическим конференциям, педсоветам
Распространение опыта работы через участие в семинарах, конференциях
Издание методического пособия, дидактических материалов.
Личностное развитие учащихся, а также формирование у них собственной системы мировоззрения
Обеспечение эмоциональной комфортности школьников на уроке - исследовании.
1 В нашей школе обучаются дети, нуждающиеся в коррекции устной и письменной речи.