Краткосрочный план урока по литературе в 9 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Общеобразовательная средняя школа № 16 имени Д.Жазыкбаева



Краткосрочное планирование

Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя

"Мёртвые души"


дисциплина: русская литература

учитель: Мамбетиязова Нуржамал Нуршахановна




Кульсары - 2015








Краткосрочное планирование по литературе.

Учитель: Мамбетиязова Н.Н.


Предмет

Русская литература

Класс 9 «в»

Тема урока

Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Ссылки

Календарное планирование, учебник, хрестоматия

(авторы В.В. Бадиков, Т.П.Чаплышкина), Э. де Боно "Шесть шляп "

Цель урока:

- продолжая знакомство с поэмой Н.В. Гоголя «Мертвые души», показать учащимся нового героя эпохи - Чичикова; рассмотреть этот образ в контексте художественной системы романа;

- развивать аналитическое и образное, метафорическое мышление, память, речь;

- воспитывать неформальное отношение к жизненным событиям и явлениям; воспитывать читательскую проницательность и общую читательскую культуру

Задачи

урока :

Учащиеся:

-формулируют свои ответы в группах на толстые и тонкие вопросы, используя картинки деления Puzzle;

-совместно дают ответы на проблемные вопросы в группах, используя стратегию Карусель;

-используют стратегии развития критического мышления «Мозговой штурм», «Толстые и тонкие вопросы», «Шесть шляп мышления», «Взаимооценивание» и «Рефлексия» через диалогическое интерактивное обучение.

Ожидаемые результаты

научатсяаргументированно высказывать свое мнение, используя текст: цитировать, ссылаться на мнение автора.

Этапы

урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент



Стадия вызова


Критическое мышление





Диалогическое обучение



Обучение тому, как учиться

2 мин



3 мин



7 мин





5 мин




3 мин

Психологический настрой «От сердца к сердцу» (звучит минусовка песни «Мы желаем счастья вам!»)

«Дорогие ребята! Очень рада видеть вас сегодня. Желаю вам, чтобы этот день принёс много хорошего и полезного».

Спасибо всем! А теперь с хорошим настроением приступаем к уроку

Проблемный вопрос:

«Живая или мёртвая душа» Чичиков?

О чем мы будем говорить на уроке?

Приём «Толстые и тонкие вопросы»

С какой целью Чичиков наносит визиты помещикам?- Какова реакция помещиков на его предложение?- Расскажите, как ведет себя Чичиков с каждым из тех, у кого хочет купить «мертвые души»? - Какое впечатление производит Чичиков на помещиков? А какое впечатление произвел он на вас? Что это за человек? Вот об этом герое поэмы Н.В. Гоголя и пойдет сегодня речь. Давайте разберемся, кто же он, Павел Иванович Чичиков. - В какой главе поэмы рассказывается о ее главном действующем лице?

Чтобы наш урок был успешным, мы должны поставить определенные цели.

-Каких целей мы должны достичь на уроке?

-я научусь….

-я сумею….

-я узнаю…

Для успешной работы мы должны с вами соблюдать правила работы в группе

Дети стоят, образуя круг, по цепочке говорят друг, другу пожелания, символически передавая друг другу сердце.

В конце концов, этот цветок с пожеланием возвращается

учителю.

Учащиеся рассаживаются,

открывают тетради, записывают дату

Учащиеся вспоминают, как Чичиков ездил к помещикам

с целью покупки «мёртвых душ»,рассказывают о поведении Чичикова с каждым из них.

Дети слушают и отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся ставят цели, которых они должны достичь к концу урока


Быть взаимно вежливыми, не перебивать друг друга, объективно оценивать друг друга, оказывать помощь при затруднении

Осмысление содержания


Работа в группах




Критическое мышление





Итог урока

2 мин


7 мин




8 мин





8 мин




Задание 1

Деление на группы с помощью пазлов.

Мозговой штурм «Что мы знаем о Чичикове?»

Составление схем на постерах

1 группа - детские годы;

2 группа - наставления отца;

3 группа - учеба в училище

4 группа - служба

Проблемный вопрос

Что роднит Чичикова с помещиками?

В чем заключается «ядро» этого образа?

Задание 2

Сходство Чичикова с помещиками

Стратегия «Карусель»

1 группа - с Маниловым («слащавость», приторность, неопределенность)

2 группа - с Коробочкой (мелочная скаредность)

3 группа-с Ноздревым (Самовлюбленность)

4 группа- с Собакевичем (грубая прижимистость и цинизм)и с Плюшкин (сбор ненужных вещей и их хранение)


«Шесть шляп»

«Актуален ли сегодня Чичиков?»

Творческое задание. Трёхминутное эссе

Сочинение-миниатюра «Какой я представляю себе дальнейшую судьбу Чичикова».

Рефлексия. Обратная связь


«Две звезды и пожелание»

Делятся на группы

Отвечают на вопросы

Составляют постеры и выступают

Анализируют

Отвечают на проблемный вопрос путем диаграммы Венна

Уч-ся делают вывод: характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встречается, потому что в нем есть те же качества, которые составляют основу характеров помещиков.

уч-ся,надев шляпы разных цветов,рассуждают,доказывают.

Дети пишут мини-сочинение на заданную тему


Техника формативного оценивания «Две звезды и пожелание» (взаимооценивание и предоставление обратной связи).

Источники оснащения и оборудование

Интерактивная доска, презентации Microsoft PowerPoint, маркеры, бумага формата А-3, стикеры, постер, разные канцелярские товары необходимые для творческой работы учащихся, иллюстрации к поэме.

Последующие задания и чтение

1. Закончить сочинение-миниатюру «Какой я представляю себе дальнейшую судьбу Чичикова».

2. Отметить в тексте поэмы наиболее яркие лирические отступления:

- глава XI (о птице-тройке, о дороге, о Руси и ее богатырях, о выборе героя).

3. Ответить на вопрос:

- Какую художественную функцию выполняют в поэме лирические отступления?

4. Индивидуальное задание: сообщение "Образ автора в поэме».

Анализ и оценивание урока

Смайлики, рефлексия

Изменения к уроку

Урок очень понравился детям: это было заметно по их оживлённым глазам. Даже когда занятие закончилось уч-ся продолжали спорить: их волновал вопрос «Нужно ли быть в наше время таким как Чичиков?».Это очень радует меня, так как не просто полемизировали, но и высказывали свою точку зрения.

А также цитировали из текста, что является немаловажным фактом того, что не было голословных высказываний. Анализируя свой урок, пришла к выводу, что дети главное не бояться говорить свои мысли. А некоторые уч-ся поняли,что в процессе полемики( Нурболат, Нурсултан, Айнара) нужно знать текст. Но весьма были интересны высказывания Кайсара,который процитировал из статьи П. Вайля и А. Гениса «Русский Бог. Чичиков»: «Пройдоха Чичиков оказывается чересчур простодушным, чтобы обвести вокруг пальца Ноздрева, или Коробочку, или своего напарника-подельника из таможни. Он даже не удосужился придумать правдоподобную легенду, объясняющую покупку мертвых душ. Маленький человек с маленькими страстями (кстати, примерно так говорил Лев Толстой о Наполеоне), Чичиков знает только одну цель - деньги. Но и тут он недостаточно последователен. Он остается в городе после оформления купчей, влюбляется в губернаторскую дочку.Все оттого, что Чичиков на самом деле не столько ищет капитала, не столько ждет исполнения своих коварных планов, сколько надеется войти в человеческую жизнь - обрести друзей, любовь, тепло…».При формативном оценивании именно этот момент был выделен учащимися.










Приложение к уроку по русской литературе

" Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя " Мертвые души"

Урок в 9 "в" классе сош № 16 г. Кульсары

учитель русского языка и литературы первой категории Мамбетиязова Н.Н.

Краткосрочный план урока по литературе в 9 классе

Творческое мышление на тему: "Актуален ли сегодня Чичиков?"

Краткосрочный план урока по литературе в 9 классе

Позитивное мышление на тему: "Актуален ли Чичиков сегодня?"

Краткосрочный план урока по литературе в 9 классе

Краткосрочный план урока по литературе в 9 классе

Метод шести шляп позволяет развить гибкость ума,

креативность.







© 2010-2022