- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Краткосрочный план урока по литературе в 9 классе
Краткосрочный план урока по литературе в 9 классе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мамбетиязова Н.Н. |
Дата | 14.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Общеобразовательная средняя школа № 16 имени Д.Жазыкбаева
Краткосрочное планирование
Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя
"Мёртвые души"
дисциплина: русская литература
учитель: Мамбетиязова Нуржамал Нуршахановна
Кульсары - 2015
Краткосрочное планирование по литературе.
Учитель: Мамбетиязова Н.Н.
Предмет
Русская литература
Класс 9 «в»
Тема урока
Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
Ссылки
Календарное планирование, учебник, хрестоматия
(авторы В.В. Бадиков, Т.П.Чаплышкина), Э. де Боно "Шесть шляп "
Цель урока:
- продолжая знакомство с поэмой Н.В. Гоголя «Мертвые души», показать учащимся нового героя эпохи - Чичикова; рассмотреть этот образ в контексте художественной системы романа;
- развивать аналитическое и образное, метафорическое мышление, память, речь;
- воспитывать неформальное отношение к жизненным событиям и явлениям; воспитывать читательскую проницательность и общую читательскую культуру
Задачи
урока :
Учащиеся:
-формулируют свои ответы в группах на толстые и тонкие вопросы, используя картинки деления Puzzle;
-совместно дают ответы на проблемные вопросы в группах, используя стратегию Карусель;
-используют стратегии развития критического мышления «Мозговой штурм», «Толстые и тонкие вопросы», «Шесть шляп мышления», «Взаимооценивание» и «Рефлексия» через диалогическое интерактивное обучение.
Ожидаемые результаты
научатсяаргументированно высказывать свое мнение, используя текст: цитировать, ссылаться на мнение автора.
Этапы
урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Организационный момент
Стадия вызова
Критическое мышление
Диалогическое обучение
Обучение тому, как учиться
2 мин
3 мин
7 мин
5 мин
3 мин
Психологический настрой «От сердца к сердцу» (звучит минусовка песни «Мы желаем счастья вам!»)
«Дорогие ребята! Очень рада видеть вас сегодня. Желаю вам, чтобы этот день принёс много хорошего и полезного».
Спасибо всем! А теперь с хорошим настроением приступаем к уроку
Проблемный вопрос:
«Живая или мёртвая душа» Чичиков?
О чем мы будем говорить на уроке?
Приём «Толстые и тонкие вопросы»
С какой целью Чичиков наносит визиты помещикам?- Какова реакция помещиков на его предложение?- Расскажите, как ведет себя Чичиков с каждым из тех, у кого хочет купить «мертвые души»? - Какое впечатление производит Чичиков на помещиков? А какое впечатление произвел он на вас? Что это за человек? Вот об этом герое поэмы Н.В. Гоголя и пойдет сегодня речь. Давайте разберемся, кто же он, Павел Иванович Чичиков. - В какой главе поэмы рассказывается о ее главном действующем лице?
Чтобы наш урок был успешным, мы должны поставить определенные цели.
-Каких целей мы должны достичь на уроке?
-я научусь….
-я сумею….
-я узнаю…
Для успешной работы мы должны с вами соблюдать правила работы в группе
Дети стоят, образуя круг, по цепочке говорят друг, другу пожелания, символически передавая друг другу сердце.
В конце концов, этот цветок с пожеланием возвращается
учителю.
Учащиеся рассаживаются,
открывают тетради, записывают дату
Учащиеся вспоминают, как Чичиков ездил к помещикам
с целью покупки «мёртвых душ»,рассказывают о поведении Чичикова с каждым из них.
Дети слушают и отвечают на вопросы учителя.
Учащиеся ставят цели, которых они должны достичь к концу урока
Быть взаимно вежливыми, не перебивать друг друга, объективно оценивать друг друга, оказывать помощь при затруднении
Осмысление содержания
Работа в группах
Критическое мышление
Итог урока
2 мин
7 мин
8 мин
8 мин
Задание 1
Деление на группы с помощью пазлов.
Мозговой штурм «Что мы знаем о Чичикове?»
Составление схем на постерах
1 группа - детские годы;
2 группа - наставления отца;
3 группа - учеба в училище
4 группа - служба
Проблемный вопрос
Что роднит Чичикова с помещиками?
В чем заключается «ядро» этого образа?
Задание 2
Сходство Чичикова с помещиками
Стратегия «Карусель»
1 группа - с Маниловым («слащавость», приторность, неопределенность)
2 группа - с Коробочкой (мелочная скаредность)
3 группа-с Ноздревым (Самовлюбленность)
4 группа- с Собакевичем (грубая прижимистость и цинизм)и с Плюшкин (сбор ненужных вещей и их хранение)
«Шесть шляп»
«Актуален ли сегодня Чичиков?»
Творческое задание. Трёхминутное эссе
Сочинение-миниатюра «Какой я представляю себе дальнейшую судьбу Чичикова».
Рефлексия. Обратная связь
«Две звезды и пожелание»
Делятся на группы
Отвечают на вопросы
Составляют постеры и выступают
Анализируют
Отвечают на проблемный вопрос путем диаграммы Венна
Уч-ся делают вывод: характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встречается, потому что в нем есть те же качества, которые составляют основу характеров помещиков.
уч-ся,надев шляпы разных цветов,рассуждают,доказывают.
Дети пишут мини-сочинение на заданную тему
Техника формативного оценивания «Две звезды и пожелание» (взаимооценивание и предоставление обратной связи).
Источники оснащения и оборудование
Интерактивная доска, презентации Microsoft PowerPoint, маркеры, бумага формата А-3, стикеры, постер, разные канцелярские товары необходимые для творческой работы учащихся, иллюстрации к поэме.
Последующие задания и чтение
1. Закончить сочинение-миниатюру «Какой я представляю себе дальнейшую судьбу Чичикова».
2. Отметить в тексте поэмы наиболее яркие лирические отступления:
- глава XI (о птице-тройке, о дороге, о Руси и ее богатырях, о выборе героя).
3. Ответить на вопрос:
- Какую художественную функцию выполняют в поэме лирические отступления?
4. Индивидуальное задание: сообщение "Образ автора в поэме».
Анализ и оценивание урока
Смайлики, рефлексия
Изменения к уроку
Урок очень понравился детям: это было заметно по их оживлённым глазам. Даже когда занятие закончилось уч-ся продолжали спорить: их волновал вопрос «Нужно ли быть в наше время таким как Чичиков?».Это очень радует меня, так как не просто полемизировали, но и высказывали свою точку зрения.
А также цитировали из текста, что является немаловажным фактом того, что не было голословных высказываний. Анализируя свой урок, пришла к выводу, что дети главное не бояться говорить свои мысли. А некоторые уч-ся поняли,что в процессе полемики( Нурболат, Нурсултан, Айнара) нужно знать текст. Но весьма были интересны высказывания Кайсара,который процитировал из статьи П. Вайля и А. Гениса «Русский Бог. Чичиков»: «Пройдоха Чичиков оказывается чересчур простодушным, чтобы обвести вокруг пальца Ноздрева, или Коробочку, или своего напарника-подельника из таможни. Он даже не удосужился придумать правдоподобную легенду, объясняющую покупку мертвых душ. Маленький человек с маленькими страстями (кстати, примерно так говорил Лев Толстой о Наполеоне), Чичиков знает только одну цель - деньги. Но и тут он недостаточно последователен. Он остается в городе после оформления купчей, влюбляется в губернаторскую дочку.Все оттого, что Чичиков на самом деле не столько ищет капитала, не столько ждет исполнения своих коварных планов, сколько надеется войти в человеческую жизнь - обрести друзей, любовь, тепло…».При формативном оценивании именно этот момент был выделен учащимися.
Приложение к уроку по русской литературе
" Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя " Мертвые души"
Урок в 9 "в" классе сош № 16 г. Кульсары
учитель русского языка и литературы первой категории Мамбетиязова Н.Н.
Творческое мышление на тему: "Актуален ли сегодня Чичиков?"
Позитивное мышление на тему: "Актуален ли Чичиков сегодня?"
Метод шести шляп позволяет развить гибкость ума,
креативность.