Статья по литературному краеведению Будни нашего села в творчестве А. И. Мосина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Будни нашего села в творчестве А. И. Мосина»

Падерина И.А.

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Раскатихинская СОШ»

Притобольный район

Мне скажут - деревня, деревня…

Что тут для поэзии взять? А я им в ответ:

- А деревья? Ковры, что умеем мы ткать?

Все это - не песня ли наша?

А главный припев - о полях…

А. Мосин

Творчество А.И.Мосина - сплав ярких образов, настоящих чувств и настоящей жизни.

А.И. Мосин - агроном колхоза имени Фрунзе из Притобольного района. Об этом человеке много раз писали наши газеты, ему посвящали специальные передачи Курганское радио и телевидение, и в его родной колхоз приезжало много гостей. И причин тому - множество. А самая главная из них - наши деревенские корни, сельские дела и заботы, наша замечательная природа, наши леса и озера. Александр Иванович - человек творческий. Стихи начал писать еще в студенческие годы. На страницах местной газеты «Притоболье» часто печатались его очерки о жизни села, о колхозных буднях и праздниках, публиковались заметки о своих агрономических находках и исследованиях, а теперь читатели наслаждаются его стихами - стихами умного и поэтичного романтика и просто влюбленного в жизнь человека.

В 2008 году была издана книга стихов поэта «Фонтан бегущих дней». Откровенно и исповедально звучит в сборнике голос поэта, наполненный музыкой и четким ритмом, чувством любви и жаждой настоящей жизни:

Клин журавлиный уносит с собой

Лета цветущие зори…

Мы еще можем, танцуя с тобой,

С вальсом осенним поспорить.

Вальс, обнажая деревья и луг,

Нас осыпает листвою.

Я подарю тебе, милый мой друг,

Осени вальс. И с тобою

Нас он закружит, как прежде,

Но не теряй ты надежду-

Годы любви не прошли

В 2010 году увидела свет новая книга А.И.Мосина «След росы» (записки агронома), предисловие к которой было написано В.Ф.Потаниным. Писатель отметил: «Все это приметы хорошей прозы, и в этом нет никакого преувеличения, потому что порой эти страницы напоминают своего рода исповеди, монологи души».

Повесть А. И. Мосина - автобиографическая повесть. В ней писатель, человек неординарный, рассказывает о времени существования колхоза им. Фрунзе, о хлеборобах, о своей деятельности в качестве агронома. Произведение напоминает дневник, отсюда в тексте такая искренность и честность, такая пронзительная правда. Она в том, что главный агроном колхоза А.И. Мосин создал свою систему земледелия. Эту систему он строит на разумном хозяйствовании, которое учитывает все последние достижения науки и практики. Он попытался расширить площади под многолетними травами, окультурить пойму, ввести в севооборот побольше бобовых. Цель его начинаний - создание в колхозе сырьевого конвейера и сохранение почвенных ресурсов. Это благое дело натолкнулось на недовольство начальства и даже механизаторов. Но агроном выстоял, не сломался, не свернул на привычную колею…

Интересной показалась в повести А.И. Мосина система сравнений. Сравнение является одним из способов характеристики персонажей в художественном произведении. У А.И.Мосина сравнение как художественный прием имеет ряд особенностей. Среди сравнений выделяются две группы: сравнения абстрагирующие (в них сравнивается конкретный предмет с абстрактным понятием; например: пойменные луга - кладовая кормов; первое выступление - это парус; вседозволенность, безнаказанность, как лавина) и конкретизирующие (в них сопоставляются конкретные предметы; например: на каждый квадратный метр смотреть, как в зеркало; земля - златовласая кобылка; человек государственной важности, он лишь как капля пота на лбу; любимый человек - это цветок, цветущий всю жизнь; ты тоже, как гусь лапчатый; мелодия билась, как птица). В повести А.И.Мосина преобладают конкретизирующие сравнения - с человеком, животным, явлениями природы, растениями и даже артефактами. Эти сравнения выполняют изобразительно-конкретизирующую и эмоционально-оценочную функции. Другая особенность сравнений в повести заключается в том, что в них присутствуют традиционные, восходящие к фольклору образы (например: образы паруса, птицы, ромашек, подснежника, березы, матушки-земли, весу - то в крохе было, как говорят, кот наплакал, смотри - рукой шляпу не достать - по отношению к персонажам). Из более частных особенностей отметим преобладание фразеологических оборотов, визуальных характеристик и отсутствие устойчивой отрицательной коннотации в сравнениях персонажей с животными и явлениями природы. Например: «должно всеми помниться, как таблица умножения», «два сапога пара», «работать, засучив рукава». При характеристике сравнений следует учитывать три фактора: с чем сравнивается (образ сравнения), кто сравнивает (автор, персонажи), что лежит в основе сравнения (то есть что именно выделяется в характере, внешности, поведении судьбе персонажа).

Олег Александрович Орлов, прототипом которого является сам автор, - главный герой повести. С развитием сюжета образ Олега приобретает черты уверенного в себе человека. В характере его преобладают положительные черты: душевная чуткость, мягкость, при этом решительность, уверенность в своей правоте, любовь к родной земле, а также честность и стремление к справедливости. Однако героя не все принимают, он не сразу находит общий язык с председателем колхоза Николаем Васильевичем, который не разделяет мнения главного агронома; рушится его личная жизнь, болью отзывается в сердце встреча с любимой женщиной. Причины такого поворота судьбы главного героя и обьективны, и субьективны: с одной стороны, обстоятельства, сложившиеся на новом месте работы; с другой стороны, страстный, неукротимый характер самого героя.

Можно выделить несколько групп сравнений, предметом которых является Олег: 1) зооморфические (сравнение с медведем, гусем: «вернулся в свой кабинет общипанным цыпленком», «вы, как сурки, молчите», «не сиди, как скворушко»); 2) антропоморфические (сравнения с ребенком, «любовались всходами, как младенцем», «попало, как большому», «вижу, ты крепкий орешек», «прям, как ребенок», «пятьдесят гектаров - детский лепет», «заботиться о земле, как о родном дитяти»); 3) сравнения, характеризующие поведение Олега во время разговора - стычки с председателем («ты тоже, как гусь лапчатый», «нервы мои - арматура», «плуг, как кариес, уничтожает почву», «все сидят, как дураки - он один грамотный») 4) различные ситуативные одиночные сравнения («земля для земледельца- шкатулка»; «в поле смотреть - как в зеркала»; «первое выступление - это парус»; «первый знаменосец - маяк»; «хлебороб - кузнец»; «сталевар, шахтер - исследователь»; «выходящая из комбайнов пыль - визитная карточка его работы»; «степные корабли (комбайны)», «два бригадира - помеха», «думка -дешевый товар», «луг - закрытый сундук», «как грибы, росли стога», «болота - это кухня».

Наиболее ярким из сравнений, характеризующих Олега Орлова, является сравнения с животными. Все сопоставления характеризуют главного героя как неординарного человека. Они возникают в авторской речи: «а душа в ознобе дрожит… печаль - тоска уж по утру, как горсть песка, сидит во рту».

в речи персонажей:

[Сашок об Олеге]: «ты тоже, как гусь лапчатый»;

[Александр Перов об Олеге]: «Ну, медведь, руку не раздави…»;

[Федор о Сергее]: «Ах ты, капуста недозрелая!»;

[Дед Петр Агропине]: «Подсекла, как щуренка на удавку!»;

В речи самого героя: «Вернулся в свой кабинет общипанным цыпленком. Почему не согласился председатель? Бросив листки на стол, я открыл форточку и закурил».

В большинстве примеров сопоставление происходит на основании каких - то внешних признаков или действий героя или событий. Сравнения, основанные на внутреннем сходстве, в тексте достаточно частотны. Например: «Земля - ваш дом родной, златовласая кобылка»; «август - вершина сельскохозяйственного года, вершина надежд»; «жизнь моя - моя монета»; «первое выступление - это парус, который может стать спутником в русле жизненной реки, а может - и помехой с надломленной мачтой», «в борьбе с сорняками, как источника ранней зяби», «луг - кладовая кормов», «это материковый океан, что ждет свои алые паруса, своих капитанов Греев» (о болотах).

Сравнения перестают быть только изобразительной характеристикой героя и образным украшением языка, читатель связывает их с внутренней сущностью персонажа. Емко и цельно помогает характеризовать главного героя фольклорная основа повести. Например: «орошение - тот Конек-Горбунок», «весу - то в крохе было, как говорят, кот наплакал»; «мрут, как мухи», Сравнения с парусом, лавиной встречаются часто, чтобы указать на характер главного героя, который глубоко переживает события, открыт миру (например, он часто любуется природой), честен. Например, «жизнь - лучший вуз; но эта вседозволенность, безнаказанность, как лавина, сползает сверху; мужики работают наравне с армянами, а денежки получают, как мазутчики деревенские; первое выступление - это парус, который может стать спутником в русле жизненной реки, а может - и помехой с надломленной мачтой; кусок богатейшей земли - пойменные луга; это же кладовая кормов; только на всех парусах, больших и малых, корабль плывет споро. А вы хотите поднимать по одному парусу в год; первые проталинки - веснушки матушки земли; почва - живой организм», «весна наступала широким фронтом».

Большое значение автор придает труду хлебороба, его сложностям и неурядицам, для этого использует одновременные сравнения. Эти сравнения раскрывают неровности характера героя, его внутренний мир, боль при виде непорядка. Например, «руководителей, как дефицит, забрасывают», «председатель, как рак красный», «земля для земледельца- шкатулка; хлеб - торжество всех начал; хлебороб - правая рука народа; первый знаменосец - маяк; хлебороб - кузнец; сталевар, шахтер - исследователь; выходящая из комбайнов пыль - визитная карточка его работы; степные корабли (комбайны); золото с коротким названием, но с самым высоким на свете слогом; пять комбайнов снова плыли по полю; в поле, как бы продолжал школьную программу, мне приходилось консультировать молодых комбайнеров», «о кормах, как о хлебе», «уборка хлебов - праздник», «как маяк, две силосные башни»,»белок - это жизнь». Аналогии с явлениями природы придают образу Олега размах и огромную силу. Наиболее многочисленны и разнообразны сравнения, дающие внешнюю, яркую и зримую характеристику персонажа: «Масса - удилище не протолкать (травостой)»; «пять - семь центнеров длинных стеблей с метелкой (костер)»; «миллионами зеленых глаз (березки)»; «речка - невеличка», «пастбища стали пустынями», «блюдца болотец, как язвы», «царь-птицы белые лебеди».

Очень колоритны сравнения, которые представляют женские образы в повести. Все они характеризуют внешний облик, поведение, то есть являются изобразительными. Самыми частотными являются сопоставления героинь с цветами. Например, «Таня улыбалась. Она расцвела, как подснежник»; «Сашко повернулся и, улыбаясь, сказал: «… идем, идем, моя ромашечка»»; «цветы - знак счастливого дня», «цветы и женщины букет для вдохновения». Женские образы (Татьяна, Поля, Екатерина) полны нежности, верности, всепрощения. На особенности характера отношений главного героя с Татьяной указывают и сравнения с явлениями природы: например, «дорога, как рука дружбы»; «не мог поверить, что это не сон»; «любимый человек - это цветок, цветущий всю жизнь»; «как парус на моем корабле, были эти слова»; «труд, как праздник»; «как береза, поедаемая короедом». «я, как тростинка, как перст, одинешенька». Характеризуя жизнь в колхозе, автор использует несколько сравнений. Например, «земля - ваш дом родной, златовласая кобылка»; «первые проталинки - веснушки матушки - земли», «кто-то живет, как в раю», «успех - не награда, а стимул», «день трудовой, как улыбка судьбы», «молодежь, как шлейф, как сыровотка под сливками», «рожать некому, хоть куклу покупай», «все хотят жить, как в городе».

Все эти сравнения помогают раскрыть характер главного героя, сущность его поступков, подробно характеризуют жизнь колхозников, изменения облика деревни. Например: «профессией овладеть - не роман прочитать», «меня бы унесло, как пушинку», «слово - энергия продвижения», «в деревне каждый на виду, как лодочка на чистом озере», «дороги - живые артерии», «тихо. Как в больничной палате», «мужик не камень». В тексте повести встречаются сравнения, характеризующие душевное состояние героев, и чисто изобразительные сравнения. С помощью этого изобразительно - выразительного средства автор показал внутреннюю, духовную работу главного героя над собой. Например: «лучше быть гребцом, чем жирным хлюпиком - вечным пассажиром на борту жизни». Все сравнения вызывают у читателя дополнительные ассоциации, связанные с образом главного героя. Например: «околел, как ледышка холоднущая», «как из тумана, выпал вечер», «моя родина пылинка», «мы - капельки».

А.И. Мосина как ответственного, решительного человека знают не только в Раскатихе, но и во всем Притобольном районе. Главный агроном колхоза не просто хорошо делал свое нелегкое дело, но и вел серьезную научную работу, в филиале Притобольного профессионального училища воспитывал молодых хлеборобов. Журналист местной газеты Т. Карабанова так отзывается об А. И. Мосине: «За все задуманное брался всерьез, чтоб служило людям долгие годы, и, конечно, не ожидал, что лихая година задушит колхоз, которому отдана большая и лучшая часть жизни». При встрече с Александром Ивановичем мы убедились, что талантливый человек талантлив во всем. Стихи его - сильные стихи сильного человека, а проза, в частности повесть «След росы», не оставляет равнодушным. Автор повести много думает, выражает свои думы и чувства в таких образах, что они заставляют думать нас, читателей.

Литература Зауралья пополняется новыми именами, новыми произведениями. Отрадно, что имя нашего земляка занимает достойное место на литературной карте Притобольного района. И пусть долгие годы звучит в сердцах почитателей его творчества «Песня о счастье»:

Пусть кружится, кружится небо мое

И счастьем зеленым оденет оно

Родные леса и родные поля,

Где празднует лира и муза моя.

Библиографический список



  1. Литература в школе. Справочник для обучающихся - М, 2008

  2. Литературная карта Притобольного района - Глядянское,2015

  3. Мосин А.И. След росы (Записки агронома) - Курган, 2010

  4. Русский язык в школе /№3 2005/

  5. Потанин В.Ф. Большая судьба (аннотация к повести А.И. Мосина) - Курган, 2010

  6. Ступина В.Н. Основы исследовательской деятельности обучающихся - Курган, 2005







6


© 2010-2022