- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Русский язык как развивающееся явление
Русский язык как развивающееся явление
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Демеуова С.А. |
Дата | 15.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема
Русский язык как развивающееся явление.
Народ - властитель тайны слова
Из всех сокровищ языка,
Им выткана его основа
Для поколений на века.
Цель:
- показать развитие и совершенствование русского языка, его изменения в словарном, звуковом и грамматическом строе;
- способствовать выявлению основных тенденций развития языка;
- прививать интерес к русскому языку, внимательное отношение к слову.
Тип урока: вводный урок
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация
1. Слово учителя
Язык любого народа, в том числе и русского, не остаётся неизменным. Изменения происходят как в словарном составе, так и в звуковом и грамматическом строе.
Грамматика современного русского языка очень сильно отличается от древнерусского языка. Многие формы изменения частей речи покажутся вам необычными. Однако в современном русском языке вы нередко сталкиваетесь с напоминаниями об этих старинных формах. Например, у имени существительного было целых шесть типов склонения! В современном языке система склонений стала проще. Мы не можем сказать во множественном числе неба и чуда (как окна), а говорим небеса и чудеса, так как слова небо и чудо имели раньше другой тип склонения, чем слово окно. Категория числа имела не две формы - ед. и мн. ч., а три - ед., двойственное и мн. ч. Двойственное число употреблялось, если речь шла о двух предметах. Двойственное число существовало до 14 века. Когда же оно исчезло, у многих слов в качестве форм мн. числа осталась как раз форма двойственного числа. Например, еще во времена Пушкина говорили не дома, а домы, не города, а городы.
Происходит также изменение рода у некоторых существительных.
2. Укажите, какие формы рода выделенных существительных являются устаревшими.
А) Он сидел у рояля и перелистывал ноты. И на покорную рояль властительно ложились руки.
Б)Ветка тополя уже выбросила бледно-жёлтые клейкие листочки. За тополью высокой я вижу там окно.
В)Жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль. Лицо Анны закрыто вуалем.
Слово учителя
Падежей в русском языке было семь. Местный падеж, его значение места стало потом одним из значений предложного падежа. И звательный падеж, который употреблялся при обращении. Вероятно, вам знакомы такие слова, как отче, сынку.
В сказке А.С. Пушкина «О рыбаке и золотой рыбке» автор употребляет существительное в звательном падеже. Назовите его.
3. Запишите предложение в тетрадь, расставьте знаки препинания.
Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
Слово учителя
Все это формы звательного падежа. Сейчас в русском языке грамматически различаются одушевленные и неодушевленные существительные: увидеть брата, но увидеть стол. В древности такого различия не было.
Изменения в звуковом строе протекают очень медленно. Их обнаруживают ученые-лингвисты, которые сопоставляют тексты, написанные в разные периоды существования языка. Так, например, ученые обнаружили, что звук Ф, как и буква Ф, - греческого происхождения, ранее в русском языке не существовали. Слова фабрика, морфология нерусского происхождения.
Тот вид, который наш язык имеет сегодня, - это результат огромного пути, пройденного языком. Грамматика изменяется не так быстро, как лексика, но даже в ней со временем произошли значительные перемены.
III. Формирование новых понятий и способов действий
Слово учителя
Лексика же так изменчива, что современному читателю трудно понять слова из текстов не только ХII, но и XVI века, да и многие тексты XIX века требуют комментариев. С древних времен совершенно изменились в русском языке названия месяцев года. Наши предки использовали славянский календарь, в котором новый год наступал в марте. Потом начало года устанавливали 1 сентября, и лишь при Петре 1 этим днем стало 1 января. Славянские названия месяцев были такими: январь - просинец (восходит к глаголу сиять, т.е. указывает на прибавление солнечного света); февраль - сечень или снежен; апрель - березозор (связано с созреванием березового сока); май - травень; июль - червень или липец (в это время собирали насекомых, из которых делали красную краску, имя насекомых - червец, отсюда червленый - тёмно-красный цвет); август - зарев или серпень; октябрь - листопад; декабрь - студен.
Расширение лексического состава языка может происходить и за счет использования в речи переосмысленных слов и выражений: дворец, утренник, четверть.
- Дайте толкование этих слов в прежнем и современном значении.
Обращение к общечеловеческим нравственным качествам потребовало нового осмысления таких старых слов, как благотворительность, милосердие, великодушие.
- Как вы понимаете значение этих слов? Составьте с ними словосочетания и предложения (общество милосердия, благотворительный концерт, человеческое великодушие)
- Какие факторы, по-вашему, влияют на лексические изменения в языке? (Политические события, расширение экономических и культурных связей с другими странами, развитие науки и техники)
- Приведите примеры таких слов.(Компьютер, спонсор, модем, и др.)
- Как называются новые слова появляющиеся в языке?(неологизмы)
Таким образом, язык представляет собой исторически развивающееся явление. Однако, развиваясь, он сохраняет то, что составляет его основу. Благодаря способности сохранять свою основу и одновременно развиваться язык служит не только средством общения между людьми, но средством хранения и передачи другим поколениям знаний об окружающем мире.
IV. Применение. Формирование умений и навыков.
1. Чтение текста упр. 7 (беседа по тексту упр.7)
2. Запись предложения, составление схемы.
В.Г. Белинский утверждал: « Язык живет вместе с жизнью народа».
- Докажите верность утверждения В.Г.Белинского, приведите примеры.
3. Словарная работа.
Чтение статьи на стр. 3
Запись в словарь трудных слов
факс
модем
ксерокопировать.
Найдите значение слов факс и модем в толковом словаре учебника и составьте с этими словами словосочетания или предложения.
4. Упр.3, работа с этимологическим словарем
Этимология слова исконный
V. Этап информации о домашнем задании.
§ 1, упр. 8, упр. 9 (устно)
VI. Подведение итогов урока
VII. Этап рефлексии