Методическая разработка «Проектная деятельность в рамках урка русского языка в 8 классе по теме: «Сказуемое: типы и способы его выражения»»

Данный урок представляет собой практическую реализацию проекта на конкретном уроке русского языка по теме: «Сказуемое: типы и способы его выражения». Тип урока - обобщения и систематизации знаний, на котором ученики совершенствуют свои практические навыки, создавая методическое пособие для самостоятельной тренировки учащихся 8-9 класса по названной теме.Учащиеся  работают в группах, самостоятельно собирают и структурируют информацию, оформляют методическое пособие с целью создать  нечто практиче...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка.

Проектная деятельность в рамках урока русского языка в 8 классе по теме: «Сказуемое: типы и способы его выражения».

Учитель русского языка и литературы Ребрикова Лариса Петровна.

Теоретическое знание языка совершенствует

способность хорошо говорить и писать.

В.Г.Белинский.

Форма: урок - проект.

Цель проекта: создать пособие по теме «Сказуемое: типы и способы его выражения» для самостоятельной тренировки учащихся 8-9 класса.

Задачи проекта:

  • систематизировать знания о типах сказуемого и способах его выражения;

  • представить теоретическую часть материала о типах сказуемого и способах его выражения в виде схем на листах А4;

  • подобрать примеры, иллюстрирующие теоретические положения;

  • создать тренинговые карточки для самостоятельной работы.

Начинаем работать над проектом.

  1. Подготовительный, или вводный, этап постановки проблемных вопросов (как эффективно обобщить довольно объёмный материал по теме «Сказуемое: типы и способы его выражения») мы обсудили на предыдущем уроке. Детям было предложено обдумать дома проблемные вопросы и подумать, каким должно быть тренировочное пособие, помогающее ученикам 8-9 классов повторить данную тему и потренироваться на практике.

На этом уроке активную роль в определении проблемных вопросов и планирования деятельности учащихся может взять на себя педагог как член команды, осуществляющий направление и корректирование деятельности учеников.

Итак, на урок дети приходят с желанием сделать что-нибудь практически полезное.

  1. На этапе организации (планирования) этой деятельности класс делится на 4 группы.

Каждая группа получает задание:

1.Теоретически представить свою часть материала по теме в виде схемы на листе формата А4, т.е. напомнить классу об одном типе сказуемого и способах его выражения.

III. Это этап сбора и структурирования информации- сбор информации, её структурирование и изготовление продукта на уровне теоретического осмысления.

2.Подобрать примеры, иллюстрирующие теоретические положения.

(Дети могут пользоваться учебниками по русскому языку разных авторов и брать примеры из текстов упражнений, из предложенных учителем дидактических пособий (например, пособие Г.А.Богдановой: Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. Книга для учителя. М.: Просвещеие, 2005 или пособие Л.А. Брусенской: Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. Для учащихся школ и абитуриентов. Ростов-на -Дону: «Феникс», 1996 и др.) или из «головы».)

3. Подобрать примеры для тренинговой карточки, записав их разборчиво на листе А4.

IV. Этап изготовления и оформления продукта.

4. Выполнить часть работы по изготовлению практической составляющей продукта - пособия по теме «Сказуемое: типы и способы его выражения» для самостоятельной тренировки учащихся 8- 9 классов.

Например, 1-я группа готовит сообщение о простом глагольном сказуемом и способах его выражения; 2-я - о составном глагольном сказуемом и способах его выражения; 3-я - о составном именном сказуемом и способах его выражения; 4 - я группа консультирует детей из других групп, собирает материал, составляет общую схему «Типы сказуемого», а затем ( на V этапе определена форма презентации продукта и оформление конечного продукта) выполняют техническую часть - составляют методическое пособие: располагают материал в логической последовательности, скрепляют или собирают в папку- скоросшиватель.

Внутри каждой группы дети распределяют задания между собой: один готовит теоретическую часть, другой - подбирает примеры для иллюстрации правила, третий подбирает иллюстративный материал тренинговой карточки для пособия.

VI .Презентация продукта: каждая группа отчитывается по своему блоку заданий у доски ( теоретическая составляющая), иллюстрируя теоретические положения примерами и готовит свою часть для тренинговой карточки (практическая составляющая)- несколько предложений, записанных на отдельном листе чёрной ручкой разборчивым почерком, содержащих сказуемое определённого типа, которое необходимо определить (материал для оформления конечного продукта).

В итоге мы получили тренировочное пособие по теме «Сказуемое: типы и способы его выражения» для самостоятельной тренировки учащихся 8-11 классов, состоящее из трёх листов формата А4, содержащих схематичную информацию о каждом типе сказуемого и способе его выражения, а также три тренинговые карточки с примерами, подобранными к каждому случаю (Приложение1-8). Учащимся остаётся только поработать с ним самостоятельно.

VII. Рефлексия и самоанализ.- последний этап.

В течение пяти минут подводим итоги урока, совместно комментируем ответы детей и качество подобранного иллюстративного материала по следующим критериям:

1) коллективное обсуждение:

  1. Самостоятельность работы над проектом

  2. Полнота раскрытия темы

  3. Оригинальность решения проблемы

  4. Выразительность выступления

  5. Использование средств наглядности, технических средств

  6. Качество выполнения продукта

  7. Убедительность продукта (насколько полно собрана информация) и др.

2) Самооценка:

1. Насколько удачно изготовлено изделие? (Насколько полно собрана информация?).

2.Что я узнал, выполняя проект?

3. Что нового я узнал о себе?

4. Что нового я узнал о своих партнёрах?

5. Можно ли улучшить проектное решение?

3) Домашнее задание.

Написать аннотацию к изготовленному пособию.











Методическое пособие

для самостоятельной тренировки учащихся 8-9 класса

по теме

«Сказуемое: типы и способы его выражения»







МКОУ Верхнебезымяновская СОШ

2013



Приложение 1.

Сказуемое

Методическая разработка «Проектная деятельность в рамках урка русского языка в 8 классе по теме: «Сказуемое: типы и способы его выражения»».Методическая разработка «Проектная деятельность в рамках урка русского языка в 8 классе по теме: «Сказуемое: типы и способы его выражения»».Методическая разработка «Проектная деятельность в рамках урка русского языка в 8 классе по теме: «Сказуемое: типы и способы его выражения»».

Простое глагольное

Составное

Методическая разработка «Проектная деятельность в рамках урка русского языка в 8 классе по теме: «Сказуемое: типы и способы его выражения»».Методическая разработка «Проектная деятельность в рамках урка русского языка в 8 классе по теме: «Сказуемое: типы и способы его выражения»».

Глагольное

Именное







Приложение 2.

Простое глагольное сказуемое

Методическая разработка «Проектная деятельность в рамках урка русского языка в 8 классе по теме: «Сказуемое: типы и способы его выражения»».

Глагол в одном из наклонений:





Приложение 3

1)Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересечённые холмами и оврагами. (Глагол в изъявительном накл.прошедшего вр.)

2)Ты внимательно рассмотри чертёж.( Глагол в повелительном накл.)

3)Без тренировки я не выполнил бы норм по плаванию. (Глагол в условном накл.).

4)Подруга каждая тут тихо толк подругу. (Глагол выражает значение изъявительного накл. толк- толкнула).

5)Меняются поколения, а чудный собор недвижно и вечно будет стоять в центре города.(Сложная форма будущего времени).

Приложение 4

Составное глагольное сказуемое

Методическая разработка «Проектная деятельность в рамках урка русского языка в 8 классе по теме: «Сказуемое: типы и способы его выражения»».Методическая разработка «Проектная деятельность в рамках урка русского языка в 8 классе по теме: «Сказуемое: типы и способы его выражения»».



Методическая разработка «Проектная деятельность в рамках урка русского языка в 8 классе по теме: «Сказуемое: типы и способы его выражения»».Методическая разработка «Проектная деятельность в рамках урка русского языка в 8 классе по теме: «Сказуемое: типы и способы его выражения»».

Методическая разработка «Проектная деятельность в рамках урка русского языка в 8 классе по теме: «Сказуемое: типы и способы его выражения»».Методическая разработка «Проектная деятельность в рамках урка русского языка в 8 классе по теме: «Сказуемое: типы и способы его выражения»».Методическая разработка «Проектная деятельность в рамках урка русского языка в 8 классе по теме: «Сказуемое: типы и способы его выражения»».+



Методическая разработка «Проектная деятельность в рамках урка русского языка в 8 классе по теме: «Сказуемое: типы и способы его выражения»».Методическая разработка «Проектная деятельность в рамках урка русского языка в 8 классе по теме: «Сказуемое: типы и способы его выражения»».Методическая разработка «Проектная деятельность в рамках урка русского языка в 8 классе по теме: «Сказуемое: типы и способы его выражения»».



























Приложение 5

1)Молодой Дубровский хотел заняться делами.(П.)

2)Владимир начинал сильно беспокоиться (П.)

3)Я был готов любить весь мир. (Л.)

4) Сестра намеревалась приехать к нам во время отпуска.

5) Человек должен помнить и чтить дела своих предков, которые не жалели жизни, защищая родную страну, родной язык, родной дом. (Н.Тихонов)

6)Любишь ты поспорить!













Приложение 6

Составное именное сказуемоеМетодическая разработка «Проектная деятельность в рамках урка русского языка в 8 классе по теме: «Сказуемое: типы и способы его выражения»».Методическая разработка «Проектная деятельность в рамках урка русского языка в 8 классе по теме: «Сказуемое: типы и способы его выражения»».







Методическая разработка «Проектная деятельность в рамках урка русского языка в 8 классе по теме: «Сказуемое: типы и способы его выражения»».Методическая разработка «Проектная деятельность в рамках урка русского языка в 8 классе по теме: «Сказуемое: типы и способы его выражения»».

Методическая разработка «Проектная деятельность в рамках урка русского языка в 8 классе по теме: «Сказуемое: типы и способы его выражения»».Методическая разработка «Проектная деятельность в рамках урка русского языка в 8 классе по теме: «Сказуемое: типы и способы его выражения»».Методическая разработка «Проектная деятельность в рамках урка русского языка в 8 классе по теме: «Сказуемое: типы и способы его выражения»».+

Методическая разработка «Проектная деятельность в рамках урка русского языка в 8 классе по теме: «Сказуемое: типы и способы его выражения»».

Методическая разработка «Проектная деятельность в рамках урка русского языка в 8 классе по теме: «Сказуемое: типы и способы его выражения»».

1)Имя прилагательное

2)Имя существительное

3) Причастие

4)Числительное

5)Местоимение

6) Наречие

7) Синтаксически неделимое

словосочетание



Приложение 7

1) Метель была страшная.

2) Земля велика и прекрасна.

3) Добрая работа - всему начало.

4)Экскаватором называется машина, извлекающая землю.

5) Его приезд явился для меня сюрпризом.

(Сравните! Он явился без предупреждения.)

6) От долгого хранения сыр делается ломким и сухим.

(Сравните! Сыр делается из молока.)

7) Варя была с заплаканными глазами

Приложение №8

Тренинговые карточки.

Карточка №1.

Задание. Прочитайте. Какими формами глаголов выражены в них простые глагольные сказуемые? Устно укажите грамматические значения глаголов- сказуемых.

Образец. По улице идёт трамвай - действие в наст. вр.

  1. Кончилась летняя тёплая ночь. Занимается над лесом утренняя заря. Скоро взойдёт, обсушит росу тёплое солнышко. Будет радоваться вся природа. (С.-М.) 2) Мы крепко привязали наши палатки, иначе их сорвал бы ветер. (Арс.)

Карточка №2.

Найдите «четвёртое лишнее» среди сказуемых в предложениях.

  1. В клетке соловей перестал петь.

  2. Команда будет выступать на своём поле.

  3. Мы будем рады видеть вас у себя.

  4. Оксана любила покрасоваться.

Карточка №3.

Задание. Вспомните, из какого произведения эти строки. Найдите составные именные сказуемые.

Коль ты старый человек,

Дядей будешь нам навек.

Коли парень ты румяный,

Братец будешь нам названый,

Коль старушка, будь нам мать,

Так и станем величать,

Коли красная девица,

Будь нам милая сестрица.




© 2010-2022