План - конспект урока русского языка в 5 классе по теме: Синтаксис. Пунктуация

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


План-конспект урока

Класс: 5

Предмет: русский язык

Учебник: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, М.:«Просвещение», 2012г.

Название раздела, темы: Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Тема урока «Синтаксис. Пунктуация»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели урока:

Образовательные:

  • обобщение и систематизирование сведения по разделу «Синтаксис. Пунктуация»;

  • закрепление умения правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения, при обобщающих словах, в сложных предложениях, при прямой речи и объяснять их постановку;

  • закрепление умения отличать простые, сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения.

Развивающие:

  • развитие способности применять теоретические знания на практике;

  • развитие умения использовать изученные синтаксические конструкции в связной речи;

  • развитие аналитических и творческих способностей детей.

Воспитательные:

  • воспитание любви к родному языку;

  • воспитание уважительного отношения ко времени, акцентирование внимания на взаимоотношениях человека и времени.

Планируемые результаты:

Предметные: закрепление знаний о понятии синтаксис и пунктуация, воспитание интереса к изучению предмета;

Личностные УУД: воспринимают важность учебы как интеллектуального труда и познания нового.

Регулятивные УУД: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной деятельности

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, анализ, умение доказывать;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник.

Ход урока

1.Мотивация к обучению

Учитель: - Ребята, откройте тетради и запишите дату.

Ученики: Записывают дату.

Учитель: - Перед нами слова темный, хвойный, лес, утро, вечер, хлопотать, проворные, белки. Каждое слово в отдельности понятно, но неясно, какая мысль сообщается с помощью этих слов. Чтобы выразить мысль, нужно соединить эти слова по законам языка, связать их по смыслу.

- Составьте предложение из слов (если нужно, измените эти слова и используйте служебные части речи). Темный, хвойный, лес, в, утро, вечер, хлопотать, проворные, и, белки.

Ученики: Утром и вечером в темном хвойном лесу хлопочут проворные белки.

Учитель: Выделите грамматическую основу.

Ученики: Белки хлопочут.

Учитель: Выпишите из этого предложения словосочетания:

Ученики: В темном лесу, проворные белки, хлопочут в лесу, вечером в лесу, утром в лесу, в хвойном лесу, хлопочут утром.

Учитель: - Ребята, сегодня на уроке мы начинаем изучать синтаксис - раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения, правила их построения. В предложениях слова объединяются в словосочетания. Предложения образуются из слов и словосочетаний.

Запишите тему урока в тетрадь.

2. Актуализация знаний

Учитель:- Что изучается в синтаксисе?

Ученики: - Словосочетания и предложения.

Учитель:- Для чего нужно знать правила построения словосочетаний и предложений?

Ученик:- Чтобы правильно говорить и писать, выразительно читать, лучше понимать чужую речь.

3. Изучение нового материала

Учитель: А сейчас, ребята, прочитайте определение синтаксиса в учебнике (п.24)
Это слово заимствовано в XVIII веке из греческого языка. Буквально значит: " построение", "сочетание", "порядок".
Раздел грамматики, который изучает строение и значение словосочетаний, предложений, текста.

Учитель: Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

Ученик: Знаки завершения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак.

Учитель: Какие знаки препинания, которые ставятся внутри предложения?

Ученик: Знаки разделения: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.

Учитель: А какие знаки препинания могут стоять в любом месте предложения?

Ученик: Знаки выделения: кавычки, скобки, многоточие.

Учитель: Что же такое пунктуация?

Пунктуация (от лат. рunctum - «точка») - раздел науки о языке, в котором излагается система знаков препинания и правил их постановки.

4. Первичное закрепление знаний

Практическая работа- выполнение упражнения 119 на стр.56.

Учитель: Спишите, расставляя знаки препинания.

Учитель: Проверим, как вы соблюдали принятые в русском языке законы связи слов, выполняя это упражнение, и расстановку недостающих знаков препинания.

Учитель: С синтаксисом тесно связана пунктуация. Что же такое пунктуация? Как передать словами разные чувства? Словами не обойтись. На помощь приходят знаки препинания.

Учитель: Ребята, какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

Ученики: Знаки завершения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак.

Учитель: Какие знаки препинания, которые ставятся внутри предложения? Ученики: Знаки разделения: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.

Учитель: А какие знаки препинания могут стоять в любом месте предложения?

Ученики: Знаки выделения: кавычки, скобки, многоточие.

Учитель: Что же такое пунктуация? Давайте, ребята, прочитаем определение в п. 24 на стр.59.

5. Физкультминутка

Отдых наш - физкультминутка.

Занимай свои места:

Раз - присели, два - привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали.

Ванькой-встанькой словно стали.

Вышли дети как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре -

Дети дернули за гири.

Тут раздался страшный звон.

Побежали дети вон.

6.Закрепление изученного. Работа с текстом.
Учитель: Ребята, а сейчас поработаем с текстом.

- Прочитайте текст, озаглавьте его. Учитель: - Почему я назвала прочитанное текстом?

Ученик: - несколько предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью, называется текстом. Предложения в тексте связаны по смыслу

Учитель: - Сколько частей в тексте.

Ученик: - Три части.

Учитель: - Найдите в тексте вопросительные предложения.

Ученик: « А знаете ли вы, что масленица - праздник древний?»

Учитель: Приведите примеры повествовательных предложений.

Ученик: « В старину этот праздник отмечался очень широко. Заранее готовились снежные горки и качели, устанавливались балаганы для скоморохов, выставлялись столы с самоварами и горячими блинами, сладостями».

Учитель: Запишите предложение, в котором выражена основная мысль текста.

Ученики: « И праздновали масленицу на Руси целую неделю с плясками, играми, угощениями».

Текст.


А знаете ли вы, что масленица - праздник древний? В старину этот праздник отмечался очень широко. Заранее готовились снежные горки и качели, устанавливались балаганы для скоморохов, выставлялись столы с самоварами и горячими блинами, сладостями.

И праздновали масленицу на Руси целую неделю с плясками, играми, угощениями.

В последний день масленицы все просили друг у друга прощение, в знак примирения целовались, а потом при всем народе сжигали чучело масленицы и пели:

Ты прощай, прощай, наша Масленица!

Ты прощай, прощай, наша широкая!

Учитель: Как вы озаглавили текст?

Ученики: «Масленица»

Работа по учебнику

Учитель: Выполните упражнение125 на с.60.

-Составьте и запишите по два предложения из каждой цепочки слов.

Ученики: выполняют задания в тетрадях.

- Фронтальная проверка выполненного упражнения.

7. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Итак, мы сегодня познакомились с такими понятиями, как синтаксис и пунктуация. Что помогло вам справиться с трудностями?

Ученики: Знания, которые мы получили на уроке.

Учитель: Правильно, знания и умения, а ещё дружба, взаимопомощь.

Учитель комментирует оценки.

-Спасибо за работу.

8. Домашнее задание.

Учитель: Дома выучите правило на странице 56 и 59, выполните упр. 120(вставьте глаголы с учетом их смысла и связи с другими словами в предложении), 123(озаглавьте текст, спишите, ставя в конце каждого предложения нужный знак препинания).




© 2010-2022