- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока по русскому языку на тему: Род имен существительных (1 класс)
Разработка урока по русскому языку на тему: Род имен существительных (1 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кармаенкова Г.Б. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Общая средняя школа № 55
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
НА ТЕМУ:
"Род имен существительных"
1 класс
ШЫМКЕНТ 2015 г.
Тема: Род имен существительных.
Цель:
1. Сформировать понятия о роде имен существительных.
2. Развивать лексический Запас учащихся.
3. Воспитывать любовь к языку.
Оборудование: рисунки, таблица, карточки, ваза, цветы.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Пожелайте друг другу успехов на уроке.
2. Минутка чистописания
Кв во
Красиво писать - красоту творить.
3. Словарная работа.
- Отгадайте о каких словах я говорю и запишите в тетрадь.
1) От него -- здоровье, сила
И румянец щек всегда,
Белое, а не белила,
Жидкое , а не вода. (молоко)
2) Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.(горох)
3) Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять. (картофель)
4) Сидит девица в темнице,
А коса на улице. (морковь)
5) Расселась барыня на грядке,
Оделась в пышные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка. (капуста)
6) Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
Любят меня детки. (яблоко)
- Что общего в этих словах (это имена существительные)
4. Повторение изученного
Чтение стихотворения учителем
Мы очень любим называть
В грамматике предметы,
И на вопросы отвечать,
Ведь сами мы - ответы!
Вопросы эти - "Что?" и "Кто?"
Без них не может жить никто?
А кто на них дает ответ,
Тот называет предмет.
- О чем говорилось в этом стихотворении? (существительном)
- Что такое имя существительное? (часть речи)
- Что обозначает? (предмет)
- На какие вопросы отвечает? (Кто? Что?)
- Как изменяются имена существительные? (по числам - ед.ч. мн. ч.)
5. Изучение нового материала
В русскому языке много тайн, в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке - раскрыть еще одну тайну данной части речи. Оказывается, все имена существительные можно разделить на 3 группы, независимо от того, какие это существительные - собственные, или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, ед. или мн. числа.
Грамматическая сказка.
<<В одном королевстве жили имена существительные. Сначала все существительные были похожи. Да так похожи, что сама королева их путала. И вот однажды она издавал указ: "Кто придумает для моих услуг существительных знаки различия , то будет награжден>>. А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказал: "Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова муж, папа, дядя, стул...). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, коза, принцесса...). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода (так и стали , солнце, небо, поле, окно т.д.)>> . Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных>>.
- На какие 3 группы делятся имена существительные ? (м.р., ж.р., ср. р.)
Тема нашего урока : Род имен существительных. Из сказки вы узнали какого рода имена существительные :
ж.р. м.р. ср.р.
Сегодня мы должны научиться определять род имени существительного. А вам легче было определить род имени существительного, я открою вас секрет королевы.
А вот и секрет:
Женский род запомню я
И скажу: "Она - моя".
И запомню род мужской
И опять скажу "Он - мой".
Средний род: "Оно - мое"
Это правило - твое!
- Какой же секрет у королевы? Пользуясь секретом королевы, запишите мена существительные.
стр. 178 №450
м.р. ж.р. ср.р.
ветер вьюга облако
мороз туча окно
снежок метель настроения
Физминутка
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, подтянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится, вьется.
6. Закрепление изученного.
1. На доске картинки
- Что вы видите на доске? (предметы)
- Какой частью речи являются слова, обозначающие данные предметы? (имя существительное)
Записать слова в соответствующий столбик.
2. Игра: "Собери букет" (на обратной стороне цветка задание)
Задания:
1) Приспособление, с помощью которого проводят прямые линии или измеряют что - либо.
2) Я землю копала, ничуть не устала.
3) То я в клетку, то в линейку.
Написать по мне сумей-ка.
можешь и нарисовать, называюсь я...
4) Сосуд, в котором кипятят воду или заваривают чай.
5) Какой это мастер на окна нанес и листья и травы и заросли роз?
6) Помещение, где стоят машина:
7) Его весной и летом
Мы видели одетым.,
А осенью бедняжки
Сорвали все рубашки.
8) Ко дню рожденья Кате мама сшила...
9) Съел сластена в воскресенье все вишневое... .
- Как проверить правильность выполнения данного упражнения?
В каждой вазе стоит 3 разных цветка.
7. Итог урока:
- что нового узнали об имени существительном?
- Как определить род имени существительного?
-Давайте повторим секрет королевы.
8. Домашнее задание : с. 179, №451 (правило)