Разработка урока по русскому языку на тему: Род имен существительных (1 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по русскому языку на тему: Род имен существительных (1 класс)МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН



Общая средняя школа № 55









ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

НА ТЕМУ:

"Род имен существительных"

1 класс













ШЫМКЕНТ 2015 г.

Тема: Род имен существительных.

Цель:

1. Сформировать понятия о роде имен существительных.

2. Развивать лексический Запас учащихся.

3. Воспитывать любовь к языку.

Оборудование: рисунки, таблица, карточки, ваза, цветы.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Пожелайте друг другу успехов на уроке.

2. Минутка чистописания

Кв во

Красиво писать - красоту творить.

3. Словарная работа.

- Отгадайте о каких словах я говорю и запишите в тетрадь.

1) От него -- здоровье, сила

И румянец щек всегда,

Белое, а не белила,

Жидкое , а не вода. (молоко)

2) Дом зеленый тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.(горох)

3) Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали

Не одну нашли, а десять. (картофель)

4) Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (морковь)

5) Расселась барыня на грядке,

Оделась в пышные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка. (капуста)

6) Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

Любят меня детки. (яблоко)

- Что общего в этих словах (это имена существительные)

4. Повторение изученного

Чтение стихотворения учителем

Мы очень любим называть

В грамматике предметы,

И на вопросы отвечать,

Ведь сами мы - ответы!

Вопросы эти - "Что?" и "Кто?"

Без них не может жить никто?

А кто на них дает ответ,

Тот называет предмет.

- О чем говорилось в этом стихотворении? (существительном)

- Что такое имя существительное? (часть речи)

- Что обозначает? (предмет)

- На какие вопросы отвечает? (Кто? Что?)

- Как изменяются имена существительные? (по числам - ед.ч. мн. ч.)

5. Изучение нового материала

В русскому языке много тайн, в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке - раскрыть еще одну тайну данной части речи. Оказывается, все имена существительные можно разделить на 3 группы, независимо от того, какие это существительные - собственные, или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, ед. или мн. числа.

Грамматическая сказка.

<<В одном королевстве жили имена существительные. Сначала все существительные были похожи. Да так похожи, что сама королева их путала. И вот однажды она издавал указ: "Кто придумает для моих услуг существительных знаки различия , то будет награжден>>. А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказал: "Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова муж, папа, дядя, стул...). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, коза, принцесса...). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода (так и стали , солнце, небо, поле, окно т.д.)>> . Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных>>.

- На какие 3 группы делятся имена существительные ? (м.р., ж.р., ср. р.)

Тема нашего урока : Род имен существительных. Из сказки вы узнали какого рода имена существительные :

ж.р. м.р. ср.р.

Сегодня мы должны научиться определять род имени существительного. А вам легче было определить род имени существительного, я открою вас секрет королевы.

А вот и секрет:

Женский род запомню я

И скажу: "Она - моя".

И запомню род мужской

И опять скажу "Он - мой".

Средний род: "Оно - мое"

Это правило - твое!

- Какой же секрет у королевы? Пользуясь секретом королевы, запишите мена существительные.

стр. 178 №450

м.р. ж.р. ср.р.

ветер вьюга облако

мороз туча окно

снежок метель настроения

Физминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, подтянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружится, вьется.

6. Закрепление изученного.

1. На доске картинки

- Что вы видите на доске? (предметы)

- Какой частью речи являются слова, обозначающие данные предметы? (имя существительное)

Записать слова в соответствующий столбик.

2. Игра: "Собери букет" (на обратной стороне цветка задание)

Задания:

1) Приспособление, с помощью которого проводят прямые линии или измеряют что - либо.

2) Я землю копала, ничуть не устала.

3) То я в клетку, то в линейку.

Написать по мне сумей-ка.

можешь и нарисовать, называюсь я...

4) Сосуд, в котором кипятят воду или заваривают чай.

5) Какой это мастер на окна нанес и листья и травы и заросли роз?

6) Помещение, где стоят машина:

7) Его весной и летом

Мы видели одетым.,

А осенью бедняжки

Сорвали все рубашки.

8) Ко дню рожденья Кате мама сшила...

9) Съел сластена в воскресенье все вишневое... .

- Как проверить правильность выполнения данного упражнения?

В каждой вазе стоит 3 разных цветка.

7. Итог урока:

- что нового узнали об имени существительном?

- Как определить род имени существительного?

-Давайте повторим секрет королевы.

8. Домашнее задание : с. 179, №451 (правило)



© 2010-2022