Презентация с конспектом по русскому языку Сочинительные союзы: соединительные, разделительные, противительные

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

13.02.2015г. Русский язык 7 «Г» класс

Тема: Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные

Цель урока: обосновать деление сочинительных союзов на группы по значению; развивать орфографические и пунктуационные навыки.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умения учащихся работать с теоретическим материалом;

- совершенствовать знания о союзе как служебной части речи.

Развивающие:

- уметь определять роль союзов в предложении;

- научиться определять разряд союзов, устанавливать смысловые отношения между частями предложения;

- правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения и в сложном предложении.

Воспитательные:

- воспитывать культуру умственного труда на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, группировка, обобщение.

Критерии успешности урока:

Учащиеся знают чёткое определение союзов.

Умеют различать разряды союзов.

Могут применить в речи, применить их.

Основные формы организации ПД детей: групповая, индивидуальная.

Тип урока: изучение новой темы.

Оборудование урока: ИКТ (интерактивная доска, проектор, компьютер), стикеры, листы А3 формата, цветные карандаши, смайлики, оценочные листы, учебник, раздаточные материалы, карточки с заданиями.

Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент. Эмоциональный настрой

2 мин.

Добрый день, ребята! Прежде чем начать урок, я попрошу вас посмотреть на гостей и подарить им улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.

Каждый урок - это урок получения знаний, необходимых в жизни. Сегодня вы должны доказать это себе и мне.

Дети улыбаются гостям, дарят улыбки друг другу.

2 Повторение изученного материала о предлоге и союзе как служебных частях речи.

Игра:

«Третий лишний»

3 мин.

- Но прежде чем перейти к основной нашей теме мы поиграем и вспомним все, что вы знаете о союзе:

«Третий лишний»

Задание: определите, что связывает группу слов, а что отличает, что является «лишним» (ответ аргументируйте).

- а, не, работает;

- и, но, то-то;

- однако, либо, чтобы.



-а, не служебные части речи, работает - самостоятельная часть речи);

союзы, простые, то-то - составной);

союзы сочинительные, чтобы - подчинительный союз.

(Слайд №1)

3.Определение темы и цели урока

4мин.

Сделаем еще один важный шаг: мы должны повторить теоретические сведения о предлоге и союзе как о служебных частях речи.

У каждого из вас есть «Экспресс - вопросы», заполните его, кроме задания № 8. (Приложение).

Чтобы выполнить задание № 8, мы должны научиться определять разряд союзов, устанавливать смысловые отношения между частями предложения.

-О чем же пойдет речь на нашем уроке? Сформулируйте тему и цели нашего урока: что мы должны узнать нового и чему научиться?



Самостоятельно работают над «Экспресс - вопросами».

Взаимопроверка. (Слайд №2)



Учащиеся формулируют тему и цели урока, записывают тему урока в тетради. Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. (Слайд № 3)

4. Изучение нового материала.



5 мин.

Изучите и обсудите в группе, на какие разряды делятся сочинительные союзы.

Просмотр презентации

- На какие разряды делятся союзы?

Самостоятельно изучают, затем обсуждают в группе.

На примере показывают, что союзы делятся на три группы. (Слайд №4)

Звезды меркнут и гаснут.

Мал золотник, да дорог.

Пошел не то дождь со снегом, не то снег с дождем.

5. Деление на группы. Образуются три группы: Соединяшки, противяшки, разделяшки

2 мин.

Возьмите стикеры и найдите членов своих групп.

Учащиеся берут стикеры (на стикерах написаны союзы), определяют какой союз и находят членов групп.

6.Творческое задание. Работа в группах.

10 мин

Составьте кластер по разрядам союзов.

Учитель оценивает смайликамиПрезентация с конспектом по русскому языку Сочинительные союзы: соединительные, разделительные, противительные 3 балла Презентация с конспектом по русскому языку Сочинительные союзы: соединительные, разделительные, противительные2 б. Презентация с конспектом по русскому языку Сочинительные союзы: соединительные, разделительные, противительные 1б.

Соединяшки работают над соединительными союзами;

Противяшки над противительными;

Разделяшки над разделительными.

Защита проекта.

Результаты творческой работы заносятся в лист самооценки

7 Физминутка.

8. Закрепление учебного материала











Работа с текстом.









«Угадай пословицу!»





ТиО составляют синквейн

«Экспресс - вопрос»

1 мин

3мин.













5мин.









3 мин.







2 мин.

Вставьте нужные союзы. Объясните.











Какой вывод можно сделать?

Каждая группа работает над своим заданием

Семиклассники не только любят русский язык, но и изучают его. Ни пятиклассники, ни семиклассники не могут безошибочно писать сочинения и изложения. Однако каждый старается, допустив ошибку, исправить её, вспомнив правило. Или читают невнимательно, или не обращают внимания на незнакомые слова. То отвлекаются во время письма, то небрежно относятся к письменной речи - вот и делают ошибки!

- Отгадайте пословицы, объясните смысл, запишите в тетрадь. Объясните роль союза.

1)Не, словами, по, а, по, делам, судят;

2) Товарища, лучше, себя, а, не, ищи, хуже;

3)Нитки, без, иголки, да, пошить, не, шубы;

4)Да, ягодка, на, красна, вкус, горька;

5) Мягко, да, жестко, стелет, спать.

Не забудьте оценить себя .

Теперь мы можем ответить на вопрос №8.

Танцуют под музыку.

Учащиеся дают характеристику союза. - Союз И - сочинительный, соединительный, простой.

В предложении «Язык хлебом кормит и дело портит» обозначает явления, которые происходят одновременно.

- Союз А - сочинительный, противительный, простой. В предложении «В полях снег тает, а в лесу он еще лежит нетронутый» обозначает, что одно явление противопоставляется другому.

- Союз ТО … ТО - сочинительный, разделительный, простой. В предложении «То ветер завоет, то сильный дождь польет» указывает на то, что из двух или более явлений возможно только одно. (Слайд №5)

Учащиеся делают вывод: с помощью союзов устанавливаются разные смысловые отношения в предложении.

Соединяшки: вставляют нужные союзы.

Противяшки: вставляют пропущенную букву.

Разделяшки: расставляют знаки препинания. (Слайд №6)







Не по словам судят, а по делам. (прот.)

Ищи товарища лучше себя, а не хуже.(прот.)

Без нитки да иголки шубы не пошить.(соед.)

Красна ягодка, да на вкус горька. (прот.)

Мягко стелет, да жестко спать. (прот.) (Слайд № 7)

ТиО составляют синквейн.

7.Тестирование

Тест с самопроверкой

5 мин.

Выполните тестовое задание

Самостоятельно работают над тестом.

Самопроверка (Слайд № 8)

результаты (оценку) теста заносятся в лист самооценки

8. Подведение итогов, объявление оценок и выставление их в журнал и в дневники учащихся.

3 мин.

- Какую цель мы ставили в начале урока? Удалось ли нам её достичь?

- На какие три группы по значению делятся сочинительные союзы?

- Что связывают сочинительные союзы? (Однородные члены, простые предложения в сложном, равноправные по смыслу)

- Перечислите соединительные, разделительные и противительные союзы.

- Что показалось самым трудным, а что самым интересным? Полученные знания вы можете применять в разных сферах жизнедеятельности.

- Итак, ребята, попробуем оценить свою работу на уроке? Посчитайте количество баллов.

(Определяли роль и значение союза)

(Служебная часть речи, связывает простые предложения в составе сложного или однородные члены предложения, могут связывать предложения в тексте)

(Имеют разные значения).

(Соединительные, противительные, разделительные).



Дети считают баллы.

9.Рефлексия

2 мин

На обратной стороне напишите рефлексию.Презентация с конспектом по русскому языку Сочинительные союзы: соединительные, разделительные, противительные

Ученики выбирают начала рефлексии. (Слайд № 9)

10. Задание на дом

1 мин

Дети, набравшие 15-20 баллов - сочинить сказку «Что соединяют соединительные, чему противятся противительные и кого разделяют разделительные союзы».

Набравшие 10-14 баллов выполняют упражнение426.


Экспресс - вопросы

1. В русском языке есть ………………… и служебные части речи.

2. Служебные части речи - это…………………………………… .

3. Служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении, называется……… .

4. Служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного, называется…………………………………………………………

5. Союзы бывают простыми и………………………………… .

6. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются………………………………………… .

7. Союзы, связывающие в сложном предложении простые предложения, из которых одно зависит от другого, называются…………………………………………………… .

8. Сочинительные союзы по значению делятся на три разряда:

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Экспресс - вопросы

1. В русском языке есть ………………… и служебные части речи.

2. Служебные части речи - это…………………………………… .

3. Служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении, называется……… .

4. Служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного, называется…………………………………………………………

5. Союзы бывают простыми и………………………………… .

6. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются………………………………………… .

7. Союзы, связывающие в сложном предложении простые предложения, из которых одно зависит от другого, называются…………………………………………………… .

8. Сочинительные союзы по значению делятся на три разряда:



Мини - тест

1.Служебная часть речи, которая служит для связи простых предложений в составе сложного, называется :

А ) союз Б ) предлог В ) частица

2. Укажите неверное утверждение. Союзы делятся на:

А ) сочинительные и подчинительные

Б ) простые и составные

В ) производные и непроизводные.

3.Укажите вариант ответа, в котором все союзы сочинительные :

А ) где, зато, также Б ) и, однако, либо В ) что, когда, да

4. Укажите предложение, в котором союз и соединяет однородные члены (знаки препинания не расставлены).

А ) Мы долго не могли выбраться из леса и нам пришлось задержаться.

Б ) На улице сегодня сильный мороз и поездка отменяется.

В ) Я вернусь и все вам расскажу.

5. Укажите предложение, в котором сочинительный союз связывает простые предложения в составе сложного:

А ) Мы не могли идти дальше, потому что заблудились.

Б ) Никто не знал пути домой и мы долго искали дорогу.

В ) Наш отряд только вчера узнал, что опасность миновала.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Мини - тест

1.Служебная часть речи, которая служит для связи простых предложений в составе сложного, называется :

А ) союз Б ) предлог В ) частица

2. Укажите неверное утверждение. Союзы делятся на:

А ) сочинительные и подчинительные

Б ) простые и составные

В ) производные и непроизводные.

3.Укажите вариант ответа, в котором все союзы сочинительные:

А ) где, зато, также Б ) и, однако, либо В ) что, когда, да

4. Укажите предложение, в котором союз и соединяет однородные члены (знаки препинания не расставлены).

А ) Мы долго не могли выбраться из леса и нам пришлось задержаться.

Б ) На улице сегодня сильный мороз и поездка отменяется.

В ) Я вернусь и все вам расскажу.

5. Укажите предложение, в котором сочинительный союз связывает простые предложения в составе сложного:

А ) Мы не могли идти дальше, потому что заблудились.

Б ) Никто не знал пути домой и мы долго искали дорогу.

В ) Наш отряд только вчера узнал, что опасность миновала



© 2010-2022