Поэты родного края. Анализ стихотворения Котенок Сталинграда

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ стихотворения «Котенок Сталинграда»

Был краткий миг затишья. Замолчали
Орудия войны всего на миг!
Солдаты от стрельбы уже устали.
Вдруг в тишине раздался чей-то крик.

Недавно бой гремел здесь, у вокзала.
Котенок выжил, избежав беды.
Поверить было трудно. Из подвала
Шел, оставляя на снегу следы…

Притих котенок на руках солдата.
Согрелся, бедолага, разомлел.
Как будто говорил: «Я свой, ребята!»
И песню промурлыкал им, пропел.

Оттаяли сердца у пехотинцев,
Забыв на миг, что снова будет ад.
Котенка ждали впереди гостинцы:
Ведь он своим теплом согрел ребят.

Данное стихотворение написано Еленой Викторовной Леоновой в 2015 году, когда на фотовыставке Е.В. Леонова увидела фотографию военных лет, на снимке русские солдаты держат в руках маленького котенка. Глаза мальчишек наполнены добротой и светятся от счастья.

Обратимся к названию данного стихотворения. Казалось бы, автор сочетает несочетаемое, т.е. использует оксюморон, ведь для нашего поколения Сталинград - это город, который ассоциируется с войной, и с этим словом может сочетаться слово военной тематики. И вдруг котенок… после прочтения стихотворения все становится ясным. Тема этого стихотворения - доброта и тепло во время войны. Несмотря на тяжелые будни, люди умели любить, дарить тепло и нежность друг другу. Именно это качество помогало выжить в военное время. Основная мысль автора - донести до людей то, что важно не потерять человеческое лицо в нечеловеческих условиях.

Сюжет этого стихотворения прост и понятен людям любого возраста. В первой строфе повествуется о коротком затишье во время боя, которое прерывается не писком, не мяуканьем, а именно криком маленького котенка. С помощью этого слова автор наделяет животное человеческими качествами. И вот перед нами уже не котенок, а герой стихотворения.

Во второй строфе говорится о чудесном спасении. Привлекает внимание четвертая строка:

Шел, оставляя на снегу следы…

Создается впечатление, что котенок оставляет след в истории, в человеческих душах.

Между второй и третьей строфой словно утеряна информация о том, какой путь проделал котенок от подвала до человеческих рук. Но обращаем внимание на то, что вторая строфа заканчивается многоточием, с помощью этого знака препинания читателю дается возможность поразмышлять, обдумать, нарисовать свою картину происходящего.

В третьей строфе котенок уже не кричит, он мурлычет и поет, ведь он «согрелся» и «разомлел» в руках солдат. Автор называет котенка бедолагой. В Толковом словаре Ефремовой. Т. Ф. «Бедола́га» - тот, кто заслуживает сострадания, сочувствия. Именно русские солдаты способны были сочувствовать и сострадать.

Четвертая строфа наталкивает нас на мысли о том, какой могучей силой обладает маленькое существо! Котенок сумел растопить сердца пехотинцев, сумел заставить забыть солдат о войне, пусть, на миг, но этот миг придал им силы - перед нами в этот миг не солдаты, не пехотинцы, а простые ребята!

Стихотворение состоит из четырех строф. Каждая строфа - законченный эпизод удивительной истории. Написано данное произведение четырехстопным ямбом. Этим размером написано невероятное количество стихов: «Полтава», «Медный Всадник», «Мцыри»... Самые невероятные сочетания дает этот размер - от комического до героического и трагического, от широчайшей эпики, до проникновенного лиризма.

Данное стихотворение написано Еленой Викторовной в 2015 году, когда на фотовыставке Е.В. Леонова увидела фотографию военных лет, на снимке русские солдаты держат в руках маленького котенка. Глаза мальчишек наполнены добротой и светятся от счастья.



© 2010-2022