Рабочая программа по русскому языку 10-11 классы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Утверждаю»

«Согласовано» Директор ГКОУ «Школа №13

Костромской области» Зам. директора по УВР ГКОУ ___________ Полоедов А.С. «Школа №13 Костромской области»

«____»______________2015г. ___________ Катаева Е.В

«____»_______________2015г.





ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА

среднего (полного) общего

образования

по

РУССКОМУ ЯЗЫКУ



Класс: 10-11

Учитель: Шашкова Т.А.

Количество часов: 136



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



  1. Рабочая программа разработана на основе:

- федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России « Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г № 1089);

- программы курса «Русский язык» 10-11 классы, базовый уровень / авт.-сост. Н.Г. Гольцова. - М.: Русское слово, 2014.;

- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 2

- учебника для общеобразовательных учреждений (Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной «Русский язык. 10-11 классы», рекомендованного Министерством образования и науки РФ, М.: «Русское слово», 2015г.

- Методического письма Министерства образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».

-учебного плана ГКОУ «Школа №13 Костромской области».


  1. Цели курса:

Цель курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.

Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результата освоения содержания курса «Русский язык».

В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи используются такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.

Содержание программы по русскому языку отобрано на основе компетентностного подхода.

Языковая и языковедческая компетенция - углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых - русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценки языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения культуры, национально- культурной специфика русского языка; расширение знаний взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.

.

Изучение русского языка в старшей школе направленно на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;

  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, и её функциях; функционально - стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствие в сфере и ситуации общения; и разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.


  1. Место и роль учебного курса в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Составлена из расчета 2 часа в неделю. Перераспределение часов проведено в связи с тем, что в соответствии с учебным планом школы на изучение русского языка выделено 2 часа в неделю вместо 1 часа, предусмотренного программой Н.Г.Гольцовой. Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, морфологии «малых частей речи».

Предлагаемый курс должен обеспечить высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.

Данная программа предполагает работу с учебником Н.Г. Гольцовой, В. Шамшина, М.А. Мищериной. Русский язык. 10-11 классы и обеспечивает восполняющее повторение при подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.

При составлении программы учитывалась программа развития школы, ориентированная на ресоциализацию обучающихся в рамках пенитенциарной системы обучения.

1.4 Требования к уровню подготовленности обучающихся



В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

- функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

- системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

- понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

- компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

- основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь

- проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

- разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

- проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

аудирование и чтение

- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

- владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

говорение и письмо

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

- применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

- углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;

- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

- увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;

- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

- удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;

- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1 Характеристика основных содержательных линий

10 КЛАСС

  1. ВВЕДЕНИЕ (1час)

  • Русский язык в современном мире. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Формы существования русского национального языка (литературный, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

  • Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Литературный язык и язык художественной литературы. Система языка, её устройство и функционирование. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.



  1. ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ (5часов)

  • Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

  • Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимия в системе русского языка. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование. Лексикография1.



  1. ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ

  • Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения.



  1. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

  • Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.

  • Морфемный разбор слова.

  • Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования. Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.

  • Основные способы формообразования в современном русском языке.

  • Одна из задач - научить учащихся пользоваться различными типами аспектных словарей и вырабатывать у них потребность постоянной работы со словарями. Работа со словарями должна быть обязательным элементом урока. Список наиболее популярных и доступных словарей дается в конце учебного пособия.



  1. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ

  • Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.

  • Принципы русской орфографии.

  • Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания.

  • Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

  • Чередующиеся гласные в корне слова.

  • Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.

  • Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах.

  • Правописание звонких и глухих согласных.

  • Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

  • Правописание двойных согласных.

  • Правописание гласных и согласных в приставках.

  • Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

  • Гласные И и Ы после приставок.

  • Употребление Ъ и Ь.

  • Употребление прописных букв.

  • Правила переноса слов.

Части речи.

Имя существительное

  • Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.

  • Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода.

  • Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатуры.

  • Число имен существительных.

  • Падеж и склонение имен существительных.

  • Морфологический разбор имен существительных.

  • Правописание падежных окончаний имен существительных.

  • Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.

Имя прилагательное

  • Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные.

  • Качественные прилагательные.

  • Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения.

  • Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном русском языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.

  • Прилагательные относительные и притяжательные.

  • Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.

  • Переход прилагательных из одного разряда в другой.

  • Морфологический разбор имен прилагательных.

  • Правописание окончаний имен прилагательных.

  • Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий.

  • Правописание суффиксов имен прилагательных.

  • Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.

Имя числительное

  • Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов.

  • Морфологический разбор числительных.

  • Склонение имен числительных.

  • Правописание имен числительных.

  • Употребление имен числительных в речи.

  • Особенности употребления собирательных числительных.

Местоимение

  • Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений.

  • Морфологический разбор местоимений.

  • Правописание местоимений. Значение и особенности употребления местоимений ты и вы. Особенности употребления возвратного, притяжательных и определительных местоимений.

Глагол

  • Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.

  • Инфинитив как начальная форма глагола.

  • Категория вида русского глагола.

  • Переходность/непереходность глагола.

  • Возвратные глаголы.

  • Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Особенности образования и функционирования.

  • Категория времени глагола.

  • Спряжение глаголов.

  • Две основы глаголов. Формообразование глагола.

  • Морфологический разбор глагола.

  • Правописание глаголов.

  • Причастие как особая глагольная форма.

  • Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий.

  • Морфологический разбор причастий.

  • Образование причастий.

  • Правописание суффиксов причастий,

  • Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

  • Переход причастий в прилагательные и существительные.

  • Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.

Наречие

  • Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую.

  • Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий.

Слова категории состояния

  • Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния.

  • Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед.ч.

  • Морфологический разбор слов категории состояния.

Служебные части речи.

Предлог

  • Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.

Союзы и союзные слова

  • Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.

Частицы

  • Частицы как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц.

  • Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.

Междометие

  • Междометие как особый разряд слов. Междометие и звукоподражательные слова.

  • Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления междометий.



  1. КЛАСС

    1. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

  • Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.

Словосочетание

  • Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.

Предложение

  • Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.

Простое предложение

  • Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

  • Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

  • Синонимия разных типов простого предложения.

Простое осложненное предложение

  • Синтаксический разбор простого предложения.

  • Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.

  • Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.

  • Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

  • Параллельные синтаксические конструкции.

  • Знаки препинания при сравнительном обороте.

  • Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.

Сложное предложение

  • Понятие о сложном предложении.

  • Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

  • Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.

  • Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

  • Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. Период. Знаки препинания в периоде.Синонимия разных типов сложного предложения.

Предложения с чужой речью

  • Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.

Употребление знаков препинания

  • Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.



    1. КУЛЬТУРА РЕЧИ

  • Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Соблюдение норм речевого поведения в различных ситуациях и сферах общения. Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Культура публичной речи. Культура разговорной речи. Культура письменной речи.



    1. СТИЛИСТИКА

  • Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства1.

  • Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи.

  • Текст. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Информационная переработка текста. Анализ текстов разных стилей и жанров.

2.2 Календарно-тематическое планирование

2.3 Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков

учащихся по русскому языку

«Нормы оценки...» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

I. ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовка ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

II. ОЦЕНКА ДИКТАНТОВ

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для V класса - 90 - 100 слов, для VI класса - 100, для VII класса -120, для VIII класса - 120-150, для IX класса- 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса - 15-20, для VI класса - 20-25, для VII класса- 25 - 30, для VIII класса - 30-35, для IX класса - 35-40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в V классе - 12 различных орфограмм и 2 - 3 пунктограмм, в VI классе - 16 различных орфограмм и 3 - 4 пунктограмм, в VII классе - 20 различных орфограмм и 4 - 5 пунктограмм, в VIII классе - 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в IX классе - 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

В диктантах должно быть: в V классе - не более 5 слов, в VI-VII классах - не более 7 слов, в VIII-IX классах - не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в V классе - до конца первого полугодия) сохраняется объект текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

  1. в переносе слов;

  2. на правила, которые не включены в школьную программу;

  3. на еще не изученные правила;

4)в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не
проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

  1. в исключениях из правил;

  2. в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

  3. в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

  4. в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

  5. в написании ы и и после приставок;

  6. в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

  7. в собственных именах нерусского происхождения;

  8. в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

  9. в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода - воды, рот - ротик, грустный - грустить, резкий - резок).

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются для оценки «4»

2 орфографические ошибки, для оценки «3» 4 орфографические ошибки (для V класса 5 орфографических ошибок), для оценки «2» 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом « 1».

III. ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ

Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе - 100-150 слов, в VI классе - 150-200, в VII классе - 200 - 250, в VIII классе - 250 - 350, в IX классе - 350- 450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в

VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем,
что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в V классе - 0,5-1,0 страницы, в VI классе - 1,0-1,5, в VII классе - 1,5-2,0, в VIII классе - 2,0 - 3,0, в IX классе - 3,0-4,0 страницы.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем, ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических

Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 - 4 речевых недочетов

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недо
статочно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 'орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок

«1»

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов

Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок

Примечания:

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2 - 3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

  1. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

  2. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

IV. ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

V. ВЫВЕДЕНИЕ ИТОГОВЫХ ОЦЕНОК

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2».

2.4 Формы и средства контроля

Контроль за уровнем обучения учащихся 10 - 11 классов осуществляется по трём направлениям:

  • учитываются умения производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания;

  • учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами литературного произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирование предложений и текста владение изобразительно - выразительными средствами языка;

  • учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.

Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются:

  1. Диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, словарно-орфографический).

  2. Диктант с грамматическим заданием (основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический)..

  3. Сочинение - рассуждение.

  4. Тест по материалам и в форме ЕГЭ.

  5. Словарный диктант.

  6. Устное монологическое высказывание на лингвистическую тему.

  7. Эссе (классическое, аргументированное).

  8. Задания дифференцированного характера

Средства обучения


  • Словари и энциклопедии по русскому языку;

  • Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся;

  • Раздаточный и дидактический материал.

  • Печатные пособия.



© 2010-2022