Урок литературы в 8 классе с региональным компонентом Исторические песни. Анализ песен «Ермак готовится к походу на Сибирь» и «Песня о Таймуразе Козырева»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 8 классе.

Тема: «РК. Исторические песни. Анализ песен «Ермак готовится к походу на Сибирь» и «Песня о Таймуразе Козырева».

Цели урока: Цели урока: ознакомление с особенностями жанра исторической песни; обучение аналитическому чтению, развитие связной речи; воспитание любви к родине, к её истории. научить определять жанровые особенности, роль художественных средств, знать содержание и сравнительную характеристику песен «Ермак готовится к походу на Сибирь» и «Песни о Таймуразе Козыреве»; уметь отвечать на вопросы по содержанию песни, выразить своё впечатление.

Оборудование: учебники литературы, компьютер, проектор, экран, презентация, аудиозаписи песен.

Ход урока.

I. Оргонизационный момент. Целеполагание.

2. Проверка д/з. Фронтальная беседа.

- Что такое песня?

( Небольшое стихотворное произведение, предназначенное или используемое для пения. В фольклоре текст песни возникает одновременно с мелодией; литературная песня создаётся как стихотворение, которое может быть положено на музыку.)

- На какие группы делятся народные песни?

(Различают исторические, обрядовые, лирические народные песни. В песнях нашли отражения реальные события прошлого, уклад народной жизни, обычаи народа, его традиции.)

- Что сближает народные песни с другими произведениями фольклора?

( С другими произведениями фольклора народные песни сближают их языковые особенности: народный стих, повторы, сравнения, постоянные эпитеты, использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

- Назовите виды лирических песен.

(В любовных песнях говорилось о первых встречах влюбленных, их любовной радости и тоске, верности и измене.

Были песни разбойничьи, тюремные, солдатские, ямщицкие, бурлацкие, песни о крепостной неволе - они помогали переносить тяготы жизни, облегчить душевные муки. Такие песни врачевали душу человека. Поющий чувствовал, что он не одинок в своем горе, что такое горе переживалось многими и многими людьми)

-Какая тема объединяет русские и осетинские любовные песни?

(Они отражают любовные переживания, размышления о нелёгкой доле.)

-Приведите примеры русских и осетинских лирических песен.

(Чтение или исполнение учащимися понравившихся лирических песен)


3. Новая тема.

III. Изучение новой темы.

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Вступительное слово учителя по новой теме.

Сегодня мы будем говорить о песнях, героями которых являются цари, герои - войны, народные вожди. Скажите, пожалуйста, о каких песнях пойдёт речь?

(Исторических)

Исторические песни - это эпические и лиро-эпические устные произведения о конкретных событиях отечественной истории.
Для них характерен живой интерес к реальным эпизодам и героям. Именно в народной песне воплотилась жизнь во всем ее многообразии.
Наиболее ранние исторические песни относятся к середине XIV века.

Мы проведём анализ не только русских исторических песен, но и осетинских.

В исторических песнях, как русских, так и осетинских раскрываются две основные темы:
а) военно-героическая - борьба с врагами за свою независимость, описание военных действий: это песни о воинах и полководцах;
б) повстанческая - песни посвящены народным восстаниям под предводительством Степана Разина, Емельяна Пугачева; в осетинских песнях об Антоне Дряеве, Хазби, Таймуразе Козыреве.

Отличительные черты жанра:
а) исторические песни отличались от былин меньшим размером и более достоверной передачей исторических фактов. Сказители не выделяли исторических песен, называя их также старинами;
б) в ранних исторических песнях присутствует поэтика былин: былинные эпитеты, сравнения, гиперболы;
в) создание циклов произведений (цикл - ряд, совокупность, группа песен, посвященных какому-либо историческому деятелю, например: циклы песен об Иване Грозном, о Степане Разине, Петре I, Емельяне Пугачеве, Александре Суворове и другие).

Существует несколько крупных тематических циклов народных песен:

- события второй половины XIV века ("Взятие Казани", "Гнев Грозного на сына" и др.);
- эпизоды восстания Степана Разина, войны против турок и татар ("Взятие Азова", "Оплошность казаков");
- жизнь Петра I ("Казнь стрельцов", "Полтава", песни о кончине Петра I);
- восстания К. Булавина и Е. Пугачёва ("Судил тут граф Панин вора Пугачева...", "Емельян ты наш, родной батюшка!");
- события Отечественной войны 1812 года.

Одним из любимых героев исторических песен был Ермак, открывший для России путь в Сибирь. Песня «Ермак готовится к походу на Сибирь» отражает события правления Ивана Грозного, который прогневался на Ермака и его казаков за разбои, которые те чинили на Волге. Купцы Строгановы приняли к себе на службу Ермака и послали его дружину против сибирских грабителей. Под начальством Ермака было 840 человек, несколько пушек, что очень помогло им, так как сибирские татары боялись пушек и ружей. По пути к столичному городу Сибири Искер, Ермак побил татар, но и его дружина была значительно уменьшена: некоторые были убиты, другие ранены, казаки стали говорить о возвращении домой, и тогда Ермак сказал им: «Нет, братья, наш путь только вперед. Мы долго жили худой славой, умрем же с доброю. Нас мало, но Бог даст победу, кому захочет!» Казаки его послушали и криками «С нами Бог!» напали на татар. Был страшный бой, погибло 107 казаков и до сих пор их поминают в сибирских церквах. Татары бежали, Ермак завладел Искером и после еще некоторых боев с татарами, завладел Сибирским царством.

В песне Ермак представлен истинным атаманом, за которым готовы пойти казаки, вера в царя и его правоту движет атаманом:

Покоримтесь мы царю белому,

Царю белому православному.

Мы снесем к нему свои головы,

Свои головы повинные!

2) Послушаем сообщение о Ермаке. ( Подготовленный ученик выступает с презентацией).


3) Беседа с учащимися по прослушанному сообщению, сопровождаемому презентацией.

- Каким вы представляете народного героя?

4) - Рассмотрим слайд с картиной В. А. Сурикова « Покорение Сибири Ермаком».

- Каким изобразил художник Суриков Ермака?

- Соответствует ли это изображение вашим представлениям о народном герое?

- Что служит фоном картины?

- Какое чувство вызывает картина?

Послушайте, что И.Е. Репин писал по поводу Ермака: "Впечатление от картины так неожиданно и могуче, что даже не приходит на ум разбирать эту копошащуюся массу со стороны техники, красок, рисунка. Все это уходит, как никчемное: и зритель ошеломлен этой невидальщиной. Воображение его потрясено, и чем дальше, тем подвижнее становится живая каша существ, давящих друг друга...".

Ермак - личность неординарная и в русской истории оставила заметный след. Народ сложил о нем песню «Ермак готовится к походу на Сибирь», с которой мы познакомимся сегодня на уроке.

4) Чтение песни учителем, затем прослушивание аудиозаписи.

Как на Волге, да на Камышинке,
Казаки живут, люди вольные,
У казаков был атаманушка,
Ермаком звали Тимофеичем.
Не злата труба вострубила им,
Не она громко взговорила речь -
Взговорил Ермак Тимофеевич:
"Казаки, братцы, вы послушайте,
Да мне думушку попридумайте!
Как проходит уж лето теплое,
Наступает зима холодная,
Куда ж, братцы, мы зимовать пойдем?
Нам на Волге жить - все ворами слыть,
На Яик идти - переход велик,
На Казань идти - Грозен царь стоит,
Грозен царь Иван сын Васильевич.
Он на нас послал рать великую,
Рать великую - в сорок тысячей.
Так пойдем же мы - да возьмем Сибирь,
Покоримся мы царю белому,
Царю белому православному.
Мы снесем к нему свои головы,
Свои головы все повинные!"

Ответы на вопросы.

- О каких событиях идет речь в историческом произведении? Как эти события передаются в песне?

- Каким перед вами предстает Ермак? (Реальные и былинные черты героя).

- Какие эпитеты использованы авторами, какую роль они играют?

- Найдите в песне постоянные и непостоянные эпитеты.

- Какой жанр устного народного творчества напоминает народная песня?

- Чем заслужил Ермак добрую народную память о себе?

Релаксация


5) Жанр осетинской героической песни на протяжении многих веков является одним из самых ярких составляющих народного творчества. В старину, когда не было ни орденов, ни премий, ни почётных званий, в знак всенародного уважения, почёта и благодарности о героях слагали песни, которые жили веками, переходя из поколения в поколение.

Песней осетины украшали свою повседневную жизнь. Она сопутствовала им в труде, в радости и печали. Песней народ задабривал своих божеств, прославлял ратные подвиги героев, утверждал высокие нравственные качества - любовь к Родине, уважение к старшим, трудолюбие, чувство ненависти к внешним врагам и внутренним угнетателям. С песней народ провожал в дорогу путников, с песней встречал их возвращение. Народ песней не только возвеличивал за совершенные подвиги, за храбрость, за мужество, он мог ею заклеймить навеки позором за трусость, жадность, лень, низкопоклонство и т.д.

Из большого числа осетинских исторических песен можно выделить несколько групп:

- песни о погибших смертью храбрых («Песня о Чермене», «Песня о Хазби», «Песня о Таймуразе Козыреве»);

-песни об удальцах («Песня о Дзиго», «Песня о Мураце Озыраты»);

-песни о боевых укреплениях («Песня о Рокских укреплениях и песня о башне «Маккоты»);

- песни нового хорового стиля о погибших во время революции («Песня об Антоне Дриаты», «Песня о Исаке Харебове») и т.д. Безусловно, перечень далеко не полный. Отдельным рядом стоят абреческие песни, которые отображают борьбу отдельных героев за социальную справедливость, а также песни об охотник


Сегодня мы будем говорить о песне, которую народ сложил о Таймуразе Козыреве.

6) Послушаем сообщение о Таймуразе. ( Подготовленный ученик выступает с сообщением).

«Таймураз Козырев, уроженец горного селения Саниба, вступил в бой с кабардинским отрядом, приехавшим в осетинское селение силой получить дань. Таймураз убил князя и несколько его воинов и выдворил из села отряд, а собранную дань обратно вернул хозяевам. Кабардинские князья решили отомстить Таймуразу. Они с помощью предателей из числа осетинских алдаров выследили его на охоте и смертельно ранили».

Чтение песни учителем, затем прослушивание аудиозаписи песни в исполнении нашего земляка Мити Касабиева.

Песня о Таймуразе

Ой, дзицца, на краю селения,

Из ружья застрелил оленя я.

Застрелил я оленя рогатого -

Кабардинского князя проклятого.

К нам князья кабардинские прибыли,

Дань взимать и считать свои прибыли.

Закричала мне знать полупьяная:

«Не уйдешь ты, дзигло поганое!»

Я сказал им: «Князья благородные,

Вы с дороги, поди, голодные.

Заходите пока, пообедайте,

Моего шашлыка отведайте!»

Рассердились князья кабардинские:

«Нам противны слова твои свинские.

Все здесь наше: бараны, быки твои,

Шашлыки твои и кишки твои!»

Я сказал им: «Князья благородные,

Вы загнали нас в горы бесплодные,

Но и здесь вы житья не даете нам,

Не с добром, князья, вы идете к нам».

Еще утром надел непробитую

Я черкеску, матерью сшитую,

И ружье свое взял кремневое,

Ненадежное и не новое.

И подумал я: «Ой, упрямая,

Пожалела корову родня моя.

Я бы продал ее, незадешево,

Взял ружье у купца хорошего.

Не скотину родня пожалела бы,

Сиротину меня пожалела бы.

Все равно, ведь придется забить ее,

На поминках моих сварить ее».

Так подумал я и прицелился,

Быть в живых уже не надеялся.

Но в то утро ружье кремневое

Било, старое, словно новое.

Вдоль Кобани, где волны белые,

Горько ехать князьям-грабителям.

Едут, плачут они, несмелые,

Над убитым своим предводителем.

Ответы на вопросы.

- О каких событиях идет речь в героической песне? Как эти события передаются в произведении?

- Какими характерными для горца чертами наделен Таймураз?

- Какие эпитеты использованы авторами, какую роль они играют?

- Чем заслужил Таймураз добрую народную память о себе?

7. Обобщение изученного материала.

В текстах песен мы видим и гиперболическое сравнение через отрицательный прием (отрицательный параллелизм) - излюбленный прием былин: "Не злата труба вострубила им, Не она громко взговорила речь - Взговорил Ермак Тимофеевич..." («Ермак готовится к походу на Сибирь»); «Но и здесь вы житья не даете нам, Не с добром, князья, вы идете к нам» («Песня о Таймуразе Козыреве») , и постоянные эпитеты: злата труба, зима холодная, царь белый, православный («Ермак готовится к походу на Сибирь»);. ружье кремневое, волны белые ( «Песня о Таймуразе…») Отсутствие рифмы в исторической песне «Ермак готовится к походу на Сибирь», повторы придают напевность и делают её похожей на былину… Песни властно переносят нас в эпоху 16 века, раскрывают тайны жизни Ермака и Таймураза. В исторических песнях живёт само время, породившее их.

8. Рефлексия

Продолжите фразы: Исторические песни - это…

Исторические песни нужны, чтобы…

В моей семье исторические песни….

5. Выставление и комментирование оценок.

6. Домашнее задание .

Прочитать предание « О покорении Сибири Ермаком», провести сравнительный анализ исторической песни «Ермак готовится к походу на Сибирь» и предания.





© 2010-2022