- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе (7 класс)
Рабочая программа по литературе (7 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Титова Г.В. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №12 ГОРОДА ЛИПЕЦКА
Рассмотрено
Протокол заседания кафедры
гуманитарных наук
от ______ 2015 г. № ___
Заведующая кафедрой гуманитарных наук
__________________ Чупрына Н.В.
Принято
Протокол заседания педагогического
совета от ______2015 г. № __
Утверждаю
Директор
МБОУ гимназии №12 города Липецка
Уласевич О.Н.
_________________________________
Приказ от ______ 2015 г. № ___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРА»
УЧИТЕЛЬ ТИТОВА ГАЛИНА ВАСИЛЬЕВНА
КЛАССЫ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
В НЕДЕЛЮ
В ГОД
7 В
2
70
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
-
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
-
освоение текстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
-
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа (2015-2016 учебный год)
-
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 "3 99-ФЗ", от 07.06.2013 "№ 120-ФЗ", от 02.07.2013 "№ 170-ФЗ", от 23.07.2013 "№ 203-ФЗ", от 25.11.2013 "№ 317-ФЗ", от 03.02.2014 "№ 11-ФЗ", от 03.02.2014 "№ 15-ФЗ", от 05.05.2014 "№ 84-ФЗ", от 27.05.2014 "№ 135-ФЗ", от 04.06.2014 "№ 148-ФЗ", от 28.06.2014 "№ 182-ФЗ", от 21.07.2014 "№ 216-ФЗ", от 21.07.2014 "№ 256-ФЗ", от 21.07.2014 "№ 262-ФЗ", от 31.12.2014 "№ 489-ФЗ", от 31.12.2014 "№ 500-ФЗ", с изм., внесенными Федеральным "законом" от 04.06.2014 № 145-ФЗ)
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 "№ 164", от 31.08.2009 "№320", от 19.10.2009 "№427", от 10.11.2011 "№ 2643", от 24.01.2012 "№ 39", от 31.01.2012 "№ 69")
-
Приказ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
-
Приказ от 19 декабря 2012 г. №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год (в ред. Приказа Минобрнауки России от 10.07.2013 N 544)
-
Приказ ОУ от 30.03.2015 г. №___ «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), реализующих ФК ГОС»
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом), 2 часа в неделю -70 часов в год. Из них классных сочинений - 3, домашнее сочинение - 1, на проведение экскурсий 2 часа
Требования к уровню подготовки учащихся на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом:
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
-
образную природу словесного искусства;
-
содержание изученных литературных произведений;
-
основные факты жизни и творческого пути, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
-
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
-
воспринимать и анализировать художественный текст;
-
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
-
определять род и жанр литературного произведения;
-
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
-
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
-
выявлять авторскую позицию;
-
выражать свое отношение к прочитанному;
-
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-
владеть различными видами пересказа;
-
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
-
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения - только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
-
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Информация об используемом учебнике:
-
Беленький Г.И., Снежневская М.А. Литература. Начальный курс 7 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина.
Содержание рабочей программы
№ урока
Тема урока
Образовательный минимум содержания основных образов. программ
Дата по план
(учебн.неделя
Коррекц.
Введение (2)
1
Художественное время и художественное пространство в литературе.
Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства.
1.09-5.09
2
Роды и виды (жанры) литературы.
I «Минувшее проходит предо мною…» (Писатели о прошлом нашей Родины) (20 +2+2)
3
М.Ю. Лермонтов (4)
М.Ю. Лермонтов. «Песня… про купца Калашникова».Духовный мир, мысли и чувства героя.
Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России.
7.09-12.09
4
«Песня… про купца Калашникова» Картины быта ХIV века их значение для понимания характеров и пафоса поэмы
Историзм и психологизм в литературе.
-
5
5
Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Сила и цельность характера Калашникова.
Человек в ситуации нравственного выбора.
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; Композиция поэмы, ее язык, ритмика.
14.09-19.09
6.
Вн.чт. А.К. Толстой «Василий Шибанов». Личность писателя, его творчество, история создания произведения.
Составление планов и написание отзывов о произведениях. Литературные роды и жанры.
Содержание баллады, определение жанра баллады.
7
Н.В. Гоголь(6+1)
Н.В. Гоголь
«Тарас Бульба». Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи.
Анализ и интерпретация произведения Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог;
21.09-26.09
8
Тарас Бульба». Патриотический пафос повести.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение.
9
Боевое товарищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи.
Литературный герой, система образов.
28.09-3.10
10
Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем.
Конфликт, образ автора, литературный герой, лирический герой, система образов.
11
Остап и Андрий. Трагедия Тараса Бульбы.
Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов.
Человек в ситуации нравственного выбора. Особый интерес русских писателей
5.10-10.10
12
Понятие о литературном характере.
Литературный герой, лирический герой, система образов.
13
Р.р. Написание сочинения по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
Написание сочинения по литературному произведению
12.10-17.10
14
А.С. Пушкин (6+1) Жизнь и творческий путь великого поэта.
Прошлое Родины, тема Петра1 в творчестве поэта
Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка. История создания «Полтавы».
15
Поэма как жанр. Метафора. Исторический и личный конфликт в поэме.
Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение.
29.10-24.10
16
Трагические судьбы героев «Полтавы» (Кочубея, Марии, Искры). Роль Мазепы.
Проблема личности и общества
17
Картины Полтавской битвы. Её историческое значение.
Выразительное чтение художественного текста.
26.10-31.11
18
Сопоставление полководцев - Петра 1 и Карла Х11.
Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
19
Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха.
Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
9.11-14.11
20
Р.р. Написание сочинения по поэме А.С. Пушкина «Полтава».
Написание сочинений по литературным произведениям
21
Н.С. Лесков. Сведения о жизни писателя «Человек на часах» - отчасти придворный, отчасти исторический анекдот».
«Левша», «Человек на часах» Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, Язык художественного произведения..
16.11-21.11
22
Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей.
Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт, Разговорный характер повествования
23
Постников - лесковский герой-праведник.
Образ автора, автор-повествова-тель, литературный герой, лирический герой, система образов. Герой-праведник.
Его доброта, бескорыстие, способность сострадать, совестливость как выражение лучших черт русского народного характера.
23.11-28.11
24
Карьеризм, чинопочитание, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц. Проблема чувства и долга.
Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение
25
Вн. чт. Н.С. Лесков «Левша».
Сказ, особенности сказа, идейный смысл произведения
Образ автора, автор-повествователь
30.12-5.12
II. «Художник - голос своей эпохи» (Писатели-классики о своем времени) (12+1+4)
26
И.С. Тургенев (3+1)
И.С. Тургенев Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника».
Выразительное чтение художественного текста.
27
«Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей.
Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения Значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании.
7.12-12.12
28
Сложность и противоречивость натуры Бирюка, обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер.
Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения
29
Вн. чт. И.С. Тургенев Стихотворения в прозе.
Их время создания, тематика, жанр.
Образ автора, автор-повествователь Язык художественного произведения.
14.12-19.12
30
Н.А. Некрасов (3+1)
Н.А. Некрасов.Картины народной жизни в творчестве поэта. «Железная дорога».
Выразительное чтение художественного текста.
Анализ и интерпретация произведения.
31
Исторические основы стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда.
Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
21.12-26.12
32
Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин действительности и элементов фантастики.
Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение
33
Вн. чт. Н.А. Некрасов «Орина, мать солдатская».
Особенности поэтического произведения, история его создания, смысл названия.
Заучивание наизусть стихотворных текстов. Особый интерес русских писателей к проблеме народа.
11.01-16.01
34
М.Е. Салтыков-Щедрин (3+1)
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения о жизни писателя. «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил».
Выразительное чтение художественного текста.
Анализ и интерпретация произведения.
35
Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика.
Человек в ситуации нравственного выбора.
18.01-23.01
36
Приемы сказочного повествования. сатирическая форма изложения, гротеск.
Реализм в русской литературе. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения
37
Вн. чт. М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик».
Особенности произведения история создания, смысл названия.
Анализ и интерпретация произведения
Аллегория.
25.01-30.01
38
А.П. Чехов (3+1+1)
А.П. Чехов. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное.
Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними. Знакомство с биографией
39
«Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе.
.
Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения Понятие психологического портрета и сюжета. Жанр юмористического рассказа
1.02-6.02
40
Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина.
Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
41
Вн.чт. А.П. Чехов «На мельнице».
Роль художественной детали в рассказах Чехова.
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Анализ и интерпретация произведения. Роль художественной детали ее связь с внутренним состоянием персонажа и
авторским отношением к нему.
8.02-13.02
42
Р.р. Подготовка к домашнему контрольному сочинению по рассказам А.П. Чехова.
Написание сочинений по литературным произведениям
III. Запечатленные мгновения (Художественное время в лирике(1ч.))
43
Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Я.П. Полонский. Лирика.
Содержание стихотворений.
Поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
15.02-20.02
IV. Человек и движение времени (Тема становления личности) (14+2)
44
Л.Н. Толстой (6+1)
Л.Н. Толстой - автор повестей о становлении характера человека «Детство» (главы из повести).
Нравственные и философские искания русских писателей. Литература
45
Формирование характера, взглядов и чувств Николеньки Иртеньева.
Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения Повествование от лица героя-рассказчика.
22.02-27.02
46
Чувство сострадания - важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя.
Составление планов и написание отзывов о произведениях.
47
«Отрочество» (главы из повести). Нравственный рост Николеньки Иртеньева.
Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
29.02-5.03
48
Мысль Толстого о самосовершенствовании и самовоспитании как основе становления личности.
Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения
49
Особенности построения повести «Отрочество».
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров. Язык художественного произведения.
Особенности построения (рассказ от лица героя; изображение событий отрочества и оценка их взрослым рассказчиком).
7.03-12.03
50
Р.р. Написание сочинения по повестям Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество».
Написание сочинений по литературным произведениям
51
Ф.М. Достоевский (3)
Ф.М. Достоевский. Сведения о жизни писателя «Мальчики».
Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
14.03-19.03
52
Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке.
Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения
53
Коля Красоткин - рождающаяся сильная, незаурядная личность.
Составление планов и написание отзывов о произведениях.
Осуждение в Коле Красоткине самомнения и самолюбования.
21.03-2.04
54
М. Горький (5+1)
Максим Горький «Детство». Автобиографическая основа повести.
Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
55
Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни».
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
4.04-09.04
56
Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алешу, на формирование его характера.
Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения
57
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горького.
Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения
11.04-16.04
58
Мастерство писателя в изображении быта и человеческих характеров.
Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
59
Р.р. Написание сочинения по произведениям М. Горького « Детство», «Отрочество».
Написание сочинений по литературным произведениям
18.04-23.04
V. Содружество искусств
(Художественное время и пространство в музыке, живописи, поэзии) (2ч)
60
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Влияние музыки на человека
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
61
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Влияние музыки на человека. Судьба девушки.
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
25.04-30.04
VI. Перекличка эпох
(4ч.)
62
Ж.Б.Мольер (2)
Ж.Б.Мольер. Сведения о жизни комедиографа. «Мещанин во дворянстве».
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
63
Обзор содержания комедии.
Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
2.05-7.05
64
И.А. Крылов И.А. Крылов. «Урок дочкам». Основные факты жизни и творческого пути писателя; содержание произведения.
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров. Язык художественного произведения.
65
Сходства и различия проблематик комедий Мольера и Крылова.
Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
11.05-16.05
VII. Фантастика. Тема будущего ( 2)
66
Антуан де Сент Экзюпери. Сведения о жизни писателя «Маленький принц».
Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
67
Смысл афоризмов в сказке.
Литературная викторина.
Список литературы на лето.
Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
18.05-23.05
68
Промежуточная аттестация
69
Экскурсия
25.05-30.05
70
Экскурсия