Рабочая программа по литературе (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ №12 ГОРОДА ЛИПЕЦКА

Рассмотрено

Протокол заседания кафедры

гуманитарных наук

от ______ 2015 г. № ___

Заведующая кафедрой гуманитарных наук

__________________ Чупрына Н.В.

Принято

Протокол заседания педагогического

совета от ______2015 г. № __

Утверждаю

Директор

МБОУ гимназии №12 города Липецка

Уласевич О.Н.

_________________________________

Приказ от ______ 2015 г. № ___




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЛИТЕРАТУРА»





УЧИТЕЛЬ ТИТОВА ГАЛИНА ВАСИЛЬЕВНА

КЛАССЫ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

В НЕДЕЛЮ

В ГОД

7 В

2

70



2015 - 2016 учебный год


Пояснительная записка

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы


  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа (2015-2016 учебный год)


  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 "3 99-ФЗ", от 07.06.2013 "№ 120-ФЗ", от 02.07.2013 "№ 170-ФЗ", от 23.07.2013 "№ 203-ФЗ", от 25.11.2013 "№ 317-ФЗ", от 03.02.2014 "№ 11-ФЗ", от 03.02.2014 "№ 15-ФЗ", от 05.05.2014 "№ 84-ФЗ", от 27.05.2014 "№ 135-ФЗ", от 04.06.2014 "№ 148-ФЗ", от 28.06.2014 "№ 182-ФЗ", от 21.07.2014 "№ 216-ФЗ", от 21.07.2014 "№ 256-ФЗ", от 21.07.2014 "№ 262-ФЗ", от 31.12.2014 "№ 489-ФЗ", от 31.12.2014 "№ 500-ФЗ", с изм., внесенными Федеральным "законом" от 04.06.2014 № 145-ФЗ)

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 "№ 164", от 31.08.2009 "№320", от 19.10.2009 "№427", от 10.11.2011 "№ 2643", от 24.01.2012 "№ 39", от 31.01.2012 "№ 69")

  • Приказ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Приказ от 19 декабря 2012 г. №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год (в ред. Приказа Минобрнауки России от 10.07.2013 N 544)

  • Приказ ОУ от 30.03.2015 г. №___ «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), реализующих ФК ГОС»

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом), 2 часа в неделю -70 часов в год. Из них классных сочинений - 3, домашнее сочинение - 1, на проведение экскурсий 2 часа

Требования к уровню подготовки учащихся на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом:

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения - только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Информация об используемом учебнике:

  1. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Литература. Начальный курс 7 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина.


Содержание рабочей программы



№ урока



Тема урока

Образовательный минимум содержания основных образов. программ

Дата по план

(учебн.неделя

Коррекц.


Введение (2)



1

Художественное время и художественное пространство в литературе.

Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства.

1.09-5.09

2

Роды и виды (жанры) литературы.


I «Минувшее проходит предо мною…» (Писатели о прошлом нашей Родины) (20 +2+2)



3

М.Ю. Лермонтов (4)

М.Ю. Лермонтов. «Песня… про купца Калашникова».Духовный мир, мысли и чувства героя.

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России.

7.09-12.09


4

«Песня… про купца Калашникова» Картины быта ХIV века их значение для понимания характеров и пафоса поэмы

Историзм и психологизм в литературе.


  1. 5

5

Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Сила и цельность характера Калашникова.

Человек в ситуации нравственного выбора.

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; Композиция поэмы, ее язык, ритмика.

14.09-19.09

6.

Вн.чт. А.К. Толстой «Василий Шибанов». Личность писателя, его творчество, история создания произведения.

Составление планов и написание отзывов о произведениях. Литературные роды и жанры.

Содержание баллады, определение жанра баллады.

7

Н.В. Гоголь(6+1)

Н.В. Гоголь

«Тарас Бульба». Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи.

Анализ и интерпретация произведения Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог;

21.09-26.09

8

Тарас Бульба». Патриотический пафос повести.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение.

9

Боевое товарищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи.

Литературный герой, система образов.

28.09-3.10

10

Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем.

Конфликт, образ автора, литературный герой, лирический герой, система образов.

11

Остап и Андрий. Трагедия Тараса Бульбы.

Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов.

Человек в ситуации нравственного выбора. Особый интерес русских писателей

5.10-10.10

12

Понятие о литературном характере.

Литературный герой, лирический герой, система образов.

13

Р.р. Написание сочинения по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Написание сочинения по литературному произведению

12.10-17.10

14

А.С. Пушкин (6+1) Жизнь и творческий путь великого поэта.

Прошлое Родины, тема Петра1 в творчестве поэта

Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка. История создания «Полтавы».

15

Поэма как жанр. Метафора. Исторический и личный конфликт в поэме.

Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение.

29.10-24.10

16

Трагические судьбы героев «Полтавы» (Кочубея, Марии, Искры). Роль Мазепы.

Проблема личности и общества

17

Картины Полтавской битвы. Её историческое значение.

Выразительное чтение художественного текста.

26.10-31.11

18

Сопоставление полководцев - Петра 1 и Карла Х11.

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

19

Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

9.11-14.11

20

Р.р. Написание сочинения по поэме А.С. Пушкина «Полтава».

Написание сочинений по литературным произведениям

21

Н.С. Лесков. Сведения о жизни писателя «Человек на часах» - отчасти придворный, отчасти исторический анекдот».

«Левша», «Человек на часах» Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, Язык художественного произведения..

16.11-21.11

22

Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей.

Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт, Разговорный характер повествования

23

Постников - лесковский герой-праведник.

Образ автора, автор-повествова-тель, литературный герой, лирический герой, система образов. Герой-праведник.

Его доброта, бескорыстие, способность сострадать, совестливость как выражение лучших черт русского народного характера.

23.11-28.11

24

Карьеризм, чинопочитание, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц. Проблема чувства и долга.

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение

25

Вн. чт. Н.С. Лесков «Левша».

Сказ, особенности сказа, идейный смысл произведения

Образ автора, автор-повествователь

30.12-5.12


II. «Художник - голос своей эпохи» (Писатели-классики о своем времени) (12+1+4)



26

И.С. Тургенев (3+1)

И.С. Тургенев Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника».

Выразительное чтение художественного текста.


27

«Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения Значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании.

7.12-12.12

28

Сложность и противоречивость натуры Бирюка, обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

29

Вн. чт. И.С. Тургенев Стихотворения в прозе.

Их время создания, тематика, жанр.

Образ автора, автор-повествователь Язык художественного произведения.

14.12-19.12

30

Н.А. Некрасов (3+1)

Н.А. Некрасов.Картины народной жизни в творчестве поэта. «Железная дорога».

Выразительное чтение художественного текста.

Анализ и интерпретация произведения.


31

Исторические основы стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда.

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

21.12-26.12

32

Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин действительности и элементов фантастики.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение

33

Вн. чт. Н.А. Некрасов «Орина, мать солдатская».

Особенности поэтического произведения, история его создания, смысл названия.

Заучивание наизусть стихотворных текстов. Особый интерес русских писателей к проблеме народа.

11.01-16.01

34

М.Е. Салтыков-Щедрин (3+1)

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения о жизни писателя. «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил».

Выразительное чтение художественного текста.

Анализ и интерпретация произведения.

35

Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика.

Человек в ситуации нравственного выбора.

18.01-23.01

36

Приемы сказочного повествования. сатирическая форма изложения, гротеск.

Реализм в русской литературе. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

37

Вн. чт. М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик».

Особенности произведения история создания, смысл названия.

Анализ и интерпретация произведения

Аллегория.

25.01-30.01

38

А.П. Чехов (3+1+1)

А.П. Чехов. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное.

Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними. Знакомство с биографией





39

«Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе.

.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения Понятие психологического портрета и сюжета. Жанр юмористического рассказа

1.02-6.02

40

Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина.

Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.


41

Вн.чт. А.П. Чехов «На мельнице».

Роль ху­дожественной дета­ли в рассказах Че­хова.

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Анализ и интерпретация произведения. Роль художественной детали ее связь с внутренним состоя­нием персонажа и
авторским отноше­нием к нему.

8.02-13.02

42

Р.р. Подготовка к домашнему контрольному сочинению по рассказам А.П. Чехова.

Написание сочинений по литературным произведениям


III. Запечатленные мгновения (Художественное время в лирике(1ч.))



43

Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Я.П. Полонский. Лирика.

Содержа­ние стихотворений.

Поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

15.02-20.02


IV. Человек и движение времени (Тема становления личности) (14+2)



44

Л.Н. Толстой (6+1)

Л.Н. Толстой - автор повестей о становлении характера человека «Детство» (главы из повести).

Нравственные и философские искания русских писателей. Литература

45

Формирование характера, взглядов и чувств Николеньки Иртеньева.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения Повествование от лица героя-рассказчика.

22.02-27.02

46

Чувство сострадания - важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя.

Составление планов и написание отзывов о произведениях.

47

«Отрочество» (главы из повести). Нравственный рост Николеньки Иртеньева.

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

29.02-5.03

48

Мысль Толстого о самосовершенствовании и самовоспитании как основе становления личности.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

49

Особенности построения повести «Отрочество».

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров. Язык художественного произведения.

Особенности построения (рассказ от лица героя; изображение событий отрочества и оценка их взрослым рассказчиком).

7.03-12.03

50

Р.р. Написание сочинения по повестям Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество».

Написание сочинений по литературным произведениям

51

Ф.М. Достоевский (3)

Ф.М. Достоевский. Сведения о жизни писателя «Мальчики».

Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.


14.03-19.03


52

Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения



53

Коля Красоткин - рождающаяся сильная, незаурядная личность.

Составление планов и написание отзывов о произведениях.

Осуждение в Коле Красоткине самомнения и самолюбования.

21.03-2.04


54

М. Горький (5+1)

Максим Горький «Детство». Автобиографическая основа повести.

Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.


55

Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни».

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

4.04-09.04

56

Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алешу, на формирование его характера.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

57

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горького.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

11.04-16.04

58

Мастерство писателя в изображении быта и человеческих характеров.

Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.


59

Р.р. Написание сочинения по произведениям М. Горького « Детство», «Отрочество».

Написание сочинений по литературным произведениям

18.04-23.04

V. Содружество искусств

(Художественное время и пространство в музыке, живописи, поэзии) (2ч)

60

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Влияние музыки на человека

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

61

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Влияние музыки на человека. Судьба девушки.

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

25.04-30.04


VI. Перекличка эпох

(4ч.)



62

Ж.Б.Мольер (2)

Ж.Б.Мольер. Сведения о жизни комедиографа. «Мещанин во дворянстве».

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

63

Обзор содержания комедии.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

2.05-7.05

64

И.А. Крылов И.А. Крылов. «Урок дочкам». Основные факты жизни и творческого пути писателя; содержание произведения.

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров. Язык художественного произведения.

65

Сходства и различия проблематик комедий Мольера и Крылова.

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

11.05-16.05


VII. Фантастика. Тема будущего ( 2)



66

Антуан де Сент Экзюпери. Сведения о жизни писателя «Маленький принц».

Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.


67

Смысл афоризмов в сказке.

Литературная викторина.

Список литературы на лето.


Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

18.05-23.05

68

Промежуточная аттестация


69

Экскурсия

25.05-30.05

70

Экскурсия




© 2010-2022