- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Интегрированный урок истории и русского языка Принятие христианства на Руси
Интегрированный урок истории и русского языка Принятие христианства на Руси
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лобода Л.В. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
10
Тема урока:
Принятие христианства на Руси как социально-политический процесс
Образовательные цели:
-
Выяснить уровень понимания исторического материала (см. тему урока), освоенного шестиклассниками самостоятельно на основе опережающего домашнего задания;
-
Обратив внимание на особенности новой религии по сравнению с язычеством, раскрыть историческое значение принятия христианства на Руси, дополнить знания шестиклассников о социально-исторических процессах, сопровождавших принятие христианства;
-
Пропедевтика: формирование представлений о диалектике истории, о борьбе старого и нового;
Развивающие цели:
-
Создание креативного поля для мотивации успеха, проявления познавательной и творческой активности.
-
РР Совершенствование коммуникативной компетенции через обучение описанию исторического полотна с использованием в речи причастий и причастных оборотов.
-
Активизация и расширение словаря лексическими оборотами с причастиями и синтаксическими конструкциями со значением близости и противоположности идей, исторических обстоятельств, процессов и явлений.
-
Развитие общих когнитивных способностей (самостоятельного критического мышления, умения анализировать информацию, конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве, делать выводы).
Воспитательные цели:
-
Воспитание уважения к истории Отечества, христианской культуре, нравственным ценностям православия.
Оборудование:
-
летописные материалы для поисковой работы;
-
словарь и цитаты урока;
-
репродукция картины С. Иванова «Христиане и язычники;
-
опорный конспект «Причины и значение принятия христианства на Руси».
-
учебный фильм
-
учебник: История России: с древнейших времён до конца XVI века: Учеб. Для 6 класса общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - 4-е изд. - М.:Просвещение, п.6,с. 43-55.
Внутрипредметные связи и попутное повторение:
-
Формирование Древнерусского государства
Межпредметные связи:
-
искусство (историческая живопись, культура Древней Руси);
-
русский язык (употребление причастий в речи),
-
литература (пропедевтическое знакомство с «Песнью о вещем Олеге»
А. С. Пушкина).
Тип урока:
-
Комбинированный
Форма:
-
Классно-урочное обучение
Методы:
-
репродуктивный
-
наглядно-иллюстративный
-
частичного поиска
-
проблемного изложения материала
Принципы:
-
доступности
-
наглядности
-
научности
-
связи теории и практики
-
сознательности и активности
-
систематичности и последовательности
-
прочности.
Технологии:
-
(см. Технологическую карту урока)
Словарь урока:
-
язычество (единобожие, монотеизм)
-
дружинная демократия
-
христианство
-
православие
-
епископ
-
социальный
-
общественные отношения
Эпиграфы урока:
Волхвы не боятся могучих владык…
Правдив и свободен их вещий язык
И с правдой небесною дружен.
А.С. Пушкин
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога… Посему противящиеся власти противятся Божию установлению.
Из Библии
Идея, концепция и методическое обоснование урока истории и русского языка в 6 классе «Принятие христианства на Руси как социально-политический процесс»
О познавательных возможностях интеграции педагоги говорят давно. Интегрированный урок в современной методике рассматривается как одна из богатейших возможностей активизации межпредметных связей. Интегрированный урок создаёт «карнавал мироощущения» (М. Бахтин), формирует у детей многогранное представление о явлениях мира, убеждение в его целостности, позволяет ставить в широком культурологическом и мировоззренческом контексте вечные вопросы о добре и зле, о смерти и бессмертии, о необходимости и неизбежности, способствуя, таким образом, философскому осмыслению жизни. Известно, что он не только даёт возможность более глубокого рассмотрения изученных ранее вопросов, но и нередко предполагает пропедевтическое изучение программных тем. Этот урок, формируя поисковые умения школьников, развивает как аналитическое, так и художественное мышление.
Вряд ли среди творчески мыслящих учителей есть те, кто не пробовал бы себя в интегрированном уроке. Все понимают значимость системного подхода к постижению мира, к развитию и воспитанию активной личности. Однако следует признать, что не только мой педагогический опыт, но и практика моих коллег показывают, что на пути у интегрированного урока стоит множество «преград». Так, не в каждом коллективе сформированы сотруднические отношения, позволяющие реализацию идеи. Далеко не все учителя могут опереться на хорошую материальную базу, не везде имеются организационные возможности, связанные с расписанием уроков и соблюдением необходимых требований к учебной нагрузке школьников. Другими словами, интегрированный урок - это методический проект, в котором должны быть заинтересованы и учителя, и администрация. Только в этом случае он может стать уроком XXI века. А к нему, как известно, предъявляются два главных требования: развивающее, творческое начало и воспитательная значимость.
Предупреждая возможные вопросы, хочу отметить, что в данной работе не ставится вопрос о приоритетных и второстепенных формах современного урока. Речь идёт лишь об уникальном потенциале, которым, несомненно, обладает интеграция. Если учесть, что и её развивающие, и её образовательные возможности несопоставимы с возможностями традиционного урока, то интегрированное преподавание с полным основанием можно назвать претендующим на ведущее место в ближайшем будущем. Эта мысль не вызовет сомнений, если обратиться к опыту. Практическую направленность данной работы вижу в предоставлении методических концепций и описании фрагментов интегрированных уроков, демонстрирующих сформулированную выше идею и доказывающих её жизнеспособность.
В научной основе интегрированного урока истории и русского языка - мысль об исторической необходимости введения на Руси монотеистической религии. Летописные источники, свидетельствуют о том, что отношения христианства и язычества не всегда складывались мирно: христианизация обширного Киевского государства, растянувшаяся на несколько веков и способствовавшая сплочению восточнославянских племён в единую древнерусскую народность, усилению государственной власти, укреплению международного положения Древней Руси, восприятию славянской письменности и распространению грамотности, приобщению к византийской культуре и через неё к традициям античного мира, а также формированию общечеловеческих нравственных ценностей, преодолевала серьёзное сопротивление. В склонности простого народа к язычеству и нежелании принимать новое вероучение скрывался зачастую протест против наступления феодальных отношений, а предводителями народных восстаний против князей и епископов нередко выступали волхвы.
Урок истории и русского языка в 6 классе «Принятие христианства на Руси как социально-политический процесс» задуман как поисковое занятие, раскрывающее в процессе разрешения проблемной ситуации не только историческое значение введения православия, но и неизбежные отрицательные черты этого болезненного исторического процесса.
Опережающее домашнее задание - освоение шестиклассниками темы по учебнику с последующей его проверкой на уроке на основе компьютерного тестирования - способствует формированию поисковых умений, ответственности и самостоятельности.
Подача вопросов в компьютерном варианте направлена на совершенствование тестовой культуры, а обратная связь (полётная фронтальная беседа) помогает формированию критического отношения к информации, развитию историко-логического мышления, в том числе в случае необходимости исправить прозвучавшую ошибку с помощью аргументированного монологического высказывания.
Проблемная ситуация усиливает познавательную активность, заставляя пересмотреть материалы учебника с позиций поиска. Поисковые умения развиваются также благодаря аналитическому изучению отрывков из древнерусской летописи, проблемному просмотру учебного фильма, а также в историко-культурологической работе с картиной С. Иванова «Христиане и язычники», отражающей суть социального противостояния, связанного с принятием христианства на Руси. В устном описании этой картины с опорой на исторические открытия урока и лингвистические знания о роли причастий в русской речи, в составлении диалога героев картины формируется также коммуникативная компетенция и выражается практическая направленность урока. На доступном шестиклассникам уровне постигается характер эпохи, особенности христианизации Руси, а в умении представить историческую ситуацию в игровой форме реализуются творческие способности детей.
Последовательной систематизации полученных знаний помогает работа над созданием опорного конспекта.
Домашнее задание имеет реферативно-творческий характер. Сочинение по истории рассчитано на применение полученных знаний в описании картины, рассмотрении её идейно-композиционных особенностей, отражающих социально-исторический смысл противостояния христианства и язычества.
В целом урок задуман как интегрированный интеллектуальный учебный проект, объединяющий историю, искусство и лингвистику, развивающий аналитическое мышление и формирующий поисковые умения, а также воспитывающее интерес и уважение к отечественной истории, культурным и нравственным ценностям православного христианства.
Используемые методы и технологии, оборудование обозначены в технологической карте урока, отражающей содержание всех его этапов.
Урок проводится в течение двух академических часов. Он обеспечен необходимым оборудованием, в т.ч. техническими средствами обучения, а также научными источниками и искусствоведческими материалами.
Технологическая карта урока
Этап урока
Цель
Содержание деятельности класса
Функции учителей
Обратная связь
Время
1
Орг. момент
Подготовка к восприятию темы и организация работы класса
Просмотр видеофильма, запись темы урока и восприятие его целей, осмысление эпиграфа
формулировка темы и задач урока (запись в тетради)
Оборудование
электронный видеопроектор, словарь и эпиграфы урока, учебный видеофильм
2
Проверка домашнего задания (тест - беседа по содержанию учебника)
выявление уровня самостоятельного освоения темы
фронтальное решение теста с развёрнутым обоснованием выбора ответа
комментарий, коррекция
Оборудование
Компьютеры (мультимедийный класс)
Методы и технологии
обратная связь на основе компьютерного тестирования
репродуктивный метод; информационно-коммуникативная технология
3
Словарная работа
(см. Словарь урока)
повторение ключевых понятий урока с использованием проектора
коррекция ответов учеников
Оборудование
электронный видеопроектор
4
Проблемная ситуация
(1 этап погружения в изучаемую тему)
формирование
первоначальных представлений о социальном характере противостояния старой и новой религий
фронтальная поисковая работа с картиной
С. Иванова «Христиане и язычники»
эвристическая беседа с классом (вопросы см. в Приложениях к уроку)
Запись в тетрадях:
Христианизация - сложный, болезненный, далеко не мирный процесс. Волхвы нередко выступали предводителями народных восстаний против князей и епископов
Методы и технологии
наглядно-иллюстративный, наблюдения и анализа исторических явлений; проблемное обучение на основе работы с репродукцией, коммуникативно-диалоговое обучение
Оборудование
репродукция картины С.Иванова «Христиане и язычники» (компьютерная презентация)
5
Поисковая ситуация
(2 этап погружения в изучаемую тему)
обучение поисковой работе с историческими источниками (отрывки из летописей)
работа в группах: изучение отрывков из летописей с целью ответить на проблемный вопрос (Какие социальные процессы сопровождали введение христианства на Руси?)
организация работы групп, консультация, ответы на вопросы учеников
Оборудование
раздаточные материалы с летописными текстами, словарик устаревшей лексики
Запись в тетради:
В склонности простого народа к язычеству и нежелании принимать новое вероучение выражался протест против наступления феодальных отношений
Методы и технологии
частичного поиска; проблемно-поисковое обучение на основе работы с первоисточниками
6
Закрепление и систематизация полученных знаний в процессе обучения их практическому применению
становление коммуникативных умений в практическом применении полученных знаний через обогащение лексико-синтаксического строя речи учеников, употребление в речи причастий, деепричастий, причастных и деепричастных оборотов;
совершенствование умения обобщать результаты поиска в творческой форме
работа в группах: анализ искусствоведческого текста, собирание материалов для описания исторической картины, составление выражений с причастиями, причастными и деепричастными оборотами для описания картины (с применением полученных исторических знаний); составление диалога князя и волхва как творческая форма постижения конфликта язычества и христианства;
обучение описанию исторической картины;
организация работы групп, помощь в оформлении вывода для записи в тетрадь
Обратная связь: отчёт групп (выступление лидеров): развёрнутый ответ на ключевой вопрос урока: в чём заключается социально-исторический смысл противостояния язычества и христианства?
развитие способностей находить причинно-следственные связи исторических событий и процессов, совершенствование умения обобщать результаты поиска в графической форме
составление в сотрудничестве опорного конспекта на основе предложенной модели
консультация, деловое партнёрство;
диагностика умений составлять графический конспект урока
Оборудование
схемная слайд-модель (основа для опорного конспекта в компьютерном варианте)
Методы и технологии
Репродуктивный, наглядно-иллюстративный; частичного поиска
Работа в группах; элементы игровых технологий; технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей, технология саморазвивающего обучения с элементами проектной деятельности, коммуникативное обучение на основе сотрудничества
Итог урока
Запись в тетради:
Социально-исторический смысл противостояния язычества и христианства заключается в необходимом и неизбежном изменении устаревших общественных отношений, в формировании единого государства и русского народа.
7
Оценка учебной деятельности
формирование критического подхода к работе на уроке и к уроку в целом, выявление уровня мотивации
высказывания, впечатления учеников об уроке
характеристика работы класса: оценки, комментарии ответов
Оборудование
Опорные конспекты, защищённые группами
8
Домашнее задание:
сочинение с элементами изложения по картине (с опорой на предложенный план)
индивидуальный контроль по следам урока
обсуждение предложенного плана, вопросы учителю
объяснение домашнего задания, знакомство с предложенным планом сочинения, ответы на возможные вопросы
Оборудование
рекомендованный план домашнего сочинения
Приложения
Приложение 1
Тест-опрос
1. Князь Владимир в начале своего правления преследовал цели:
1) расширение границ Киевской Руси
2) укрепление границ государства
3) налаживание мирных отношений с соседями
4) завоевание Европы
2. Русь приняла христианство в
-
в 988 г.
-
в 980 г.
-
в 987 г.
-
в 981 г.
3. Причины принятия христианства:
-
укрепление княжеской власти
-
необходимость отгородиться от внешнего мира
-
укрепление международного авторитета
-
сплочение славянских племён
4. Среди прочих религий Владимир остановил свой выбор именно на христианстве, потому что
-
католицизм претендует на государственную власть.
-
христианство не меняет быт и нравы предков.
-
иудеи разбросаны по всему миру.
-
ислам запрещает потребление вина.
5. Каково историческое значение принятия Русью христианства?
-
Христианство способствовало укреплению государственной власти
-
Широкое приобщение к славянской письменности и к греческой византийской культуре
-
Принятие христианство стало началом противостояния в Европе
-
Новая религия проповедовала общечеловеческую мораль.
№ 2
Вопросы учителя истории для рассмотрения картины С. Иванова
«Христиане и язычники»
-
Перед вами картина С. Иванова «Христиане и язычники». Кто возглавляет христиан и кто является предводителем язычников?
-
Какой приём лежит в основе композиции картины? Обратите внимание на расположение героев полотна.
-
Какими изобразил художник язычников и христиан? Почему они вооружены?
-
Каковы отрицательные стороны христианизации?
-
Как вы думаете, можно ли назвать неизбежным противостояние новой и старой религий?
№ 3
Картина Сергея Иванова «Христиане и язычники»
На картине изображена сцена, относящаяся к той поре, когда христианство, утвердившееся в городах, стало распространяться и в глубь славянской земли. Князья, собиравшие дань, наряду с охраной подвластных им городов поставили себе в обязанность также заботу о просвещении светом Христовой веры.
Отправляясь на «полюдье», князь берёт теперь с собой не только вооружённых дружинников, но и священника, чтобы крестить своих данников.
На погостах, где собирались окрестные жители, свозившие дань,
князь-христианин приказывал построить церковь, свергал идолов и уговаривал собравшихся язычников креститься. Это не всегда проходило мирно.
Историческая картина Сергея Иванова отражает события 1074 года, описанные в летописи.
№ 4
Отрывок из летописи
Восстание смердов в Ростовской земле. 1071 г.
В лето 1071. Был тогда голод в Ростовской земле, и пришли туда два волхва из Ярославля, говоря: «Мы знаем, кто прячет изобилье». И пошли они по Волге, и где приходили в погосты, тут же обличали лучших (богатых) жён, говоря: «Эта прячет жито (хлеб), а эта мёд, а эта рыбу, а эта меха…» И убивали многих женщин, а имущество их отнимали себе. И так пришли на Белоозеро, и было с ними иных людей 300.
В то же время случилось прийти туда Яну Вышлавичу, посланному Святославом собирать дань. И поведали ему белозёрцы: «Эти два кудесника (волхва) перебили много жён». Ян же, войдя в город, сказал белозёрцам: «Если не схватите волхвов, не уйду от вас и целый год». Белозёрцы же пошли, схватили и привели к Яну. И спросил Ян: 2У кого из вас кто из родственников убит от этих?» Они же сказали: «Мне мать, другому сестра, иному дети». Он же сказал им: «Мстите за своих». Они же, поймав, убили их и повесили на дубе…
Волхвы - это языческие жрецы
Ян Вышатич - воевода князя Святослава
Отрывок из летописи
Восстание смердов в Новгородской земле. 1074 г.
Явился тогда волхв в Новгороде «творился аки бог», говорил, что знает будущее, хулил веру христианскую и в доказательство своей правоты обещал пройти со всеми ему верными по Волхову, как посуху.
Новгородцы заволновались, почти все стали на сторону волхва и хотели убить епископа. Епископ, облекшись в ризы и взяв крест, вышел на площадь и сказал:
- Кто хочет верить волхву, пусть идёт за ним, а кто верует во Христа, пусть идёт ко кресту.
К епископу подошёл только князь Глеб Святославич со своей дружиной, а весь народ, «производя великий мятеж, устремился за волхвом.
Тогда князь, спрятав под одеждой топор, подошёл к волхву и сказал:
- Знаешь, что будет поутру и весь день до вечера?
- Всё знаю, - отвечал волхв.
- А знаешь ли, что будет сегодня?
- Сотворю великие чудеса», - отвечал волхв.
Тогда князь выхватил топор и рассёк ему голову. Тем всё и кончилось. Толпа рассеялась.
№5
Примерный план работы над домашним сочинением с элементами изложения по картине С. Иванова «Христиане и язычники»
-
К какой исторической эпохе обратился художник? Почему она заинтересовала живописца?
-
Какие исторические свидетельства (документы) помогли автору правдиво передать события далёкого времени?
-
Какая сцена изображена на картине? Кто её главные герои? Как они изображены?
-
Какой композиционный приём использует С. Иванов?
-
О чём ведут разговор князь и кудесник?
-
Другие персонажи. Почему они вооружены? Что чувствуют, переживают в этот момент? Какова их роль в картине?
-
Рассматривая этот сюжет, объясните, в чём заключается историческое значение принятия христианства на Руси и в чём проявились отрицательные стороны этого сложного процесса.
-
Почему принятие христианства на Руси оказалось таким противоречивым, болезненным процессом?
В своей работе используйте цитаты из летописей, материалы из учебника, фильма.
Слайд-модель (основа опорного конспекта урока)