Конспект урока литературы по Слову о полку Игореве

Данный урок представляет собой подведение итогов работы над исследовательскими проектами по "Слову о полку Игореве". В течение почти полутора месяцев учащиеся работали над выбранными темами, подбирали материал, создавали мультимедийные презентации. Работа над проектом велась в малых группах.   Такой вид работы позволил заинтересовать ребят замечательным памятником древнерусской литературы, а также привить им навыки самостоятельной исследовательской деятельности. Кроме того, ребята научились само...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Слово о полку ИГОРЕВЕ» в других видах искусства

Цели: защита исследовательских проектов учащимися

Не в худой и не в неведомой земле владычествовали,

но в Русской, что ведома и слышима есть во всех концах земли…

Иларион. Слово о законе и благодати (11 век)

Ход урока

I. Вступление учителя (слайд 1):

Что мне шумит, что звенит рано-рано перед зорями? Чеканные слова древней повести-поэмы завораживают, их хочется слушать и повторять снова и снова. И ещё раз обращаемся мы сегодня к замечательному памятнику древнерусской литературы - «Слову о полку Игореве».

(о целях урока)

(Слайд 2)

Не случайно к нему вновь и вновь обращаются все, кто неравнодушен к судьбам родной земли, кто, раз и навсегда очарованный музыкой древнерусского языка, стремится разобраться в тайнах этого очарования.

Здесь кружева из музыки и слов

Для вас соткали, чтобы сердце не забыло,
Что в этом мире всё ещё жива любовь,
И только в ней смысл жизни, магия и сила…

(слайды 3 - 5)

2. Защита проектов.

Давайте вспомним ещё раз историю открытия «Слова…»

Об исторической основе памятника расскажет:

9 - М - Дейко Никита; 9 - Б - Ширяев Виктор

(слайд 6)

Материалы о походе князя Игоря нашли отражение прежде всего в летописях (слайды 7-8)

(слайд 9 - об авторстве «Слова…»)

(слайд 10 и ссылка с него)

Очень важным компонентом любого произведения является его композиция. Исследование по этому вопоросу провёл Никита Чернышев (9 - Б, Суленко А., 9- М)

В произведении много драматических и трагических моментов. Давайте послушаем один фрагмент (слайд 11)

Очень интересным представляется вопрос о князьях - героях произведения, их родственных связях. Исследование на эту тему провели Дима Празднов и Коля Заставнюк. (Слайд 12 и ссылка) Масчев Олег?

9 - м - Жоржолиани К., Бган В.

Слайд 13 - родословная

Работа над текстом:

На следующем этапе защиты проектов мы рассмотрим несколько эпизодов из текста.

Прежде всего, это сон Святослава. Исследование Гончаренко Алёны и Пигоревой Саши - 9 - Б, Савченко Л. и Фольмера Н. - 9 - М (слайд 14)

Следующий фрагмент - ключевой для автора. Это «золотое слово» Святослава. Таня Высоцкая - 9 - Б; Кабышев, Ходакевич - 9 - М

Самым пронзительным в тексте является, конечно, плач Ярославны - причитания на городской стене одинокой женщины (слайд 15). Живайкин, Маковей - 9 - Б; плавская, Салюкова - 9 - М

Но кто же самый главный герой произведения?

Да, это, конечно же, русская земля. 9 - Б - Полукарова Лена (слайд 16 и ссылка)

9 - М - Эльпидифоров И., Ишмуратов Т.

(слайд 17)

Автор «Слова…» восхищается и русской природой. Пейзаж в произведении играет огромную роль. Исследования Шабановой Н., Тараненко Г.

(Слайд 18 и ссылка): О переводах «Слова…»: 9 - Б Бурговенко М., Горбачёв И.; 9 - м - Ветрова М., Чайковская Д.

(слайды 19 - 20 и ссылка): 9 - Б Горбач М., Емельянова Е., 9 - М Ткачёв В., Усеинов А.

«Слово о полку Игореве» вдохновило не только многих поэтов и литературоведов, но и художников, композиторов, мастеров декоративно-прикладного искусства, кто создал исключительной силы произведения.

Слайд 21 - «Слово…» в музыке. 9 - Б Прохорова А., Лавриненко А.; 9 - М - Рузаева А.

Подведение итогов



© 2010-2022