Конспект урока по русскому языку по ФГОС на тему: Фразеологизмы и их употребление в речи ( 5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку по ФГОС на тему: Фразеологизмы и их употребление в речи ( 5 класс)Конспект урока по русскому языку по ФГОС на тему: Фразеологизмы и их употребление в речи ( 5 класс)Конспект урока по русскому языку по ФГОС на тему: Фразеологизмы и их употребление в речи ( 5 класс)Конспект урока русского языка в 5 классе по новым стандартам.

Учитель: Конечных Оксана Алексеевна

Тема: Фразеологизмы и их употребление в речи»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Фразеологизмы и их употребление в речи»», организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

  • стремление к речевому самосовершенствованию;) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

  • владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
    адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;

  • способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

Предметные

  • представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества;

  • проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),

  • понимания особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

Задачи:

1.Обучающие: развить умение формулировать определение понятий; развить умение находить заимствованные слова в тексте; формировать умение использовать фразеологизмы в речи; развить умение определять этимологию фразеологизмов; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические и умения.

2.Развивающие: развитие критического мышления обучающихся; развитие внимания обучающихся ; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; развитие умения формулировать проблему; развитие умения групповой и парной работы.

3.Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.

Средства обучения: ПК; мультимедийный проектор; учебник «Русский язык» для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией М.В.Панова, Москва «Русское слово», 2012

Ход урока

1 этап Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

Приветственное слово. Учитель предлагает улыбнуться соседу по парте и другим одноклассникам. Приветствие учащихся.

2 этап. Актуализация знаний

- Писатель К.И. Чуковский в книге "От двух до пяти" рассказал об интересном случае: "Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха "собаку съела" в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка". Ребёнок не знал, что означают слова «собаку съела».

Учитель предлагает поразмышлять над высказыванием, интерпретировать его, подумать, как называются такие слова в языке.

(Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками. Учащиеся называют тему урока)

- Да, ребёнок не знал, что в языке есть такие слова. А вы, ребята, из начальной школы уже имеете представление об этой теме. Гонять лодыря мы на уроке не будем, а вспомним, что же это за слова.

- В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, а смысл имеет только все выражение в целом. Так, в приведенном примере "собаку съела" значит "имеет большой опыт, знания в чём-либо".

3 этап. Целеполагание и мотивирование

Учитель предлагает задание, а потом предлагает учащимся поставить цель урока, направляя их при этом.

Фронтальная работа (Найти ошибочное толкование)

тянуть кота за хвост - мучить бедное животное, таская за хвост

наломать дров - заняться заготовкой дров на зиму

заморить червячка - держать червячка впроголодь, долго не кормить

кот наплакал - довести кота до слёз

подложить свинью - подарить на Новый год мягкую игрушку

показать, где раки зимуют - пригласить на зимнюю рыбалку

кот наплакал - много

спустя рукава - прилежно

мартышкин труд - бесполезная работа

знать назубок - наизусть

во весь дух - очень медленно

от доски до доски - от начала до конца

с гулькин нос - мало

горе луковое - талантливый человек

при царе Горохе - очень давно.

4 этап. Ввод нового материала

Учитель предлагает самостоятельно дать определение , что такое фразеологизмы, затем сопоставить с определением из учебника. Затем предлагает определить, откуда они появились и сверить с информацией из учебника.

(Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.)

(Обучающиеся самостоятельно дают определение, затем сравнивают его с материалами учебника, находят в словарных статьях из учебника информацию о происхождении)

5 этап . Первичное закрепление

Работа в группах. Учитель направляет, консультирует. Ученики соединяют стрелками фразеологизмы и их значение. В случае затруднения обращаются к подсказке

Соединить стрелками фразеологизмы и их значение.

Глаза на мокром месте Сильно что-то захотелось

С глазу на глаз Часто плачет

Глаза разгорелись Узнал истинное положение

Глаза открылись Наедине

Вкладывать душу Думать, решать что-нибудь трудное

Не ударить в грязь лицом Добиваться, достигать полного взаимопонимания

Находить общий язык Отдавать себя целиком

Ломать голову Показать себя с лучшей стороны

Оказать медвежью услугу Не получить того, на что рассчитывал

Комар носа не подточит Подвести кого-либо

Уйти несолоно хлебавши Жить дружно, в согласии

Душа в душу Не к чему придраться

6 этап. Применение нового знания в стандартной ситуации.

Учитель консультирует в случае необходимости, ученики выполняют самостоятельно

Выборочный диктант ( выписать только фразеологизмы)

золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.

7 этап. Перенос в новые условия

1.Учитель предлагает определить, толкование приведенных фразеологизмов.

На птичьих правах - временно (незаконно), в один голос - вместе, испокон веку - издавна, тютелька в тютельку - точно, тяп-ляп - кое-как, с гулькин нос - мало, как сонная муха - медленно, засучив рукава - усердно.

2.Напишите сочинение-миниатюру "На уроке", используя фразеологизмы: набрать воды в рот, повесить нос, бить баклуши, держать язык за зубами, хлопать ушами, ловить ворон. (5-7 предложений).

(Пишут творческую работу, затем читают её в классе, оценивая и рецензируя работы одноклассников)

8 этап. Домашнее задание по выбору учащегося:

1) подготовить сообщение «История одного фразеологизма»

2) нарисуйте фразеологизм на альбомном листе, составьте с ним три предложения.

3) выписать из художественной литературы 5 предложений с фразеологизмами.

9 этап. Подведение итогов.

Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках.

10 этап. Оценивание.

Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по парте, оценивает наиболее активных учащихся.

11 этап. Рефлексия.

Учитель предлагает оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока с помощью рисунков:

Тип урока: закрепление новых знаний (урок формирования умений и навыков, закрепления знаний и способов действий).

Вид урока: урок-путешествие.

Методы обучения: диалогический

Эпиграф урока: «Такой великий язык мог быть дан только великому народу». (И.С.Тургенев)

Цели:

  • систематизировать знания, полученные на уроках русского языка по теме «Фразеологизмы»;

  • провести работу по обогащению словарного запаса учащихся;

  • заинтересовать ребят уроками русского языка;

  • учить ребят работать коллективно.

Оборудование: мультимедийная поддержка.

Предварительное домашнее задание: повторить теоретический материал по теме «Фразеологические обороты».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

Богатства русского языка неизмеримы. Они просто ошеломляют. Для всего, что существует в мире, в нашем языке есть точные слова и выражения. Подобно тому, как русское слово неотделимо от понятия, которое оно передаёт, так и русский язык неотделим от духовной сущности нашего народа и истории. Наш язык - наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость. Глубоко прав И.С.Тургенев, сказавший, что «такой великий язык мог быть дан только великому народу». (Слайд 1.)

Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами. Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами», «российскими пословиями», предлагая включить их в словарь.

Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел о языке - фразеология. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи...

III. Сообщение темы и цели урока.

Насколько ярки и точны фразеологические обороты, вы сможете убедиться сами. Сегодня вы сможете не только продемонстрировать свои знания, но и получить новые.

Итак, мы отправляемся в увлекательное путешествие по красочной стране Фразеология. Нас ожидает поезд под названием «Язык до Киева доведёт». (Слайд 2.)

Поскольку наше путешествие необычное, поэтому и поезд наш тоже не простой, а волшебный: когда мы прибудем на станцию и выйдем на платформу, двери вагонов захлопнутся автоматически и откроются только тогда, когда мы покажем свои знания и выполним все задания. Чтобы получить билет на поезд, нужно продемонстрировать свои знания в области фразеологии.

IV. Устный опрос.

Поочерёдно подходим к кассе. (Учащийся-помощник в форме кассира железнодорожной станции называет вопросы, в обмен на правильные ответы выдаёт билеты). (Слайд 3.)

Вопросы:

1) Отличаются ли фразеологизмы от свободных сочетаний?

2) Можно ли так говорить?

А) Вы заблудились в трех елях? (Он заблудился в трех соснах.)

Б) У него семеро четвергов на неделе. (У него семь пятниц на неделе.)

В) Он привык из кильки делать кита. (Он привык из мухи делать слона.)

Можно ли во фразеологизмах произвольно заменять слова? (Во фразеологизмах нельзя произвольно заменять слова, так как они обладают постоянством лексического состава).

3) В составе фразеологизмом порой используются слова, которые не всем понятны. Объясните значения слов.

А) Попасть впросак? (Просак - стан для кручения верёвок).

Б) Точить лясы? (Лясы - точёные столбики для поддержания перил).

5) Исходя из признака свободного словосочетания, определите признак фразеологизма.

А) Любое из слов можно заменить другими словами. (В составе фразеологизма нельзя заменять слова по своему желанию).

Б) Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность. (Слова теряют свою смысловую самостоятельность).

В) Слова в свободных словосочетаниях создаются в процессе речи, не требуют запоминания. (Фразеологизмы не создаются в речи, а используются готовыми, требуют запоминания).

6) Являются ли фразеологизмы членами предложения? Объясните на примерах.

А) Он приехал на место происшествия к шапочному разбору.

Б) Мы увидели на клумбе анютины глазки.

В) На той стороне в колхозном сарае нас ожидал старенький, видавший виды трактор. (Фразеологизм в предложении является одним членом предложения).

7) Могут ли у фразеологизмов быть синонимы и антонимы? Подберите примеры.

А) Тертый калач. (Стреляный воробей).

Б) Ни зги не видно. (Тьма кромешная, хоть глаз коли).

В) Жить своим умом. (Жить чужим умом).

Г) Кот наплакал. (Куры не клюют).

Молодцы! Благодаря своим знаниям, вы все смогли получить билеты. (Звучит гудок паровоза). Вы слышите, нас ждут приключения. Отправляемся в путь. Счастливого путешествия!

V. Комментированное письмо.

(Учащиеся поочерёдно дают ответы и делают записи на доске, выделяют орфограммы.)

Перед нами первая станция «Фразеологическая разминка». (Слайд 4.)

  1. Как говорят о человеке, который совершенно лишён музыкального слуха?

  2. Выполняется быстро, ловко, хорошо.

  3. Так говорят о человеке, который легко меняет свои решения, намерения.

  4. Оказаться в неловком, глупом положении.

  5. Молчать, не говорить лишнего.

  6. Выполнять обещание.

  7. Изобретать то или сообщать о том, что уже давно изобретено или известно.

  8. Как говорят о человеке очень скромном, тихом, кротком.

  9. Его вешают, приходя в уныние.

  10. Не цветы, а вянут.

VI. Работа в парах.

Вторая станция «Загадочный мир фразеологии». (Слайд 5.) Некоторые люди из-за своего незнания считают, что фразеологизмы произошли сами по себе, не имея под собой никакой основы: ни мифологической, ни исторической... Вы придерживаетесь такого же мнения? Объясните значение и, по возможности, происхождение следующих фразеологизмов:

А) Рог изобилия. (Древнегреческий миф повествует о том, что жестокий бог Крон не желал иметь детей, так как боялся, что они отнимут у него власть. Поэтому жена его родила Зевса тайком, поручив нимфам ухаживать за ним. Зевс был вскормлён молоком божественной козы Амалфеи. Однажды она, зацепившись за дерево, отломила себе рог. Нимфа наполнила его плодами и подарила его Зевсу. Тот подарил его воспитавшим его нимфам, пообещав, что из него будет появляться всё то, чего они бы ни пожелали. Так выражение стало символом неисчерпаемого богатства, достатка.)

Б) Бить баклуши. (Что такое баклуши? оказывается, первоначально это словосочетание значило: раскалывать осиновый чурбан на чурки (баклуши) для изготовления из них ложек, поварёшек и других мелких изделий. Дело это было простое, не требующее больших усилий и умений, поэтому выражение «бить баклуши» превратилось во фразеологизм.)

В) Крокодиловы слёзы. (Этот фразеологизм означает притворную, лицемерную жалость, неискреннее сожаление. Выражение произошло от широко распространившегося в старину поверья, что крокодил якобы плачет, съедая свою жертву. В одном Азбуковнике (словаре) 17 века сказано о крокодиле: «Егда иметь человека ясти (то есть когда ловит человека, чтобы съесть его), тогда плачет и рыдает, а ясти не перестаёт.)

Г) Заварить кашу. (В наши дни каша - только вид пищи, а раньше это слово имело ещё один смысл: свадебный пир, свадьба. О том, какое значение придавалось каше, можно судить по свадьбе Дмитрия Донского. Приятно было устраивать кашу у отца невесты. Но Дмитрий Донской считал ниже своего достоинства ехать к нижегородскому князю Дмитрию Константиновичу, а последний отказался ехать в Москву, к молодому Дмитрию, которому в то время было 16 лет. Поэтому кашу устроили между двумя городами в Коломне. От этих хлопотливых «каш», в которое втягивался весь город, и родилось выражение заварить кашу.)

VII. Работа по карточкам. (Взаимопроверка).

Не только дети, но и взрослые любят наблюдать за поведение животных. Животные очень бы удивились, если бы узнали, что фразеология их не обошла стороной. Наверное, вы уже догадались, что наш поезд прибыл на станцию «Фразеологический зверинец». (Слайд 6.) Насколько хорошо вы знаете повадки и описание животных, мы сейчас узнаем.

Вставьте названия животных.

  1. Голоден как…

  2. Хитёр как…

  3. Труслив как…

  4. Изворотлив как…

  5. Надут как…

  6. Нем как…

  7. Грязный как…

  8. Упрям как…

  9. Болтлив как…

  10. Колючий как…

(Волк, осёл, сорока, индюк, лиса, свинья, заяц, ёж, рыба, бык.)

Проверка. (Слайд 7.)

  1. Голоден как волк.

  2. Хитёр как лиса.

  3. Труслив как заяц.

  4. Изворотлив как уж.

  5. Надут как индюк.

  6. Нем как рыба.

  7. Грязный как свинья.

  8. Упрям как бык.

  9. Болтлив как сорока.

  10. Колючий как ёж.

  11. Медвежья услуга.

  12. Вертеться как белка в колесе.

  13. Ворон считать.

  14. Свинья везде грязь найдёт.

VIII. Подведение итогов игры. Проверочная работа.

Как бы ни было интересно путешествие, всегда хочется вернуться домой. Последняя станция «Обобщаем, делаем выводы». (Слайд 8.)

  1. Назовите основные термины урока. Дайте их определение.

  2. Как фразеологизмы помогают изучать прошлое нашего народа?

  3. Чем могут различаться фразеологизмы-синонимы?

  4. Что необходимо учитывать при употреблении фразеологизмов в речи?

  5. С какой целью используются фразеологизмы в художественной литературе

  6. Какова роль фразеологизмов в языке?

IX. Выводы по уроку.

Молодцы! Сегодня вы все показали, что дружны с фразеологией.

…Наш язык - это великое сокровище народа, созданное на протяжении многих веков его истории. Берегите его, не портите, не искажайте, не заостряйте грубыми словами, штампами. (Слайд 9.)

X. Домашнее задание. (Слайд 10.)

  1. Выпишите из 3-5 фразеологизмов и объясните их значение.

  2. Придумайте своё устойчивое сочетание слов, объясните его значение, нарисуйте к нему иллюстрацию.



© 2010-2022