Тема исследовательской работы: «Слова – паразиты в речи школьников и способы искоренения их»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

« Слова - паразиты в речи школьников и способы искоренения их»

Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи. Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. В школе, на уроках нас знакомят с нормированным литературным языком, объясняя нормы и правила употребления богатств русского языка. В общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Сегодня все чаще в речи подростков стали «проскальзывать» лишние слова. Отчего это зависит? Как с этим бороться?

Актуальность проблемы исследования обоснована тем, что наш «прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. Что же представляют собой слова-паразиты, как они появляются, когда и где употребляются. Современные школьники в своей речи употребляют очень много слов-паразитов. С этим явлением нужно бороться.

По правилам языка все слова в высказывании должны участвовать в выражении его смысла. «Как бы», «типа», «короче», «блин» и другие прочно укоренились в нашем лексиконе. Но не всегда все слова несут в себе определенное значение, такие не несущие никакой информации слова называют словами-паразитами (сорняками). Их употребление является нарушением правил языка. Сами по себе такие слова не являются «словами-паразитами», а становятся ими, если их употребили в не свойственном им контексте.

Cамым заметным для слушателей в устной речи является несоблюдение её чистоты. Интересно то, что «засоренность» речи у других замечают даже те, кто сам не соблюдает эти требования.

В лингвистической литературе встречаются разные термины: «незнаменательная лексика», «лишние слова», «пустые частицы», «вставные элементы», «слова-заменители». Чаще всего употребляются термины «слова-паразиты» и «вредные слова». «Слова-паразиты» - лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов.

Слова-паразиты - это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. К словам паразитам относятся: «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «э-э-э» и прочие.

Большинством лингвистов считается, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок.

В разговорной речи не всегда удается найти самое подходящее слово. Многие слова-паразиты:вроде, типа, как бы и так далее - произносятся по такой причине: слово, может, и не совсем подходящее, но нужное в этот момент в голову не приходит.

Бывают случаи, когда человек осознанно прибегает к словам - паразитам. Например, если задан «неудобный» вопрос, а ответить на него необходимо, чтобы потянуть время, за которое можно подобрать ответ, человек произносит видите ли, ну как вам сказать и другие. Если человек волнуется или хочет быстрее высказаться, количество слов - паразитов увеличивается.

Есть и другая причина появления этих слов в нашей речи. На эти слова возникает мода. Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью.

Проанализировав различную литературу, можно сделать вывод о том, что слова-паразиты - это пустые, сорные слова, которые сбивают ритм речи и мешают ее пониманию

Говорящий человек чаще всего их не замечает.

Причины употребления слов - паразитов можно разделить на четыре группы:

1. недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);

2. намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;

3. быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;

4. мода на некоторые слова.

Есть интересная теория о том, что слово-«паразит», живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, характере, сущности мышления и видения мира.

В художественных произведениях слова - паразиты часто употребляются для создания речевой характеристики того или иного персонажа.

Для проведения исследования были составлены анкеты «Слова - паразиты в вашей речи», «Употребление слов - паразитов обучающимися разных возрастных групп», словарь«Частота употребления слов - паразитов».

В ходе данного исследования было выявлено, что 92,4% учеников достаточно часто

употребляют слова-паразиты 68,8 % школьников даже не замечают их в своей речи.

Предлагаемые пути искоренения слов-паразитов в речи:

если сложно подобрать слова, то лучше сократить объем излагаемой информации, говорить простыми предложениями и медленно;

больше читать художественную литературу;

внимательно следить за своей речью (можно записывать свою речь на диктофон, а потом выявлять слова - паразиты);

делать паузы, чтобы собраться с мыслями;

заменять слова-паразиты какими-нибудь другими словами, например, слово «блин», можно заменять словом «зеленый горошек», а слово «как бы» - «если можно так сказать».

Всё это ведёт к повышению уровня общей культуры, а вместе с ней и культуры речи.

Выводы, к которым мы пришли в ходе работы:

- слова становятся паразитами от чрезмерного употребления, при этом они утрачивают первоначальное значение, используются в качестве связки слов;

- слова-паразиты - негативное языковое явление, которое снижает динамику диалога и влечёт за собой трату времени.

На основании результатов данного исследования можно сделать вывод, что слова-паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют ее понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Чаще всего слова-паразиты используются школьниками из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова у подростков возникает мода, поэтому их могут использовать ученики, не имеющие проблем с речью.

Нужно прислушиваться к своей речи и прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов. Необходимо объединить усилия взрослых и детей для борьбы со словами-паразитами.

Мы уверены, что если каждый из нас задумается над этой проблемой, то успех обеспечен. И пусть как призыв звучат слова великого русского писателя И.С.Тургенева:

«Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».

Список литературы

  1. Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?// 1 сентября. Русский язык, 2004. № 15.

  1. Кожевникова К. Спонтанная устная речь в русской эпической прозе.- Praha, 1970.

  1. Пальвелева Л. От А до Я. Слова-паразиты// svobodanews.ru/

  1. Ладыженская Б.Я. Особенности организации устной спонтанной речи (вставные элементы в речевом потоке). дис. канд. наук. - М., 1985.

  1. Пальвелева Л. От А до Я. Слова-паразиты// svobodanews.ru/

  1. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. - М., 1987.

  1. Гритчин Н. Как бы великий и типа могучий// Известия, 19 марта 2007.

  1. Чепалов В. Борьба с паразитами//: Cosmopolitan - Сентябрь, 2007.

  2. Ю. Дараган «Риторическая структура текста и маркеры порождения речи»// «Вестник», выпуск 3(47). - Т.,2005.



© 2010-2022