Открытый урок: Заработанный рубль

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Заработанный рубль (грузинская народная сказка)

Цели урока: 1. Образовательные : Ознакомить со сказкой.

2. Развивающие: Развивать умение выразительно читать сказку, анализировать ее, обогащать словарный запас.

3. Воспитательные :Воспитывать учащихся на примерах героев, воспитывать трудолюбие, привить любовь к устному народному творчеству.

Оборудование: диаграмма Венна, иллюстрации, эссе.

Тип урока: Объяснение нового материала

Эпиграф урока: « Труд человека кормит, а лень портит».

Ход урока.

Организационный момент. Деление класса на три группы.

Блиц - опрос. ( С каждой группы отвечает один ученик.)

1-я группа: Что такое фольклор? ( Устное народное творчество.)

2-я группа: Какие виды устного народного творчества вы знаете?

( Песни, загадки, скороговорки, дразнилка, пословицы, поговорки, считалки, небылицы, сказки.)

3-я группа: К чему учит нас произведения устного народного творчества.

(К доброте, к честности, к трудолюбию).

-Какой жанр устного народного творчества мы с вами изучаем? (сказки)

-Почему эти сказки называюся народными? (потому что автором этих сказок является народ).

Ребята, мы с вами прочитали сказки разных народов, мы с вами знаем, что автором этих сказок является народ, и поэтому они называются народными.

-А какие еще бывают сказки? (Литературные).

-Что же такое литературная сказка? (У них есть один или несколько авторов).

- А какие литературные сказки вы знаете? Вспомните, пожалуйста. («Сказка о золотой рыбке» А.С.Пушкина, «Снежная королева» Г. Х. Андерсена и другие)

Эпиграф нашего урока. «Труд человека кормит, а лень портит».

Ребята, прочитайте и скажите, какой вид устного народного творчества здесь написано.

( Пословица)

Скажите, как вы понимаете смысл этой пословицы? ( если человек будет трудиться, то у него все будет : и еда, и одежда, все необходимое в жизни)

К чему учит нас эта пословица? ( К трудолюбию)

Слово учителя. Ребята, как называется наша национальная валюта? (теңге)

  • Работают ли ваши родители?

- Получают ли ваши родители , близкие зарплату ?

- Уважаете ли вы труд своих родителей?

- Легко ли заработать деньги?

А какой у вас самый главный труд? ( учеба)

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? ( О труде)

Слово учителя. Вы сами выявили тему нашего урока. Сегодня мы познакомимся с грузинской народной сказкой « Заработанный рубль», будем говорить о честном труде. Открыли тетради, записали сегодняшнее число, тему и эпиграф урока.

Словарная работа:

1. состарился- стал старым. Отец состарился и оставил сыну наследство.

2. спину разогнуть не могу- очень устал. Сын от работы спину разогнуть не мог.

1 этап. «Осмысление». Работа с учебником.

2 этап. «Чтение с остановками». Закрепление материала.

1.часть .Первичное чтение текста учителем и учащимися.

Беседа по содержанию 1 части сказки:

1-я группа: Сколько лет было сыну кузнеца? Какой он? Чем он занимался?

( Сыну кузнеца было 20 лет. Он здоровый, сильный. Он только пил, ел, валялся на кровати.)

2-я группа: Что сказал кузнец , когда почувствовал , что смерть близка?

( Позвал сына и говорит ему: Ты такой ленивый, а я всю жизнь с работой дружил, все хозяйство своими руками нажил, а ты даже рубля заработать не сможешь.)

3-я группа: Как ответил сын отцу? Хотелось ли ему получить наследство?

(Рубль заработать не трудное дело. Ему хотелось получить наследство отца.)

1. Чтение сказки по ролям, выдерживая интонацию.

2. Составление характеристики персонажам сказки по кластеру. Ребята, скажите кто главные герои сказки? Каким нам показывают отца юноши?

  1. часть . Первичное чтение текста учителем и учащимися.

Беседа по содержанию 2 части сказки:

1-я группа: Как отнеслась мать лентяя к предложению отца?

2-я группа: Что посоветовала она сыну?

3-я группа: Что из этого получилось?

Беседа по содержанию 3 части сказки:

1-я группа: Заработал ли сын деньги в третий раз?

2-я группа: Как поступил отец?

3-я группа: Что сделал сын?

Анализ сказки.

1-я группа: Почему мальчику было жалко своих денег?( Потому что он сам заработал.)

2-я группа: Почему отцу было важно заставить сына работать ? ( Отец хотел , чтобы сыну хорошо жилось в будущем.)

3-я группа: Встречаются ли среди нас такие мальчики, как сын кузнеца? ( Думаем, что такие мальчики встречаются , но не среди нас)

Закрепление материала. Составление характеристики персонажам сказки. Кластер.

Отец - кузнец, трудолюбивый, строгий, справедливый, честный, хочет оставить сыну наследство, но не смог привить любовь к труду.

Мать - добрая, хочет помочь сыну, беспокойная, жалеет его, не смогла

привить любовь к труду, неправильно воспитывает.

Сын - здоровый, сильный, взрослый, лентяй.

3. Почему отец не хотел оставлять наследства сыну?

4. Каково действие сына, который хотел получить наследства отца?

Подведение итогов урока. Игра «Я скажу начало, а ты- конец».

  • Ребята, вы знаете, что есть немало пословиц на разные темы. Какие вы знаете пословицы о труде?

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Кто не работает, тот не ест.

Любишь кататься, люби и саночки возить. Волка ноги кормят.

Труд человека кормит, а лень портит. Дело мастера боится.
Имя джигита Трудом славится. Кончил дело - гуляй смело.

Не сиди сложа руки, так и не будет скуки. Всякий человек на деле познаётся.
Труд - дело чести, будь в труде на первом месте. Зеркало человека - его труд.
Всякое дело человеком ставится, человеком и славится.
Гляди не на человека, а на его дела. Не смотри на лицо, а смотри на дело.
Человека узнают не по речам, а по делам. У работящего в руках дело спорится.

Птицу узнают в полёте, человека - в работе. Счастливым и красивым делает человека работа.
- Ребята, переведите пословицы о труде.

  1. Еңбек етпесең елге өкпелеме, Егін екпесең жерге өкпелеме.


(Не работал - на людей не обижайся, не сеял - на землю не сердись.)

  1. Бақыт кілті - еңбекте. ( Ключ к счастью - в труде.)

  2. Ұйқы тынықтырады, жұмыс шынықтырады. ( Сон освежает, труд закаляет.)

  3. Адамды еңбек көркейтедi. ( Человека труд красит.)

  4. Ауыр болмай, жеңіл болмас, еңбек етпей, өмір болмас.
    ( Без тяжелого легкого нет, без работы жизни нет.)

  5. Кім еңбек етсе - сол тоқ. ( Кто трудится, тот сыт.)

  6. Жақсы жұмыс - жанға тыныш. ( На душе покой всегда от хорошего труда.)

  7. Еңбек пен бақыт егіз. ( Труд и счастье - едины.)

  8. Жақсы жұмыс жалықтырмас. ( От любимой работы не устанешь.


  1. Первое лекарство - труд. ( Емнiң алды - еңбек.)

  2. Не на силу надейся, а на мастерство. ( Күшiңе сенбе, iсiңе сен.)

  3. Терпение и труд всё перетрут. ( Сабыр мен еңбек бәрiн жеңбек.

  4. Отец богатства - труд, мать богатства - земля.( Байлықтың атасы - еңбек, анасы - жер.
    5. Труд любит умение (. Еңбек ептілікті керек етеді.)
    6. Труд героем сделает. ( Еңбек ер атандырады.)
    7. Плохой работы не бывает. ( Жұмыстың жаманы жоқ.)
    8. У кого нет работы, у того нет и еды. ( Ісі жоқтың асы жоқ.)

3 этап. Этап рефлексии. Ребята, вот вы ознакомились со сказкой « Заработанный рубль». Почувствовали ли вы, как с большим трудом нужно добывать деньги? Чтобы людям жилось хорошо, они должны работать. Об этом и говорит наш эпиграф сегодняшнего урока: « Труд человека кормит, а лень портит». Надо работать от души, в поте лица, не жалея сил, чтобы зарабатывать деньги на хлеб, на одежду, и, как говорится в пословице: «До пота поработаешь- с аппетитом поешь». А ваш самый главный труд это учеба, вы должны хорошо учиться, получить специальность и в будущем будете хорошо заработать деньги, помогать своим родителям, близким.

Ожидаемый результат: Учащиеся самостоятельно умеют выделять главную идею сказки. Слово кузнеца : « …Если будешь работать - деньги будут, и все у тебя будет. А не будешь - и чужие деньги не помогут.»

Выставление оценок. Комментирование.

IV.Викторина «Из какой сказки эти строки»

1.Взяла девочка самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки.(«Три медведя»)

2.Вдруг видит-стоит избушка на курьих ножках, об одном окошке, кругом себя поворачивается. («Гуси-лебеди »)

3.Старик затужил,заплакал: однако,делать нечего,посадил дочку в сани и повёз бедную в лес, свалил в сугроб, а сам поскорее домой, чтобы глаза не видели дочериной смерти. («Морозко»)

4.Жил-был один император. Он был мудрым и справедливым, правил страной долгие годы. Одно печалило его : не было у него детей. («Честный мальчик»)

5.На другое утро мать разбудила сына и говорит ему :- Вот что,сынок, хочешь-не хочешь, а надо тебе и вправду поработать. («Заработанный рубль»)

6.Шли,шли-солнце высоко, колодец далёко,жар донимает, пот выступает.Стоит коровье копытце,полно водицы. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

Выставление оценок. Комментирование.

Домашнее задание. 1.Чтение и пересказ содержания сказки «Заработанный рубль». 2. Напишите эссе на тему «Чему научила эта сказка меня?»




© 2010-2022