Внеклассное мероприятие по литературе «Жестокие игры»

Внеклассное мероприятие по литературе можно провести в 8 классе после прочтения рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».       Анализируя поступки, которые совершают герои произведений Л.Н.Толстого «Детство», В.Железникова «Чучело», В.Г.Распутина «Уроки французского», дети учатся различать настоящее и мнимое добро, определять качества лидера в компании.      Цель этой работы - уберечь детей от совершения ими злых поступков, учить их видеть в людях прежде всего хорошее и доброе.       В насто...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Жестокие игры.

Задачи:

1.воспитывать чувство коллективизма

2.учить анализировать свои поступки, различать плохое и хорошее

В любой ситуации надо оставаться Человеком.

1 часть.

Добро-это то, что хорошо, приемлемо. А зло - это плохо, неприемлемо.

Но сказать так, значит, ничего не сказать.

Каждый из вас имеет представление о добре и зле. Каждый стремится к добру и ненавидит зло. Но почему же тогда в жизни мы так часто встречаемся со злом и бываем перед ним бессильны?

"Добродетель не дается нам от природы". Научиться по-настоящему быть добрым трудно. У каждого человека свой путь к доброте. Только надо чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

Вам приходилось слышать такую фразу: «Детство - счастливая пора».

Можете ли вы согласиться с этим утверждением?

Как вы думаете, а можно ли слово «счастливая» в этом предложении заменить на «безоблачная», «беспроблемная»?

Да, вы правы. В детстве есть много проблем. И они особенно трудны, ведь человек встречается и с болью, и с радостью впервые. И часто бывает, что вроде бы забавная игра незаметно переходит в серьезные взрослые проблемы.

Сегодня мы проанализируем похожие, однотипные ситуации, когда много детей, целая группа бьют, унижают, обижают одного.

Мы с вами попробуем разобраться, чем объясняются те или иные их поступки, кто из них задумывается о последствиях своих действий.

1.Чтение фрагмента. Л.Н.толстой. «Детство». Глава «Ивины»

-Володя! Володя!...до слов по одному только странному желанию подражать взрослым.

Вопросы:

1.Кого можно считать главным героем этого эпизода?

2.Насколько велико было влияние Сережи на Николеньку?

3.Осознавал ли Сережа свою власть?

4.О чем сожалеет рассказчик?

5. В отношениях между Сережей и Николенькой кто, по-вашему, был лидером?

Чтение фрагмента

«В палисаднике было очень весело…и ни на минуту не забыл игры.»

6.За что Сережа рассердился на Николеньку?

7.Какие качества проявил Сережа?

8.А какие качества вы больше всего цените в людях, которые занимают позицию лидера? Каким должен быть настоящий лидер?

Настоящий вожак - это…

Чтение отрывка «вскоре после этого…. На страницах моих детских воспоминаний».

Как вы думаете, изменилось ли отношение Николеньки к Сереже? Захочет ли он по-прежнему подражать ему? Почему?

Вывод:

Иногда бывает очень легко поддаться общему настроению, царящему в группе твоих приятелей. Гораздо труднее в такой ситуации контролировать свои поступки, думать об их последствиях, о том, не принесут ли они страдания другим.

2 часть.

Продолжая обсуждение проблемы ответственности за совершаемые поступки, давайте обратимся к повести В.Железникова «Чучело».

В ней рассказывается о конфликте между новенькой ученицей 5 класса Леной Бессольцевой и группой ее ровесников. Много всего пришлось пережить Лене до тех событий, которые предлагаются вашему вниманию: первую влюбленность, конфликт с одноклассниками. Давшими ей прозвище «Чучело», несправедливое обвинение, бойкот. Лидером в классе была девочка по прозвищу Железная Кнопка. Ребята ошибочно обвинили Лену в предательстве. Вот какое наказание они придумали.

Просмотр отрывка из фильма.

Задание:

Пока вы будете смотреть фрагмент, постарайтесь заметить, как отнеслись к сожжению чучела ребята из команды Железной Кнопки ,и как восприняла это Лена.

Постарайтесь описать чувства, которые пережили вы во время просмотра.

Спустя некоторое время ребята обнаружили, что они ошиблись. Даже выяснилось, кто был настоящим виновником. Однако лена и ее дедушка приняли решение уехать из этого города. На прощание Николай Николаевич подарил классу картину, на которой была изображена Мария Николаевна, Машка, женщина, как две капли воды похожая на Лену.

Просмотр фрагмента фильма.

-Как вы считаете, за что просили прощения ребята?

Вывод:Какими бы сложными ни были взаимоотношения между людьми, нельзя допускать унижения достоинства другой личности.

3 часть.

Однако бывают такие ситуации, когда конфликт достигает своей кульминационной точки и перерастает в драку. Возможно ли в пылу выяснения отношений соблюдать правила. О каких правилах может идти речь в такой ситуации?

Обратимся к рассказу В.Распутина «Уроки французского». Этот рассказ о голодном послевоенном детстве, о трудностях, с которыми сталкивались дети сразу после Великой Отечественной войны.

Краткий пересказ ученика.

Просмотр фрагмента.

Вопросы:

1.С чего началась драка?

Сколько человек принимало в ней участие?

2.когда драка остановилась? Какое правило сработало?

Какие последствия могут быть, если правила не соблюдаются?

3.Какие чувства испытывал герой после драки?

4.Можно ли удержаться в конфликтной ситуации от чрезмерной жестокости?

Вывод:

Иногда бывает трудно строить взаимоотношения с другими людьми ,определять свое место среди сверстников. Умение оценивать свои поступки, переосмысливать их поможет удержаться в конфликтной ситуации от чрезмерной жестокости.

Послушайте стихотворение Эдуарда Асадова "Доброта"

Если друг твой в словесном споре

Мог обиду тебе нанести,

Это горько, но это не горе,

Ты потом ему все же прости.

В жизни всякое может случиться,

И, коль дружба у вас крепка,

Из-за глупого пустяка

Ты не дай ей зазря разбиться.

И чтоб после себя не корить

В том, что делал кому-то больно,-

Лучше добрым на свете быть,

Злого в мире и так довольно.

Вопросы:

  1. Какой урок вынесете вы для себя?

Не быть жестокими к людям.

  1. Вернемся к нашим записям. Прочтите еще раз качества, которые вы определили для лидера. Приемлемы ли они для каждого из нас?

Наше занятие я хочу закончить словами:

В любой ситуации надо оставаться Человеком.
















© 2010-2022