Краткосрочный план урока Виды грамматической связи в тексте. Типология текстов 11 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краткосрочное планирование по русскому языку

Учитель русского языка и литературы Идрисова Г.К.

Предмет: русский язык Класс: 11

Тема занятия:

Виды грамматической связи в тексте. Типология текстов.

Цель:

Определить основные критерии языкового качества текста. Изучить стилевые черты, языковые средства и основные жанры публицистического, научного, художественного, официально-делового стилей. На примере текстов выявить особенности каждого из стилей.

Ожидаемые результаты

Учащиеся смогут определять стиль и тип текста, смогут назвать языковые стилевые черты, перечислить жанры публицистического, научного, художественного, официально-делового стилей.

Этапы урока

время

Содержание урока

Ресурсы

Начало урока






Середина урока

Теоретическая часть

Формирование групп по стилям речи

Работа над составлением постера

Орг. момент

Приветствие

- Здравствуйте, ребята!

Вступительное слово учителя

Основной значимой единицей речи является слово. Точность и ясность речи в первую очередь зависит от точного словоупотребления. Для того чтобы в каждом конкретном случае правильно и точно выбрать слово, необходимо знать его значение, смысловые связи с другими словами.

Нужно ясно понимать,
Что задача не простая.
Мысль словами выражать -
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила делема, -

Нужно стили речи знать!

- А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи?

- Верно, у каждого стиля речи свои специфические особенности, закономерности, правила употребления, характерные черты, которые необходимо уметь определять

1 группа: научный стиль

2 группа: публицистический

3 группа: разговорный

4 группа: художественный стиль

(Учитель раздает каждой группе ресурсы) Ученики изучают материал, обсуждают и составляют постер.









Критериальное оценивание

Постер оценивается по критериям. Критерии (составляют вместе)

Примерно так

1.Краткость 5 баллов

2.Конкретность 5 баллов

3.Охват всего материала 5 баллов

4. Последовательность

5 баллов

Стихотворение о стилях речи








Ресурсы ( материал для изучения и отображения на постере осмысленного понимания)

Постер - результат понимания темы

Применение Практическая часть






Работа в паре.

В юности мы бываем жестоки к непохожести! Мы ее не понимаем, а поэтому не любим. Есть такой набор тестов, по которым определяют, скажем, настоящего мужчину. Но есть ведь и другие тесты, и по ним определяют настоящего человека.

Это ведь только в плохом фильме: если герой не поражает красотой, отвагой и белозубостью, значит, он отрицательный. А «косая сажень», открытый взгляд и широкая улыбка актёра в кино несут в себе исключительно положительный заряд.

В жизни как раз не все совпадает. И то, что кажется красотой, на деле может обернуться уродством. И то, что выдается за обаяние, при ближайшем рассмотрении может оказаться эластичной податливой маской, которая, в зависимости от обстоятельств, то растягивается в улыбку, то собирается в кулак. Люди не раз ошибаются, принимая за чистую монету показное радушие, за которым прячется равнодушие и лицемерие. И как важно в непохожести увидеть ту изюминку, что помогает нам увидеть качества настоящего человека.

1. Какую из предложенных пословиц вы бы выбрали в качестве заголовка к этому тексту?

А) Не место красит человека, а человек место.

Б) Мал золотник, да дорог.

В) Не все золото, что блестит.

Г) Муравей невелик, а горы сворачивает.

2. К какому стилю речи относится текст?

А) к публицистическому;

Б) к научному;

В) к разговорному;

Г) к официально-деловому.

3. Каков тип речи текста?

А) описание с элементами рассуждения;

Б) рассуждение;

В) повествование с элементами описания;

Г) описание.

4. Укажите, в каком значении употреблено слово «заряд» (предложение № 6)?

А. снаряд.

Б. порох.

В пуля.

Г. Эмоции

5. Укажите соответствие жанров по стилям?

1)научный стиль А. сказка;

2)официально- деловой Б. монолог;

  1. 3)разговорный В. очерк ;

  2. 4)публицистический Г. аннотация

  3. 5)художественный Д. заявлении



Формативное оценивание

Данный вид работы оценивается (жетоны)

Текст на интерактивной доске. Текст зачитывается учеником (заранее подготовленным).

Задания на партах


Задания выполняют самостоятельно в парах.(смайлики)

Прием «Жокей и лошадь»

Прием «Фишбоун»

Этот прием помогает узнать, насколько они усвоили материал. Жокеи - вопросы, лошади- ответы. Жокей находит ответ среди лошадей- ответов.

Это рыбий скелет. Например: Голова рыбы- это научный стиль, кости - стилевые качества стиля, хвост рыбы - вывод.

Итак, на каждый стиль.

Применить один из этих приемов, на данном этапе закрепления.

Оценивается индивидуальная работа (по выбору)

Закрепление материала


Задание 1: Определите, к какому стилю относятся следующие слова и словосочетания.

1.Вопросы экологии, завершившийся эксперимент, библиографический указатель. (Научный).

2.Судебное разбирательство, предстоящие переговоры, валютный коридор, парламентские дебаты. (Официально-деловой).

3.По данным социологического опроса, светская хроника, защищать природу. (Публицистический).

Задание 2: Практическая работа по заполнению деловых бумаг

1. Написать заявление о приеме на работу.

2. Написать резюме.

Задание 3: Работа с текстом (пример анализа текста публицистического стиля). Прочитайте текст, определите стиль речи. Выпишите слова, определяющие стилевую принадлежность текста.
Выполните задание:
1. К какому стилю речи относится текст (ответ обоснуйте).
2. Тип речи текста.



Ученики выполняют задания, Оценивают работу в группах.

Конец урока.

Рефлексия

Домашнее задание

«Две звезды, одно пожелание»

Написать эссе .Упр.205

Ученики отмечают на стикерах два понравившихся момента и пожелание




Приложение 1.

1.Научный стиль (стилевые черты, лексические средства, морфологические средства, синтаксические средства, текстовые особенности)

2.Публицистический стиль(стилевые черты, лексические средства, морфологические средства, синтаксические средства, текстовые особенности)

3.Официально-деловой стиль(стилевые черты, лексические средства, морфологические средства, синтаксические средства, текстовые особенности)

4. Научный стиль(стилевые черты, лексические средства, морфологические средства, синтаксические средства, текстовые особенности)









Приложение 2.

1. Какую из предложенных пословиц вы бы выбрали в качестве заголовка к этому тексту?

А) Не место красит человека, а человек место.

Б) Мал золотник, да дорог.

В) Не все золото, что блестит.

Г) Муравей невелик, а горы сворачивает.

2. К какому стилю речи относится текст?

А) к публицистическому;

Б) к научному;

В) к разговорному;

Г) к официально-деловому.

3. Каков тип речи текста?

А) описание с элементами рассуждения;

Б) рассуждение;

В) повествование с элементами описания;

Г) описание.

4. Укажите, в каком значении употреблено слово «заряд» (предложение № 6)?

А. снаряд.

Б. порох.

В пуля.

Г. Эмоции

5. Укажите соответствие жанров по стилям?

1)научный стиль А. сказка;

2)официально- деловой Б. монолог;

  1. 3)разговорный В. очерк ;

  2. 4)публицистический Г. аннотация

  3. 5)художественный Д. заявлении

Приложение 3.

Резюме - документ, в котором в краткой, но емкой форме изложены основные сведения об образовании, о профессиональном опыте, трудовой биографии и личных данных человека. Указывается только то, что характеризует человека с наилучшей стороны.

Резюме обычно включает следующие сведения:

1. Фамилия, имя, отчество.
2. Домашний адрес, телефон, электронный адрес.
3. Языки, которыми владеют.
4. Опыт работы.
5. Образование и профессиональную подготовку.
6. Умения и навыки.
7. Достижения и награды.
8. Подпись.
9. Дата.

Стиль резюме свободный, но при его написании нужно стремиться в лаконичной форме отразить конкретные факты, могущие заинтересовать работодателя, т. е. резюме - это в какой-то мере реклама самого себя с целью получить определенное место работы.








Приложение 4. Текст

ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВОСПИТАННЫМ?

Воспитанный человек... Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы.
Так что же такое воспитанность?
Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным - значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.
Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными.
Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях.
А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности.
(По С. Гиацинтовой)




Приложение 5. Викторина.

По толкованию лексического значения угадать слово, записать его в тетрадь.

Описание своей жизни. (Автобиография).

  1. Описание чьей-то жизни. (Биография).

  2. Краткое официальное сообщение о событии, имеющем общественное значение, в разговорной речи - больничный лист. (Бюллетень).

  3. Документ, которым доверяется кому-нибудь действовать от имени выдавшего этот документ. (Доверенность).

  4. Деловая бумага, служащая доказательством чего-либо, подтверждающая право на что-либо. (Документ).

  5. Обязательное правило, постановление, установленное верховной государственной властью. (Закон).

  6. Официальное сообщение в устной или письменной просьбе о чем-либо. (Заявление).

  7. Сообщение, донесение до всеобщего сведения. (Объявление).

  8. Запись выступления участников собрания, совещания и принятых решений по обсуждаемым вопросам. (Протокол).

  9. Документ, в котором в краткой форме, но емко изложены основные сведения о человеке. Как можно выигрышно и предельно объективно представить себя. (Резюме).

  10. Документ, в котором говорится о деловых качествах человека, а также о тех личных качествах, которые могут полнее раскрыть человека. (Характеристика).


  1. Обращение с официальной просьбой или представлением о ком-либо или чем-либо. (Ходатайство).





Приложение 6.

Заявление включает:

- наименование адресата-получателя (название учреждения или должностного лица с указанием фамилии, имени, отчества в форме дательного падежа; эта часть заявления располагается по правой стороне листа);
- указание на лицо, от которого исходит заявление, в родительном падеже без предлога (эта часть тоже располагается по правой стороне листа);
- наименование документа (пишется с маленькой буквы посередине строки; после слова «заявление» ставится точка);
- текст просьбы с кратким ее обоснованием (пишется с красной строки);
- перечень приложений;
- подпись заявителя (пишется внизу справа).
- дата (ставится слева под текстом ниже подписи).

Образец заявления:

Директору КГУ «Дубровинская
средняя школа имени С. Г. Гуденко»
Т. С. Кустаевой
студентки СКГУ Ефимовой Виктории

заявление.

Прошу Вас разрешить прохождение преддипломной практики в Дубровинской средней школе имени С. Г. Гуденко.

Ефимова В.

12 декабря 2013 года

10

© 2010-2022