Рабочая программа по русскому языку 8 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ростовская область

Матвеево-Курганский район

п. Ленинский



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинская средняя общеобразовательная школа

СОГЛАСОВАНО___________ Рекомендовано к утверждению_________ Утверждено___________

Заместитель директора по УВР Протокол заседания методсовета № 1 Приказом по МБОУ Ленинской сош

31.08.2015 от 31.08 2015 года от 31.08.2015 № 133

/А.Н. Кошелева/ Председатель МС Кошелева А.Н. Директор школы /А.Н. Семенченко/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку





Уровень общего образования (класс)

основное общее образование, 8 класс

Количество часов 140 часов.

Учитель Беликова Вера Григорьевна








Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  • Федерального закона от 29.12.2012. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования 2004 г..

  • Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015/2016 учебный год.

  • Основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования МБОУ Ленинской сош

  • Учебного плана образовательного учреждения МБОУ Ленинской сош на 2015/2016 учебный год, принятого педагогическим советом от 24.06.15 г №8, утвержденного приказом директора школы №103 от 30.06. 15 г .

  • Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) педагогов МБОУ Ленинской сош, принятого на педагогическом совете №1 от 29.08.14 г, утверждённого приказом директора школы №170 от 2.09.14 г.

  • Примерной программы основного общего и среднего общего образования по предмету «Русский язык» (М.М.Разумовская. С.И.Львова.Программа по русскому языку для 5-11-х классов общеобразовательных учреждений, Москва. Издательство «Дрофа», 2008 год.)

Главная цель обучения русскому языку в 8 классе - совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования.

Эта цель определяет следующие задачи:

1) освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

2) формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

3) воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.

Особенностью изучаемого курса 8 класса является ее научность и доступность, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Большее количество часов выделено на значимую тему «Однородные и обособленные члены предложения», способствующую развитию пунктуационной грамотности учащихся. Кроме того, реализуется идея дифференцированного подхода к обучению. Выражается это, прежде всего, в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы и являющегося необязательным для усвоения всеми учащимися.

Задачи курса:

1. Всестороннее и систематическое повторение изученного и изучение нового учебного материала.

2. Всестороннее развитие основных видов речевой деятельности: навыков чтения-понимания, говорения, письма.

3. Обучение работе с лингвистическим текстом и словарями.

4. Формирование способности свободно ориентироваться в фактах и явлениях языка.

5. Формирование языковой и коммуникативной компетенции.




Раздел 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Принципы отбора учебного материала

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Направленность курса русского языка для 8 класса

Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Курс реализует идею синтеза всестороннего речевого развития со специальной лингвистической подготовкой и содержит два раздела: систематический курс языка с правописанием и элементами культуры речи и раздел «Речь», включающий понятия речи, стилей речи, типов речи, текста. Причем эти разделы изучаются не в линейном порядке, а в перемежающемся режиме. Речевой аспект явственно обозначен как с помощью сквозных направлений, так и применительно к отдельным разделам и темам. Усилен и семантический аспект в подаче лингвистического материала на всех уровнях языка. На протяжении всего учебного года формируются и закрепляются положительное отношение к учебе, настрой на изучение родного языка наличием нетрадиционных заданий, эталонных в речевом отношении текстов, доступных для детей форм подачи лингвистических знаний.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного.коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- систематическое повторение материала, изученного в начальной школе по разделам «Фонетика. Орфоэпия. Графика», «Письмо. Орфография», «Слово и его значение. Лексика», «Слово и его строение», «Слово как часть речи. Морфология», и качественное овладение учебным материалом по разделам «Синтаксис и пунктуация», «Лексика. Словообразование. Правописание», «Морфология», «Стили речи», «Текст», «Типы речи», «Строение текста», приобретение педагогической триады (знания, умения, навыки).

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Языковой материал имеет двухступенчатую структуру: вначале с привлечением необходимой лингвистической информации отрабатываются умения и навыки ранее изученного материала. Цель этого повторения - выход на уровень свободной ориентации в изученных фактах и явлениях языка. Второй этап - усвоение нового материала, системного знания о языке.

Речевая направленность курса, интенсивное развитие у учащихся из урока в урок основных видов речевой деятельности составляют канву занятий родным языком в средней школе. На этой основе строится изучение собственно языковых тем, что способствует достижению основной цели обучения предмету - вооружить учащихся навыками осмысленного и беглого чтения текстов разных стилей речи; навыками грамотного, толкового, эмоционального выражения своих мыслей в устной и письменной форме в различных условиях общения, адекватного восприятия чужой речи, в частности учебной информации, передач радио и телевидения; навыками критической оценки своей и чужой речи, прибегая к лингвистическим знаниям, словарям, справочной литературе, то есть проявляя языковую и коммуникативную компетенцию.


Раздел 3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Русский язык входит в образовательную область «Филология», изучается в 8 классе в количестве 4 часов в неделю, из них: 3 часа -инвариантной части, 1 час-вариантной части (с целью усиления базового уровня содержания образования по русскому языку, полной реализации федерального компонента государственной итоговой аттестации по программе основного общего основания. Рассчитан на 140 часов в год, 4 часа в неделю; реализуется в 2015-2016 учебном году в количестве140 часов





Раздел 4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Речевая деятельность

Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Особенности каждого вида речевой деятельности.

Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Аудирование (слушание). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего. Понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов (максимальный объем - до 300 слов), их основной и дополнительной информации, установление смысловых частей текста, определение их связей.

Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы. Участие в диалогах различных видов.

Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости (изложение подробное, сжатое). Создание собственных письменных текстов на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации. Написание сочинений различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.

Контрольные мероприятия: сочинение с использованием разных типов речи, сочинение в жанре статьи, репортажа, портретного очерка

Функциональные разновидности языка

Основные жанры научного публицистического стиля (репортаж, статья, очерк).

Требования к уровню подготовки: учащиеся должны знать основные характеристики публицистического стиля, уметь определять и доказывать стиль речи текста.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций

Общие сведения о русском языке

Русский язык в семье славянских языков.

Система языка

Синтаксис

Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.

Словосочетание. Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного.

Требования к уровню подготовки: учащиеся должны знать отличие словосочетания от слова и предложения, виды словосочетаний, уметь выделять словосочетание из предложения и выполнять разбор словосочетания

Контрольные мероприятия: самостоятельная работа

Предложение. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.

Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений.

Предложения утвердительные и отрицательные.

Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.

Требования к уровню подготовки: учащиеся должны знать отличие предложения от слова и словосочетания, уметь выполнять синтаксический разбор простого предложения

Простое предложение. Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого.

Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство. Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.

Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные. Их структурные и смысловые особенности. Вопрос об обобщенно-личных предложениях. Наблюдение за особенностями употребления односоставных предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения полные и неполные. Наблюдение за употреблением неполных предложений в устных и письменных текстах.

Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.

Предложения с обособленными членами. Обособленное определение и приложение. Обособленное обстоятельство. Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах.

Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.

Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста. Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах.

Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций.

Требования к уровню подготовки: учащиеся должны знать изученные определения изученных понятий, уметь выделять грамматическую основу предложения, определять вид сказуемого, разбирать предложения по членам, находить однородные члены предложения, определять вид односоставных предложений, находить внеструктурные элементы предложения

Контрольные мероприятия: самостоятельная работа, контрольный диктант

Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении и др.).

Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обособленными членами предложения; в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Требования к уровню подготовки: учащиеся должны знать изученные правила пунктуации, уметь правильно ставить знаки препинания в простом осложнённом предложении












































Раздел 5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




Темы разделов





Количество часов

Русский язык в системе славянских языков

1

Комплексное повторение в начале учебного года

9+2рр

Словосочетание.

Предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

Односоставные предложения. Неполные предложения.

8+1рр

19+4рр


11+5 рр

Предложения с однородными членами

12+1рр

Обращение.Вводные слова.

18+7рр

Предложения с обособленными членами

11+7рр

Прямая и косвенная речь.Цитаты.

11

Повторение в конце учебного года.

12+4рр

Итого: 140 час.

Из них:

контрольные работы - 1 ч.

контрольные диктанты - 7 ч.

сочинения - 4 ч.

изложения - 4 ч.

Раздел 6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Основное содержание уроков

Характеристика основных видов деятельности ученика

Дата

по плану


Введение 1 час

1.

Русский язык в семье славянских языков.

Изучения нового материала о месте русского языка в семье славянских народов, происхождении.

Иметь представление о месте русского языка в системе славянских языков Владение монологической и диалогической речью Использование различных видов чтения (просмотровое, поисковое

1.09


Морфология и орфография (повторение изученного) 9 ч. + 2 РР

2.

Повторение орфографии и морфологии: Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий.

Правописание гласных и согласных в составе морфем Правописание гласных и согласных в составе морфем.

Отработка навыков условия выбора Н-НН.

Умение различать части речи, определять их состав. Закрепляются навыки безошибочного разграничения частей речи; опознавания форм слова и однокоренных слов; повторяются разные виды разбора слова и предложения

2.09

3

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Изучение новых словарных слов; ор-фографическая диктовка; повторение морфологии; повторение орфографии; анализ текста

Закрепляются навыки безошибочного написа-ния НЕ с разными частями речи (в том числе в отрицательных и неопределенных местои-мениях и наречиях), Ь после шипящих на конце слова; повторяются разные виды разбо-ра слова и предложения. .

3.09

4.

Слитное-раздельное написание НЕ с местоимениями, наречиями.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста

Закрепляются навыки безошибочного написа-ния НЕ с разными частями речи (в том числе в отрицательных и неопределенных местои-мениях и наречиях), Ь после шипящих на конце слова; повторяются разные виды разбо-ра слова и предложения. .

4.09

5.

Употребление в тексте частицы НИ.

Основные функции употребления частицы НИ.; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста

Закрепляются навыки безошибочного написания: слитное и раздельное написание наречий; выбор приставки НЕ // НИ в отрица-тельных и неопределенных местоимениях и наречиях; чередование гласных и согласных в корнях слов; Основные функции употребления частицы НИ.

8.09

6-7

Употребление дефиса.

систематизация материала о правописании дефиса в словах различных частей речи; углубление сведений с помощью таблиц

Закрепляются навыки :условия написания дефиса.

Различать части речи, определять их состав; употреблять дефис в словах.

9.09

10.09

8

Написание наречий и их омонимов других частей речи.

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания ; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста

Разграничение смысла слов, лексического, грамматического значений, морфемного строения. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания

11.09

9-10

Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта. Работа над ошибками.

Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему Выбор и использование изученных орфограмм

15.09.

16.09

11

РР Речь и её разновидности. Текст, его тема и основная мысль. Стили речи.

Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли. Повествование, описание, рассуждение; их признаки

Стили речи и их признаки.

Правильно и доказательно определять стилистическую принадлежность текста.

17.09

12

РР Типы речи. Комплексный анализ текста.

Типы речи, их признаки.

Определять тип речи предложенного текста.

Выделение признаков стилей речи, признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка.

различение стилей речи; определение темы, основной мысли текста; анализ структуры

18.09


Словосочетание и предложение 8 ч. + 1 РР

13-14

Словосочетание.

Понятие о синтаксисе

и пунктуации. Словосочетание

Углубление представления о новом разделе - синтаксисе и пунктуации; формирование умения различать слова с предлогами, словосочетания и предложения, формировать умение вычленять словосочетание из предложения.

Понятие словосочетание, строение и грамматическое значение; виды по способу выражения главного слова; типы подчинительной связи слов.

Вычленять из предложений; находить главное и зависимое слово, определять способы их выражения; составлять схемы словосочетаний.

22.09

23.09

15-16

Виды связи в словосочетании.

познакомить со способами подчинительной и сочинительной связи, такими видами связи как окончание, предлог и окончание, союз, интонация, уметь определять способы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание

Определение основных единиц языка, их признаки; виды подчинительной связи.

определять способ подчинительной связи по вопросу; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа

Использование для решения познавательных задач различных источников информации

24.09

25.09

17

Употребление словосочетаний в речи.

познакомить с цельными словосочетаниями и их употреблением в речи , закрепление умения вычленять словосочетания из предложения, характеризовать их

Синтаксический разбор словосочетаний. Правильно употреблять в речи Уметь использовать различные источники информации, вступать в речевое общение, участвовать в диалоге

29.09

18

Предложение и его виды.

Строение предложения, его виды по цели высказывания и эмоциональной окраске, синтаксический разбор предложения

Понятие предложение, основные типы предложений.

Распознавать и употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания, интонации; находить грамматическую основу.

30.09

19-20

Предложение и его типы. Интонация предложения.

Строение предложения, его виды по цели высказывания и эмоциональной окраске, синтаксический разбор предложения

1.10

2.10

21

РР Способы и средства связи предложений в тексте.

Работа с текстом. Распознавание способов и средств связи предложений

Знать способы и средства связи предложений в тексте.

Выполнять комплексный анализ текста. Использование для решения познавательных задач различных источников информации

6.10


Главные члены предложения 9 ч. + 3 РР

22-23

Подлежащее и способы его выражения.

обобщение сведений о подлежащем и углубление материала; выделение главных членов предложения, а именно подлежащего, определение способов его выражения; умение делать синтаксический разбор предложения

Понятия главные члены предложения, подлежащее.

Находить подлежащее, определять способ его выражения. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах

7.10

8.10

24-26

РР Изложение с творческим заданием. Анализ изложения. Работа над ошибками.

Изложение содержания прослушанного текста (подробное)

Способность передавать содержание прослушанного текста

в развернутом Сохранять при пересказе композицию, тему, основную мысль, стиль речи, выразительные языковые средства.

9.10

13.10

14.10

27-28

Сказуемое и способы его выражения.

знакомство со способами выражения , видами сказуемого; формирование умения делать синтаксический разбор простого предложения, владеть приемами различения типов сказуемых

Понятие сказуемое.

Находить сказуемое и определять его вид и способ выражения. Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать про-стые и составные глагольные сказуемые; определять способы выражения именной части составного именного сказуемого. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах

15.10

16.10


20.10

21.10

29-30

Способы выражения сказуемого.

Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.

31-32

Тире между подлежащим и сказуемым.

Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.

Знать правило постановки тире и уметь его применять. Объяснение изученных положений на самостоятельно

22.10

23.10

33

Правила согласования главных членов предложения.

Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.

Употреблять подлежащее и сказуемое в предложении в нужной форме.

27.10


Второстепенные члены предложения 10 ч. + 1 РР

34

Определение.

Повторение и систематизирование изученного материала по теме; уметь определять второстепенные члены по вопросам, делать синтаксический разбор простого предложения , обобщить и углубить сведения об определении:

различать согласованные и несогласованные определения; 2) определять способы их выражения

Понятия второстепенные члены, определение, приложение.

Распознавать определения, определять их вид и способ выражения; объяснять дефис при приложении. находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов в предложении. находить в тексте согласованные и несогласованные определения; определять способы их выражения;

Уметь распознавать приложения среди других членов предложения; использовать приложение как средство выразительности речи; правильно ставить знаки препинания

28.10

35-36

Виды определений.

Знакомство с приложением как разновидностью определения; формирование умения делать синтаксический разбор простого предложения

29.10

30.10

37-38

Дополнение.

Формирование умения находить в предложении и характеризовать дополнения, формировать умения различать подлежащее и дополнение в омонимичной форме.

Понятие дополнение.

Выделять дополнения, ставить вопросы; определять способы выражения; различать прямые и косвенные дополнения. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах

10.11

11.11

39

Обстоятельство.

Второстепенные члены предложения и способы их выражения.

Понятие обстоятельство.

Выделять обстоятельства, ставить вопросы; определять их значение и способы выражения; выполнять синтаксический разбор предложений.

применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению; соблюдать в практике письма основные правила орфографии.

12.11

40

Обстоятельства, выраженные сравнительным оборотом.

Формирование умения узнавать сравнительный оборот и ставить запятые, закрепить умения различать синтаксические конструкции с союзом как.

13.11

41

РР Репортаж как жанр публицистики.

Основные жанры публицистического стиля типа Особенности репортажа, правила построения, характерные языковые средства

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа

17.11

42

Порядок слов в предложении.

Понятия прямой, обратный порядок слов.

С помощью порядка слов выделять наиболее важное.

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа

18.11

43-44

Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта. Работа над ошибками.

Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему , применять изученные орфограммы и пунктограммы на письме.

19.11

20.11


Односоставные и неполные предложения 11 ч. + 5 РР

45

Виды односоставных предложений.

Знакомство с особенностями смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; формирование умения различать типы односоставных предложений, делать синтаксический разбор односоставных предложений, активно использовать их в речи

Понятия односоставные, двусоставные предложения. Различать односоставные и двусоставные предложения. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах

24.11

46-48

РР Изложение с творческим заданием .Анализ изложения. Работа над ошибками.

Изложение содержания прослушанного текста (сжатое)

Сохранять при пересказе композицию, тему, основную мысль, стиль речи, выразительные языковые средства.

25.11

26.11

27.11

49

Определённо-личные предложения.

Знакомство с особенностями смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; формирование умения различать типы односоставных предложений, делать синтаксический разбор односоставных предложений, активно использовать их в речи

Понятие определенно-личные предложения.

Распознавать ОЛП, использовать в разных стилях речи Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды анализа; уметь различать виды односоставных предложений.

1.12

50-51

Неопределённо-личные предложения

Знакомство с особенностями неопределенно-личных предложений как разновидностями односоставных; формирование умения находить неопределенно-личные предложения по их значению

и структурным особенностям

Употребление в речи, формы сказуемого, находить в тексте, использовать в высказываниях Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах.Владение монологической и диалогической речью

2.12

3.12

52

Обобщённо-личные предложения.

Формирование умения узнавать обобщенно-личные предложения в тексте, употреблять их в речи, уметь объяснять функцию обобщенно-личных предложений в речи, закрепление умения создавать лингвистические тексты по плану и по схеме.

Распознавать в речи.

Функция в речи, форма сказуемого, употребление. Ннахождение обобщенно-личные предложения в тексте; использовать их в различных стилях речи; заменять двусоставные предложения аналогичными односоставными определенно-личными.

4.12

53-54.

Безличные предложения.

Знакомство с безличными предложениями, с общими и отличительными признаками двусоставных и безличных предложений; синонимичных по значению; со способами выражения сказуемых в безличных предложениях

Понятие БЛП.

Распознавать и использовать в речи. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. Свободная работа с текстами художественных произведений

8.12

9.12

55


Назывные предложения.

Знакомство с назывными предложениями и их особенностями; формирование умения находить их в тексте

Умение находить назывные предложения в текстах художественных произведений; определять роль назывных предложений в художественной литературе,

в газетных и журнальных очерках; пользоваться в описании для обозначения места и времени

10.12

56

Назывные и неполные предложения.

знакомство с назывными предложениями и их особенностями; формирование умения находить их в тексте

Понимать назначение неполных предложений, ставить знаки препинания в них.

11.12

57

Односоставные предложения и их употребление в речи.

Систематизация сведений о структуре односоставных предложений и их роли в текстах художественных произведений; отличать от двусоставных предложений

Роль односоставных предложений в речи, их значение. Знать виды односоставных предложений. Использовать в речи; различать полные и неполные предложения. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Свободная работа с текстами художественных произведений

15.12


16.12

58

Односоставные предложения. Обобщение изученного.

59-60


РР Сочинение в жанре репортажа. Анализ сочинения. Работа над ошибками.

Урок развития речи

Знать: особенности репортажа, правила построения, характерные языковые средства.

Уметь: писать сочинение в жанре репортажа.

17.12

18.12


Предложения с однородными членами 12 ч. +1 РР

61

Понятие об однородности членов предложения.

знакомство с однородными членами предложения, союзами, обобщающими словами при однородных членах; формирование умения видеть в предложениях однородные члены

Понятие однородные члены

Распознавать в предложении, указывать средства связи. опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; соблюдать перечислительную интонацию.

22.12

62

Пунктуация при однородных членах предложения

Осложненное предложение. Углубление понятия об однородных членах предложения.


Правила постановки знаков препинания при однородных членах и распознавать, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах, определять их роль

23.12

63-64

Знаки препинания при бессоюзной и союзной связи.

Простые предложения с однородными сказуемыми, связанными союзом и, и сложные с этим же союзом

Правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами.

Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанные союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами

24.12

25.12

65

Средства связи между однородными членами предложения.

Различение простых предложений с однородными сказуемыми, связанными союзом и, и сложные с этим же союзом; составлять схемы предложений с однородными предложениями

Постановка знаковпрепинания при однородных членах, связанные союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных примерах.

Владение монологической и диалогической речью

29.12

66-67

Определения однородные и неоднородные.

Понятие однородные, неоднородные определения. :Углубление понятия "однородные и неоднородные определения"; формирование умения различать однородные и неоднородные определения и правильно оформлять их пунктуационно

Опознавать однородные и неоднородные определения, грамотно оформлять пунктуацию. Составление схемы предложений с однородными определениями; различать однородные и неоднородные определения. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах

12.01

13.01

68-69

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Отработка умения находить обобщающие слова при однородных членах; правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах

Понятие обобщающее слово.

Находить обобщающие слова, правильно ставить знаки, составлять схемы. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах

14.01

15.01

70

Обобщающий урок «Однородные члены предложения».

Систематизация изученного материала по данной теме. Использовать предложения с однородными и неоднородными членами в устной и письменной речи

Употребление в речи, постановка знаков препинания. Разбор таких предложений по членам, составлять схемы; находить в тексте, уметь составлять самостоятельно предложения с однородными членами. Свободная работа с текстами художественных произведений. Объяснение изученных правил на самостоятельно подобранных примерах

19.01

71-72

Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта. Работа над ошибками.

Урок контроля знаний

Применение изученного материала при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль; находить в работе грамматические ошибки.

20.01

21.01

73

РР Статья в газету. Понятие о жанре, строение текста. Сочинение в жанре статьи в газету

Введение понятия о статье как о жанре, формирование умения работать с газетной статьей, формирование умения анализировать статью

Работа с газетной статьей, определение способов и средств связи предложений в тексте; пользоваться при построении текста цепной или параллельной связью; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; совершенствовать и редактировать собственный текст.

22.01


74


Предложения с обращениями.

Повторение и закрепление сведений об обращении; закрепление умения находить в тексте обращение, употреблять его с учетом речевой ситуации, выразительно читать предложения с обращением

Находить обращения в художественных произведениях XIX-XX вв., определять их роль.
Находить в предложениях, разграничивать обращения и члены предложения; правильно ставить знаки, определять роль обращений

26.01

75

Предложения с обращениями.

Урок-практикум

27.01

76-77

Предложения с вводными конструкциями.

Знакомство с вводными словами, словосочетаниями, обращениями, словами-предложениями; формирование умение различать их, правильно расставлять знаки препинания, соблюдать правильную интонацию в данных предложениях, производить пунктуационный и синтаксический разборы, использовать в речи обращения, вводные слова, вводные предложения с учетом содержания стиля высказывания, различать слова-предложения; осмысливать нормы и сферу использования слов-предложений в

Понятие вводные конструкции; группы вводных слов по значению.

Расставлять знаки препинания; выполнять синонимическую замену сложных предложений предложениями с вводными конструкциями.

Свободная работа с текстами художественных и публицистический произведений.

Владение монологической и диалогической речью Выражение определенных отношений к высказываниям с помощью вводных конструкций; правильно ставить знаки препинания при вводных словах.

28.01

29.01

78-79

Предложения с вводными конструкциями.

Знакомство с особенностями слов-предложений, знаками препинания в таких предложениях, их ролью в тексте, контроль и самоконтроль усвоения темы

Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.

2.02

3.02

80-82

РР Изложение с творческим заданием .Анализ изложения. Работа над ошибками.

Уроки развития речи .Признаки текста и его функционально-смысловых типов; основные нормы русского литературного языка.

Определять тему, основную мысль текста, составлять план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль.

4.02

5.02

9.02

83-84

Предложения с вставными конструкциями.

Изучения нового и закрепления .Дать понятие о вставных конструкциях и знаках препинания при них, формировать умение выразительно читать вслух и пунктуационно оформлять на письме предложения с вставными конструкциями

Читать предложения с вставными конструкциями, расставлять знаки препинания. Умение правильно ставить знаки препинания; находить в тексте; использовать выразительные интонации

10.02

11.02

85

Предложения с междометиями и словами да, нет.

Понятие междометие

Расставлять знаки препинания, определять роль слова да.

12.02

86-87

Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта. Работа над ошибками.

Урок контроля уровня усвоения темы, продолжить формирование навыков грамотного письма

Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание, применять изученный материал при решении грамматических задач, осуществлять самоконтроль, находить в работе ошибки.

16.02

17.02


Предложения с обособленными членами 11 ч. + 3РР


88

Обособление второстепенных членов предложения.

Изучения нового материала Понятие обособление, группы обособленных членов предложения. Знакомство с обособленными членами предложения, их ролью в речи, с общими условиями обособления определений, приложений, дополнений, обстоятельств, уточняющих членов предложения; формирование умения правильно выделять запятыми обособленные члены предложения, соблюдать правильную интонацию при обособлении

Находить обособленные члены, выделять при чтении и запятыми на письме. Опознавание языковых единиц, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; выделять интонационно обособленные члены.

18.02

89

Обособленные определения.

Усвоение грамматических условий обособления определений с обстоятельственным оттенком, несогласованных определений

Условия обособления. Разграничивать обособленные и необособленные определения, правильно расставлять знаки препинания , выявлять условия обособления; правильно обособлять интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов. .

19.02

90-91

Обособленные определения.

Усвоение грамматических условий обособления определений с обстоятельственным оттенком, несогласованных определений

Условия обособления. Разграничивать обособленные и необособленные определения, правильно расставлять знаки препинания , выявлять условия обособления; правильно обособлять интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов

20.02

24.02

92-93

РР Портретный очерк.

Урок развития речи. Дать понятие об элементах портретного очерка, о связи между частями текста портретного очерка, формировать навык редактирования

Жанровые признаки, правила построения, языковые средства.

Подбирать материал для сочинения.

25.02

26.02

94-95

РР Сочинение в жанре портретного очерка.

Урок развития речи Создание текстов разных стилей и жанров . Основные жанры публицистического (очерк) стиля

Писать сочинение на заданную тему, связно и последовательно излагать свои мысли. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

1.03

2.03

96-97

Обособленные приложения.

Условия обособления, Разграничивать обособленные и необособленные приложения, правильно расставлять знаки препинания, выполнять синонимическую замену.

Усвоение грамматических условий обособления приложений; формирование умения правильной постановки знаков препинания при выделении обособленных приложений; умения производить синтаксический и пунктуационный разборы

3.03

4.03

98

Обособление приложений Тест

Урок-диагностика знаний

Знать теоретический материал по теме. Применять полученные ЗУНы на практике . Использование различных видов чтения (поисковая).

Перевод информации из одной знаковой системы в другую

9.03

99

Обособление определений и приложений (обобщение).

Урок-практикум .Систематизация изученного материала по данной теме; использование предложений с обособленными членами

Знать теоретический материал по теме. Применять полученные ЗУНы на практике Использование различных видов чтения (поисковая).Перевод информации из одной знаковой системы в другую

10.03

100-101

Диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта. Работа над ошибками.

Урок контроля : выявить уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков грамотного письма

Применение изученного материала при решении грамматических задач, осуществлять самоконтроль, находить в работе ошибки.

11.03

15.03

102

Обособленные обстоятельства.

Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий (текущий контроль).

Способы выражения обстоятельств, условия обособления.

Разграничивать обособленные и необособленные обстоятельства, правильно ставить знаки препинания. Выявлять условия обособления обстоятельств; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных обстоятельств

16.03

103-105

Обособленные обстоятельства.

Знакомство со способами обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами; формирование умения правильной постановки знаком препинания при них

Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных примерах

17.03

18.03

22.03

106-108

РР Изложение (портретный очерк) с творческим заданием. Анализ изложения. Работа над ошибками.

Уроки развития речи

Передавать лексические и синтаксические особенности текста, создавать свой текст как ответ на вопрос. закрепление умения передавать содержание текста, сохраняя его лексические и синтаксические особенности, формирование умения создавать свой текст как ответ на проблемный или творческий вопрос.

23.03

24.03

25.03

109-110

Уточняющие члены предложения.

Знакомство со способами обособления уточняющих членов предложения; формирование умения находить уточняющие члены предложения в тексте

Понятие уточняющие члены, виды, признаки уточняющих.

Опознавать в тексте, выделять в устной речи и знаками на письме. Уметь выявлять условия обособления уточняющих членов предложения; выра зительно читать предложения с уточняющими членами.

05.04

6.04

111-112

Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта. Работа над ошибками.

Урок контроля

Уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков грамотного письма

Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое заданием. Применение изученного материала при решении грамматических задач, осуществлять самоконтроль, находить в работе ошибки.

07.04

8.04


Прямая и косвенная речь 11ч.


113

Прямая и косвенная речь.

Дать представление о разных способах передачи чужой речи, формировать пунктуационные навыки при употреблении предложений с прямой речь

Способы передачи чужой речи

Различать прямую и косвенную речь, правильно расставлять знаки . Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

12.04

114-115


Оформление прямой речи на письме.

Понятие прямая речь, структура предложений с прямой речью.

ю, разорванной словами автора

Находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции

13.04

14.04

116-117

Диалог.

Понятия диалог, реплика

Закрепление умения пунктуационного оформления предложений с прямой речью и диалогом., формирование умения преобразовывать прямую речь в косвенную

Правильно оформлять диалог, составлять свой диалог. находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции.

15.04

19.04

118

Косвенная речь.

Понятие косвенная речь Работа над умением правильно строить предложения с косвенной речью, уместно использовать ее для передачи чужой речи

. Ставить знаки препинания, трансформировать предложения с прямой речью в косвенную и наоборот.

20.04

119

Цитаты и их оформление на письме.

Понятие цитата, способы цитирования, правила оформления цита

т.Находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, правильно использовать цитаты в собственных сочинениях.

Вводить в речь цитаты, правильно ставить знаки.

21.04

120-121

Обобщение «Прямая и косвенная речь»

Урок-практикум. Систематизировать изученный материал по синтаксису и пунктуации; проверить усвоение грамматического материала

Знать теоретический материал по теме. Применять полученные ЗУНы на практике. Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, примеры

22.04

26.04

122-123

Итоговая контрольная работа. Анализ работы. Работа над ошибками.

Урок контроля :выявить уровень усвоения темы; продолжить формирование навыков грамотного письма

Знать теоретический материал. Применять полученные ЗУНы на практике.

27.04

28.04


Повторение и обобщение изученного в 5-8 классах 12+ 4 РР


124

125

РР Деловая игра «Мы делаем газету».

Р.р Сочинение на лингвистическую тему

Уроки развития речи

Жанровые особенности статьи в газету и репортажа, языковые средства. Работать над созданием газеты

29.04

4.05




126


127


128


129-130



131


132


133



134


135-136

137-140

Повторение и обобщение изученного в 5-8 классах.

Повторение фонетики.

Повторение лексики.

Повторение словообразования.

Повторение морфологии.

Повторение синтаксиса.

Повторение пунктуации.

Годовой контрольный диктант.

Работа над ошибками.

Защита проектов.

Резерв.

Обобщение и закрепление знаний по развитию речи за курс 8 класса.

Знать теоретический материал по разделам русского языка

Применять полученные ЗУНы на практике.


5.05

6.05

10.05

11.05

12.05

13.05

17.05

18.05

19.05

20,24.05

25,26,27, 31.05

Итого: Диктант - .6. Контр. работа - 2. Изложение - 4 Сочинение - 4













Раздел 7. РЕЗУЛЬТАТЫ И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

• основные единицы языка, их признаки;

• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Результаты обучения.

Личностные

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Мета

Пред

метные

1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.

Предметные

1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке;

4) освоение базовых понятий лингвистики;

5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;

6) опознавание и анализ основных единиц языка;

7) проведение различных видов анализа слова

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;осознание эстетической функции родного языка.

\




НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:

1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);

2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;

3) объем различных видов контрольных работ;

4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются:

1) знание полученных сведений о языке;

2) орфографические и пунктуационные навыки;

3) речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается для 8 класса - 120-140 слов. При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Для 8 класса он состоит из 30 - 35 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 8 классе 25 различных орфограмм и 8-10 пунктограммы.

До конца первой четверти сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса: 110-120 слов в контрольном диктанте, 25-30 слов в словарном диктанте.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

  • в переносе слов;

  • на правила, которые не включены в школьную программу;

  • на еще не изученные правила;

  • в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

  • в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

  • в исключениях из правил;

  • в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

  • в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

  • в случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

  • в написании Ы и И после приставок;

  • в случаях трудного различия НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

  • в собственных именах нерусского происхождения;

  • в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

  • в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода - воды, рот - ротик, грустный - грустить, резкий - резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса - 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

Грамматическое задание оценивается отдельной оценкой.

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

Оценка контрольного словарного диктанта


Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 8 классе проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения в 8 классе - 250-300 слов. Примерный объем сочинений в 8 классе - 2 - 2,5 страницы.

С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

  • Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • Стилевое единство и выразительность речи;

  • Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета

Допускаются:

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошиб-ки, или 1 орфографичес-кая и 3 пунктуационных ошибки, или 4 пунктуа-ционных ошибки при отсутствии орфографи-ческих, а также 2 грам-матические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверно в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускаются не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошиб-ки, или 3 орфографичес-кие и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуа-ционных при отсут-ствии орфографических ошибок (в 5кл. - 5 орфо-графических и 4 пункту-ационных ошибок), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 7 речевых недочетов и 6 недочетов в содержании.

Допускаются:

7 орфографических и 7 пунктуационных оши-бок, или 6 орфографи-ческих и 8 пунктуацион-ных ошибок, 5 орфогра-фических и 9 пунктуа-ционных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных оши-бок, а также 7 граммати-ческих ошибок.


Примечания.

При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

Если объем сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 - 3 - 2, 2 - 2 - 3; «3» ставится при соотношениях: 6 - 4 - 4 , 4 - 6 - 4, 4 - 4 - 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающихся работ учитывается:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.




















График контроля

Тема

Дата

Вид контроля

Входная контрольная работа

15.09

Контрольная работа

Изложение с творческим заданием по рассказу Б. Емельянова «Как я покупал собаку»

13.10

Изложение

Диктант по теме «Главные и второстепенные члены предложения»

19.11

Диктант

Изложение с творческим заданием «Что значит быть воспитанным»

26.11

Изложение с творческим заданием

Сочинение в жанре репортажа

17.12

Сочинение

Промежуточная аттестация (по текстам администрации школы)


Диктант по теме «Однородные члены предложения»

20.01

Диктант

Сочинение в жанре статьи в газету

22.01

Сочинение

Изложение с творческим заданием

5.02

Изложение с творческим заданием

Контрольный диктант по теме «Обособление определений и приложений»

16.02

Диктант

Изложение (портретный очерк) с творческим заданием

23.03

Изложение с творческим заданием

Контрольный диктант по теме «Обособленные обстоятельства. Уточняющие члены предложения»

11.03

Диктант

Итоговая контрольная работа

27.04

Контрольная работа

Сочинение на лингвистическую тему

4.05

Сочинение





















Итого: диктанты - 6, изложения - 4, сочинения - 4, контрольные работы - 2.








Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебная литература

Литература для учителя.

  • Русский язык. 8 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2014.

  • Методические рекомендации к учебнику «Русский язык 8 класс»/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос; Под ред. М.М. Разумовской.- М.:Дрофа,2002.

  • Уроки русского языка в 8 классе: Поурочные планы по программе М.М. Разумовской. Сост. О.А. Финтисова. - Волгоград: Учитель,2007.

  • Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы, М.: Дрофа, 1999.

  • Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. - М.: «Экзамен», 2007.

Литература для учащихся.

  • Русский язык. 8 кл.: учеб. для общеобразовательных. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2014.

  • Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 8 класс. - М.: ТЦ Сфера, 2009.

  • Ожегов С.И. «Словарь русского языка» (любое издание).

  • Тихонов А.Н. «Школьный словообразовательный словарь». - М.: 1991г.

  • Жуков В.П. «Школьный фразеологический словарь». - М.: 1994 г.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

  • 1. school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 Интерактивные таблицы.

  • 2. smartboard.ru/ «Опыт педагогов Оренбуржья»

  • orenedu.ru/index.php?option=com_content HYPERLINK "orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=6&Itemid=216"& HYPERLINK "orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=6&Itemid=216"task=section HYPERLINK "orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=6&Itemid=216"& HYPERLINK "orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=6&Itemid=216"id=6 HYPERLINK "orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=6&Itemid=216"& HYPERLINK "orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=6&Itemid=216"Itemid=216

  • 3. files.school-collection.edu.ru/dlrstore

  • 4. Сеть творческих учителей it-n.ru/

  • 5. rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1 HYPERLINK "rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page"& HYPERLINK "rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page"Page

openclass.ru/



© 2010-2022