Элективный курс Речевое общение, или Искусство понимания

Данный курс развивает и обогащает содержание общеобразовательных предметов (литература, русский язык) и функционирует как самостоятельный учебный модуль в гуманитарном профиле обучения. Цель данной программы – научить школьников эффективному речевому воздействию, практическим навыкам общения, которые позволят им лучше владеть собственной речью и достигать успеха в своей деятельности. Объектом исследования курса является речевая культура общения. Предметом исследования является сис...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Город Ростов-на-Дону Ворошиловский район муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №76»


«Утверждаю»

Директор МАОУ «Гимназия № 76»

Приказ №338 от 27 августа 2015 г.

________________ П.В.Кулинченко





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по элективному курсу «Речевое общение, или Искусство понимания»


10 «В» класс


основное среднее общее образование

Количество часов - 35

Учитель Балавинцева Наталья Николаевна

Категория высшая


Программа разработана на основе авторской программы Соловьевой Н.Н. «Речевое общение, или Искусство понимания», 2012 М.: «Вентана-Граф».




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Речевое общение рассматривается как деятельность. Содержанием этой деятельности является восприятие или создание устных и письменных текстов, а целью - понимание.

Речевое общение предполагает не только умение говорить. Оно включает в себя и умения слушать, читать и писать.

Основные задачи курса:

1) хорошо говорить, верно и ясно излагать свои мысли, аргументировать и отстаивать свое мнение;

2) читать, адекватно воспринимая текст и пользуясь различными видами чтения;

3) слушать и понимать собеседника или любую информацию извне;

4) создавать письменные тексты, выработав свой индивидуальный стиль.

Перечисленные задачи курса соответствуют четырем видам речевой деятельности, которые определяются четырьмя глаголами: читаю, слушаю, говорю, пишу. По этим видам сконструирована программа курса, выделены его разделы. В каждом разделе предлагаются задания и упражнения, выполняя которые практически осваивается конкретный вид речевой деятельности. Задания ориентированы на жизненные ситуации, которые учащимся приходится решать уже сейчас или предстоит, скорее всего, встретить в будущем.

Самостоятельная работа предполагает наблюдение, анализ текста или выполнение проекта, связанного с тем или иным видом речевого общения. Кроме системы заданий и упражнений, в разделы программы включены справочная информация и дополнительные материалы, которые помогут учащимся узнать много нового и интересного о человеческом общении, расширить кругозор и стать более эрудированным.

Осознать цели, содержание и алгоритм работы с предлагаемым учебно-познавательным материалом учащимся помогут соответствующие рубрики-сигналы:

- Учимся мыслить - предлагается проблема для самостоятельного осмысления.

- Работаем со словарем - даются дефиниции (толкования) основных понятий темы или при выполнении задания требуется обращение к словарям.

- Наблюдаем, исследуем - задания содержат речевой материал для самостоятельного вывода.

- Тренаж - отработка речевых умений и навыков.

- Оцениваем свою речь - задания, направленные на овладение нормами литературной речи.

- Проверьте, как вы поняли тему - предлагаются вопросы или задания для самопроверки усвоения материала раздела.

- Общаемся с текстом - задание предполагает обращение к литературному или иному письменному источнику.

- Давайте поразмышляем - предлагается проблема, алгоритм решения которой дается в тексте раздела.

- Деловая игра - задание ориентировано на моделирование ситуации общения и ее анализ.

- Изучаем речь литературных героев - наблюдение за речевым поведением персонажей художественных произведений.

- Дискуссия - выдвигается проблема, предполагающая разнообразие точек зрения и вариантов ее решения.

- Создаем текст - задание предполагает сочинение собственного текста определенного стиля и жанра.

- Внимание: проект! - предлагается выполнить задание, требующее комплексного применения информации из разных областей знаний.

- Консультация - рекомендации и комментарии к заданиям и проектам.

- Для любознательных - сведения, расширяющие кругозор.

Программа курса предлагает систему упражнений и заданий, направленных на формирование и развитие всех видов речевой деятельности - от восприятия и понимания устной и письменной речи до создания собственных разножанровых текстов.

Домашние задания в календарно-тематическом планировании являются примерными и могут подлежать корректировке в зависимости от результата ос-

воения обучающимися планового материала, но без нарушений СанПиНа.

  • Общее количество учебных дней -204.

  • Общее количество часов по программе за год -35.

  • Количество часов в неделю -1.

  • Фактически часов (с учётом расписания) -34.

  • Недостаток - 1 час: 09.05.16 г.

  • Недостающий час компенсирован за счёт уплотнения материала.

СТРУКТУРА КУРСА

Х КЛАСС (35 часов)

№№

П/П

М О Д У Л Ь (г л а в а)

Количество

часов

1

Введение

1

2

Речевое общение как деятельность

2

3

Чтение как общение с текстом

4

4

Слушание: восприятие и понимание звучащей речи

4

5

Письмо как сочинение собственных текстов

18

6

Говорение как общение

2

7

Защита проектов

4

ИТОГО

35







КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№№

п/п

Дата

Т Е М А У Р О К А

о

т

п

ц

а

с

план

факт

1


07.09

Введение


2

14.09

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Речевое общение: мотивы, цели, средства, виды

+


3

21.09

Требования к тексту


+

4

5

28.09

05.10

ЧТЕНИЕ КАК ОБЩЕНИЕ С ТЕКСТОМ

Этапы и способы чтения


+

6

7

12.10

19.10

Алгоритм чтения


+

8

9

10


26.10

09.11

16.11

СЛУШАНИЕ: ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ

Слушание как элемент речевого общения

+


11

23.11

Правила ведения диалога

+


12

13

14

30.11

07.12

14.12

ПИСЬМО КАК СОЧИНЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ

Цели, структура, жанры письменного высказывания


+

15

16

21.12

28.12

Тексты - средства организации умственного труда: план, тезисы, конспект


+

17

18

19

11.01

18.01

25.01

Тексты-интерпретации: аннотация, резюме, реферат, рецензия, отзыв


+

20

21

01.02

08.02

Информационно - публицистические тексты: заметка, интервью, репортаж

+

22

23

15.02

22.02

Аналитические публицистические тексты: статья, рецензия

+


24

25

29.02

07.03

Художественно - публицистические тексты: очерк, фельетон

+


26

27

28

29

14.03

28.03

04.04

11.04

Творческие работы: сочинения, дневники, письма


+

+

30

31

18.04

25.04

ГОВОРЕНИЕ КАК ОБЩЕНИЕ

Цели и виды устных высказываний

+


32

33

34

35


09.05

16.05

23.05

30.05

Зачет. Защита проектов



Итого: 35 уроков



Принятые обозначения.


о - развернутый ответ на вопрос

т - задания тестовой формы

п - пересказ текста

ц - цитирование текста

а - анализ текста

с - создание собственного текста на материале

литературного произведения (сочинение).

ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№№

Авторы учебника или учебного пособия

Название учебника или учебного пособия

Год издания

Издательство

1

Соловьева Н.Н.

Речевое общение, или Искусство понимания

2012

М.: «Вентана-Граф»

2

Колесникова Н.И.

От конспекта к диссертации. Пособие по развитию навыков письменной речи

2010

М.: «Флинта-Наука»

3

Казарцева О.М., Вишнякова О.В.

Письменная речь. Пособие для уч-ся

10-11 классов и абитуриентов

2011

М.: «Флинта-Наука»

4

Введенская Л.А., Павлова Л.Г.

Культура и искусство речи. Современная риторика

2010

Ростов - на Дону: «Феникс»





Лист корректировки рабочей программы

Тема

Дата проведения урока

Основание корректировки











































СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора методического совета по УВР

МАОУ «Гимназия №76» ФИО

от 27.08.2015 года №338 2015 года

Лебединец Е.В.



3

© 2010-2022