- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Элективный курс Речевое общение, или Искусство понимания
Элективный курс Речевое общение, или Искусство понимания
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Балавинцева Н.Н. |
Дата | 17.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Город Ростов-на-Дону Ворошиловский район муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №76»
«Утверждаю»
Директор МАОУ «Гимназия № 76»
Приказ №338 от 27 августа 2015 г.
________________ П.В.Кулинченко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «Речевое общение, или Искусство понимания»
10 «В» класс
основное среднее общее образование
Количество часов - 35
Учитель Балавинцева Наталья Николаевна
Категория высшая
Программа разработана на основе авторской программы Соловьевой Н.Н. «Речевое общение, или Искусство понимания», 2012 М.: «Вентана-Граф».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Речевое общение рассматривается как деятельность. Содержанием этой деятельности является восприятие или создание устных и письменных текстов, а целью - понимание.
Речевое общение предполагает не только умение говорить. Оно включает в себя и умения слушать, читать и писать.
Основные задачи курса:
1) хорошо говорить, верно и ясно излагать свои мысли, аргументировать и отстаивать свое мнение;
2) читать, адекватно воспринимая текст и пользуясь различными видами чтения;
3) слушать и понимать собеседника или любую информацию извне;
4) создавать письменные тексты, выработав свой индивидуальный стиль.
Перечисленные задачи курса соответствуют четырем видам речевой деятельности, которые определяются четырьмя глаголами: читаю, слушаю, говорю, пишу. По этим видам сконструирована программа курса, выделены его разделы. В каждом разделе предлагаются задания и упражнения, выполняя которые практически осваивается конкретный вид речевой деятельности. Задания ориентированы на жизненные ситуации, которые учащимся приходится решать уже сейчас или предстоит, скорее всего, встретить в будущем.
Самостоятельная работа предполагает наблюдение, анализ текста или выполнение проекта, связанного с тем или иным видом речевого общения. Кроме системы заданий и упражнений, в разделы программы включены справочная информация и дополнительные материалы, которые помогут учащимся узнать много нового и интересного о человеческом общении, расширить кругозор и стать более эрудированным.
Осознать цели, содержание и алгоритм работы с предлагаемым учебно-познавательным материалом учащимся помогут соответствующие рубрики-сигналы:
- Учимся мыслить - предлагается проблема для самостоятельного осмысления.
- Работаем со словарем - даются дефиниции (толкования) основных понятий темы или при выполнении задания требуется обращение к словарям.
- Наблюдаем, исследуем - задания содержат речевой материал для самостоятельного вывода.
- Тренаж - отработка речевых умений и навыков.
- Оцениваем свою речь - задания, направленные на овладение нормами литературной речи.
- Проверьте, как вы поняли тему - предлагаются вопросы или задания для самопроверки усвоения материала раздела.
- Общаемся с текстом - задание предполагает обращение к литературному или иному письменному источнику.
- Давайте поразмышляем - предлагается проблема, алгоритм решения которой дается в тексте раздела.
- Деловая игра - задание ориентировано на моделирование ситуации общения и ее анализ.
- Изучаем речь литературных героев - наблюдение за речевым поведением персонажей художественных произведений.
- Дискуссия - выдвигается проблема, предполагающая разнообразие точек зрения и вариантов ее решения.
- Создаем текст - задание предполагает сочинение собственного текста определенного стиля и жанра.
- Внимание: проект! - предлагается выполнить задание, требующее комплексного применения информации из разных областей знаний.
- Консультация - рекомендации и комментарии к заданиям и проектам.
- Для любознательных - сведения, расширяющие кругозор.
Программа курса предлагает систему упражнений и заданий, направленных на формирование и развитие всех видов речевой деятельности - от восприятия и понимания устной и письменной речи до создания собственных разножанровых текстов.
Домашние задания в календарно-тематическом планировании являются примерными и могут подлежать корректировке в зависимости от результата ос-
воения обучающимися планового материала, но без нарушений СанПиНа.
-
Общее количество учебных дней -204.
-
Общее количество часов по программе за год -35.
-
Количество часов в неделю -1.
-
Фактически часов (с учётом расписания) -34.
-
Недостаток - 1 час: 09.05.16 г.
-
Недостающий час компенсирован за счёт уплотнения материала.
СТРУКТУРА КУРСА
Х КЛАСС (35 часов)
№№
П/П
М О Д У Л Ь (г л а в а)
Количество
часов
1
Введение
1
2
Речевое общение как деятельность
2
3
Чтение как общение с текстом
4
4
Слушание: восприятие и понимание звучащей речи
4
5
Письмо как сочинение собственных текстов
18
6
Говорение как общение
2
7
Защита проектов
4
ИТОГО
35
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№№
п/п
Дата
Т Е М А У Р О К А
о
т
п
ц
а
с
план
факт
1
07.09
Введение
2
14.09
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Речевое общение: мотивы, цели, средства, виды
+
3
21.09
Требования к тексту
+
4
5
28.09
05.10
ЧТЕНИЕ КАК ОБЩЕНИЕ С ТЕКСТОМ
Этапы и способы чтения
+
6
7
12.10
19.10
Алгоритм чтения
+
8
9
10
26.10
09.11
16.11
СЛУШАНИЕ: ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ
Слушание как элемент речевого общения
+
11
23.11
Правила ведения диалога
+
12
13
14
30.11
07.12
14.12
ПИСЬМО КАК СОЧИНЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ
Цели, структура, жанры письменного высказывания
+
15
16
21.12
28.12
Тексты - средства организации умственного труда: план, тезисы, конспект
+
17
18
19
11.01
18.01
25.01
Тексты-интерпретации: аннотация, резюме, реферат, рецензия, отзыв
+
20
21
01.02
08.02
Информационно - публицистические тексты: заметка, интервью, репортаж
+
22
23
15.02
22.02
Аналитические публицистические тексты: статья, рецензия
+
24
25
29.02
07.03
Художественно - публицистические тексты: очерк, фельетон
+
26
27
28
29
14.03
28.03
04.04
11.04
Творческие работы: сочинения, дневники, письма
+
+
30
31
18.04
25.04
ГОВОРЕНИЕ КАК ОБЩЕНИЕ
Цели и виды устных высказываний
+
32
33
34
35
09.05
16.05
23.05
30.05
Зачет. Защита проектов
Итого: 35 уроков
Принятые обозначения.
о - развернутый ответ на вопрос
т - задания тестовой формы
п - пересказ текста
ц - цитирование текста
а - анализ текста
с - создание собственного текста на материале
литературного произведения (сочинение).
ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№№
Авторы учебника или учебного пособия
Название учебника или учебного пособия
Год издания
Издательство
1
Соловьева Н.Н.
Речевое общение, или Искусство понимания
2012
М.: «Вентана-Граф»
2
Колесникова Н.И.
От конспекта к диссертации. Пособие по развитию навыков письменной речи
2010
М.: «Флинта-Наука»
3
Казарцева О.М., Вишнякова О.В.
Письменная речь. Пособие для уч-ся
10-11 классов и абитуриентов
2011
М.: «Флинта-Наука»
4
Введенская Л.А., Павлова Л.Г.
Культура и искусство речи. Современная риторика
2010
Ростов - на Дону: «Феникс»
Лист корректировки рабочей программы
Тема
Дата проведения урока
Основание корректировки
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора методического совета по УВР
МАОУ «Гимназия №76» ФИО
от 27.08.2015 года №338 2015 года
Лебединец Е.В.
3